Тема. Сбор и первичная обработка эмпирических данных в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Сбор и первичная обработка эмпирических данных в психологии



Вопросы

1. Выборочный метод в психологии

2. Специфика измерения в психологии. Основные виды измерительных шкал.

3. Наглядное представление результатов эмпирического исследования.

4.Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.

5. Способы группировки данных

6. Нормальное (Гаусса) распределение случайной величины.

Терминологический тезаурус: шкалирование, шкала (номинативная, порядковая, интервальная, равных отношений), генеральная совокупность, выборка, (репрезентативная, зависимая, независимая) выборка; объём выборки; ранжирование; группировка, вариационный ряд, статистический ряд, меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее), математическое ожидание; меры изменчивости (дисперсия, стандартное отклонение, размах); асимметрия, эксцесс; распределение, нормальное распределение, правило трех сигм, статистическая норма, таблица, гистограмма, полигон частот.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы к семинару. Проведите анализ первоисточников и запишите определения терминов в словарь. Выявите в чем выражается специфика измерения в психологии. Рассмотрите виды измерительных шкал и способы их построения. Обратите внимание на возможности перевода результатов измерения из одной измерительной шкалы в другую. Раскройте понятия «генеральная совокупность», «выборка», «репрезентативная выборка». Рассмотрите виды выборок, требования к выборкам. Определите что такое объём выборки. Выясните, что понимается под количественным, а что под качественным анализом результатов эмпирического исследования. Покажите в каких формах можно наглядно представить результаты исследования. Уясните для чего и как проводится группировка результатов эмпирического исследования. Покажите как связаны между собой абсолютная и относительная частота признака, как вычисляются накопленные частоты. Определите от чего зависит выбор меры центральной тенденции. Выявите в чем выражаются различия между «математическим ожиданием», средним арифметическим, медианой и модой. Определите в каких случаях медиана лучше описывает среднюю тенденцию, чем среднее арифметическое. Выявите при каких условиях можно сравнивать выборочные средние. Определите, что характеризует дисперсия, как влияет объем выборки на значение дисперсии. Раскройте, что понимается под эмпирическим распределением случайной величины и в какой форме оно может быть представлено. Определите какой показатель может характеризовать форму распределения (левостороннее, правостороннее, симметричное). Обратите внимание как на график кривой нормального распределения влияют такие показатели как среднее и стандартное отклонение. Рассмотрите свойства нормального теоретического распределения. Обратите внимание на то, как звучит правило трех сигм на языке вероятностей и как вычисляется статистическая норма. Выявите зачем психологу необходимо проверять соответствие эмпирического распределения нормальному распределению.

Литература

Основная

1.Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.– с.10-55.

2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. – с.19-62.

3.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2006. – с.11-23.

Дополнительная

1.Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии - М.: Прогресс, 1976. - с.12-20, 42-55, 58-102, 217-227.

2.Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1996, т.2. - с.279-294.

3.Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. - с.295-304.

4.Математика для психологов /А.Н.Кричевец, Е.В.Шикин, А.Г.Дьяков; под ред. А.Н.Кричевца. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – с.240-243, 282-289.

5.Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: Лен.ун-т, 1972.- с.89-121.

Семинар №2

Тема. Методы одномерной прикладной статистики

Вопросы

1. Основы статистического вывода. Ошибки вывода.

2. Психологические задачи, решаемые методами математической статистики.

3.Параметрические и непараметрические критерии: достоинства и недостатки, ограничения

4. Корреляционный анализ. Выбор критерия для вычисления коэффициента корреляции

5.Алгоритм выбора статистического критерия

Терминологический тезаурус: научная и статистическая гипотеза (нулевая и альтернативная; направленная и ненаправленная), статистический критерий (параметрический и непараметрический), уровень статистической значимости, критические значения, ошибки первого и второго рода, корреляция, ковариация, коэффициент корреляции, диаграмма рассеивания; сила, форма, направление корреляционной связи; корреляционная матрица, граф, плеяда.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы к семинару. Проведите анализ первоисточников и запишите определения терминов в словарь. Обратите внимание на то, как формулируются статистические гипотезы: нулевая и альтернативная; направленная и ненаправленная. Обратите внимание на то, в каком случае исследователь совершает ошибку первого рода, а в каком - второго рода. Определите в каком случае можно применять непараметрический, а в каком - параметрический критерий. Выпишите определение понятия «уровень статистической значимости». Уясните при каком значении уровня статистической значимости принимается нулевая гипотеза, а при каком – альтернативная. Определите как можно сгруппировать круг решаемых в психологии задач, а также какие математические методы соответствуют их решению. Приведите примеры зависимых (связных) и независимых (несвязных) выборок.

Определите, что объединяет и различает такие понятия как ковариация и корреляция. Выясните в каком случае можно говорить о зависимости, а в каком случае о корреляционной связи. Выявите, что такое диаграмма рассеивания и как она строится. Определите характеристики корреляционной связи (форма, направление, сила). Рассмотрите классификации корреляционных связей по их силе и определите в чем их отличие. Обратите внимание на то, какие значения может принимать коэффициент корреляции. Определите верно ли утверждение: «если коэффициент корреляции равен нулю, то связь между переменными отсутствует». Составьте и запишите алгоритм выбора критерия для вычисления коэффициента корреляции. Запишите последовательность проведения корреляционного анализа. Определите как строится корреляционная матрица. Покажите отличие корреляционного графа от корреляционной плеяды. Запишите способ построения корреляционного графа, корреляционной плеяды.

Составьте и запишите алгоритм выбора статистического критерия. Обратите внимание на то, как влияет на выбор статистического критерия: вид психологической задачи, вид и количество выборок, объем выборки, вид шкалы измерения, особенности распределения результатов исследования. Запишите этапы статистического решения.

Литература

Основная

1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта, 2003. –с.56-70, 101, 202-206.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. -с.64-75, 88-89, 93-122, 147-150, 156-160.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2006. – с.24-36, 200-207

Дополнительная

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии - М.: Прогресс, 1976. - с.246-263.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1996, т.2.-с.295-297, 307-308.

 

Семинар №3

Тема. Методы многомерной прикладной статистики

Вопросы

1.Классификация многомерных методов прикладной статистики

2.Факторный анализ

3. Кластерный анализ

Терминологический тезаурус: факторный анализ, латентная переменная, фактор, факторные нагрузки, собственные значения, компонентная нагрузка, общность, специфичность, информативность фактора, полнота факторизации, факторная структура, центроидный метод факторизации, простая структура, ротация, метод главных компонент, критерий Кайзера, критерий Кеттелла.

Указания к выполнению задания. Составьте развернутый конспект. Запишите ответы на вопросы. Найдите определения терминов и запишите в словарь. Приведете классификации многомерных методов прикладной статистики. Опишите цели, задачи и математико-статистические идеи и проблемы факторного анализа. Выделите требования к исходным данным при проведении факторного анализа. Выделите методы факторного анализа. Раскройте сущность метода главных компонент. Запишите основное уравнение факторного анализа. Покажите как решается проблема числа факторов. Определите в чем суть проблемы вращения факторов и интерпретации результатов. Опишите виды ортогонального вращения. Выделите приемы которые применяют для выбора «правильного» числа факторов. Определите что такое «простая структура». Уясните суть критериев Кайзера и Кеттелла. Обратите внимание на проблему общности и как она решается. Покажите как производится интерпретация факторов. Уясните как определяется качество факторизации. Опишите наиболее распространенные методы факторного анализа. Вскройте суть проблемы вращения и интерпретации факторов. Определите наиболее часто используемые варианты вращения факторов и опишите их. Запишите последовательность факторного анализа. Раскройте содержание этапов факторного анализа. Приведите примеры применения факторного анализа в психологии.

Рассмотрите случаи однофакторного и мультифакторного анализа.

Литература

Основная

1.Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта. 2006. – с.274-288.

2.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь: 2006 - с.235-239, 251-281.

Дополнительная

1.Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. - М.: Смысл, 1998. – с.212-241.

2.Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. - с.321-378.

3.Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. – М.: учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

4.Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: Лен.ун-т, 1972.- с.373-410.

 

Семинар №4

Тема. Дисперсионный анализ

Вопросы

1.Суть дисперсионного анализа

2.Однофакторный дисперсионный анализ для связанных и несвязанных выборок

3.Многофакторный (двухфакторный) дисперсионный анализ для связанных и несвязанных выборок

4.Множественные сравнения в ANOVA

5. ANOVA с повторными измерениями

6. «Быстрые» методы- критерии дисперсионного анализа

7. Многомерный ANOVA (MANOVA)

Терминологический тезаурус: дисперсионный анализ, вариативность, комплекс, фактор, градация фактора, дисперсия (остаточная, факторная, общая), основное уравнение дисперсионного анализа, межгрупповая сумма квадратов, внутригрупповая сумма квадратов, средний квадрат, число степеней свободы, взаимодействие.

Указания к выполнению задания. Составьте конспект, ответив на вопросы. Проведите анализ первоисточников и запишите определения терминов в словарь. Обратите внимание на то, какие задачи позволяет решать F-критерий; как осуществляется вычисление и определяется число степеней свободы. Расскройте основы дисперсионного анализа: цель, задачи, математическую идею метода. Обратите внимание на то, что утверждают нулевая и альтернативная гипотезы в дисперсионном анализе. Определите, что в дисперсионном анализе понимается под фактором и градацией фактора, что может выступать в качестве градации фактора. Уясните в каких шкалах должны быть представлены переменные (зависимая и независимая). Выявите особенности гипотез, которые можно проверить при однофакторном и двухфакторном дисперсионном анализе. Обратите внимание на ограничения метода. Составьте и запишите последовательность проведения дисперсионного анализа. Определите какие непараметрические методы является аналогами однофакторного дисперсионного анализа (для связных и несвязных выборок). Опишите какие эффекты позволяет определять двухфакторный дисперсионный анализ. Приведете примеры использования дисперсионного анализа в психологии.

Литература

Основная

1. Математическая статистика для психологов / О.Ю.Ермолаев. - М.: Моск.психол.-социал. ин-т: Флинта. 2003. – с.178-184, 195, 201.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных.– СПб.: Речь, 2004. - с.185-194, 197-199, 202-208, 214-215, 226-228

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2006. – с.224-260.

Дополнительная

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976. – с.276-277, Гл.15-18.

2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб.: Речь, 2008. - с.114-116, 123-126.

3. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л.: Лен.ун-т, 1972.- с.340-363.

Семинар №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.029 с.)