Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стирание Искажение ОбобщениеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Это представляет собой фильтрующий механизм между реальностью и нашим восприятием. Данные процессы происходят всегда, независимо от того, знаем мы о них или нет. Они неизбежны. Это означает, что мы никогда не оперируем абсолютно точной информацией. Принимая решение, мы опираемся на недостаточную и неточную информацию. Даже в общении мы не можем передать другим все, что требуется. Возможно, мы просто не хотим. Мы умалчиваем, например, о некоторых моментах из нашего отпуска (как на самом деле мы выглядели в этих купальных костюмах), изменяем что-то (может быть, эта рыба и не была такой большой), и делаем обобщения (может быть погода не была прекрасной все время). Эти три процесса происходят автоматически, даже когда мы не подозреваем о них. Например, мы не можем воспринимать всю информацию (предметы, звуки, чувства, вкусы, запахи) вокруг нас. Даже если бы мы смогли это сделать, в нашем организме произошла бы перегрузка. Так, по причинам самосохранения, мы игнорируем большую часть информации: это и есть стирание. К счастью, мы выучили правила, позволяющие нам определить, что достойно нашего внимания, а что нет. Хотя мы считали эти правила совершенными, то, что мы считали важным, может меняться также быстро, как и всякая новая ситуация, на которую мы натыкаемся. После того, как мы определили, что достойно сохранения, а что нет, мы приспосабливаем эту информацию к тому, что мы знаем или ожидаем: это называется искажением. Спросите себя, сколько раз вы изменяли чьи-то слова, чтобы это соответствовало вашим желаниям, и вы поймете, что я имею в виду. Кто знает, каких вершин мы не достигли из-за того, что другие переделывали наши (блестящие, глобальные, решающие) концепции, Код чтобы те соответствовали их (мелким, нелепым, идиотским) нуждам или идеям? Кроме того, у нас присутствует постоянная необходимость в неком последовательном ощущении жизни в -целом и нашей жизни в частности. Так мы подошли к следующему правилу организации нашего мышления: обобщению. Как мы обнаружили, не существует людей, имеющих одинаковые представления о чем-либо, и мы проводим долгие часы в спорах, основанных на нашем самом важном и истинном опыте. Если бы у всех был один и тот же опыт, все было бы гораздо проще. Наши обобщения различаются по всем аспектам. Вот почему происходит так, что два человека, посетившие одну и ту же встречу (фильм, лекцию, занятие и т. д.) ведут себя так, будто они испытали совершенно разные вещи. И это на самом деле так. Самая ужасная часть этих процессов заключается в том, что любая часть информации, которую мы собираемся сообщить другим, проходит через стирание, искажение и обобщение, по крайней мере, три раза. Первый раз, когда мы впервые соприкасаемся с информацией, второй — когда мы думаем о ней, каталогизируем и раскладываем по полочкам в своем уме. Третий раз — когда облекаем информацию в словесную форму. И сюда еще не включено то, что происходит между этими процессами у нас в мозге. Это как бы внутренняя версия детской игры, называемой «испорченный телефон». Один ребенок передает другому свое сообщение и так далее. Последний из игроков говорит нечто, что даже отдаленно не напоминает первоначальный вариант. Некоторые из нас часто удивляются, как при этом возможно принятие хорошего решения, эффективное решение проблемы или Даже передача простого сообщения кому-либо, у кого в голове происходят точно такие же процессы? Но самое Удивительное, что все это большей частью возможно. Системы убеждений и мыслительные вирусы На протяжении всей нашей жизни мы собирали информацию и выносили свои суждения о ней при помощи 78 ________________ Определение пространства проблем у указанного процесса искажения. Это стало нашим обобщением о нас самих, о людях и о мире в целом. Эти обобщения мы называем убеждениями. Все убеждения, которыми мы располагаем, называются системой убеждений. На самом деле полезно размышлять о наших убеждениях как о системе, потому что они ведут себя как система. Они формируют взаимоотношения друг с другом, влияют друг на друга и на все, входящее с ними в соприкосновение. В этом смысле система наших убеждений похожа на систему кондиционирования воздуха со своим термостатом, проводами, датчиками, мотором, вентиляцией и компрессором. Все эти приборы должны работать только сообща. Различные убеждения ведут себя как взаимодействующие элементы одной системы и таким образом они воздействуют на нас, что включает в себя и наши страдания при поломке системы. И эти поломки приносят нам большие неприятности. Как любая система, наши убеждения могут сломаться из-за внешнего давления: например, враждебной информации. Но также они могут выйти из строя из-за внутреннего давления: конфликтных представлений, негативной внутренней информации и других затруднений. Но иногда эта система работает идеально, как хорошо отлаженная машина, но все равно приносит нам большие неприятности. Это может быть результатом наших представлений, которые, даже будучи последовательными, ведут нас к ситуации или действиям, которые не приводят нас к желаемому результату (иногда даже в целях нашей защиты от неприятностей). Хуже того, иногда мы представляем эти убеждения другим людям, которые тоже мыслят и действуют, как самые лучшие и ценные. Когда это случается, наши неприятности распространяются повсюду и увеличиваются. Такие «мыслительные вирусы» настолько же опасны, как и настоящие. (Роберт Дилтс успешно продемонстрировал, что они могут быть причиной физических проблем). К тому же они настолько же заразны и трудны в лечении. Обычно мы подхватываем их в тесных контактах с людьми: в семье, на работе. Обычно мы даже не подоз- реваем об их существовании, пока сама система не даст нам знать о неполадках. Так приходит неприятность. Единственная помощь в этом случае — ПРОФИЛАКТИКА. Она заключается в непрерывном задавании себе и другим приведенных мной вопросов: кто вы, кто они, во что вы верите, на что вы способны и так далее. Это поможет нам принимать эти естественные процессы фильтрации, коммуникации, формирования и действия убеждений и другие виды человеческой деятельности как неотъемлемую часть нашей жизни и работы. Делая это, мы можем научиться их распознавать и работать с ними, вместо того, чтобы впадать в панику и прятаться в ближайшем чулане. В этом и состоит концепция кода: в преодолении и принятии этих фундаментальных, но естественных и неизбежных процессов в восприятии, мышлении и общении. Семь Си1 Определение вашего собственного образа действий и мышления — какие внутренние препятствия вы воздвигаете на своем пути — это один из способов разобраться в том, каким образом у вас происходит стирание, искажение и обобщение, как зарождаются мыслительные вирусы. У Роберта Дилтса есть набор организующих принципов, названных им «Модель Семи Си». Вы можете рассматривать эти Семь Си как семь загадок или проблем, которые вам надо преодолеть. Чтобы иметь настоящую ясность сознания и концентрацию на достижении своих целей. Это также превосходное руководство по уничтожению неприятностей и проверке себя во всем, что касается вашего мышления или кодирования пространства вашей проблемы. Каждый из представленных семи методов — это прекрасный опробованный метод для приведения своих мыслей в порядок. По-английски все описываемые в дальнейшем понятия начинаются с буквы «С», отсюда и название раздела главы. 80 _________________ Определение пространства проблемы 1. Смущение. Как первое из Семи Си, это звучит довольно понятно. Мы часто не знаем, отчего мы смущаемся или что именно смущает нас. Такой недостаток ясности или неспособность к концентрации внимания может привести в беспорядок наши хорошо продуманные планы. Может быть, наш хорошо сформулированный результат не так уж хорош, как кажется. Необходимо иметь четкий мысленный образ или хотя бы написанные критерии того, чего мы хотим добиться, чему и была посвящена глава 2. Проблема затемненного экрана близка каждому из нас. Наши суждения могут быть затуманены множеством причин, множеством способов. В рассуждениях мы часто становимся туманны и расплывчаты, когда нужно быть конкретными. Мы можем не замечать важные детали, мысли или другую информацию, просто вынося это за поле нашего зрения. Мы можем обманывать себя тысячами способов, чтобы избежать соприкосновения с плохими чувствами, которые могут возникнуть при выполнении того, что нам нужно. Избежание обычно приводит к размножению проблем, что ведет к их дальнейшему избежанию и, в конце концов, к замкнутому кругу проблем, с которыми мы боимся столкнуться. Часто, взглянув позже на сделанный нами беспорядок, мы можем ясно увидеть, как мы обманули себя. Вопросы: 1. Какие образы возникают у вас в голове, когда вы думаете об этой проблеме или ситуации? Представляют ли они собой ясную картину? 2 Что бы вы рассказали себе или другим, об этой проблеме или ситуации? 3. Как вы себя чувствуете, думая о ней? 4. Случалось ли так, что вы думали об этой или похожей проблеме или ситуации и позже обнаруживали, что ваше восприятие идей или неприятностей было не совсем точным? 5. А насколько точны сейчас относящиеся к данной проблеме или ситуации образы, ваши высказывания, Код ваши чувства? У вас есть доказательство того, что вы точны в своем мышлении? 2. Содержание. Всегда возможно, что информация или материалы, которыми вы обладаете при достижении вашей цели, не являются подходящими. Приходит на ум старая компьютерная максима: «Мусор установить — мусор выбросить». Самые распространенные трудности, которые мы воздвигаем на своем пути — это неважные и неуместные детали. Погоня за ними — это очень простой способ, которым мы бессознательно себя обманываем, и сбиваем себя с нашего направления. Знание действия, которое приведет нас к желаемому результату — это ключ к избежанию такой западни. Здесь мы заботимся о последовательности, уверяясь, что нет пропущенных звеньев в цепи информации и действий. В той или иной степени все мы попадали в ловушку напрасной траты 80% нашего времени. Все мы об этом знаем, но это ничем не помогает до тех пор, пока мы что-то не предпримем. Это высказывание обращено к непрерывному соприкосновению и действиям, (какими бы болезненными они не были), направленных на выполнение того, что нам по-настоящему нужно. Есть старая пословица, приписываемая антропологу и знатоку информационных технологий Грегору Бейтсо-ну (Gregory Bateson): «Информация это разница, которая производит разницу». Но только если это хорошая информация. Вопросы: 1. Какая конкретная информация у вас есть об этой проблеме или ситуации? Она надежна? 2. Как вы узнаете, достойной ли информацией вы обладаете? Вы пользуетесь какой-либо системой проверки? Могли ли вы что-то упустить? 3. Вы уверены, что то, на чем вы сейчас сконцентрированы, действительно того стоит или является самым Достойным? Вы тратите свое время, рассматривая аспек- Определение пространства проблемы ты, которые не настолько важны, чтобы иметь большие различия между собой? ИЗМЕНЕНИЕ ВАШЕЙ ИСТОРИИ Метафоры — рассказы — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы слушаем их с детских лет, становимся частью историй, увиденных и услышанных нами. И они становятся частью нас. На их примере мы учимся, они обогащают и руководят нами, под их воздействием мы меняемся. Процесс примерки на себя того, что мы слышим о других, так же естественен, как процесс принятия пищи. Мы связаны с другими людьми общими историями и общим опытом. Также мы используем эти рассказы, чтобы лучше понять себя и окружающий мир. Мы почти постоянно ведем внутренний разговор. Это помогает нам придать смысл и порядок всему происходящему вокруг и нашей реакции на эти события. Многие из нас, осмысливая какое-нибудь событие, дают ему тысячи толкований и делают столько же заключений. Это помогает нашему пониманию данного явления стать прочным, чтобы заключить его в рамки контекста нашей жизни. И это становится нашей историей. Истории настолько же естественны, как наша жизнь. Вся проблема заключается в том, что наши истории имеют тенденцию быть «начертанными на камне» в нашем сознании. Они становятся косными и ограниченными. Они удовлетворяют нашу необходимость в организованном и простом порядке вещей, но ограничивают нашу гибкость и творчество, часто, когда они нам нужны больше всего. Обращение внимания на «историю», которую мы рассказываем о любой своей проблеме, может помочь нам понять, как мы могли загнать себя в угол. Код __________________________________________________83 Это может стать ясным, если вы обратитесь к своей проблеме, в прошлом успешно решенной. Обычно мы всегда прекращаем наш рассказ на достигнутом успехе. И затем новая история становится основой для новых представлений или выводов, которые мы делаем в новой ситуации. Зачем же ждать? Может быть, если мы просто перепишем заново историю нашей проблемы, мы сможем ее преодолеть только с помощью изменения ее структуры. Изменение проблемы — это изменение проблемы. Изменение, которое может работать в двух направлениях. 3. Конфликт. Возможно, мы уверены в том, что мы на самом деле хотим или в чем нуждаемся. Или, может быть, мы хотим чего-то, но какая-то наша часть знает, что это не будет для нас хорошо. Или в достижении этого присутствует конфликт с нашей личностной сущностью. Это может вызвать в нашем поведении несоответствия. Мы будем говорить одно, а делать другое. Наконец, когда мы оставляем все, как есть, у нас может быть второстепенная прибыль, (второстепенная прибыль заключается в воздержании от каких бы то ни было действий и перемен). Возможно сейчас на повестке дня у нас уход от себя. Несомненно, то же самое может происходить и с другими. Хорошее общение и понимание может привести к некоторому консенсусу в подходе. Это уменьшит конфликт. Вопросы: 1. Когда вы думаете о том, как вы вели себя в этой ситуации или с этой проблемой до этого момента, можете ли сказать, что ваше общение и поведение были согласованными? Или же вы поступали так, что это противоречило вашей личности и образу ваших действий? 2. Комментировали ли другие люди ваше поведение так, что это привело вас к вопросу о своих намерениях, 84 _______________ Определение пространства проблемы мотивации или согласованности? Есть ли у вас конфликты с другими людьми, которые вы можете объяснить и прийти к некоторому соглашению или консенсусу? 3. Оставляя проблему такой, как она есть, можете ли вы представить какой-то хороший или стоящий результат, даже как побочный продукт? для себя или для других? 4. Если бы вы могли по-настоящему изменить ситуацию прямо завтра, какую бы явную или скрытую цену, необязательно в деньгах, вы бы за это дали? 4. Катастрофа. В какой-то мере мы все продукты нашего прошлого. Это включает в себя положительные впечатления и опыт всей нашей жизни и работы. Но, конечно же, это включает и отрицательные явления, те, которые мы называем своими ошибками, травмирующий опыт, оставивший шрамы и болезненные воспоминания, которые мы храним в себе. Сказать, что тот, кто не учится на своих прошлых ошибках, вынужден совершать их в будущем, было бы преуменьшением. Для многих из нас беда учебы на прошлых ошибках увеличивает настоящие проблемы. Это происходит оттого, что ставки нашей деятельности поднимаются, когда мы продвигаемся вперед. Сюда входят и нужды близких нам людей. Могут существовать вещи, которые нуждаются в освобождении от нашего прошлого, чтобы иметь твердую уверенность и направление в будущем. -Вопросы: 1. У вас есть прошлый опыт, который мог повлиять на ваши суждения в настоящий момент? Который делает вас неловким или нерешительным в действиях? Или, что еще хуже, заставляет вас действовать таким образом, который никогда не даст никакого эффекта? 2. Как бы вы поступили с этой проблемой или ситуацией в прошлом? 3. Когда вы думаете об этой проблеме или ситуации, что вы ощущаете? Есть ли у вас воспоминания, играю- Код щие роль эмоционального багажа? Это может вызывать дополнительные трудности (или быть источником проблемы?) 4. Мучаете ли вы себя, делая то, что всегда делали (и таким образом получая то, что всегда получали)? 5. Уверенность. Наверное, самый опасный и скрытый барьер в достижении нами успеха заключается в наших собственных сомнениях. Вы помните мотивацию, средства и возможность? Если у нас нет этих трех элементов, а мы думаем, что есть, в таком случае мы саботируем себя эффективнее любого из наших пылких критиков. Мы должны быть уверены и согласны с самими собой, чтобы обрести настоящую, полнокровную уверенность. Иногда, чтобы создать настоящую эмоциональную уверенность высокого уровня, нам нужно достигнуть того, что в НЛП называется критической массой. Это обозначает существование многих факторов, которые должны выявиться, прежде чем произойдет перемена. Например, как мы упомянули в главе 3, человек может быть уверенным в чем-то только потому, что ему так сказал кто-то, кому он доверяет. Некоторым людям это должны сказать многие другие люди. Некоторые должны прочитать убедительное доказательство, некоторые увидеть его в действии, некоторые сами должны его испытать. Но многим из нас нужно больше, чем одно доказательство: разные виды экспериментов — прочтение нескольких статей и их обсуждение с другими людьми. Пока мы сопоставляем убедительную информацию, ничего не будет происходить. Но когда мы достигнем некоторой критической отметки, ничто уже будет не в силах остановить цепную реакцию. Вопросы: 1. Каков ваш уровень убеждений? Вы верите в них всем сердцем или только наполовину? 2. Вы нуждаетесь в доказательствах того, что эта ситуация или проблема достойна ваших усилий? Вы нуж- Определение пространства проблемы даетесь в определенном наборе вещей, информации или других мотиваций (критической массе), чтобы совершить это? Как вы можете получить все это? Как вы удостоверитесь в том, что добились этого? 3. Как вы узнали или почувствовали, что ваш способ решения проблемы или совершения перемен был абсолютно определенным? А сейчас? 4. Существует ли что-то или кто-то, мешающий отдавать вам все свои силы достижению намеченной цели? 6. Контекст. Внешние препятствия в достижении наших целей всегда существуют в той или иной форме. Фактически, они являются неотъемлемой частью нашей цели. Внешняя среда предоставляет нам самое лучшее: и препятствия, и ресурсы на выбор в нашем путешествии к цели. Это контекст, в котором все мы, не подозревая того, живем и работаем. Инструмент, которым все мы обладаем для управления внешним миром — это способность к творчеству. Вопросы: 1. Какие внешние силы воздействовали на эту ситуацию до настоящего момента? 2. Какие возможные внешние влияния могут стать на пути вашей цели? 3. Могут ли влиять заботы об этих внешних факторах на ваши суждения, мотивацию и восприятие? 4. Является ли ваша настоящая внешняя среда для вас комфортной? Вы обладаете достаточными знаниями, опытом и способностями в этом контексте? Можете ли вы проявить свои лучшие творческие способности для борьбы с внешними препятствиями? 7. Сравнение. Очень легко вспомнить наш прошлый опыт и настоящие желания, и подойти к этому с неподходящими ожиданиями или критериями успеха. Многие из нас страдают от сравнения с другими. Обычно это бесполезно и глупо. Эти сравнения часто построены на Код обобщениях и искажениях, которые мы совершаем у себя в голове. Иногда они дают нам мотивацию, но чаще их результат заключается в потере нужного направления и энергии. Когда мы сравниваем себя с другими, сравниваем свои результаты с каким-то низким стандартом, или пытаемся вогнать что-либо в узкие рамки соответствия нашим ожиданиям, мы напрасно тратим свое время. Существует старая шутка о сумасшедшем психиатре, который считал, что все проблемы возникают из-за снов, в которых появляется рыба. Итак, к нему на прием приходит человек и начинает говорить о своих проблемах, но психиатр его вдруг прерывает и спрашивает, видел ли он ночью во сне рыбу. Пациент отвечает «нет». Психиатр продолжает спрашивать его о том, снится ли ему вода. Человек снова говорит, что нет. Психиатр спрашивает, есть ли вода поблизости того, что ему снится. И снова нет. Затем доктор спрашивает, шел ли дождь во снах пациента или была ли там вода, которую он мог не заметить. Человек говорит, что в этом он не уверен, но психиатр, в конце концов, настаивает на возможности присутствия воды во снах пациента. Таким образом, он заставляет его согласиться с тем, что если он видел воду, в ней могла быть и рыба, о существовании которой он и не догадывался! Психиатр полностью удовлетворен, и как всегда убежден, что все проблемы человека происходят из-за того, что ему снится рыба. Ненормальный, правда? Но сколькие из нас борются за свою привязанность к определенным убеждениям, не смотря на то, насколько они соответствуют действительности. Иногда трудно иметь дело с новыми представлениями, но помните, что карта — это еще далеко не вся территория. Сюда же относятся наши ожидания от других людей особого поведения, которых они не понимают или о которых даже не догадываются по причине личных стандартов и фильтров восприятия. Очень легко стать «сумасшедшим психиатром». Ясное общение поможет предотвратить это. И к тому же оно может уберечь нас от посещения психиатра... Определение пространства проблемы Вопросы: 1. Пытались ли вы, решая проблему, подогнать под определенный стандарт конкретный результат или определенные обстоятельства? Это было ценным или полезным сравнением? Как вы это узнали? 2. Вы сравниваете себя с кем-то другим или с тем, каким вы были раньше? Это чем-то обусловлено? Помогает вам? Достойно вашего внимания? 3. Вы ожидаете от другого человека соответствия вашим ожиданиям? Он об этом знает? Вы это обсуждали? 4. Пытались ли вы до настоящего момента подогнать свою проблему или какую-то ситуацию под определенный стандарт, с которым вам легче справиться? Эта проблема или ситуация на самом деле ему соответствует? Вы «смотрите на любую проблему как на гвоздь, только потому, что в руке у вас есть молоток»? 5. Если бы кто-то другой, беспристрастный наблюдатель, посмотрел со стороны на вашу проблему, как вы думаете, соответствовала бы она тому, что вы о ней думаете? Обычно, когда мы попадаем в тяжелое безвыходное положение, даже когда мы считали, что знаем, как поступать, это знак того, что в этой ситуации работает одно из Семи Си. Когда каждое из них будет понято и станет ясным, это будет означать, что прояснилось и наше мышление. Затем мы можем приступить к выработке нужного решения и организованным способом продвигаться к желаемому результату. Трансформация может выглядеть следующим образом: Семь Си Загадка Отгадка Смущение —> Ясность Содежание —> Последовательность Конфликт —> Консенсус Катастрофа —> Уверенность Код Уверенность —> Соответствие Контекст —> Творчество Сравнение —> Общение Нейрологические уровни После того, как вы достаточно прояснили свое мышление насчет какой-то проблемы или темы, вам нужно организовать свое мышление по направлению к решению. Разработанная вами система кодирования для такой организации выявит, в каком инструментарии вы нуждаетесь — физическом и ментальном — для совершения данной работы. Для начала следует раасмотреть все простарантсво проблемы в целом. В качестве помощи мы можем использовать Нейрологические Уровни, разработанные Робертом Дилтсом, основывающиеся на исследовании антрополога Грегори Бейтесона и других. Эти уровни могут быть применены ко всему, о чем вы в данный момент думаете. Они формируют четкую логическую основу для организации подходов к решению проблемы и всяческих перемен. Нижепреведенная диаграмма демонстрирует эти уровни. Эа ней следует объяснение и ряд вопросов, которые могут помочь вам обнаружить их взаимосвязь. Давайте хорошенько посмотрим на эту таблицу, начиная с уровня среды, потому что так будет лучше. Среда Надежная и хорошая среда необходима всякому проекту. Для жизни тоже всегда необходима пища, кровь, безопасность. Решение проблем в этом случае не исключение, и ненадежная (во всех смыслах этого слова) среда может быть источником проблемы. Многим людям нужно надежное и безопасное место иногда просто для того, чтобы хорошо подумать, что же на самом деле они хотят. Это может быть физическое местонахождение или, в более широком смысле, рабочая среда, о которой идет речь. 90 _______________ Определение пространства проблемы Рисунок 4. Нейрологические уровни Время так же важно, как и место. Может быть более продуктивным и простым способ сначала решать наиболее важные проблемы, или предвидеть возможные перерывы в работе. Хотя такие соображения могут показаться слишком очевидными, начиная любую работу важно о них всегда помнить и четко их для себя представлять. Я не перестаю удивляться, как могут быть очевидные факты непонятными для одних людей (включая меня), и совершенно ясными для других. Как вы видите, уровень среды включает в себя элементы «где и когда» в пространстве проблемы. Приведенные вопросы помогут вам осмыслить роль окружающей среды и ее взаимосвязь с другими элементами. Вопросы: 1. Что следует рассмотреть в физической среде пространства проблемы? « Код 2. Присутствуют ли социальные границы? Существуют ли финансовые, политические и другие сдерживающие факторы в возможном решении проблемы? 3. Беспокоит ли вас что-то в той среде, в которой вы действуете, обдумываете, прикладываете творческие силы к решению проблемы или совершению необходимых перемен? 4. Существует ли цена этой среды (опять-таки, во всех смыслах слова — финансовой, социальной, эмоциональной, политической и т. д.), согласно которой вы действуете, добиваясь намеченной цели или результатов? Поведение Следующий у нас уровень поведения. Он включает в себя мысли и чувства и другие виды деятельности, ассоциируемые с какой-либо работой, в нашем случае — с движением к решению проблемы. Например, многие люди нервничают при мысли о том, что им предстоит сделать. Нервное состояние — это поведение, которое перечеркивает ценность других видов поведения. Кроме контроля над мыслями и чувствами, сюда могут быть привлечены многие другие задания, такие, как решение о том, как начать, как организовать свои действия, как добиться получения конечного продукта или результата. Это обозначает «что» делать. Вопросы: 1. Как вы управляете своими чувствами, связанными с решением данной проблемы? Чтобы вы сказали по поводу этого себе или другим? Это как-то влияет на ситуацию? 2. Вы чувствуете себя виноватым в этой ситуации или в возникновении этой проблемы? Как это на вас действует? 3. Как вы видите со своей точки зрения эту ситуацию? А как ее видят со своих точек зрения другие? 4. Какими были в прошлом ваши действия по решению данной проблемы? Может быть, самое важное, что вы делали, это избегали ее? Почему? Определение пространства проблемы Способность Сейчас мы подошли к уровню способности, к элементу «как». Очевидно, что можно иметь совершенную среду, знать, что следует сделать для выполнения задания, но не иметь ни малейшего представления о том, как это сделать. «Как» обозначает способность, образ действия, поступки, стратегии. Хотя мы подойдем к методу решения проблемы и его выполнения позднее, сейчас тоже необходимо ответить на следующие вопросы: Вопросы: 1. Вы знаете, что вы должны быть способным делать, чтобы повлиять на эту проблему или достигнуть нужного результата? 2. Реально смотря на вещи, каковы ваши личные способности? Какое отношение они имеют к этой проблеме? 3. Вы развивали свои способности в прошлом? Если нет, то почему, или что вам нужно делать по-иному? 4. Как вы будите развивать и улучшать свои способности? Убеждения Не имеет значения, как много вы знаете и насколько вы способны, вы можете до сих пор не верить в свои возможности и в их ценность. Это тот случай, когда вы скорее не хотите использовать свои возможности, даже если можете. Это представлено в уровне убеждений, другими словами «почему» вы должны что-то делать. Вы помните о тех мыслительных вирусах, которые я упомянул ранее? Может быть, вы один из многих, потерявших веру в себя на каком-то этапе вашей жизни или карьеры? Может быть, в этом вам помогла школа, ровесники, семья, или какая то другая, пусть даже имеющая благие намерения, но все же разрушительная внешняя сила. И сейчас, возможно, вы загнали в глубь себя такое негативное отношение, и не пытаетесь ничего с этим поделать. Если это так, то вам повезло. Выяснено, что большинство людей, имеющих разрушенную веру в Код себя, могут ее восстановить с помощью нескольких занятий. Вопросы: 1. Что вы думаете об этой проблеме? А о себе? 2. Вы считаете, что вы виноваты или что вы создали эту проблему? Вы считаете виновным кого-то другого? (И знает ли он об этом?). Если это так, как, по-вашему, эти представления влияют на вас и на других? 3. У вас есть негативные, ограниченные представления в других областях вашей жизни? Если да, можете ли вы вспомнить, каково их происхождение? 4. Вы верите, что можете решить эту проблему? А кто-то другой смог бы ее решить, или решаема ли она вообще? 5. Вы считаете, что вам это надо делать одному? С помощью или советами других людей? По-вашему, вы на это способны? Личность Сумма всех видов вашего поведения, способностей и убеждений есть ваша личность: «кто» вы во всем, что делаете. Глава 1 призвана помочь вам в понимании этого. Но неплохо бы было снова подумать обо всех этих понятиях в контексте других уровней, особенно сейчас, когда вы обдумали многие другие сходные вопросы. Без четкого представления о личности вы можете легко запутаться. Принимаясь за решение проблемы, уверьтесь в том, что вы искренни, последовательны с самим собой. Вопросы: 1. Кто вы с вашей точки зрения? А с точки зрения Других? 2. Как эта проблема воздействует на вас? А как вы воздействуете на нее? 3. Какова в этом смысле ваша роль или ответственность? Это в самом деле ваша проблема? Определение пространства проблемы 4. Вы считаете, что наличие такой проблемы может что-то сказать о вас как о личности? Духовный уровень И, наконец, нам следует проанализировать духовный уровень. Он обозначает нашу взаимосвязь с внешним миром. Слово «духовный» не употребляется здесь в религиозном смысле, но если вы хотите, можете использовать его в таком смысле. Более того, это обозначает других задействованных людей, вашу личность, убеждения, способности, и поведение. Особенно важно это в бизнесе. Никто не может действовать в вакууме. Все мы связаны друг с другом в обществе, производстве, стране, мире. Если мы будем осведомлены об этой связи и эффективно ее использовать, для нас это будет намного лучше. И может быть, мы сами станем лучше. Вопросы: 1. Кто еще вовлечен в ваши проблемы? На кого еще она воздействует? Насколько «широк» этот эффект? 2. Кто еще заботится об этом, несмотря на его роль и влияние? 3. Есть ли кто-то еще, о ком вы думаете в этом же ключе, но до сих пор не принимали его во внимание? 4. Кто, кроме вас, мог бы заплатить какую-то цену за достижение данной цели? Принимая это во внимание, как бы это повлияло на ваши суждения, мысли, мотивацию и представления? Вы обсуждали это с другими? 5. Имело бы эффект достижение цели, которой вы могли бы гордиться, в более широких кругах влияния (коллектив, производство, страна, мир?) Хотя вы уже отвечали на сходные вопросы в главе 3, будет полезным вновь подумать о других задействованных людях в контексте Нейрологических Уровней. Это позволит нам увериться, что пространство проблемы для нас ясно, и мы знаем, как поступать дальше. Код В начале книги я особо выделил, что моя цель — провести вас через размышления о решении проблемы, снова и снова, с разных точек зрения. Системы не действуют в одном лишь линеарном направлении. Они работают циклами. Взаимосвязи, взаимоотношения. Способ их понимания заключается в наблюдении за работой одной части и реакцией другой. То же самое применимо и к нашей книге. Каждый раз, когда вы совершаете перемену, принимаете решение, общаетесь — любая другая часть системы — вашей жизни и бизнеса — попадает под определенное воздействие. Это означает, что на самом деле вы никогда не перестанете задавать себе эти вопросы. Потому что каждый раз, когда вы отвечаете на один вопрос, это воздействует на другие последующие вопросы, так же как и на предыдущие. Эти вопросы направлены не только на активную деятельность ваших фильтров восприятия, но и на изменение самих этих фильтров. Если вы будете контролировать фильтрационные процессы и лучше и яснее воспринимать получаемую информацию, это может помочь вам воздействовать на систему таким образом, который приведет вас к намеченной цели. Отвечая на эти вопросы. Вы можете обнаружить скрытые представления, которые вас ранили будучи мыслительными вирусами. Если это так, то считайте себя счастливчиком. Сейчас вы можете себя защитить и предотвратить их дальнейшее распространение. С этой точки зрения, у вас в голове должна быть конкретная проблема и четко сформулированный результат. Другими словами, в обдумывании этой проблемы или ситуации, ваш внутренний код должен быть ясным и последовательным. Это то, что вам необходимо в решении проблемы. В следующей части вы узнаете, как отнести вашу проблему к определенной категории, что станет финальным шагом в выяснении пространства проблемы. Также это первый шаг в разработке пространства решения проблемы. ГЛАВА ПЯТАЯ ОПЫТ В прошлой главе я особо подчеркивал, что все мы являемся продуктами нашего прошлого, или в некотором роде жертвами. Я также отметил, что мир таков, каким он был всегда: он наполнен и препятствиями, и ресурсами в нашем путешествии к цели. То же самое относится и к нашему опыту. Всем нам дано богатство опыта, полезного или нет в использовании. Знание того, как с этим обходиться — большей частью искусство, но, однако имеющее свою структуру. Настоящий опыт Несомненно, что перед обращением к нашему прошлому, хорошо было бы взглянуть на наше настоящее. Я думаю, на этом этапе будет полезным вновь обратиться к нашим основным представлениям о жизни, как и в Главе 1. Например: карта — это еще не вся территория. Это также означает, что ваш настоящий опыт проблемы не обязательно является самой проблемой, несмотря на все вопросы, на которые вы отвечали до настоящего момента. Ваш прошлый опыт не обязательно представляет собой карту будущего опыта. Прошлое не равно будущему — ни в коем случае. Все поведение имеет некое позитивное намерение. Люди совершают наиболее выгодный им выбор. Ошибки не существуют, есть только результаты. Нет неудач, есть только отдача. Мы рассмотрели эти идеи в первой главе. Я надеюсь, что вы «соскочили с крючка» любого вида проблемы или путаницы, которую сами, по вашему мнению, создали. Я надеюсь, что с настоящего момента вы избавили себя от негативного мышления, которое вас Опыт останавливало и не давало вам добиться того, что вы хотите. Если же нет, то сейчас самое время этим заняться. Помните, что у каждого есть все необходимые внутренние ресурсы. Вы могли их ещё не обнаружить, но скоро вы этому научитесь. Вторая часть книги посвящена теме использования вашего прошлого опыта, который поможет вам в будущем. Возможно, сейчас у вас есть определённый опыт, который помогает или мешает вам в решении проблемы. Помните, что всю необходимую вам информацию вы можете получить с помощью открытых сенсорных каналов. Причин
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.66.132 (0.016 с.) |