Отчет по практике квалификационной (стажировке) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет по практике квалификационной (стажировке)



Колледж городской инфраструктуры и строительства №1

Отчет по практике квалификационной (стажировке)

 

Выполнила: студентка группы 4ГК-2С Адамова Татьяна

Специальность: 120304 Градостроительный кадастр

 

Начало практики: 19 апреля 2012 года

Окончание практики: 16 мая 2012 года

Объект практики: Управление Росреестра по Москве, отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель

Руководитель практики от колледжа – Текгюл Лариса Адашевна

Руководитель практики от предприятия – Киселева Ольга Анатольевна

 

 

Москва 2012

Оглавление

Отзыв руководителя от предприятия................................................................. 2

Оглавление.......................................................................................................... 3

Введение.............................................................................................................. 4

1 Исторический аспект формирования планировки Тольятти.................. 5

2 Градостроительные инфраструктуры......................................................... 6

2.1 Промышленность.......................................................................................... 6

2.1.1 Машиностроение........................................................................................ 6

2.1.2 Энергетика.................................................................................................. 7

2.1.3 Химическая отрасль................................................................................... 7

2.1.4 Другие отрасли.......................................................................................... 7

2.2 Транспорт...................................................................................................... 8

2.2.1 Крупнейшие автодороги............................................................................ 8

2.2.2 Железнодорожный транспорт................................................................... 9

2.2.3 Речной транспорт....................................................................................... 9

2.2.4 Авиационный транспорт........................................................................... 9

2.2.5 Трубопроводный транспорт................................................................... 10

2.3 Жилищно-коммунальное хозяйство........................................................... 10

2.3.1 Жилье........................................................................................................ 10

2.3.2 Благоустройство....................................................................................... 10

2.3.3 Водоснабжение и водоотведение............................................................. 11

2.3.4 Теплоснабжение....................................................................................... 12

2.3.5 Газоснабжение.......................................................................................... 12

2.3.6 Электроснабжение................................................................................... 12

2.4 Здравоохранение......................................................................................... 12

2.5 Образование................................................................................................ 12

2.5.1 Дошкольное образование........................................................................ 13

2.5.2 Среднее образование............................................................................... 13

2.5.3 Профессиональное образование............................................................. 13

3 Формирование базы данных о стоимостных характеристиках объектов недвижимости в поселении............................................................................ 14

4 Оценка экологического состояния............................................................. 15

4.1 Загрязнение атмосферы.............................................................................. 15

4.2 Загрязнение водного бассейна................................................................... 16

4.3 Электромагнитное загрязнение.................................................................. 17

4.4 Шум............................................................................................................. 17

4.5 Мусор.......................................................................................................... 17

5 Государственный земельный кадастр....................................................... 18

6 Оценка перспектив развития Тольятти.................................................... 19

7. Заключение.................................................................................................... 20

8. Рекомендуемая литература........................................................................... 21

9. Приложение................................................................................................... 22

 

Введение

Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρόπολη — букв. «город Креста»; встречается неофициальное название Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́врополь Во́лжский) — город в Самарской области России, административный центр Ставропольского района. Расположен на левом берегу Волги, в живописном месте напротив Жигулей. Население 721,6 тыс. человек (2010) — самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации.

Основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников. В XIX и начале XX века был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1970-е произошел резкий прирост населения в связи со строительством АвтоВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием. Крупный центр автомобильной и химической промышленности (ТольяттиАзот, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта (автодорога М5E 30 пересекает Волгу по плотине Жигулёвской ГЭС и проходит через город на протяжении 2 км.). Ближайший аэропорт — Курумоч (в 50 км). Город протянулся вдоль Волги примерно на 30 км и состоит из трех районов — Автозаводского, Центрального и Комсомольского.

В Тольятти пять вузов, старейшим из них является Тольяттинский государственный университет. Работают несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, драмтеатры (Колесо), городской симфонический оркестр, филармония. День города празднуется в первые выходные лета.

По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России. В этническом составе преобладают русские (83,2 %), проживают татары (3,8 %), украинцы (2,8 %), мордва (2,0 %), чуваши (1,8 %), прочие национальности составляют в сумме 6,4 % (2002).

Расположен в лесостепной зоне, климат умеренно-континентальный, лето нередко засушливое. Часовой пояс московский.

История

Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города.

За сто лет с начала XIX до начала XX веков население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Для того времени Ставрополь являлся среднего размера городом. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус города.

21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место.

После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя. В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, были построены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завода, химические предприятия: заводы синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор».

В 1966 году совместно с Итальянским концерном FIAT в городе началось строительство крупнейшего в России Волжкого автомобильного завода – АВТОВАЗ по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти – Автозаводский. С октября 1966 по сентябрь 1967 года численность городского населения выросла в 2 раза, на сентябрь 1967 года в Тольятти проживало уже 162 тысячи человек.

В 1996 году проводился общегородской референдум по вопросу возвращения городу исторического имени. И хотя он и был признан недействительным, так как пришло менее 50 % от имеющих право голоса горожан, однако за сохранение названия Тольятти высказалось более 70 % из пришедших на голосование горожан. Также практически не было переименований улиц города. Однако вопрос о переименовании как города, так и отдельных улиц, периодически поднимается различными общественными организациями, хотя по результатам опросов общественного мнения сейчас только 4 % горожан считает важным возвращение городу исторического названия.

Градостроительные инфраструктуры

Современный Тольятти — крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как страны, так и региона.

Промышленность

Машиностроение

Градообразующим предприятием является ОАО «АВТОВАЗ». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, крупнейшими из которых являются «АвтоВАЗагрегат» и «ВазИнтерСервис». Также в городе расположены заводы цементного машиностроения, судоремонтно-механический, трансформаторный, противопожарного оборудования, завод защитных покрытий и пластмасс, Завод технологического оснащения.

Энергетика

Источниками электрической и тепловой электроэнергии Тольятти являются две ТЭЦ: Тольяттинская ТЭЦ и ТЭЦ Волжского автозавода, которые обеспечивают энергией все промышленные предприятия города и его население. Обе тепловые электростанции входят в состав Волжской территориальной генерирующей компании. Расположенная в соседнем Жигулёвске гидроэлектростанция, входящая в состав ОАО «РусГидро», является генерирующей компанией оптового рынка электроэнергии России.

Химическая отрасль

Хорошо развита в Тольятти химическая промышленность: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот», завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завод синтетического каучука «Тольяттикаучук». Предприятие «ТольяттиАзот» было построено в советские годы при участии американского миллиардера Арманда Хаммера, симпатизировавшего СССР Транспортировку своей продукции завод производит по уникальному аммиакопроводу «Тольятти—Одесса», управляемому компанией ОАО «Трансаммиак».

2.1.4 Другие отрасли    

Имеются предприятия лёгкой (швейно-трикотажная фабрика) и пищевой (хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликёро-водочный завод, винзавод, завод по производству молочных продуктов компании Danone) промышленности, полиграфические предприятия развито производство стройматериалов (бетонные и кирпичные заводы, предприятия деревообработки).

В процентном соотношении по видам промышленного производства ситуация в городе складывается следующим образом:

· Производство транспортных средств оборудования — 75,9 %; из них:

o отгрузка легковых автомобилей — 71,5 %:

o отгрузка частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей — 28,2 %;

· Химическое производство — 18,1 %;

· Пищевая промышленность — 1,8 %;

· Производство электрооборудования — 1,2 %;

· Производство резиновых и пластмассовых изделий — 0,6 %;

· Производство минеральных продуктов — 0,6 %;

· Производство машин и оборудования — 0,6 %;

Остальные производства не превышают 0,5 % и в сумме составляют 1,2 процента.

Транспорт

Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога E 30М5 «Москва — Самара — Челябинск».

Внешние транспортные связи города обеспечиваются двумя автовокзалами, крупными железнодорожными станциями, речным портом и аэропортом «Курумоч».

Крупнейшие автодороги

В юго-восточной части города, через Комсомольский район, проходит магистральная федеральная автодорога М5, которая обеспечивает связь Центрального района европейской части страны с восточными районами: Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения «Тольятти — Димитровград», соединяющая Тольятти и Ставропольский район с восточной частью Ульяновской области.

Расстояние по автодорогам от Тольятти до Самары составляет 88 км, до Москвы — 985 км, до Санкт-Петербурга — 1702 км.

Железнодорожный транспорт

Через Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль «Сызрань — Жигулёвское море — Самара», входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла Куйбышевской железной дороги. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с городами Самара, Сызрань, Жигулёвск.

Из Тольятти выходит всего два пассажирских поезда: № 065/066 «Тольятти—Москва» и № 667/668 «Саратов—Тольятти», а ещё на некоторые станции (Адлер, Санкт-Петербург) отправляются прицепные вагоны. Транзитные поезда через город не проходят. Ходит несколько пригородных электричек в направлении Самары и Сызрани.

Речной транспорт

Речной транспорт Тольятти представлен двумя предприятиями: ОАО «Порт Тольятти» и ОАО «АвтоВАЗТранс». В ведении первого находится грузопассажирский порт Тольятти, способный принимать суда класса «река-море». Порт состоит из 8 грузовых и 2 пассажирских причалов, речного вокзала, гостиницы на 100 человек. Основными направлениями деятельности являются перевозка минеральных удобрений, намыв и продажа речного песка. Пассажирские перевозки представлены только пригородными направлениями, прочие закрыты по причине нерентабельности.

Авиационный транспорт

Международный аэропорт Курумоч расположен в районе посёлка Берёза и находится в 70 км от центральной части Тольятти и в 35 км от границы областного центра — Самары по автодороге «Москва — Челябинск».

В непосредственной близости от города (к северо-востоку от села Русская Борковка) построен аэродром, способный принимать вертолёты и лёгкие самолёты. Кроме того, в 20 км севернее Тольятти имеется ещё два небольших аэродрома — Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево (спортивный).

Трубопроводный транспорт

В городе берёт начало аммиакопровод «Тольятти — Южный».

Жильё

В городе находится 9757 жилых зданий общей площадью 14 482,7 тыс. м², в которых расположена 219,1 тысяча квартир[92]. Из них 2204 многоквартирных дома общей площадью 13 703 тыс. м². 90 % жилья находится в частной собственности, в многоквартирных домах приватизировано 88,2 % квартир.

По районам города жилищный фонд делится следующим образом:

  • Автозаводский — 891 зданий;
  • Центральный — 5959;
  • Комсомольский — 2768.

Благоустройство

Наибольший удельный вес в структуре жилищного фонда занимают капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифты и мусоропроводы:

  • 99,7 % жилищного фонда обеспечено централизованным отоплением;
  • 99,3 % — водопроводом;
  • 98,9 % — канализацией;
  • 96,6 % — горячим водоснабжением и ваннами;
  • 74,2 % — лифтами;
  • 74,6 % оборудовано электроплитами;
  • 21,7 % обеспечено газом.

Теплоснабжение

Теплоснабжение города осуществляется от двух ТЭЦ и 16 котельных. Протяженность тепловых сетей составляет 603,45 км, в том числе. За год потребителям отпускается примерно 10,4 млн ГКал, из них населению жилых домов — 4,3 млн ГКал.

Централизованным отоплением оборудовано 99,9 % общего жилого фонда, централизованным горячим водоснабжением — 96,8 %.

Газоснабжение

Протяженность газовых сетей города составляет 1370,9 км.

Электроснабжение

Электроснабжение города обеспечивается через 1071 трансформаторную подстанцию, 422 из которых принадлежат муниципалитету. Протяженность электрических сетей — 4417 км.

Улицы города освещают 2618 светильников; общая протяжённость сетей уличного освещения — 902,3 км.

Здравоохранение

По состоянию на 1 апреля 2009 года в городе функционирует 11 лечебно-профилактических учреждений стационарного типа и 18 ЛПУ амбулаторно-поликлинического типа. Обеспеченность населения больничными койками составляет 76,3 коек на 10 000 населения. Ведущие клиники города:

  • Городская клиническая больница № 1,
  • Городская клиническая больница № 5.

Лесные массивы, разделяющие районы города, активно используются в качестве рекреационной зоны. Как следствие, прямо в географическом центре города расположено 6 санаториев (в том числе одна из старейших кумысолечебниц страны „Лесное“) и множество детских лагерей отдыха.

Образование

У жителей Тольятти достаточно высокий уровень образования. В 1989 г. среди занятого населения на 1000 человек приходилось лиц с высшим, незаконченным высшим и специальным средним образованием среди мужчин — 366, среди женщин — 483 (84,9 %). Во многом это объясняется сложившейся в городе системой образования, представленной многочисленными учреждениями различных типов, видов и форм собственности.

2.5.1 Дошкольное образование

Система дошкольного образования представлена 137 детскими садами. Многочисленные в советское время заводские детские сады почти полностью перешли в муниципальную собственность. Исключение составили 1 детский сад корпорации ОАО «Тольяттиазот», а также 48 детских садов ОАО «АВТОВАЗ»: на их базе сформирована автономная некоммерческая организация.

2.5.2 Среднее образование

Среднее образование города представлено 92 муниципальными школами, в которых обучается 68,9 тыс. человек, а также 8 негосударственными общеобразовательными учреждениями. Если число муниципальных школ сокращается (некоторые школы объединяют), то число негосударственных школ только растёт. Хорошо развита система целевой подготовки школьников: во всех районах города есть специализированные лицеи и гимназии, позволяющие углублённо изучать те или иные виды дисциплин.

2.5.3 Профессиональное образование

Система профессионального образования Тольятти представлена рядом образовательных учреждений различного уровня и профиля подготовки: одним училищем начального профессионального образования, а также 23 учреждениями среднего профессионального образования, среди которых, помимо технических, есть педагогическое и медицинское училища.

В Тольятти действует ряд высших учебных заведений разного типа и направлений.

Также в Тольятти существует много филиалов московских, санкт-петербургских и самарских вузов. С 1978 по 2010 в городе действовал Тольяттинский военно-технический институт, при котором был создан кадетский корпус.

В 2009 году ОАО „АВТОВАЗ“ открыло собственное учебное заведение: корпоративный университет. Университет создан на базе учебного центра, возглавил новую структуру С. И. Банников

Загрязнение атмосферы

По условиям рассеивания загрязнений Тольятти относится к зоне с повышенным потенциалом загрязнения атмосферы. Неблагоприятные метеорологические условия в городе составляют до 30 % в год: штили и слабые ветры часто способствуют накоплению примесей в приземном слое атмосферы.

Основным стационарным источником загрязнений являются предприятия Центрального района города (63,2 % из них ТЭЦ 33,7 %), на Автозаводский район относят 26,2 % выбросов (17,9 % — ТЭЦ ВАЗа), а на Комсомольский всего 10,6 %. Специфика выбросов характерна для теплоэнергетики, выбросы которой составляют более половины загрязнений (51,6 %). В городском воздухе постоянно наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по формальдегиду — 3,7 ПДК; диоксиду азота — 1,1 ПДК; бензапирену — 1,9 ПДК; гидрофториду — 1,2 ПДК; аммиаку — 1,7 ПДК.

Город застраивался и проектировался с учётом розы ветров: все промышленные предприятия находятся на северо-востоке от жилых кварталов, то есть практически всегда с подветренной стороны, так как преобладающими ветрами являются ветра южного и юго-западного направлений в холодный период года и западных и северо-западных в теплый. Наиболее благоприятный ветровой режим для проветривания в Автозаводском районе, построенном позже остальных.

Шум

Ещё одна проблема современных городов — шум — также не обошла Тольятти. Средний уровень шума по городу равен 67,2 децибела, что примерно соответствует уровню шума в Москве. И хотя городу ещё далеко до самых шумных городов планеты, но санитарной нормой в России является 55 децибел.

Мусор

Ежегодно только на крупных предприятиях Тольятти образуется 1,5 тонны твердых бытовых отходов на каждого горожанина. Бытовые отходы в городе составляют 0,65 м³ на человека, что выше общероссийской цифры в 0,47 м³. Часть мусора идёт на переработку, но действующий в городе единственный в области завод по переработке твёрдых бытовых отходов позволяет переработать только до 50 % производимого городом мусора. Однако на заводе работает лишь первая очередь, и компост после единственного цикла переработки оказывается непригоден для использования в качестве удобрения и остаётся по-прежнему мусором.

Заключение

Современный Тольятти — крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как страны так и региона.

Основу промышленности города составляют автомобилестроение АО "АвтоВАЗ", машиностроение, большая химия (синтетический каучук, минеральные удобрения, моющие средства, желтый фосфор и многое другое) и строительная индустрия. Среди предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности есть и такие, чья продукция стала победителем российского конкурса "100 лучших товаров России".

С большим успехом развивается в Тольятти производство строительных материалов, мебели и т.д. Тольятти является крупнейшим экспортером области (58,3 % от общего объема). Промышленная продукция экспортируется в более чем 90 стран мира. Город очень перспективен. Это отмечают многочисленные зарубежные бизнесмены, часто приезжающие в Тольятти. Здесь не только мощная индустриальная база. Здесь рождаются новейшие перспективные технологии.

Список используемой литературы

· Город Тольятти. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1987. — 203 с.

· История Ставрополя – Тольятти: учебное пособие для учащихся 9-х классов г.о. Тольятти / под ред. П. С. Кабытова. — Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2009. — 315 с. — 5000 экз.

· Б. Р. Рубаненко, А. С. Образцов, М. К. Савельев Новый Тольятти — М.: Знание, 1971. — 64 c.

· Владычина, Е. Г. Город мечты и реальный город: (архитектура г. Тольятти, проблемы организации городской среды в Автограде) // Техническая эстетика. — 1987. — нояб. (N 11). — С. 6-9

Информационный сайт:

Wikipedia

Приложение


Колледж городской инфраструктуры и строительства №1

Отчет по практике квалификационной (стажировке)

 

Выполнила: студентка группы 4ГК-2С Адамова Татьяна

Специальность: 120304 Градостроительный кадастр

 

Начало практики: 19 апреля 2012 года

Окончание практики: 16 мая 2012 года

Объект практики: Управление Росреестра по Москве, отдел государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель

Руководитель практики от колледжа – Текгюл Лариса Адашевна

Руководитель практики от предприятия – Киселева Ольга Анатольевна

 

 

Москва 2012

Оглавление

Отзыв руководителя от предприятия................................................................. 2

Оглавление.......................................................................................................... 3

Введение.............................................................................................................. 4

1 Исторический аспект формирования планировки Тольятти.................. 5

2 Градостроительные инфраструктуры......................................................... 6

2.1 Промышленность.......................................................................................... 6

2.1.1 Машиностроение........................................................................................ 6

2.1.2 Энергетика.................................................................................................. 7

2.1.3 Химическая отрасль................................................................................... 7

2.1.4 Другие отрасли.......................................................................................... 7

2.2 Транспорт...................................................................................................... 8

2.2.1 Крупнейшие автодороги............................................................................ 8

2.2.2 Железнодорожный транспорт................................................................... 9

2.2.3 Речной транспорт....................................................................................... 9

2.2.4 Авиационный транспорт........................................................................... 9

2.2.5 Трубопроводный транспорт................................................................... 10

2.3 Жилищно-коммунальное хозяйство........................................................... 10

2.3.1 Жилье........................................................................................................ 10

2.3.2 Благоустройство....................................................................................... 10

2.3.3 Водоснабжение и водоотведение............................................................. 11

2.3.4 Теплоснабжение....................................................................................... 12

2.3.5 Газоснабжение.......................................................................................... 12

2.3.6 Электроснабжение................................................................................... 12

2.4 Здравоохранение......................................................................................... 12

2.5 Образование................................................................................................ 12

2.5.1 Дошкольное образование........................................................................ 13

2.5.2 Среднее образование............................................................................... 13

2.5.3 Профессиональное образование............................................................. 13

3 Формирование базы данных о стоимостных характеристиках объектов недвижимости в поселении............................................................................ 14

4 Оценка экологического состояния............................................................. 15

4.1 Загрязнение атмосферы.............................................................................. 15

4.2 Загрязнение водного бассейна................................................................... 16

4.3 Электромагнитное загрязнение.................................................................. 17

4.4 Шум............................................................................................................. 17

4.5 Мусор.......................................................................................................... 17

5 Государственный земельный кадастр....................................................... 18

6 Оценка перспектив развития Тольятти.................................................... 19

7. Заключение.................................................................................................... 20

8. Рекомендуемая литература........................................................................... 21

9. Приложение................................................................................................... 22

 

Введение

Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρόπολη — букв. «город Креста»; встречается неофициальное название Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́врополь Во́лжский) — город в Самарской области России, административный центр Ставропольского района. Расположен на левом берегу Волги, в живописном месте напротив Жигулей. Население 721,6 тыс. человек (2010) — самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации.

Основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников. В XIX и начале XX века был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1970-е произошел резкий прирост населения в связи со строительством АвтоВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием. Крупный центр автомобильной и химической промышленности (ТольяттиАзот, КуйбышевАзот, Тольяттикаучук), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта (автодорога М5E 30 пересекает Волгу по плотине Жигулёвской ГЭС и проходит через город на протяжении 2 км.). Ближайший аэропорт — Курумоч (в 50 км). Город протянулся вдоль Волги примерно на 30 км и состоит из трех районов — Автозаводского, Центрального и Комсомольского.

В Тольятти пять вузов, старейшим из них является Тольяттинский государственный университет. Работают несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, драмтеатры (Колесо), городской симфонический оркестр, филармония. День города празднуется в первые выходные лета.

По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России. В этническом составе преобладают русские (83,2 %), проживают татары (3,8 %), украинцы (2,8 %), мордва (2,0 %), чуваши (1,8 %), прочие национальности составляют в сумме 6,4 % (2002).

Расположен в лесостепной зоне, климат умеренно-континентальный, лето нередко засушливое. Часовой пояс московский.

История

Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города.

За сто лет с начала XIX до начала XX веков население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Для того времени Ставрополь являлся среднего размера городом. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус города.

21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место.

После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя. В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, были построены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завода, химические предприятия: заводы синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор».

В 1966 году совместно с Итальянским концерном FIAT в городе началось строительство крупнейшего в России Волжкого автомобильного завода – АВТОВАЗ по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти – Автозаводский. С октября 1966 по сентябрь 1967 года численность городского населения выросла в 2 раза, на сентябрь 1967 года в Тольятти проживало уже 162 тысячи человек.

В 1996 году проводился общегородской референдум по вопросу возвращения городу исторического имени. И хотя он и был признан недействительным, так как пришло менее 50 % от имеющих право голоса горожан, однако за сохранение названия Тольятти высказалось более 70 % из пришедших на голосование горожан. Также практически не было переименований улиц города. Однако вопрос о переименовании как города, так и отдельных улиц, периодически поднимается различными общественными организациями, хотя по результатам опросов общественного мнения сейчас только 4 % горожан считает важным возвращение городу исторического названия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.163 с.)