Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание аллаhа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ответ. АЛЛАh Всевышний сказал: «Однако вы не пожелаете, если только не пожелает АЛЛАh.» Человек, 30. «И никогда не говори ни о чём: "Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): "Если пожелает АЛЛАh". Пещера, 23-24 «АЛЛАh вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь.» Скот, 39 «A если бы пожелал АЛЛАh, Он непременно сделал бы вас одной общиной.» Пчёлы, 93 «A если бы пожелал АЛЛАh, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них [344] [344]….» Корова, 253. «А если бы пожелал АЛЛАh, то Он непременно покарал бы их...» Мухаммад, 4. «Делает Он, что хочет.». Знаки Зодиака, 16 «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и (это) возникает.» Йа син, 82 «Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: "Будь!", - и (это) возникает.) Пчёлы, 40. АЛЛАh Всевышний также сказал: «АЛЛАh облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125. Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты. Что же касается пророка, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), то сообщается, что он сказал: «Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». Муслим Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади[345][345], пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал о том, что он увидел во сне, следующее: «Поистине, АЛЛАh забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал: «Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете вознаграждены, а АЛЛАh через Своего посланника вынесет угодное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим Сообщается, что когда посланник АЛЛАhа, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), услышал, как один человек говорил: "Как пожелал АЛЛАh и ты", он сказал (ему): «Heт, как пожелал один лишь АЛЛАh!» Ахмад Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал: «Того, кому АЛЛАh желает блага. Он приводит к пониманию религии». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад. Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал: «Когда АЛЛАh Всевышний желает оказать милость какой-нибудь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её наказанию уже при жизни её пророка». Муслим Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле АЛЛАhа.
Вопрос 141. В Своей Книге АЛЛАh Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязненных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его посланника, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям) и что следует из смысла Его атрибутов. Он доволен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания АЛЛАhа и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в таком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не любит"?
Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле АЛЛАhа упоминается в двух смыслах: С одной стороны, в них говорится о проявлении воли АЛЛАhа, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание, любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти наперекор ей, о чём Всевышний сказал так: «АЛЛАh облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он желает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125. АЛЛАh Всевышний также сказал: «Если захочет АЛЛАh подвергнуть кого-нибудь испытанию [346] [346], то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от АЛЛАhа. Это - те, сердца которых АЛЛАh очистить не захотел». Трапеза, 41 Указанием на это могут служить и другие аяты. С другой стороны, имеется в виду проявление воли АЛЛАhа, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью АЛЛАhа и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего: «АЛЛАh желает вам облегчения, а не затруднения….» Корова, 185. АЛЛАh Всевышний также сказал: «АЛЛАh хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас [347] [347] и принять ваше покаяние [348] [348], (ведь) АЛЛАh - Знающий, Мудрый.» Женщины, 26 Примерами могут служить и другие аяты. Следовать этому проявлению воли АЛЛАhа может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое имеет отношение к бытию. В верующем, который повинуется АЛЛАhу, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же касается нечестивого и непокорного человека, то на него распространяется лишь то проявление воли АЛЛАhа, которое имеет отношение к бытию и предопределению. АЛЛАh, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что является угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний: «АЛЛАh призывает к обители мира [349] [349] и выводит на прямой путь, кого пожелает.» Йунус, 25 Таким образом, АЛЛАh Всевышний, слава Ему, распространяет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает. АЛЛАh Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» Звезда, 30
Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую ступень веры в предопределение, которая связана с творением?
Ответ: АЛЛАh Всевышний сказал: «АЛЛАh - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.» Толпы, 62. «Разве есть помимо АЛЛАhа другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!» Создатель, 3. «Это творение АЛЛАhа, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!» Лукман, 11. «АЛЛАh - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!» Румы, 40 «И АЛЛАh сотворил вас и то, что вы делаете». Выстроившиеся в ряд, 96. «Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...» Солнце, 7-8. «Тот, кого АЛЛАh ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.» Преграды, 178 АЛЛАh Всевышний также сказал: «...однако АЛЛАh внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.» Комнаты, 7 Указанием на это являются также и другие аяты. О том, что АЛЛАh создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им АЛЛАh, который сообщил, что посланник АЛЛАhа, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал: «Поистине, АЛЛАh создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к АЛЛАhу, пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям) говорил: «О АЛЛАh, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! [350] [350] Ты - Покровитель её и Благодетель!» /АЛЛАhумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! / Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса). Указанием на это являются и другие хадисы.
Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» /...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является АЛЛАh, слава Ему?
Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Великого АЛЛАhа являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то АЛЛАh добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губительному, о чём АЛЛАh Всевышний сказал так: «A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими руками, и многое Он прощает.» Совет, 30 «Мы не поступим с ними несправедливо, это они были несправедливыми. [351] [351]» Украшения, 76 АЛЛАh Всевышний также сказал: «Поистине, АЛЛАh не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе.» Йунус, 44
Вопрос 144. Обладают ли рабы АЛЛАhа способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписывают? [352] [352]
Ответ. Да, рабы АЛЛАhа способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отношении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. АЛЛАh вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и АЛЛАh охарактеризовал людей как обладающих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы АЛЛАh, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого АЛЛАh, и делают лишь то, к чему приводит их АЛЛАh, о чём уже упоминалось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о желании, воле и творении АЛЛАhом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям АЛЛАhа, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, желания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям АЛЛАhа точно также как сами они не тождественны Ему, ибо АЛЛАh выше этого. Напротив, их действия, которые сотворены АЛЛАhом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел АЛЛАhа, которые соответствуют Его положению и справедливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, АЛЛАh, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь АЛЛАh Всевышний сказал: «Кого ведёт АЛЛАh, тот и следует прямым путём….». Ночное путешествие, 97. Таким образом, приписывание руководства (хидайа) АЛЛАhу правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руководствующемуся точно также как и руководство не идентично следованию этому руководству. И можно сказать, что АЛЛАh действительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим. И то же самое можно сказать обо всех действиях АЛЛАhа по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмотрению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в неверие и тот, кто приписывает результат действия одному только АЛЛАhу. Истинно верующим является лишь тот, кто относит действие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, поскольку оба этих утверждения соответствуют истине.
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение является организующим началом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопределённого зла, является организующим началом шариата. Правильной и прямой может быть религия лишь того человека, который верит в предопределение и следует установлениям шариата. Указанием на это служит то, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), подтвердил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спросил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ: «Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан» Аль-Бухари, Муслим. Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверждая, что оно несовместимо с шариатом, лишает АЛЛАhа Всевышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба АЛЛАhа независимым в его действиях и творцом этих действий. Это означает, что такой человек не просто утверждает, что наряду с АЛЛАhом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являются творцами. С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицающий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его АЛЛАh и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что АЛЛАh возложил на своих рабов нечто непосильное для них, что подобно возложению на слепого обязанности расставить точки над буквами в словах Корана, такой человек приписывает АЛЛАhу Всевышнему несправедливость, а имамом его в этом является Иблис, да проклянёт его АЛЛАh, ведь Иблис сказал[353][353]: «3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (, поджидая) их [354] [354]». Преграды. 16. Что же касается истинно верующих, то они верят как в предопределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего этого является АЛЛАh, следуют велениям и запретам шариата и обращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь АЛЛАh, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей справедливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое. АЛЛАh Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» Звезда, 30 И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение АЛЛАh проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и наказание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере человек будет придерживаться установлений шариата или пренебрегать ими. Что же касается предопределения, то верующие только утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключаются какие-нибудь несчастья. Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря: «Хвала АЛЛАhу, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы АЛЛАh не направил нас.» Преграды, 43. И они не повторяют слов того нечестивого[355][355], который сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю).» Рассказ, 78. Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители[356][356]: «Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!» Преграды, 23 И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение….». Аль-Хиджр, 39. Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) АЛЛАhу и, поистине, к Нему (мы) вернёмся.» Корова, 156 И в подобных случаях они не говорят того, что говорили неверные, о которых АЛЛАh Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путешествие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы АЛЛАh сделал это (причиной) горя их сердец [357] [357]. (Это) АЛЛАh даёт жизнь и умерщвляет и АЛЛАh знает о том, что вы делаете.» Семейство Имрана, 156.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.013 с.) |