Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание аллаhа.

Поиск

Ответ. АЛЛАh Всевышний сказал:

«Однако вы не пожелаете, если только не пожелает АЛЛАh.» Человек, 30.

«И никогда не говори ни о чём: "Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): "Если пожелает АЛЛАh". Пещера, 23-24

«АЛЛАh вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь.» Скот, 39

«A если бы пожелал АЛЛАh, Он непременно сделал бы вас одной общиной.» Пчёлы, 93

«A если бы пожелал АЛЛАh, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них [344] [344]….» Корова, 253.

«А если бы пожелал АЛЛАh, то Он непре­менно покарал бы их...» Мухаммад, 4.

«Делает Он, что хочет.». Знаки Зодиака, 16

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и (это) возникает.» Йа син, 82

«Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: "Будь!", - и (это) возникает.) Пчёлы, 40.

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«АЛЛАh облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125.

Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты.

Что же касается пророка, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». Муслим

Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади[345][345], пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал о том, что он увидел во сне, следующее:

«Поистине, АЛЛАh забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад

Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете воз­награждены, а АЛЛАh через Своего посланника вынесет угод­ное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим

Сообщается, что когда посланник АЛЛАhа, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), услышал, как один человек говорил: "Как пожелал АЛЛАh и ты", он сказал (ему):

«Heт, как пожелал один лишь АЛЛАh!» Ахмад

Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Того, кому АЛЛАh желает блага. Он приводит к пониманию религии». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Когда АЛЛАh Всевышний желает оказать милость какой-ни­будь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её нака­занию уже при жизни её пророка». Муслим

Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле АЛЛАhа.

 

Вопрос 141. В Своей Книге АЛЛАh Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязнен­ных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его послан­ника, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям) и что следует из смысла Его атрибутов. Он дово­лен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания АЛЛАhа и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в та­ком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не лю­бит"?

 

Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле АЛЛАhа упоминается в двух смыслах:

С одной стороны, в них говорится о проявлении воли АЛЛАhа, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание,

любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти напере­кор ей, о чём Всевышний сказал так:

«АЛЛАh облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125.

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«Если захочет АЛЛАh подвергнуть кого-нибудь испытанию [346] [346], то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от АЛЛАhа. Это - те, сердца которых АЛЛАh очистить не захотел». Трапеза, 41

Указанием на это могут служить и другие аяты.

С другой стороны, имеется в виду проявление воли АЛЛАhа, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью АЛЛАhа и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего:

«АЛЛАh желает вам облегчения, а не затруднения….» Корова, 185.

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«АЛЛАh хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас [347] [347] и принять ваше покаяние [348] [348], (ведь) АЛЛАh - Знающий, Мудрый.» Женщины, 26

Примерами могут служить и другие аяты.

Следовать этому проявлению воли АЛЛАhа может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое име­ет отношение к бытию. В верующем, который повинуется АЛЛАhу, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же ка­сается нечестивого и непокорного человека, то на него распрос­траняется лишь то проявление воли АЛЛАhа, которое имеет от­ношение к бытию и предопределению.

АЛЛАh, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что явля­ется угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний:

«АЛЛАh призывает к обители мира [349] [349] и выводит на прямой путь, кого пожелает.» Йунус, 25

Таким образом, АЛЛАh Всевышний, слава Ему, распростра­няет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает.

АЛЛАh Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.» Звезда, 30

 

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую сту­пень веры в предопределение, которая связана с творением?

 

Ответ: АЛЛАh Всевышний сказал:

«АЛЛАh - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.» Толпы, 62.

«Разве есть помимо АЛЛАhа другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!» Создатель, 3.

«Это творение АЛЛАhа, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!» Лукман, 11.

«АЛЛАh - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!» Румы, 40

«И АЛЛАh сотворил вас и то, что вы делаете». Выстроившиеся в ряд, 96.

«Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...» Солнце, 7-8.

«Тот, кого АЛЛАh ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.» Преграды, 178

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«...однако АЛЛАh внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.» Комнаты, 7

Указанием на это являются также и другие аяты.

О том, что АЛЛАh создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им АЛЛАh, ко­торый сообщил, что посланник АЛЛАhа, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Поистине, АЛЛАh создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки

Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к АЛЛАhу, про­рок, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям) говорил:

«О АЛЛАh, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить! [350] [350] Ты - Покровитель её и Благодетель!»

/АЛЛАhумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! / Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса).

Указанием на это являются и другие хадисы.

 

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» /...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является АЛЛАh, слава Ему?

 

Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Ве­ликого АЛЛАhа являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то АЛЛАh добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губитель­ному, о чём АЛЛАh Всевышний сказал так:

«A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими ру­ками, и многое Он прощает.» Совет, 30

«Мы не поступим с ними неспра­ведливо, это они были несправедливыми. [351] [351]» Украшения, 76

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«Поистине, АЛЛАh не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе.» Йунус, 44

 

Вопрос 144. Обладают ли рабы АЛЛАhа способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписыва­ют? [352] [352]

 

Ответ. Да, рабы АЛЛАhа способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отно­шении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. АЛЛАh вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и АЛЛАh охарактеризовал людей как обладаю­щих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы АЛЛАh, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого АЛЛАh, и делают лишь то, к чему приводит их АЛЛАh, о чём уже упомина­лось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о же­лании, воле и творении АЛЛАhом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям АЛЛАhа, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, же­лания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способ­ность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям АЛЛАhа точно также как сами они не тождественны Ему, ибо АЛЛАh выше этого. Напротив, их дей­ствия, которые сотворены АЛЛАhом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел АЛЛАhа, которые соответствуют Его положению и справед­ливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, АЛЛАh, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь АЛЛАh Всевышний сказал:

«Кого ведёт АЛЛАh, тот и следует прямым путём….».

Ночное путешествие, 97.

Таким образом, приписывание руководства (хидайа) АЛЛАhу правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руковод­ствующемуся точно также как и руководство не идентично сле­дованию этому руководству. И можно сказать, что АЛЛАh дей­ствительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим.

И то же самое можно сказать обо всех действиях АЛЛАhа по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмот­рению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в не­верие и тот, кто приписывает результат действия одному только АЛЛАhу. Истинно верующим является лишь тот, кто относит дей­ствие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, посколь­ку оба этих утверждения соответствуют истине.

 

Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в пре­допределение?

 

Ответ. Вера в предопределение является организующим на­чалом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопре­делённого зла, является организующим началом шариата. Пра­вильной и прямой может быть религия лишь того человека, ко­торый верит в предопределение и следует установлениям шари­ата. Указанием на это служит то, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), подтвер­дил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спро­сил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ:

«Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан»

Аль-Бухари, Муслим.

Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверж­дая, что оно несовместимо с шариатом, лишает АЛЛАhа Все­вышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба АЛЛАhа независимым в его действиях и твор­цом этих действий. Это означает, что такой человек не про­сто утверждает, что наряду с АЛЛАhом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являют­ся творцами.

С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицаю­щий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его АЛЛАh и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что АЛЛАh возложил на своих рабов нечто непо­сильное для них, что подобно возложению на слепого обязанно­сти расставить точки над буквами в словах Корана, такой чело­век приписывает АЛЛАhу Всевышнему несправедливость, а има­мом его в этом является Иблис, да проклянёт его АЛЛАh, ведь Иблис сказал[353][353]:

«3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (, поджидая) их [354] [354]».

Преграды. 16.

Что же касается истинно верующих, то они верят как в пре­допределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего это­го является АЛЛАh, следуют велениям и запретам шариата и об­ращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь АЛЛАh, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей спра­ведливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое.

АЛЛАh Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.»

Звезда, 30

И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение АЛЛАh проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и нака­зание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере че­ловек будет придерживаться установлений шариата или пренеб­регать ими. Что же касается предопределения, то верующие толь­ко утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключают­ся какие-нибудь несчастья.

Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря:

«Хвала АЛЛАhу, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы АЛЛАh не направил нас.»

Преграды, 43.

И они не повторяют слов того нечестивого[355][355], который сказал:

«Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю).»

Рассказ, 78.

Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители[356][356]:

«Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не про­стишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!»

Преграды, 23

И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал:

«Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение….».

Аль-Хиджр, 39.

Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят:

«Поистине, мы (принадлежим) АЛЛАhу и, поистине, к Нему (мы) вернёмся.»

Корова, 156

И в подобных случаях они не говорят того, что говорили не­верные, о которых АЛЛАh Всевышний сказал:

«…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путеше­ствие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы АЛЛАh сделал это (причиной) горя их сердец [357] [357]. (Это) АЛЛАh даёт жизнь и умерщвляет и АЛЛАh знает о том, что вы делаете.»

Семейство Имрана, 156.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.013 с.)