ТОП 10:

Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание АЛЛАhа?



Ответ. АЛЛАh Всевышний сказал:

«Однако вы не пожелаете, если только не пожелает АЛЛАh.»Человек, 30.

«И никогда не говори ни о чём: "Поистине, я сделаю это завтра", — (не сказав также): "Если пожелает АЛЛАh". Пещера, 23-24

«АЛЛАh вводит в заблуждение, кого пожелает, а кого пожелает, наставляет на прямой путь.»Скот,39

«A если бы пожелал АЛЛАh, Он непременно сделал бы вас одной общиной.»Пчёлы, 93

«A если бы пожелал АЛЛАh, то не сражались бы друг с другом те, кто жил после них[344][344]….»Корова, 253.

«А если бы пожелал АЛЛАh, то Он непре­менно покарал бы их...» Мухаммад, 4.

«Делает Он, что хочет.».Знаки Зодиака, 16

«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и (это) возникает.»Йа син, 82

«Когда Мы хотим чего-либо, то только говорим этому: "Будь!", - и (это) возникает.)Пчёлы, 40.

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«АЛЛАh облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125.

Указанием на это могут служить и многочисленные другие аяты.

Что же касается пророка, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), то сообщается, что он сказал:

«Поистине, сердца сынов Адам находятся меж двух пальцев Милостивого словно единое сердце, и распоряжается Он им, как пожелает». Муслим

Сообщается также, что после того, как он и его сподвижники заснули в вади[345][345], пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал о том, что он увидел во сне, следующее:

«Поистине, АЛЛАh забирает ваши души, когда пожелает, и возвращает их, когда пожелает». Аль-Бухари, ан-Насаи, Ахмад

Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Ходатайствуйте (за просителя), я вы непременно будете воз­награждены, а АЛЛАh через Своего посланника вынесет угод­ное (Ему) решение». Аль-Бухари, Муслим

Сообщается, что когда посланник АЛЛАhа, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), услышал, как один человек говорил: "Как пожелал АЛЛАh и ты", он сказал (ему):

«Heт, как пожелал один лишь АЛЛАh!» Ахмад

Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Того, кому АЛЛАh желает блага. Он приводит к пониманию религии». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Когда АЛЛАh Всевышний желает оказать милость какой-ни­будь общине, он забирает к Себе пророка (этой общины) до её (исчезновения) и делает его её предшественником, а если Он желает погубить какую-нибудь общину, то подвергает её нака­занию уже при жизни её пророка». Муслим

Примером могут служить и многие другие хадисы, в которых упоминается о желании и воле АЛЛАhа.

 

Вопрос 141. В Своей Книге АЛЛАh Всевышний поведал нам о том, что Он любит совершающих благие дела, богобоязнен­ных и терпеливых, о чём мы знаем также со слов Его послан­ника, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям) и что следует из смысла Его атрибутов. Он дово­лен теми, кто верует и совершает благие дела, Он не любит неверных и несправедливых, Он не желает, чтобы рабы Его впадали в неверие и не любит нечестия, но вместе с тем всё это существует в силу желания АЛЛАhа и по воле Его, а если бы Он пожелал, то этого бы не было, ведь во владениях Его не бывает ничего такого, чего Он не желает. Но что же в та­ком случае можно ответить тому, кто скажет: "Как может Он желать и хотеть того, чем Он недоволен и чего Он не лю­бит"?

 

Ответ. Знай, что в различных аятах Корана и хадисах о воле АЛЛАhа упоминается в двух смыслах:

С одной стороны, в них говорится о проявлении воли АЛЛАhа, имеющем отношение к бытию и предопределению, что не всегда связано с любовью и согласием, поскольку воля такого рода включает в себя неверие и веру, повиновение и ослушание,

любимое и ненавистное, и никто не в состоянии пойти напере­кор ей, о чём Всевышний сказал так:

«АЛЛАh облегчает принятие ислама сердцу того, кого Он же­лает вести правильным путём, а кого желает сбить с пути, тому сердце сдавливает и сжимает...» Скот, 125.

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«Если захочет АЛЛАh подвергнуть кого-нибудь испытанию[346][346], то ты никоим образом не сможешь (избавить его от того, что исходит) от АЛЛАhа. Это - те, сердца которых АЛЛАh очистить не захотел».Трапеза, 41

Указанием на это могут служить и другие аяты.

С другой стороны, имеется в виду проявление воли АЛЛАhа, имеющее отношение к религии и религиозному закону (шар), что связано с благоволением и любовью АЛЛАhа и сообразно чему Он что-то повелел, а что-то запретил Своим рабам, и указанием на это являются такие слова Всевышнего:

«АЛЛАh желает вам облегчения, а не затруднения….»Корова, 185.

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«АЛЛАh хочет разъяснить вам, и повести вас путями (живших) до вас[347][347] и принять ваше покаяние[348][348], (ведь) АЛЛАh - Знающий, Мудрый.»Женщины, 26

Примерами могут служить и другие аяты.

Следовать этому проявлению воли АЛЛАhа может лишь тот, на кого распространяется то проявление Его воли, которое име­ет отношение к бытию. В верующем, который повинуется АЛЛАhу, оба вышеупомянутых проявления совмещаются, что же ка­сается нечестивого и непокорного человека, то на него распрос­траняется лишь то проявление воли АЛЛАhа, которое имеет от­ношение к бытию и предопределению.

АЛЛАh, слава Ему, призвал всех Своих рабов к тому, что явля­ется угодным Ему, но привёл к повиновению Себе только тех из них, кого пожелал, как сказал об этом Сам Всевышний:

«АЛЛАh призывает к обители мира[349][349] и выводит на прямой путь, кого пожелает.»Йунус, 25

Таким образом, АЛЛАh Всевышний, слава Ему, распростра­няет Свой призыв на всех, но подчёркивает, что ведёт Он лишь тех, кого желает.

АЛЛАh Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.»Звезда, 30

 

Вопрос 142. Какие имеются указания на четвёртую сту­пень веры в предопределение, которая связана с творением?

 

Ответ: АЛЛАh Всевышний сказал:

«АЛЛАh - Творец всего сущего и Он - Покровитель всего.»Толпы, 62.

«Разве есть помимо АЛЛАhа другой творец, дающий вам удел с неба и земли?!»Создатель, 3.

«Это творение АЛЛАhа, а (теперь) покажите Мне, что создали те (боги, которым вы поклоняетесь) помимо Него!»Лукман, 11.

«АЛЛАh - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит. Есть ли среди тех, кому поклоняетесь вы наряду с Ним, (такой,) кто (был бы способен) сделать что-нибудь из этого?!»Румы, 40

«И АЛЛАh сотворил вас и то, что вы делаете».Выстроившиеся в ряд, 96.

«Клянусь душой и Тем, кто создал её соразмерной и внушил ей её греховность и её благочестие...»Солнце, 7-8.

«Тот, кого АЛЛАh ведёт, становится на верный путь, а те, кого Он сбивает с пути, - такие терпят убытки.»Преграды, 178

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«. . .однако АЛЛАh внушил вам любовь к вере, и украсил её в ваших сердцах и сделал для вас ненавистными неверие, нечестие и ослушание.»Комнаты, 7

Указанием на это являются также и другие аяты.

О том, что АЛЛАh создаёт действия рабов, говорится в хадисе, передаваемом со слов Хузайфы, да будет доволен им АЛЛАh, ко­торый сообщил, что посланник АЛЛАhа, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), сказал:

«Поистине, АЛЛАh создаёт и каждого делающего (что бы то ни было), и то, что он делает». Аль-Бухари, аль-Байхаки

Сообщается также, что, обращаясь с мольбами к АЛЛАhу, про­рок, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям) говорил:

«О АЛЛАh, надели душу мою благочестием и очисть её, (ведь) Ты -лучший из тех, кто (может) её очистить![350][350] Ты - Покровитель её и Благодетель!»

/АЛЛАhумма, aтu нафси таква-ха ва закки-ха, Анта хайру ман заккя-ха! Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! / Муслим, Ахмад, ан-Наса'и (часть длинного хадиса).

Указанием на это являются и другие хадисы.

 

Вопрос 143. Как следует понимать слова пророка, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), который сказал: «...всё благо в руках Твоих, а зло не (исходит от) Тебя...» / ...ва-ль-xaйpy куллю-хд би-йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя... /, — с учётом того, что Творцом всего является АЛЛАh, слава Ему?

 

Ответ. Эти слова означают, что все дела Всемогущего и Ве­ликого АЛЛАhа являются чистым благом в том смысле, что они характеризуют Его собой и исходят от Него, не заключая в себе никакого зла. Всевышний мудр и справедлив, и всем Его делам присущи мудрость и справедливость. Всевышний, слава Ему, всё расставляет по своим местам сообразно Своему знанию, что же касается зла, постигающего человека в силу предопределения, то АЛЛАh добавляет его рабу в качестве соответствующего его вине воздаяния, когда он начинает следовать чему-то губитель­ному, о чём АЛЛАh Всевышний сказал так:

«A бедствия постигают вас за то, что творите вы своими ру­ками, и многое Он прощает.»Совет, 30

«Мы не поступим с ними неспра­ведливо, это они были несправедливыми.[351][351]»Украшения, 76

АЛЛАh Всевышний также сказал:

«Поистине, АЛЛАh не проявляет несправедливости к людям ни в чём, но люди несправедливы к самим себе.»Йунус, 44

 

Вопрос 144. Обладают ли рабы АЛЛАhа способностью и волей к совершению тех действий, которые им приписыва­ют?[352][352]

 

Ответ. Да, рабы АЛЛАhа способны совершать свои действия и они обладают желанием и волей. Таким образом, в этом отно­шении дела их приписываются им справедливо и в соответствии со степенью их способности дела вменяются им в обязанность, за что они и будут соответствующим образом вознаграждены или подвергнуты наказанию. АЛЛАh вменяет им в обязанность лишь то, что соответствует их возможностям. Это зафиксировано в Коране и сунне, и АЛЛАh охарактеризовал людей как обладаю­щих способностью и волей к совершению действий, однако они могут делать лишь то, на что им даёт силы АЛЛАh, и не могут пожелать чего бы то ни было, если не пожелает этого АЛЛАh, и делают лишь то, к чему приводит их АЛЛАh, о чём уже упомина­лось в цитированных выше аятах и хадисах, где говорится о же­лании, воле и творении АЛЛАhом действий людей. Сами же они не создают своих действий, как не создают и самих себя, что же касается их способности, желания, воли и действий, то всё это подчинено могуществу, желанию и действиям АЛЛАhа, который является Творцом как их самих, так и их способности, воли, же­лания и действий. С другой стороны, их желание, воля, способ­ность и действия не являются тождественными желанию, воле, могуществу и действиям АЛЛАhа точно также как сами они не тождественны Ему, ибо АЛЛАh выше этого. Напротив, их дей­ствия, которые сотворены АЛЛАhом, соответствуют положению людей и справедливо приписываются им, являются результатом дел АЛЛАhа, которые соответствуют Его положению и справед­ливо приписываются Ему, поскольку Он на самом деле является Действующим, тогда как раб на самом деле является объектом действия. Так, АЛЛАh, поистине, является Руководящим в той же мере, в какой раб является руководимым, а поэтому оба этих действия следует относить к Тому, кто их совершает, ведь АЛЛАh Всевышний сказал:

«Кого ведёт АЛЛАh, тот и следует прямым путём….».

Ночное путешествие, 97.

Таким образом, приписывание руководства (хидайа) АЛЛАhу правомерно в такой же степени как правомерно приписывание рабам того, что они руководствуются этим руководством (ихтида'). С другой стороны, Руководитель не идентичен руковод­ствующемуся точно также как и руководство не идентично сле­дованию этому руководству. И можно сказать, что АЛЛАh дей­ствительно сбивает с пути, кого пожелает, что же касается раба, то он действительно становится заблудшим.

И то же самое можно сказать обо всех действиях АЛЛАhа по отношению к Его рабам, предпринимаемым Им по Его усмот­рению. Если же кто-нибудь приписывает действие и результат действия рабу, это значит, что он впал в неверие, как впал в не­верие и тот, кто приписывает результат действия одному только АЛЛАhу. Истинно верующим является лишь тот, кто относит дей­ствие к Творцу, а результат действия — к сотворённому, посколь­ку оба этих утверждения соответствуют истине.

 

Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в пре­допределение?

 

Ответ. Вера в предопределение является организующим на­чалом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопре­делённого зла, является организующим началом шариата. Пра­вильной и прямой может быть религия лишь того человека, ко­торый верит в предопределение и следует установлениям шари­ата. Указанием на это служит то, что пророк, (салля ЛЛАhу ‘алейhи ва саллям), подтвер­дил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спро­сил его: "Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел?", - сказал ему в ответ:

«Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан»

Аль-Бухари, Муслим.

Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверж­дая, что оно несовместимо с шариатом, лишает АЛЛАhа Все­вышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба АЛЛАhа независимым в его действиях и твор­цом этих действий. Это означает, что такой человек не про­сто утверждает, что наряду с АЛЛАhом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являют­ся творцами.

С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицаю­щий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его АЛЛАh и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что АЛЛАh возложил на своих рабов нечто непо­сильное для них, что подобно возложению на слепого обязанно­сти расставить точки над буквами в словах Корана, такой чело­век приписывает АЛЛАhу Всевышнему несправедливость, а има­мом его в этом является Иблис, да проклянёт его АЛЛАh, ведь Иблис сказал[353][353]:

«3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (, поджидая) их[354][354]».

Преграды. 16.

Что же касается истинно верующих, то они верят как в пре­допределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего это­го является АЛЛАh, следуют велениям и запретам шариата и об­ращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь АЛЛАh, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей спра­ведливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое.

АЛЛАh Всевышний сказал:

«Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь.»

Звезда, 30

И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение АЛЛАh проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и нака­зание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере че­ловек будет придерживаться установлений шариата или пренеб­регать ими. Что же касается предопределения, то верующие толь­ко утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключают­ся какие-нибудь несчастья.

Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря:

«Хвала АЛЛАhу, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы АЛЛАh не направил нас.»

Преграды, 43.

И они не повторяют слов того нечестивого[355][355], который сказал:

«Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю).»

Рассказ, 78.

Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители[356][356]:

«Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не про­стишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!»

Преграды, 23

И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал:

«Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение….».

Аль-Хиджр, 39.

Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят:

«Поистине, мы (принадлежим) АЛЛАhу и, поистине, к Нему (мы) вернёмся.»

Корова, 156

И в подобных случаях они не говорят того, что говорили не­верные, о которых АЛЛАh Всевышний сказал:

«…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путеше­ствие или в военный поход: "Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты!", - чтобы АЛЛАh сделал это (причиной) горя их сердец[357][357]. (Это) АЛЛАh даёт жизнь и умерщвляет и АЛЛАh знает о том, что вы делаете.»

Семейство Имрана, 156.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.013 с.)