Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное, но впоследствии лишился его. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать человеку, который приобрел жертвенное животное, но впоследствии лишился его.



Если человек приобрел жертвенное животное, однако впоследствии его потерял, или оно умерло или же его украли и т.д., то он не обязан ничего предпринимать и покупать другое животное. Тамим ибн Хууайс рассказывал: “Однажды я купил в долине Мина барашка, чтобы совершить Жертвоприношение, но потом он потерялся. Когда я спросил об этом у Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Это не повредит тебе»”. аль-Байхакъи 9/289. Иснад достоверный.

Но следует разделять между Жертвоприношением по обету (назр) и без обета. Ибн ‘Умар говорил: “Если человек приобрел верблюда для праздничного Жертвоприношения, дав обет принести его в жертву, после чего он потерялся или умер, то он должен его заменить. Если же это было добровольным Жертвоприношением (не по обету), то если он желает пусть заменит его, а если не желает, то пусть ничего не предпринимает”. Малик 866. Иснад достоверный.

 

11. Можно ли объединить Удъхия и ‘Акъикъа?

 

Среди ученых есть два мнения по этому поводу. Например, Хасан аль-Басри говорил: “Если Удхия будет совершена от имени ребенка, то это заменит собой и ‘акъикъу”. Ибн Абу Шайба 5/534. Иснад достоверный.

 

Однако другие ученые считали, что это не дозволено, поскольку речь идет о двух жертвоприношениях по двум совершено разным причинам. Ведь несмотря на схожесть ситуации, ученые не дозволяли приносить в жертву одного барашка, скажем, за двух близнецов, а что говорить о совершенно разных причинах жертвоприношения?! См. “Тухфатуль-маудуд” 68, “Тухфатуль-минхадж” 9/371.

 

Жертвоприношение за умершего.

Что касается вопроса о дозволенности Удхия от умершего, то относительно этого было три мнения. Одни ученые это дозволяли, другие считали нежелательным, а третьи запрещали категорически. Ученые, считавшие это дозволенным, опирались на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву от себя и от всех членов его общины. А ведь известно, что на тот момент среди его общины были уже умершие, и были те, кого еще не было на свете. И живые и умершие, все они относятся к числу общины пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/487.

 

Ученые же, запрещавшие это, сказали, что если опираться на этот хадис, то получается, что таким же образом животное может принести в жертву любой мусульманин от имени всех членов общины пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), но ведь это мог сделать только пророк (мир ему и благословение Аллаха)!

 

Также ученые, дозволявшие Удхия от умершего опирались на хадис, который передается со слов Ханаша, сказавшего: “Однажды я увидел, как ‘Али приносит в жертву в качестве Удхия двух баранов, и спросил: «Что это?» Он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!»” Абу Дауд 2790, ат-Тирмизи 1495.

 

Был бы этот хадис однозначно достоверным, то весь спор в данном вопросе можно было закрыть, однако ученые разошлись относительно достоверности этого хадис. Но все же имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и шейх Ахмад Шакир считали этот хадис достоверным.

Также сторонники дозволенности Удхия за умершего в качестве довода использовали обобщенные хадисы, в которых содержатся указания на дозволенность садакъа за умершего, а также совершение жертвоприношения за него. И это является наилучшим доводом, поскольку Удхия также из раздела садакъа. А шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Совершить Удхия от умершего лучше, чем потратить за него стоимость животного!” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/315.

 

Сообщается, что отец Амра – аль-‘Ас ибн Уаиль, при жизни дал обет освободить сто рабов, но умер, так и не выполнив своего обета. Когда же Амр спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха), пойдет ли на пользу его отцу то, что он выполнит за него его обет? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если бы твой отец был мусульманином, то освобождение тобою за него рабов, садакъа за него и совершение Хаджа за него, принесли бы ему пользу!» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

 

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что садакъа за умершего неверного не принесет ему никакой пользы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/90.

 

Из числа современных ученых отдали предпочтение тому мнению, что Удхия дозволено совершить от имени умершего, такие ученые как аль-Мубаракфури, Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/66, “Фатауа Ислямия” 2/6, “Фатауа манар аль-Ислям” 2/411.

 

Сказал шейх Ибн ‘Усаймин:

Совершение жертвоприношения (удхия) в своей основе предписано живым, т.е. это веление адресовано тем, кто ещё не покинул этот мир. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники совершали жертвоприношение за себя и за свои семьи. Что касается широко распространенного среди людей обычая совершать жертвоприношение (удхия) специально за умерших, то данное действие не имеет под собой никакой основы.

Жертвоприношение (удхия) за умерших может быть трёх видов:

1) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых и за живых одновременно. Например, человек приносит животное в жертву за всю свою семью, подразумевая при этом как живых, так и мертвых членов своей семьи. Обоснованием допустимости такого действия служит то, как совершал жертвоприношение сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он производил жертвенное заклание (удхия) за себя и за членов своей семьи, в число которых входили как живые, так и те, кто уже умер.

2) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвого в соответствии с завещанием, которое умерший оставил перед смертью, тогда наследник обязан выполнить данное завещание. Доводом на обязательность данного жертвоприношения являются слова Всевышнего Аллаха:

«Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2:181).

3) Когда человек совершает жертвоприношение (удхия) за мертвых в отдельности, в качестве милостыни для них, то это разрешено. Учёные-правоведы (факихи) ханбалитского мазхаба указали в своих книгах, что награда за это жертвоприношение (удхия) доходит до умершего, и он получает от этого пользу. К такому мнению они пришли, проводя аналогию (кыяс) между жертвоприношением (удхия) и милостыней (садака). Однако мы не считаем, что заклание жертвенных животных (удхия) специально за умерших является Сунной. Потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не совершал жертвоприношение (удхия) за кого-то из умерших в отдельности. Он не приносил жертву за своего дядю Хамзу ибн Абдуль-Мутталиба, который был одним из его самых любимых родственников, также он не делал этого за своих детей, умерших при его жизни; а это три дочери, которые уже были замужем, и три маленьких сына. Он не совершал жертвоприношения (удхия) и за свою жену Хадиджу, которая была его самой любимой женой. Также нет никаких доказательств того, чтобы кто-либо из сподвижников в эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) производил жертвенное заклание (удхия) за кого-то из умерших.

Мы считаем грубой ошибкой то, когда люди совершают жертвоприношение за мертвого через год после его смерти. Они называют эту жертву «удхият аль-хуфра» (жертвоприношение за могилу) и считают, что нельзя делить награду за это жертвоприношение между покойником и кем-то ещё (т.е. оно должно быть сделано только от имени какого-то конкретного покойника). Также является ошибочным такое положение вещей, когда человек совершает жертвоприношение (удхия) в качестве милостыни (садака) за мертвых, или выполняя завещание умершего, но при этом он не приносит жертву за себя и свою семью. Если бы люди знали, что заклание животного (удхия), приобретенного на свои деньги, за себя и за свою семью охватывает как живых, так и умерших, то они не отказывались бы от этого в пользу обособленного жертвоприношения только за мертвых. (Источник: "Правила, касающиеся жертвоприношения и забоя скота."(“Ахкам аль-Удхия”) Автор шейх Усеймин)

 

Вопрос. Что лучше: овца или одна седмая часть верблюда и коровы?

Ответ. Одна овца лучше, чем одна седьмая часть верблюда или коровы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.235.24 (0.023 с.)