Принципы и концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике



Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня: • первый - законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета; • второй - положения по бухгалтерскому учету; •третий - методические указания по ведению бухгалтерского учета; •четвертый - рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах). Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила. Определяющим законом РФ является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г., (ред. от 28.11.2011г). Этoт Закoн определяет прaвовые оcновы бухгалтерского учeта, его сoдержание, принципы, oорганизацию, оcновные направления бухгaтерской дeятельности и cocтавления отчетности, cocтав хозяйствующих субъектов, oбязанных вeсти бухгaлтерский учeт и предоставлять финaнсовую отчетнocть, требования к cocтавлению первичной дoкументации и учетных рeгистров. Распространяется на все oрганизации, находящиеся на тeрритории России, а также на филиалы и прeдставительства иностранных oрганизаций, если инoe не предусмотрено мeждународными договорами Российской Федeрации. Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила ведения на отдельных его участках. К числу важнейших документов этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н (с изменениями 8 ноября 2010г.№142н). Эта инcтрукция примeняется как рeгулирующая организацию и ведение бухгaлтерского учета кaccoвых операций;а также положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Утвержденo приказом Минфинa РФ от 06 июля 1999 года № 43н (с изменениями от 8 ноября 2010 г.), регулирующие отдельные участки учета, например, ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных средств", ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" и т.д. Документы третьего уровня имеют рекомендательный характер. Это инструкции, указания, дающие возможные варианты постановки учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой особенности. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49 (с изменeниями от 8 нoября 2010 г.).[ Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и др. К документам четвертого уровня относятся указания, инструкции, положения, приказы и иные подобные документы по постановке и ведению бухгалтерского учета, непосредственно созданные в организации и являющиеся внутрифирменными стандартами. Примерами таких документов могут быть приказы о формировании учетной политики с приложением рабочего плана счетов, графика документооборота, форм первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы, порядка проведения инвентаризации, должностные инструкции, положение по оплате труда. Пeрвичные документы офoрмляются сoогласно Пoложению пo ведeнию бухгaлтерского учeта и бухгaлтерской oтчетности в Российской Федерации, утвержденным прикаaзом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 N 186н) и сoдержат слeдующие рeквизиты: - нaименовaние дoкумента;- код фoрмы;- дата сocтавления дoкумента;- нaименование oрганизации, oт имени кoторой cocтавлен дoкумент; - содержание хoзяйственной oперации;- измeрители хoзяйственной опeрации (в натуральнoм и дeнежном вырaжении); - нaименование дoлжностей рaботников, ответcтвенных за coвершение хозяйственной oперации и прaвильность ее офoрмления;- личные подписи этих рабoтников и их рacшифровки.

Понятие аналитического и синтетического учета.

В системе бухгалтерского учета принято различать: синтетический и аналитический учет.

Синтетический учет ― это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета (ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Особенность синтетического учета: обобщенность и ведением его только в денежном выражении (пример: «Основные средства»01, «Материалы»10, «Нематериальные активы»04).

Проанализировав изменения данных синтетического учета, можно выявить общие тенденции финансово-хозяйственной деятельности организации.

Однако синтетического учета, как правило, не хватает для решения многих конкретных задач оперативного управления хозяйственной деятельностью, поэтому в каждой бухгалтерии в развитии каждого синтетического учета ведется так называемый аналитический учет.

Организация аналитического учета отражена в приказе об учетной политике, в котором сказано, что счета аналитического учета открываются в дополнение к синтетическому счету 10 ― «Материалы» и расшифровывают общую сумму, учтенную на этом синтетическом счете, по местам хранения материальных ценностей и по их наименованиям.

На предприятии в течение года по каждому синтетическому счету ведется оборотная ведомость, с помощью которой обобщается информация, отражаемая на счетах бухгалтерского учета.

Отсутствие контрольного равенства Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо выявить и исправить.

Аналитический учет ― учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На аналитическом счете указываются сведения о каждом поставщике, покупателе, дебиторе, кредиторе, номенклатурном номере материалов и готовой продукции и т. д. Ведение аналитического учета допускается не только в денежных, но и в натуральных измерителях (кг, м и др.).

Наиболее распространенной формой аналитического учета ― карточки. Для товарно-материальных ценностей применяются карточки количественного и количественно-суммового учета.

Состояние синтетического и аналитического учетов определяет эффективность защитных функций всей системы бухгалтерского учета на каждом хозяйственном объекте. При бухгалтерской проводке вносятся записи в регистре не только синтетического, но и аналитического учета. Такое единство документальной базы гарантирует, что при нормальной работе бухгалтерии данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета.

Проверку данных синтетического и аналитического учетов по всем счетам бухгалтерского учета необходимо проводить ежемесячно.

 

Учет финансовых вложений в ценные бумаги.

Ценная бумага — это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ.

В соответствии со ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Оценка ценных бумаг

При оценке ценных бумаг учитывают следующие показатели:

· номинальная стоимость - сумма, обозначенная на бланке ценной бумаги. Суммарная стоимость всех акций по номинальной стоимости отражает величину уставного капитала организации; эмиссионная стоимость - цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении, которая может не совпадать с номинальной стоимостью. Разница между указанными видами оценки ценных бумаг, умноженная на их количество, составляет эмиссионный доход организации; курсовая (рыночная) стоимость - цена, определяемая как результат котировки ценных бумаг на вторичном рынке. Она отражает равновесие между совокупным спросом и предложением в определенном интервале времени; ликвидационная стоимость акций и облигаций - стоимость реализуемого имущества ликвидируемой организации в фактических ценах, выплачиваемая на одну акцию или облигацию; выкупная стоимость - сумма, выплачиваемая акционерным обществом за приобретение собственных акций или при досрочном погашении облигаций (стоимость так называемых «отзывных» акций и облигаций); балансовая стоимость акций - определяется по данным баланса делением собственных источников имущества на количество выпущенных акций; учетная стоимость - сумма, по которой ценные бумаги отражаются в балансе организации в данный момент времени.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Учет акций

Акция - это ценная бумага, подтверждающая внесение ее владельцем средств в уставный капитал акционерного общества, дающая право на получение дохода от его деятельности, распределение остатков имущества при ликвидации общества и, как правило, на участие в управлении этим обществом. Акции являются частными ценными бумагами, выпускаются только негосударственными организациями на длительный период и не имеют установленных сроков обращения.

Акции бывают именными и на предъявителя; обыкновенными и привилегированными.

Именные акции содержат имя собственника. Их движение отражают в книге регистрации акций с указанием в ней данных о каждой именной акции, времени ее приобретения и о количестве акций у отдельных акционеров.

По акциям на предъявителя в книге записывают только общее их количество.

Обыкновенные акции не дают владельцу преимущественных прав на получение дивидендов, но дают право голоса в акционерном обществе.

Привилегированные акции обеспечивают владельцу преимущественное право на получение дивидендов в форме гарантированного фиксированного процента, но не дают ему права голоса в акционерном обществе, если иное не предусмотрено уставом.

Размер дивидендов по обыкновенным акциям определяется один раз в год советом директоров акционерного общества, исходя из полученной прибыли и потребностей в ее использовании для развития акционерного общества, и утверждается собранием акционеров.

Учет движения акций осуществляют на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 1 «Паи и акции».

Учет долговых ценных бумаг

Долговые ценные бумаги - это обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств. В отечественной практике к долговым ценным бумагам относят облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, чеки и векселя.

Облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство возместить ее владельцу номинальную стоимость с уплатой фиксированного процента.

Облигации бывают следующих видов:

· государственные и частные (выпускаемые коммерческими банками, акционерными обществами и др.);

именные и на предъявителя; процентные и беспроцентные; свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения (облигации государственного валютного займа, некоторые частные облигации и др.).

Именные (зарегистрированные) облигации подлежат регистрации. Их владельцам выдается сертификат, свидетельствующий о праве лица на обладание указанными в нем долговыми обязательствами. Облигации на предъявителя специально не учитываются, проценты по ним получают по купонному листу, от которого отрезается соответствующий купон.

По процентным облигациям выплачивается доход в форме процента, владельцу беспроцентных облигаций предоставляется право на приобретение соответствующих товаров или услуг.

Депозитный сертификат - это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных сумм, удостоверяющее право владельца по истечении срока на суммы депозита и установленных процентов к нему.

Синтетический учет долговых ценных бумаг осуществляют на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 2 «Долговые ценные бумаги».

Операции по приобретению долговых ценных бумаг отражают на счете 58. Перечисление денежных средств на приобретенные ценные бумаги отражают по дебету указанного счета и кредиту денежных счетов (51 или 52).

 

Учет денежных операций

Организациями денежные расчеты производятся либо безналичным способом, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, Порядком ведения кассовых операций в РФ и др.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций каждое предприятие должно иметь кассу. Касса – изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денежных средств в российской и иностранной валюте и денежных документов. Денежные средства являются самыми высоколиквидными ее активами, могут легко и быстро обмениваться на любые разновидности материальных ценностей. К денежным документам относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, векселя, акции, другие виды ценных бумаг, оплаченные авиабилеты, путевки в дома отдыха, иные аналогичные документы.

Выполнение всех операций с наличными деньгами возложено на кассира. Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность принятых им ценностей. Все кассовые операции должны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации, утвержденными Росстатом.

При осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должна применяться контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в государственный реестр.

На каждый экземпляр ККТ заводится «Журнал кассира-операциониста» (форма № КМ-4), который применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя организации и главного бухгалтера, а также заверен печатью.

На основании произведенных в журнале записей определяется сумма выручки за день или смену. Выручка равна разнице между показаниями счетчиков на конец и начало рабочего дня (смены), уменьшенной на суммы возвращенных покупателями чеков. При возврате чеков оформляется акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3).

Согласно положению «О правилах организации наличного денежного обращения» учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, утвержденными Государственным комитетом по статистике. К названным документам относятся:

1) приходный кассовый ордер (ПКО) – ф. № КО-1;

2) расходный кассовый ордер (РКО) – ф. № КО-2;

3) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (Журнал) – ф. № КО-3;

4) кассовая книга – ф. № КО-4;

5) книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств – ф. № КО-5;

6) акт инвентаризации наличных денежных средств – ф. № ИНВ-15;

7) инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности – ф. № ИНВ-16;

8) заявка на получение наличной иностранной валюты и др.

В кассу организации наличные деньги поступают с расчетного счета в банке в результате платежей за товарно-материальные ценности и услуги, при возврате ранее выданных сумм и пр. Для получения денег со своего расчетного счета в банке организации выдается чековая книжка. Чтобы снять наличные деньги с расчетного счета, бухгалтер заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека (с указанием суммы) служит оправдательным документом для записи данной операции в учетных регистрах организации. Чтобы положить деньги на счет, необходимо заполнить объявление на взнос наличными.

Факт получения денежных средств оформляется приходным кассовым ордером (ф. № КО-1). Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или уполномоченным им лицом, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3). Далее приходный кассовый ордер передается кассиру, который получает наличные деньги, подписывает ордер и квитанцию к нему и регистрирует операцию в кассовой книге.

Наличные деньги из кассы выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2) или по другим документам (платежным ведомостям, счетам, заявлениям на выдачу денег и пр.), заменяющим расходный кассовый ордер. Документы на выдачу должны быть выписаны руководителем организации и главным бухгалтером (или лицами, ими уполномоченными). Прием и выдача денег по кассовым ордерам производятся только в день их составления. Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом (или надписью) «Получено» или «Оплачено».

Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге (ф. № КО-4). Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть прошнурована и опечатана печатью организации, а страницы в ней – пронумерованы.

Приходные и расходные кассовые документы, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и кассовая книга могут вестись как вручную, так и автоматизированными способами.

 

СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ НА СЧЕТЕ «КАССА» И СУБСЧЕТАХ

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса». По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации»; 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы» и др. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета. На субсчете 50-1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты (например, 50-4 «Валютная касса»), а также субсчета второго порядка (например, 50–41 – в долларах США, 50–42 – в евро) для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты. На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т. п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

Находящиеся в кассе организации денежные документы, ценные бумаги (бланки трудовых книжек, оплаченные курортные путевки, оплаченные авиабилеты, почтовые марки, акции, облигации, векселя), выпускаемые самой организацией или приобретенные на стороне, учитываются на субсчете 50-3 «Денежные документы». Для их учета открывается отдельная кассовая книга. Для каждого вида документов отведены отдельные страницы. Учет поступления денежных документов осуществляется по накладной. Она выписывается кассиром в двух экземплярах при приеме денежных документов. Для учета денежных документов в иностранной валюте в рабочем плане счетов также выделяются соответствующие субсчета. К примеру, 50–31 «Денежные документы в долларах США, 50–32 «Денежные документы в евровалюте» и т. д.

Выдача денежных документов из кассы осуществляется на основании требования, которое выписывается бухгалтером. Учет денежных документов ведется по номинальной стоимости. При движении денежных документов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру.

Для учета кассовых операций, отражаемых на счете 50 «Касса», предназначены: на промышленных предприятиях – журнал-ордер № 1, в строительных организациях – журнал-ордер № 1-с, в снабженческих и сбытовых организациях – журнал-ордер № 1-сн с ведомостями к ним соответственно № 1, 1-с и 1-сн. Записи в этих журналах-ордерах и ведомостях производятся по итогам за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами.

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.

Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.

Базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения предприятия с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций.

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др. При умножении денежных средств их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет и др.

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования в народном хозяйстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (депозиты банков, ценные бумаги и др.).

Исходя из этого, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

проверка правильности оформления, законности документов,

своевременное и полное отражение операций в учете.

обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;

своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;

обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;

изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Для обеспечения учета наличия и движения денежных средств и хозяйственных операций, связанных с денежными средствами применяется система счетов бухгалтерского учета, предусмотренных в V разделе Плана счетов бухгалтерского учета “Денежные средства”. Этот раздел включает счета: 50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютный счет”, 55 “Специальные счета в банках”, 56 “Денежные документы”, 57 “Переводы в пути”, 58 “Краткосрочные финансовые вложения”.

Счет 58 “Краткосрочные финансовые вложения” в составе денежных средств рассматриваться не будет.

 

 

Штатное расписание

Штатное расписание (форма № Т-3) утверждается директором, согласовывается с профсоюзным комитетом при наличии такового. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации.

Расчет нормативной численности и максимальный фонд оплаты труда работников предприятий жилищного хозяйства рассчитывается на основании Распоряжения от 05.06.98 № 568-РМ и количества обслуживания объектов ЖКХ.

Положение об оплате труда

В положении об оплате труда должны быть прописаны все формы оплаты труда и материального поощрения, используемые на предприятии, случаи выплат надбавок, материальной помощи и т.д.

Положение о премировании

В положении должны быть отражены виды и источники выплат премий, которые носят систематический характер:

Премирование может осуществляться за счет себестоимости и за счет чистой прибыли.

Положение о премировании должно содержать перечень производственных показателей, за достижение которых может быть выплачена премия, за счет каких источников могут выплачиваться разовые выплаты и т.д.

Виды оплаты труда.

Различают основную и дополнительную оплату труда:

К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время.

Основанием для начисления оплаты является штатное расписание, кадровые приказы.

К дополнительной заработной плате: относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду (отпускные, различные компенсации, пособия), или по инициативе руководства организации (премии).

Понятие оплаты труда определено статьей 129 ТК РФ.

Формы оплаты труда установлены статьей 131 ТК РФ.

Системы оплаты труда предусмотрены статьей 143 ТК РФ.

Стимулирующие выплаты, системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки устанавливаются коллективным договором (ст.144 ТК РФ).

Премии

Выплата премий производится на основании приказа (распоряжения) о поощрении работника (форма № Т-11 или Т-11а). Премирование осуществляется в качестве поощрений за успехи в работе. Приказы о премировании составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник, и подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (ам) под расписку. На основании приказа (распоряжения) может вноситься соответствующая запись в трудовую книжку работника.

Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета записываются начисленные суммы оплаты труда, пособий по социальному страхованию, пенсий, а также доходов от участия в капитале организации. Эти же суммы относятся в дебет производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и в дебет других счетов издержек (28, 44, 45, 91, 97).

По дебету счета 70 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.

Отчисления с фонда оплаты труда также регистрируют по дебету производственных счетов и счетов издержек и по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования учитывают по дебету счета 69 и кредиту счета 70.

Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, произведенным за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, приходуют по дебету счетов 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление доходов работникам организации по акциям и вкладам в ее имущество оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

В некоторых организациях отпуска работникам предоставляются в течение года неравномерно. Поэтому для более точного определения себестоимости продукции и создания резерва предстоящих отпускных выплат отпускные суммы относят на издержки производства в течение года равномерными долями, независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться.

По мере ухода работников в отпуск фактически начисленные суммы за отпуск списывают на уменьшение созданного резерва. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:

Дт 96 «Резервы предстоящих расходов»;

Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Такой же записью оформляют начисление работникам вознаграждений за выслугу лет.

При начислении сумм ежегодных и дополнительных отпусков следует иметь в виду, что начисленные суммы отпусков включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. В случае перехода части отпуска на следующий месяц, выплаченная работнику за эти дни сумма отпускных отражается в отчетном месяце как выданный аванс (по дебету счета 70 и кредиту счета 50 «Касса»). В следующем месяце эта сумма включается в состав фонда оплаты труда и относится в кредит счета 70 и дебет счетов производственных затрат или счета 96.

Удержания из заработной платы работников налогов и взносов фиксируются записью:

Дт 70;

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на доходы физических лиц.

Прочие удержания, такие как по исполнительным листам, расчеты по товарам, проданным в кредит, возмещение причиненного ущерба и пр., регистрируются проводкой:

Дт 70;

Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

Кт 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами».

Операции, оформляемые с использованием расчетных и расчетно-платежных ведомостей, учитывают следующим образом:

Дт 70 Кт 50 – выдача зарплаты из кассы предприятия;

Дт 69 Кт 50 – выдача пособий по социальному страхованию;

Дт 70 Кт 76 – депонирование зарплаты.

Остатки не выданной в срок зарплаты (задепонированных сумм) по истечении трех дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. При этом составляют запись:

Дт 51 «Расчетный счет»;

Кт 50 «Касса».

Последующую выдачу депонированной зарплаты осуществляют по расходному кассовому ордеру (ф.№КО – 2) и записывают по дебету счета 76 и кредиту счета 50.

Чрезвычайными доходами и расходами считаются поступления (расходы), возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.). Они учитываются непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

К чрезвычайным доходам относятся: страховое возмещение; стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

Полученное страховое возмещение отражается записью:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

К-т 99 «Прибыли и убытки».

Стоимость принятых материальных ценностей, полученных от списания непригодных к использованию активов отражается:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 99 «Прибыли и убытки».

В состав чрезвычайных расходов могут включаться потери от стихийных бедствий, забастовок, национализации, мятежей, террористических актов и других аналогичных событий.

Внереализационные и чрезвычайные доходы принимаются к бухгалтерскому учету в следующем порядке: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков — в суммах, присужденных судом или признанных должником, в том отчетном периоде, в котором вынесено решение судом об их взыскании или они признаны должником; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, — в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек; суммы дооценки активов — в том отчетном периоде, когда была произведена переоценка; другие поступления — по мере образования. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты.

 

Учет кредитов и займов

Для учета краткосрочных кредитов банка в российской и иностранных валютах используется счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", для учета долгосрочных кредитов — счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Счета пассивные, следовательно, по кредиту отражают поступление кредитов и сумму начисленных к уплате процентов, по дебету счета отражается погашение кредита и процентов по нему. При этом в учете делаются следующие бухгалтерские записи:

· дебет счетов 51, 52,
кредит счетов 66, 67 — на получение кредитных средств;

· дебет счетов 66, 67,
кредит счетов 51, 52 — на погашение кредита.

По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

В зависимости от целей, на которые получен кредит согласно [кредитному договору, проценты, причитающиеся к уплате, имеют свои особенности при отражении в бухгалтерском учете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.089 с.)