Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. Дифференциация официально-делового стиля: подстили (юридический, административный, дипломатический, обиходно-деловой). Особенности официально-делового стиля: логичность, краткость, точность, стандартизация, нейтральный тон, долженствующе-предписывающий характер изложения. Стандартизация языка и технического оформления документных текстов. Лексические особенности официально-делового стиля: своеобразная профессиональная лексика и фразеология, употребление слов в прямых конкретных значениях, отсутствие эмоционально-окрашенной, разговорной, просторечной лексики, наличие канцеляризмов, речевых стандартов (клише), наличие специальных слов, терминов и номенклатурных наименований, ограниченное употребление синонимов, употребление речевых единиц, выражающих волю автора документа. Грамматические особенности на морфологическом уровне: преобладание отглагольных существительных, существительных с приставкой не-, употребление прилагательных и причастий в функции существительных, ограниченное употребление местоимений, активное использование производных предлогов, нанизывание форм родительного падежа, преобладание кратких форм прилагательных и причастий; на синтаксическом уровне: преобладание сложных предложений, использование инфинитивных конструкций со значением долженствования, использование распространенных номинативных предложений, безличных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 17, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 32].
Тема 2. Лексические и грамматические нормы деловой документации Лексическая норма и лексическая ошибка. Типы лексических ошибок. Трудности словоупотребления в устной и письменной деловой речи. Нарушение лексической сочетаемости. Ошибки, основанные на смешении паронимов, синонимов, антонимов. Речевая недостаточность и речевая избыточность (понятие плеоназма и тавтологии). Иноязычные слова и трудности, связанные с их употреблением. Оправданные и неуместные заимствования. Служебный жаргон. Ошибочное употребление профессиональных и других жаргонизмов, просторечных слов, диалектизмов. Типы ошибок при употреблении фразеологизмов. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Виды грамматических ошибок: морфологические, синтаксические. Грамматическая стилистика служебных документов. Трудные случаи практической грамматики: род несклоняемых существительных, род существительных, обозначающих людей по профессии, должности, званию, склонение нестандартных фамилий и географических названий. Формы множественного числа существительных и их окончания. Склонение количественных и порядковых числительных, употребление собирательных числительных. Грамматическое управление. Согласование подлежащего и сказуемого, сказуемого и дополнения. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Используемая литература: [1, 2. 3. 4. 5, 6, 7, 8, 11, 14, 16, 17, 18, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 30].
Тема 3. Правила составления и оформления документов Понятия «документ» и «служебный документ». Виды документов: по характеру переписки (внутренние, внешние); по сфере функционирования (управленческие, научные, технические и др.); по содержанию и назначению (распорядительные, отчетные, справочные и др.); по фактору доступности (открытого пользования, ограниченного доступа, конфиденциальные); по срокам исполнения (срочные, итоговые, периодические); оригинал/копия. Служебные документы: типология, композиционные особенности, реквизиты. Основные требования к оформлению документов: логичность и структурированность изложения, унификация языковых средств, точность, лаконизм, достаточность информационного сообщения, ясность, грамотность. Язык и стиль организационных, распорядительных, информационно-справочных документов и документов по личному составу. Этапы развития делопроизводства в России. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Юридические жанры: типология, композиционные особенности, особенности языкового выражения. Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 15, 22, 23].
Тема 4. Юридический документ как речевой жанр. Композиционная структура текста юридического документа. Редактирование текста юридических документов Виды правовых документов, их признаки. Нормативные правовые документы и правоприменительные документы: жанровые, композиционные и языковые особенности. Нормативная обусловленность юридических жанров. Правила подготовки правовых документов. Особые языковые требования к юридическим документам. Законодательная техника. Юридико-лингвистический аспект при оценке правовых документов. Редактирование юридических документов. Используемая литература: [1, 15, 17, 20, 28, 52, 53]. Тема 5. Эффективность профессионального общения юриста Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Структура речевой коммуникации. Речь в межличностном общении: особенности речи в межличностном общении, речь и самораскрытие, речь и самооценка, роль слушающего. Принципы речевого взаимодействия и эффективного общения: последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости, равной безопасности, децентрической направленности, адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения. Особенности профессионального общения юриста. Речь в социальном взаимодействии: особенности речевого поведения в социально ориентированном общении, речь и социализация, речь как средство утверждения социального статуса, общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации. Подготовка и реализация профессионального коммуникативного акта: анализ аудитории, отбор материала, выстраивание композиции, подготовка текста, реализации речи. Речевая аргументация: логические, психологические, этические аргументы. Используемая литература: [4, 5, 19, 29, 31, 32].
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа по учебной дисциплине «Русский язык в деловой документации» представляет собой учебную, научно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время. Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения. Она включает в себя подготовку к аудиторным занятиям по всем темам изучаемой дисциплины (практическим занятиям, письменным проверочным работам, словарным и орфоэпическим диктантам и др.), выполнение предложенных преподавателем соответствующих аналитических и синтетических языковых упражнений; подготовку конспектов, докладов, творческих работ; подготовку к сдаче зачета; участие в научной и научно-методической работе кафедры. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестаций. Текущий контроль успеваемости подразумевает постоянный мониторинг уровня усвоения обучающимися материала, сформированности у них необходимых умений и навыков как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время в форме проведения письменных проверочных работ, словарных и орфоэпических диктантов и др. На занятии и вне занятия проверяются задания, выполненные во время самоподготовки, письменные проверочные работы, тестовые и индивидуальные задания. Затраты времени на самостоятельную работу Очная форма обучения
Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 г. 6 м.)
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Курс «Русский язык в деловой документации» носит практический характер и формально включает только один вид учебной работы – практические занятия. Однако в ходе изучения данной дисциплины курсантам необходимо освоить (вспомнить) и теоретическую базу. Поэтому фактически занятия носят теоретико-прикладной характер, что позволяет узнать (вспомнить) необходимый материал и сразу закрепить его на практике. Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение курсантами (слушателями) учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий, языковых упражнений. Практические занятия формируют у курсантов навык аналитической работы с учебной и научной литературой, интернет-ресурсами, способствуют развитию умения составлять документы, редактировать готовые тексты. С этой целью в рамках подготовки к практическим занятиям предполагается выполнение комплекта заданий с привлечением соответствующей справочной литературы и интернет-источников, составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, учебных презентаций.
При изучении учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, предполагающие широкое использование интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу, совершенствовать компьютерное тестирование; технология обучения в сотрудничестве, предполагающая создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся. Это обучение в процессе общения обучающихся друг с другом и с преподавателем при наличии общей цели и индивидуальной ответственности каждого члена группы за выполнение общего задания; имитация, которая предполагает воспроизведение проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной действительности; технология дебатов, представляющая собой полемический диалог, проходящий по определенному сценарию; кейс-технология, основу которой составляют критический анализ и решение конкретных социальных проблем. Кейс-технология позволяет организовать обучение, ориентированное на развитие способности обучающихся решать определенные жизненные ситуации, важные повседневные проблемы. Перечисленные технологии позволят интенсифицировать как аудиторную, так и внеаудиторную работу обучающихся.
Интерактивные образовательные технологии, используемые В аудиторных занятиях
Очная форма обучения
Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 г. 6 м.)
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения дисциплины Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения учебной дисциплины
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
При оценке сформированности компетенций используется двухуровневый подход: базовый уровень сформированности компетенции - обязательный для всех обучающихся по завершении освоения учебной дисциплины образовательной программы высшего образования, предполагает готовность решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; повышенный уровень сформированности компетенции предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.012 с.) |