Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка

Поиск

Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. Дифференциация официально-делового стиля: подстили (юридический, административный, дипломатический, обиходно-деловой). Особенности официально-делового стиля: логичность, краткость, точность, стандартизация, нейтральный тон, долженствующе-предписывающий характер изложения. Стандартизация языка и технического оформления документных текстов. Лексические особенности официально-делового стиля: своеобразная профессиональная лексика и фразеология, употребление слов в прямых конкретных значениях, отсутствие эмоционально-окрашенной, разговорной, просторечной лексики, наличие канцеляризмов, речевых стандартов (клише), наличие специальных слов, терминов и номенклатурных наименований, ограниченное употребление синонимов, употребление речевых единиц, выражающих волю автора документа. Грамматические особенности на морфологическом уровне: преобладание отглагольных существительных, существительных с приставкой не-, употребление прилагательных и причастий в функции существительных, ограниченное употребление местоимений, активное использование производных предлогов, нанизывание форм родительного падежа, преобладание кратких форм прилагательных и причастий; на синтаксическом уровне: преобладание сложных предложений, использование инфинитивных конструкций со значением долженствования, использование распространенных номинативных предложений, безличных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 17, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 32].

 

Тема 2. Лексические и грамматические нормы деловой документации

Лексическая норма и лексическая ошибка. Типы лексических ошибок. Трудности словоупотребления в устной и письменной деловой речи. Нарушение лексической сочетаемости. Ошибки, основанные на смешении паронимов, синонимов, антонимов. Речевая недостаточность и речевая избыточность (понятие плеоназма и тавтологии). Иноязычные слова и трудности, связанные с их употреблением. Оправданные и неуместные заимствования. Служебный жаргон. Ошибочное употребление профессиональных и других жаргонизмов, просторечных слов, диалектизмов. Типы ошибок при употреблении фразеологизмов.

Грамматические нормы современного русского литературного языка. Виды грамматических ошибок: морфологические, синтаксические.

Грамматическая стилистика служебных документов. Трудные случаи практической грамматики: род несклоняемых существительных, род существительных, обозначающих людей по профессии, должности, званию, склонение нестандартных фамилий и географических названий. Формы множественного числа существительных и их окончания. Склонение количественных и порядковых числительных, употребление собирательных числительных. Грамматическое управление. Согласование подлежащего и сказуемого, сказуемого и дополнения. Употребление причастных и деепричастных оборотов.

Используемая литература: [1, 2. 3. 4. 5, 6, 7, 8, 11, 14, 16, 17, 18, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 30].

 

Тема 3. Правила составления и оформления документов

Понятия «документ» и «служебный документ». Виды документов: по характеру переписки (внутренние, внешние); по сфере функционирования (управленческие, научные, технические и др.); по содержанию и назначению (распорядительные, отчетные, справочные и др.); по фактору доступности (открытого пользования, ограниченного доступа, конфиденциальные); по срокам исполнения (срочные, итоговые, периодические); оригинал/копия.

Служебные документы: типология, композиционные особенности, реквизиты. Основные требования к оформлению документов: логичность и структурированность изложения, унификация языковых средств, точность, лаконизм, достаточность информационного сообщения, ясность, грамотность. Язык и стиль организационных, распорядительных, информационно-справочных документов и документов по личному составу. Этапы развития делопроизводства в России. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

Юридические жанры: типология, композиционные особенности, особенности языкового выражения.

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 15, 22, 23].

 

Тема 4. Юридический документ как речевой жанр. Композиционная структура текста юридического документа. Редактирование текста юридических документов

Виды правовых документов, их признаки. Нормативные правовые документы и правоприменительные документы: жанровые, композиционные и языковые особенности. Нормативная обусловленность юридических жанров.

Правила подготовки правовых документов. Особые языковые требования к юридическим документам. Законодательная техника. Юридико-лингвистический аспект при оценке правовых документов. Редактирование юридических документов.

Используемая литература: [1, 15, 17, 20, 28, 52, 53].

Тема 5. Эффективность профессионального общения юриста

Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

Структура речевой коммуникации.

Речь в межличностном общении: особенности речи в межличностном общении, речь и самораскрытие, речь и самооценка, роль слушающего. Принципы речевого взаимодействия и эффективного общения: последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости, равной безопасности, децентрической направленности, адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. Невербальные средства общения.

Особенности профессионального общения юриста. Речь в социальном взаимодействии: особенности речевого поведения в социально ориентированном общении, речь и социализация, речь как средство утверждения социального статуса, общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации.

Подготовка и реализация профессионального коммуникативного акта: анализ аудитории, отбор материала, выстраивание композиции, подготовка текста, реализации речи. Речевая аргументация: логические, психологические, этические аргументы.

Используемая литература: [4, 5, 19, 29, 31, 32].

 

Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы обучающихся

 

Самостоятельная работа по учебной дисциплине «Русский язык в деловой документации» представляет собой учебную, научно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого время.

Самостоятельная работа является интегративной составляющей образовательного процесса и непосредственно связана с развитием познавательных способностей обучающегося, повышением его поисковой и творческой активности, образовательной автономии и увеличением личной ответственности за результативность обучения. Она включает в себя подготовку к аудиторным занятиям по всем темам изучаемой дисциплины (практическим занятиям, письменным проверочным работам, словарным и орфоэпическим диктантам и др.), выполнение предложенных преподавателем соответствующих аналитических и синтетических языковых упражнений; подготовку конспектов, докладов, творческих работ; подготовку к сдаче зачета; участие в научной и научно-методической работе кафедры.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестаций.

Текущий контроль успеваемости подразумевает постоянный мониторинг уровня усвоения обучающимися материала, сформированности у них необходимых умений и навыков как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время в форме проведения письменных проверочных работ, словарных и орфоэпических диктантов и др.

На занятии и вне занятия проверяются задания, выполненные во время самоподготовки, письменные проверочные работы, тестовые и индивидуальные задания.

Затраты времени на самостоятельную работу

Очная форма обучения

Наименование тем Всего часов Обоснование затрат времени на самостоятельную работу Часы
Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Выполнение языковых упражнений  
Составление таблицы стилей русского литературного языка  
Лексические и грамматические нормы деловой документации   Работа с научно-учебной литературой  
Выполнение языковых упражнений  
Подготовка докладов, презентаций  
Подготовка к аудиторной письменной проверочной работе  
Правила составления и оформления документов   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Подготовка конспектов научно-учебной литературы  
Юридический документ как речевой жанр. Композиционная структура текста юридического документа. Редактирование текста юридических документов     Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Написание текстов служебных документов  
Редактирование текстов служебных и юридических документов  
Подготовка к аудиторной письменной проверочной работе  
Эффективность профессионального общения юриста   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Подготовка конспектов научно-учебной литературы  
Создание публичных текстов  
Подготовка к аудиторной письменной проверочной работе  
Всего по курсу      

 

Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)

Наименование тем Всего часов Обоснование затрат времени на самостоятельную работу Часы
Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Выполнение языковых упражнений  
Составление таблицы стилей русского литературного языка  
Лексические и грамматические нормы деловой документации   Работа с научно-учебной литературой  
Выполнение языковых упражнений  
Подготовка докладов, презентаций  
Правила составления и оформления документов   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Подготовка конспектов научно-учебной литературы  
Юридический документ как речевой жанр. Композиционная структура текста юридического документа. Редактирование текста юридических документов     Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Написание текстов служебных документов  
Редактирование текстов служебных и юридических документов  
Эффективность профессионального общения юриста   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Создание публичных текстов  
Всего по курсу      

 

Заочная форма обучения (срок обучения – 3 г. 6 м.)

Наименование тем Всего часов Обоснование затрат времени на самостоятельную работу Часы
Официально-деловой стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Выполнение языковых упражнений  
Составление таблицы стилей русского литературного языка  
Лексические и грамматические нормы деловой документации   Работа с научно-учебной литературой  
Выполнение языковых упражнений  
Подготовка докладов, презентаций  
Правила составления и оформления документов   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Подготовка конспектов научно-учебной литературы  
Юридический документ как речевой жанр. Композиционная структура текста юридического документа. Редактирование текста юридических документов     Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Написание текстов служебных документов  
Редактирование текстов служебных и юридических документов  
Эффективность профессионального общения юриста   Работа с научно-учебной литературой  
Подготовка докладов, презентаций  
Создание публичных текстов  
Всего по курсу      

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

Курс «Русский язык в деловой документации» носит практический характер и формально включает только один вид учебной работы – практические занятия. Однако в ходе изучения данной дисциплины курсантам необходимо освоить (вспомнить) и теоретическую базу. Поэтому фактически занятия носят теоретико-прикладной характер, что позволяет узнать (вспомнить) необходимый материал и сразу закрепить его на практике. Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение курсантами (слушателями) учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий, языковых упражнений. Практические занятия формируют у курсантов навык аналитической работы с учебной и научной литературой, интернет-ресурсами, способствуют развитию умения составлять документы, редактировать готовые тексты. С этой целью в рамках подготовки к практическим занятиям предполагается выполнение комплекта заданий с привлечением соответствующей справочной литературы и интернет-источников, составление на их основе конспектов, сравнительных таблиц, учебных презентаций.

 

При изучении учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» используются следующие образовательные технологии:

информационно-коммуникативные технологии, предполагающие широкое использование интернет-ресурсов и мультимедийных обучающих программ, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, эффективно организовать и спланировать самостоятельную работу, совершенствовать компьютерное тестирование;

технология обучения в сотрудничестве, предполагающая создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся. Это обучение в процессе общения обучающихся друг с другом и с преподавателем при наличии общей цели и индивидуальной ответственности каждого члена группы за выполнение общего задания;

имитация, которая предполагает воспроизведение проблемной ситуации, максимально приближенной к реальной действительности;

технология дебатов, представляющая собой полемический диалог, проходящий по определенному сценарию;

кейс-технология, основу которой составляют критический анализ и решение конкретных социальных проблем. Кейс-технология позволяет организовать обучение, ориентированное на развитие способности обучающихся решать определенные жизненные ситуации, важные повседневные проблемы.

Перечисленные технологии позволят интенсифицировать как аудиторную, так и внеаудиторную работу обучающихся.

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые

В аудиторных занятиях

 

Очная форма обучения

Номер Темы Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Лекционное занятие Технология обучения в сотрудничестве. Кейс-технология. Просмотр видео-материалов.  
  Практическое занятие Технология обучения в сотрудничестве. Работа в группах, взаимопроверка обучающимися лексико-грамматических заданий. Тестовый контроль знаний.  
  Практическое занятие Информационно-коммуникативная технология. Работа с образовательными web-ресурсами, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.  
  Практическое занятие Презентация по теме, подготовленная обучающимся, и ее обсуждение; работа в группах, взаимопроверка составленных обучающимися текстов разных жанров (доверенности, автобиографии, резюме, характеристики осужденного и т.д.); технология Case-study.  
  Лекционное занятие Технология дебатов. Презентация сообщений    
  Практическое занятие Тестовый контроль знаний.  
Итого:  

Заочная форма обучения (срок обучения – 5 лет)

Номер Темы Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Лекционное занятие Технология обучения в сотрудничестве. Кейс-технология. Просмотр видео-материалов.  
  Практическое занятие Технология обучения в сотрудничестве. Работа в группах, взаимопроверка обучающимися лексико-грамматических заданий.  
  Практическое занятие Презентация по теме, подготовленная обучающимся, и ее обсуждение; работа в группах, взаимопроверка составленных обучающимися текстов разных жанров (доверенности, автобиографии, резюме, характеристики осужденного и т.д.); технология Case-study.  
Итого:  

Заочная форма обучения (срок обучения – 3 г. 6 м.)

Номер Темы Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Лекционное занятие Технология обучения в сотрудничестве. Кейс-технология. Просмотр видео-материалов.  
  Практическое занятие Технология обучения в сотрудничестве. Работа в группах, взаимопроверка обучающимися лексико-грамматических заданий. Тестовый контроль знаний.  
  Практическое занятие Презентация по теме, подготовленная обучающимся, и ее обсуждение; работа в группах, взаимопроверка составленных обучающимися текстов разных жанров (доверенности, автобиографии, резюме, характеристики осужденного и т.д.); технология Case-study.  
Итого:  

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по итогам освоения дисциплины

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения учебной дисциплины

Компетенции Наименование разделов, тем
Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5
Общекультурные компетенции          
ОК-4 + + + + +
Профессиональные компетенции          
ПК-7 + + +    
ПК-13 + + + +  

 

Описание показателей и критериев оценивания компетенций

на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

При оценке сформированности компетенций используется двухуровневый подход:

базовый уровень сформированности компетенции - обязательный для всех обучающихся по завершении освоения учебной дисциплины образовательной программы высшего образования, предполагает готовность решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам;

повышенный уровень сформированности компетенции предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.012 с.)