Понятие нормы права, признаки и её структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие нормы права, признаки и её структура



Право представляет собой сложную и многообразную систему юри­дических: норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Норма права (юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма имеет и отличительные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения субъ­ектов, который, весьма четко, обозначен и конкретен. Норма права есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспе­чивает меру свободы индивида.

Государственно-властное веление, получившее логически завер­шенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственны­ми органами (парламентом, президентом, правительством, министер­ствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регули­рующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необхо­димые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отра­жает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к при­меру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-прода­жи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, орга­низаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непо­средственных нужд и потребностей. И, тем не менее, все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в мага­зинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих право­отношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.

Индивидуальные черты граждан, организаций, учреждений, пред­приятий полностью исчезают в таких абстрактных понятиях, как «по­купатель» и «продавец». Все многообразие материальных предметов в норме права понимается как товар, выступающий объектом договора купли-продажи. Юридически значимыми признаются действия поку­пателя, выраженные в желании купить понравившуюся ему вещь и обязанности уплатить ее стоимость. От продавца требуется совершение действий по передаче покупки покупателю, оплатившему ее стоимость.

Благодаря тому, что норма права отражает наиболее важные свойст­ва общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально оп­ределенное правило поведения, установленное либо санкционированное го­сударством, направленное на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемое в необходимых случаях мерами государственного принуждения.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный эле­мент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойствен­ны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, что понятия «право» И «норма права» соотно­сятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространя­ется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц;

Государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными орга­нами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стиму­лированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властноe предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее cтpoение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как, они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

1. Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов, например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:.

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признакам) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например, сроки давности), абсолютно неопределен­ной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на огра­ничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы орава, определяющий модель поведения субъектов с помощью уста­новления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.. Диспозиция выступает основной ре­гулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других ох­ранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточ­но очевидны; например, закон не характеризует признаки преступле­ния, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содер­жащие признаки правомерного либо противоправного поведения; на­пример, ч. 1 ст. 209 УК РФхарактеризует «бандитизм» как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях напа­дения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой груп­пой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссы­лается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); блан­кетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают пра­воприменителя к соответствующему закону);

б) по своей юридической направленности выделяются предостави­тельно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, нa­пример, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должник по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного по­ведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на же­лательность, либо целесообразность того или иного поведения, в кото­ ром заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность (например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощ­рения (премия за добросовестное выполнение служебных обязаннос­тей работником, государственная награда, условно-досрочное осво­бождение из мест лишения свободы и т.п.)

Для примера возьмем какую-либо простейшую норму права и про­анализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избира­тельным законодательством граждане Российской Федерации, достиг­шие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществле­нию этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь является часть фразы: «граждане РФ, достигшие 18 лет» - вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения - участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы - санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) - предусматривает последствия, ко­торые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право граж­данина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотрен­ное диспозицией.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справед­ливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бес­сильна.

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионный. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

 

Классификация правовых норм

Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направ­ления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соот­ветствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздей­ствия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) - на конституционные, гражданские, адми­нистративные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);.

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (Указ Президента о введении чрезвы­чайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать Нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц – пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обсто­ятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например, сан­кции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закреп­ляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необ­ходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, арест, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (дей­ствуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-испол­нительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, ор­ганизации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы за­конов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на упра­вомачивающие (предоставляющие возможность совершать определен­ные действия, например, принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки, уп­латить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (неразрешающие производить определенные действия, например, нару­шать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества: на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с много­образием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.027 с.)