Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборным органами, избираемыми населением на определенный срок.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Можно выделить следующие основные признаки республики: - высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом); - деятельность данных органов ограничена определенным сроком; - имеет место разделение властей – на законодательную, исполнительную и судебную. Республики делятся на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные виды республик. Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Можно выделить следующие признаки президентской республики: - и официальным, и фактическим главой государства является президент; - президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль при осуществлении власти в стране; - президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента; - президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента); - президент возглавляет правительство; - правительство отвечает перед президентом; - президент является верховным главнокомандующим; - президент имеет право вето на законы принятые парламентом; - президент имеет право создавать нормативные и ненормативные акты; - президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах); - президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства наций. Примеры президентской республики – США, Россия. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Парламентская республика имеет следующие признаки: - парламент является важнейшим из органов государственной власти; - правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах; - правительство ответственно перед парламентом; - фактическим главой государства является глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии победивший на выборах); - в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент – номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции. Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Венгрия. Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. Основными признаками смешанной республики являются: - президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства; - наряду с президентом предусмотрена должность премьер-министра, также наделенного широкими полномочиями; - и президент, и парламент участвуют в формировании правительства; - правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка). Примерами парламентско-президентских республик являются: Франция, Украина. Наряду с парламентской, президентской и смешанной республикой существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся в эту схему республики. В качестве примера можно привести СССР, некоторые соцстраны. в зависимости от того, кто формирует правительство и руководит ним. Отличительными чертами советских республик являлись: - наличие особых органов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями («Вся власть Советам»); - наличие единой соподчиненной иерархии советов «во главе» с Верховным Советом; - советы не являлись классическими представительными органами и были органами, «выражавшими волю трудящихся», то есть непосредственно волю масс, их избравших; - наличие императивного мандата (наказы депутатам, возможность отзыва депутатов); - отсутствие четкого разделения властей; - пост президента либо отсутствовал вообще, либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия); - главной политической силой общества являлась правящая (коммунистическая) партия, которая подменяла собой деятельность советов и других государственных органов. К нетрадиционным республикам можно отнести и республики народной демократии, очень близкие по своей сути к советским. Форма государственного устройства: понятие и её виды Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. Основными видами форм государственного устройства являются: - унитарное государство; - федерация; - конфедерация. Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности. Признаки унитарного государства следующие: - единство и однородность территории; - отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве); - деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку; - административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства; - наличие только одной общегосударственной конституции; - наличие единой системы законодательства; - наличие единых для всей страны высших органов государственной власти; - парламент, как правило, имеет однопалатную структуру; - органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти; - единое гражданство для всей страны; - единая денежная система; - общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика. Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д. Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности: - унитарные государства с автономиями; - децентрализованные унитарные государства. Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц. Автономии могут быть: - административными (построены сугубо на началах самоуправления); - политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства). Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР). Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля. Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством. Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности. Можно выделить следующие признаки федерации: - территорию федерации составляют территории её субъектов; - субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику; - в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром; - высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам; - наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству; - парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов. Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика. В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями. Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны: - слабый уровень интеграции составляющих её частей; - наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства; - отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий; - право свободного выхода из конфедерации. Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства. Примером конфедерации являются: • США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году); • Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию); • ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году); • Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.182 (0.011 с.) |