Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сердечный аспект человеческого существа - куСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первичной и главной функцией этого аспекта сознания является память. Именно благодаря ей мы способны выучить и запомнить что-то, развивать свои способности, приобретать привычки, осознавать цельность своего тела и его тождественность самому себе ото дня ко дню на протяжении многих лет, а также управлять им как чем-то единым. Это понятие является эквивалентом западного представления о подсознательном, однако оно с ним не совпадает. Наиболее важная вещь, которую нужно знать о памяти, заключается в том, что память хранится и находится в теле как нечто вибрирующее и находящееся в непрестанном движении. Генетическая память, конечно, хранится на клеточном уровне, в то время как память, с помощью которой происходит обучение и накапливается опыт, хранится на одном или нескольких мышечных уровнях. При подходящем стимулировании -внутреннем или внешнем, умственном или физическом - память приходит в движение и высвобождается. Это, в свою очередь, приводит к активизации ментального, эмоционального или физического поведения. Если это движение подавляется, скажем, напряжением или стрессом, то и соответствующая память подавляется также. Сказанное одинаково относится и к генетической памяти, и к памяти, с помощью которой происходит обучение. В случае генетической памяти тело знает только то, что знали его предки. Хотя это и очень богатое хранилище, однако что касается психического и эмоционального поведения, оно, как правило, в большей или меньшей мере подвергается воздействию памяти, с помощью которой происходит обучение. В стрессовых ситуациях ку первое обращается к памяти предков, чтобы найти способ справиться с ситуацией, и тогда, если имеется несколько возможных вариантов, оно обращается к памяти, с помощью которой происходит обучение, за конкретными подробностями. Предположим, вы находитесь в стрессогенной ситуации, затрагивающей ваше человеческое достоинство, что обычно проявляется в виде осложнений в области груди. И предположим, что генетическая память предложила вам на выбор воспаление легких, приступ тревоги или астму. Если на протяжении прошедшей недели или около того ваше ку узнало от какого-нибудь человека или, скажем, по телевидению достаточно много о симптомах воспаления легких, то весьма вероятно, что ваше ку сделает именно этот выбор. Генетическая память распределена по всем клеткам. Что же касается памяти, с помощью которой происходит обучение, то ее хранилища располагаются в особых зонах, связанных с мышечной тканью. Эти области хранения, похоже, связаны с каждой частью тела, которая находилась в активном состоянии или получала дополнительную энергию в период обучения или приобретения соответствующего опыта. Когда часть тела, в которой была сосредоточена память, испытывает определенное напряжение, то память, связанная с ней, угнетается или даже становится полностью недоступной. Как-то отправившись со своей знакомой побродить по диким местам Кауаи, мы оказались перед фактом, что не способны обнаружить дорогу, по которой нам нужно было возвращаться назад. Вскоре мы пришли к выводу, что она должна была находиться на другой стороне ручья, но никак не могли прийти к единому мнению относительно того, как эта дорога должна была выглядеть. В результате мы потратили целый день, шлепая по ручью вверх и вниз, пытаясь обнаружить место, которое мы оба признали бы подходящим. На следующий день после того, как мы провели ночь в сыром и грязном болоте, я решил использовать имевшиеся у меня знания о свойствах ку. С помощью осторожных взаимных расспросов, мы с подругой установили, что в памяти наших ку относительно расположения обратной дороги имелся образ какого-то особенно слякотного берега, находившегося неподалеку. Я сам этого абсолютно не помнил, но где-то в глубине моей памяти имелась какая-то картинка с притоком и большим камнем-валуном, чего моя память никак не хотела воспроизводить. Установив это, мы пошли вдоль ручья и шли до тех пор, пока не обнаружили и приток, и валун, которые находились рядом друг с другом. Там же оказалась и тропа - справа рядом. Когда мышечное напряжение ослабляется, то любые сведения, связанные с соответствующей областью и угнетавшиеся напряжением, также отпускаются и становятся доступными воспроизведению. Все, кому приходится иметь дело с большим количеством получаемых и передаваемых сообщений, хорошо знают это, и существует множество способов создавать напряжение и снимать его как сознательно, так и неосознанно. Довольно широко распространено явление, связанное с забыванием чьего-либо имени. Вы можете быть способны вызвать в уме ясный образ лица этого человека, но его имя почему-то все равно ускользает. Это связано с тем, что та часть тела, в которой хранится воспоминание об имени, испытывает в этот момент слишком большой стресс. Обычно, если вы оставляете попытку вспомнить и принимаетесь за свои дела, имя неожиданно всплывает в уме в момент, когда вы меньше всего ждете этого. Это происходит потому, что в какой-то момент те мышцы, с которыми связана память об этом имени, достаточно расслабились, чтобы освободить воспоминание. Как-то в Африке я испытал сильнейший стресс, когда собирался привести свою жену на прием, где мы должны были встретиться с новым американским послом. И когда наступил момент представить мою жену послу, вдруг оказалось, что я не могу вспомнить ее имени. Как я ни уверял посла, что я живу с ней много лет и, естественно, прекрасно ее знаю, но он, что вполне понятно, воспринимал мои уверения скептически. Когда же Глория наконец сама назвала свое имя, то что-то переключилось в соответствующих мышцах, зажим снялся и я сказал: "Ну да, это Глория!" Сильные потрясения, которые приводят к общему стрессу, могут также вызывать амнезию - состояние, при котором большие области памяти оказываются заблокированными. Когда же различные группы мышц постепенно начинают расслабляться, то начинает возвращаться и память. Любопытно отметить, что сам язык при амнезии почти никогда не забывается, хотя личные имена отдельных людей могут оказаться перекрытыми и недоступными вспоминанию. Возможно, это связано с тем, что компоненты языка, такие, например, как звуки, используются очень часто, и память о них хранится не в одной, а во многих областях тела. Тем не менее все же бывают случаи, когда человек оказывается потрясен настолько, что в какой-то момент теряет дар речи. Меня все еще вгоняет в краску, когда я пересказываю случай с забыванием имени собственной жены. Особенно нужно отметить именно то, что я краснею, когда пересказываю эту историю и когда память об этом событии разворачивает живые картины в моем мозгу. В этом можно усмотреть что-то очень важное, относящееся к нашей памяти и ку. Ку, наш подсознательный телесный ум, не делает различия между прошлым, настоящим и будущим. Все, что там хранится, - всегда в настоящем. Когда вы пытаетесь что-то вспомнить, то соответствующие физиологические реакции включаются в настоящий момент, и их интенсивность зависит от яркости образов, связанных с воспоминанием. Например, куда как более вероятно, что у вас возникнут сильные физиологические реакции при воспоминании о том, как вы подвергались суровой критике в возрасте семи лет, чем при воспоминании того, что происходило за завтраком в прошлый вторник - конечно, при условии, что этот завтрак не был для вас еще более драматичным. Это означает, что любые сведения, которые хранятся в памяти, могут оказать активное воздействие на тело в настоящий момент, приводя к более или менее тем же самым химическим и мышечным реакциям, имевшим место в вашем теле, когда соответствующее событие происходило впервые. Хорошие воспоминания приводят к выделению железами внутренней секреции эндорфинов, создающих приятные ощущения, а плохие - к выделению токсинов. И все это происходит в настоящем. Очевидно, что чем дольше способно сохраняться воспоминание, тем сильнее его воздействие в настоящем. Исследование памяти Попытайтесь примерно в течение пятнадцати секунд удерживать в памяти какое-нибудь неприятное воспоминание и при этом внимательно наблюдать за тем, что происходит с вашим телом. Сразу же после этого вызовите в памяти приятные воспоминания, относящиеся к тому же самому времени, и также внимательно наблюдайте за реакциями тела. Вы обнаружите, что неприятные воспоминания склонны заставлять вас чувствовать себя усталым, скованным, угнетенным или несчастным, в то время как приятные воспоминания вызывают чувство легкости, расслабленности, свободы и счастья. Наряду с фактом, что два типа воспоминаний вызывают у вас различное самочувствие непосредственно здесь и сейчас, обратите также внимание на то, с какой скоростью происходят эти изменения. В какой-то момент вы чувствуете себя плохо, испытываете неприятные ощущения, а в следующий момент все меняется и вы чувствуете себя хорошо и приятно. Как нетрудно понять, все это происходит из-за изменения фокусировки внимания. Таким образом, можно сказать, что одним из способов контролировать эмоции и здоровье является выбор соответствующих воспоминаний. Как я уже говорил, я каждый раз покрываюсь краской стыда, когда вспоминаю случай с забыванием имени моей жены. Покраснение является эмоциональной реакцией, а эмоции включаются воспоминаниями. Это и есть источник эмоциональных реакций, обычно называемых чувствами. Эти чувства не возникают сами по себе. Они представляют собой энергетические реакции, вызываемые соответствующими воспоминаниями. Не бывает, например, так, чтобы кто-то ходил, переполненный гневом и раздражением просто так, безо всяких на то оснований. Но это случается, когда человек погружен в воспоминания, связанные с гневом и раздражением. Воспоминания, способные, оказавшись в сознательной сфере, рассеять гнев, подавлены напряжением соответствующих мышечных групп. В качестве примера можно привести случай, когда вы имеете дело с какими-нибудь недавно полученными знаниями или переживаниями, не связанными с прошлым опытом и знаниями и не вызывающими эмоциональных реакций сами по себе. Единственный вариант, когда вновь приобретенные знания и пережитый опыт могут приводить к эмоциональным реакциям, связан с тем, что у вас в памяти уже есть какие-то привычки или ожидания, способные заставить вас реагировать соответствующим образом при совмещении их с вновь полученным знанием или опытом. Если у вас в воспоминаниях уже имеется установка на то, что вновь получаемые знания или опыт могут быть или были возбуждающими или пугающими, то ваша реакция окажется связанной с этими воспоминаниями. Ваша реакция может выразиться в словесной форме типа "с чего бы это?" или "ну что ж, прекрасно!". Основная идея такая, что эмоциональные реакции порождаются воспоминаниями о том, как следует реагировать в данной ситуации, и в этом можно увидеть способ косвенного воздействия на эмоции при помощи переключения внимания на различные ситуации в прошлом. Способы и средства достижения этого мы обсудим несколько позже. Эмоциональные реакции могут также находиться под косвенным контролем с помощью обучения вашего ку новым приемам. Это утверждение основывается на том, что наши эмоциональные реакции, особенно отрицательные, вроде страха и гнева, всегда сопровождаются мышечным напряжением. Исследование эмоций Сидя или стоя, примите удобное положение, по возможности расслабив все мышцы и поддерживая лишь то напряжение, которое необходимо для стабильной позы. Далее, используя память или воображение, сделайте следующий шаг в упражнении и приведите себя в состояние ярости настолько, насколько это только будет возможно, но при этом старайтесь не напрягать ни единой мышцы. Если вы выполните последнее условие, то обнаружите, что у вас не будет физиологической основы для того, чтобы войти в состояние ярости или гнева. Гнев не может существовать без мышечного напряжения, точно так же, как и страх. Более того, тренируя расслабление мышц по собственному желанию, вы добьетесь более легкого извлечения необходимых знаний из вашей памяти и не будете испытывать затруднений в применении приобретенных умений и навыков. К тому же такая тренировка даст вам возможность предупреждать или пресекать уже возникший страх или гневное возбуждение. Но дело не сводится только к этому - вы сможете преодолеть многие неприятные или нездоровые привычки, если дадите своему ку возможность запомнить новые установки насчет того, как следует действовать или реагировать в тех или иных ситуациях. Как-то раз я со своей подругой - той, с которой мы бродяжничали, - в городе Капаа ждал свою жену - она должна была подвезти нас на машине. Подруга предложила мне откусить мороженого от ее порции, что я и сделал, и оно оказалось исключительно вкусным. Немного погодя она снова предложила мне сделать то же, но на этот раз я отказался, поскольку в связи с диетой старался ограничивать количество жиров в пище. Спустя некоторое время она спросила меня, как это мне удалось отказаться еще раз попробовать такое вкусное мороженое. Я сказал ей, что это было легко, так как все, что мне нужно было сделать, - это настолько расслабить плечевые мышцы, чтобы я оказался неспособным поднять руки и взять ее мороженое. Еще одна важная вещь, которую нужно знать насчет ку и памяти, заключается в том, что любое переживание, независимо от его происхождения, причин и источников, сохраняется в телесной памяти. Ку не способно устанавливать тонкие различия насчет того, пришло ли переживание из внутренних или внешних источников, пришло ли оно из конкретной реальной ситуации или из книги, кинокартины, телевизионной программы, сна, интуитивного озарения или воображения. Вся подобная информация хранится как телесная память. Ку интересует только интенсивность переживания, то есть то, насколько велика физиологическая - эмоциональная, мышечная, гормональная - реакция, возникшая в процессе переживания. Именно на этом основывается ку, определяя, насколько "реальным" было переживание. Практической стороной сказанного выше является то, что если вы сумеете в своем воображении вызвать сильное переживание, то оно будет ничуть не хуже, чем реальное, по крайней мере, это распространяется на телесное поведение. Гавайские и другие шаманы используют эту древнюю мудрость как средство для излечения и саморазвития. Не так давно эта шаманская техника наряду с другими средствами стала использоваться для нужд подготовки олимпийских атлетов, и результаты оказались исключительно высокими. Используя сенсорные образы высокой интенсивности - что они практически делают постоянно, - атлеты формируют телесную память, делающую физическую реализацию более легкой и качественной. Эта же методика может быть использована для тренировки в приобретении различных умений, навыков и состояний. Исследование воображения Припомните какую-нибудь сцену из книги или какой-нибудь любимый образ вашей мечты. Затем припомните каникулы или какую-нибудь реально предпринятую вами прогулку или путешествие, и по крайней мере в течение тридцати секунд припоминайте сначала первое, а затем второе. Теперь, исключая различия в их содержании, степени живости, виде активности, устраняя сознательное принятие решения относительно того, что является реальным, предпримите попытку найти какую-нибудь разницу между этими двумя видами воспоминаний. Вы обнаружите, что. как воспоминания, они ничем не отличаются. Каждое из них вы можете воспроизводить одинаково легко, и на самом деле сцены из книги или мечты могут оказывать на вас значительно большее действие в настоящий момент, чем "реальные воспоминания". Из сказанного можно сделать вывод: ку не делает различий между воспоминаниями, независимо от источника их происхождения. Для ку более реальным является то, что обладает большей сенсорной выразительностью. Первичной функцией ку является память, а ее первичной мотивацией является удовольствие. Более точно это можно определить следующим образом: мотивацией ку является стремление к удовольствию и избегание страданий. Все привычное поведение - то есть основанное на памяти, мышлении, эмоциях -мотивируется именно этим. Именно поэтому вы любите вполне определенные вещи и не любите другие, именно поэтому некоторые вещи вам делать легче, чем другие, именно поэтому вы медлите, затягиваете время или ленитесь в некоторых случаях даже тогда, когда вам важно что-то сделать. Ку совершенно автоматически движется к тому, что приятно, что имеет привлекательную форму, и делает все от него зависящее, чтобы избежать страдания. Если вы создаете образ будущего, "воспоминание о будущем" или, иными словами, если вы воображаете, что с вами случится, если вы сделаете определенную вещь, то поведение вашего ку будет сильно зависеть от того, что находится в памяти - ожидание страдания или удовольствия. Если вы создали образ ожидания того, что отношения или встреча с каким-то человеком закончится болезненным разрывом, то вам будет трудно встречаться с людьми или конкретным человеком, будет трудно позвонить по телефону (в частности, если звонок связан с куплей-продажей) и, вполне возможно, вам будет трудно написать важное письмо. С другой стороны, если мысль о такой встрече возбуждает в вашем воображении приятный контакт, то такие вещи вы будете делать легко и с радостью. И если, что очень часто случается, ваше ку содержит оба противоречивых ожидания, тогда легкость или трудность в проявлении активности будет меняться в зависимости от вашей конкретной ситуации, доверия к себе и самоуважения, что по-другому называется настроением. Бывают случаи, когда ку предоставляется только один выбор - выбор между двумя неприятностями. Ку в таких ситуациях не может действовать творчески, оно не может придумать новых решений, оно может делать только то, что усвоило из прошлого опыта, или то, чему оно может подражать в поведении других в настоящем. Когда ку сталкивается с неприятной ситуацией, для него нормально - двигаться в сторону более приятного решения, но оно может сделать это только при помощи воспоминания, подражания или подчиняясь указаниям сознательного разума. Если сознательный разум не принимает участия в принятии решения и если не существует благоприятного, основанного на удовольствии решения в настоящем или прошлом, тогда ку вынуждено использовать настоящее или прошлое, чтобы принять решение, которое уменьшает количество страдания, приводит к меньшему страданию. Если вы работаете в каком-то месте, которое заставляет вас или ваше тело реагировать на окружающую обстановку со все возрастающим стрессом, угрожающим целостности вашего организма, и вы ничего сознательно не предпринимаете для того, чтобы выйти из этой ситуации (например, потому что вам очень нужны деньги), то ку может посмотреть вокруг или вспомнить подходящий случай из прошлого и сделать так, что вы, например, заболеете гриппом, - только для того, чтобы заставить вас уйти с этой работы. С точки зрения ку грипп не является чем-то приятным, однако он лучше, чем страдания, связанные с пребыванием на этой неприятной работе. Вам станет лучше, когда вы бросите ее, даже если вы останетесь без денег, и даже когда страдания от гриппа окажутся более тяжелыми, чем воспоминания о страданиях на этой работе (о роли вирусов будет говориться в главе об исцелении тела). Иногда вам приходится пройти через значительные ментальные, эмоциональные или психические страдания, чтобы выполнить какую-нибудь работу, что-то совершить или закончить. Спортсмены, альпинисты, бизнесмены, ученые, студенты и многие другие переживали это. В этом случае мы имеем дело с дополнительным фактором, который можно назвать "важностью". Люди готовы сознательно пройти через страдания, и даже через весьма суровые, только когда какая-то другая часть их приняла решение, что конечный результат или цель их деятельности является более важной или достаточно важной и таким образом содержит больше потенциального удовольствия, чем страдание, через которое им придется пройти, и когда потенциально благоприятная цель удерживается в уме. Выигрыш в этом случае должен быть больше, чем страдание. Спортсмен стремится к удовольствию от победы на соревнованиях, альпинист стремится к удовольствию от восхождения на вершину, бизнесмен стремится к удовольствию от получения большего количества денег, ученый стремится к удовольствию, связанному с решением проблемы, студент также может стремиться к удовольствию, связанному с каникулами или окончанием учебы. Дело здесь в том, что поведение, привычки, инициатива, которую проявляют люди, связаны с мотивацией, направленной на получение удовольствия. Для того чтобы включить функцию памяти и задействовать мотивацию, ку использует свой первичный инструмент - чувствование. Согласно этой концепции о работе ку вся память носит кинестетический характер, то есть связана с телом. То же самое можно сказать об удовольствии, страдании, переживании и всем чувственном опыте, и даже об эмоциях и идеях, которые возникают под влиянием физических ощущений. Поскольку вы являетесь городским шаманом, вам понадобится тонко настроить этот очень важный инструмент чувствования или сенсорного осознания. Та часть вас, которая способна сделать это, будет темой следующего раздела. Ментальный аспект -Лоуно Лоуно является той частью вас, которая отдает сознательный отчет о внутренних и внешних впечатлениях - о памяти, мыслях, идеях, воображении, интуиции, вдохновении, догадках, а также о сенсорных впечатлениях, связанных со зрением, слухом, прикосновением, вкусом, запахом, движением, давлением, временем и тому подобным. Оно, так сказать, находится на границе между внутренним и внешним миром. Первичной функцией лоуно является принятие решения делать или не делать что-то. Поскольку процесс принятия решения включает такие вещи, как внимание, намерение, выбор, объяснение, интерпретацию, понимание, я по очереди рассмотрю каждую из этих категорий, но, конечно, при этом нужно учесть, что они во многом перекрывают друг друга. Одним из решений, которое лоуно приходится принимать достаточно часто, является фокусировка внимания. Всегда существует достаточно много вещей, о которых нужно отдавать отчет и к которым нужно относиться сознательно в каждый данный момент, но попытка осознавать их все сразу очень скоро закончится тем, что поведение станет неэффективным. Полное осознание требует полного бездействия, поскольку действие требует определенного ограничения. Делать какое-то конкретное дело - означает не делать много других вещей. Для того чтобы увеличить осознание некоторой вещи, следует уменьшить осознание множества других вещей. Так что частью той роли, которую играет лоуно, является необходимость принять решение, заключающееся в ограничении осознанного отношения к окружающему для того, чтобы увеличить эффективность поведения. То есть лоуно решает, что важно и что не важно, после чего внимание устремляется за решением. Большинство таких решений основывается на тех эталонах, которые находятся в памяти ку и связаны с приятным и неприятным, с удовольствием и неудовольствием. Но лоуно может иметь множество других причин, чтобы устанавливать важность, основываясь на других видах решений. Когда внимание сосредоточено на чем-то важном в соответствии с установками лоуно, его фокусировка может быть узкой или широкой в зависимости от того, какой объем осознания будет необходим. Исследование осознания Выберите какой-нибудь небольшой предмет на расстоянии двух-трех метров и начните рассматривать его. Сконцентрировав внимание на этом предмете, позвольте вашему осознанию раздвинуть свои границы вокруг рассматриваемого предмета, включив другие предметы, расположенные сверху, снизу и по сторонам. Теперь рассмотрите первый предмет с меньшего расстояния и установите наличие в нем дополнительных деталей, связанных с его внешним видом. В этом случае важность процесса определяется направленностью самого эксперимента. Когда вы впервые направляете внимание на предмет, почти все остальное в вашем сознании становится расплывчатым, менее определенным. Затем вы расширяете фокусировку внимания, чтобы расширить границы осознания, и в результате вы заметите, что когда ваше внимание было привлечено к деталям первого объекта, то осознание большинства остальных снова стало менее четким. Этот эксперимент является простой иллюстрацией того, как работает параметр важности и насколько гибким является внимание. Намерение является разновидностью принятия решения, которое направляет как осознание, так и активность и инициативу. Намерение является мощным средством управления ку, что может привести к потрясающим результатам в связи со здоровьем, счастьем или успехами в жизни, если оно используется точно и аккуратно. Теория управления признает три главные формы руководства: авторитарную, демократическую и либеральную. То же самое можно сказать и о трех главных способах, которыми люди обращаются с их собственным ку. Для того чтобы сделать это обсуждение более определенным, мы назовем такие способы контролем, сотрудничеством и отпусканием, или бесконтрольностью. Когда вы намереваетесь, например, пересечь комнату, то ваше намерение сопровождается осознанием, за которым следует действие. Если вы управляете своим ку в стиле контроля, то ваше лоуно будет непрерывно отслеживать и поправлять ку для того, чтобы быть уверенным в том, что то не делает ничего плохого, неправильного, ошибочного. Обычным результатом такого контроля являются скованные и неловкие движения или движения судорожные и нелепые, если только вам вообще удастся двигаться. Когда вы действуете в стиле сотрудничества, то ваше лоуно удерживает намерение и доверяет ку в том, что то уже умеет делать. Обычным результатом этого являются естественные движения, а в особо удачных случаях движения становятся пластичными и изящными. Если же вы перестаете контролировать ку, отпускаете его, то это обычно заканчивается тем, что вы вообще не достигаете цели, так как появляется большое количество приятных или более важных вещей, отвлекающих ваше внимание. Если вы обращаетесь к кому-то с намерением сказать что-то определенное, то ку просматривает собственную память и совершенно удивительным образом, который не поддается объяснению, заставляет вибрировать ваши голосовые связки и направляет движение челюстей, языка и губ таким образом, что возникают звуки, передающие определенное значение и смысл. Если лоуно будет находиться в режиме контроля, то оно будет вмешиваться в весь этот процесс, пытаясь быть уверенным в том, что произносятся именно те слова, которые нужны, и что это делается правильным образом. В этом случае обычно в речи начинаются сбои со множеством всяких "ну...", "значит...", "вы знаете..." вплоть до заикания. Если лоуно в таком случае работает в режиме сотрудничества, то оно удерживает намерение, но позволяет ку делать свое дело, что часто выражается в проявлении непринужденного юмора, неожиданных озарениях и замечательно построенных фразах. Если лоуно находится в режиме бесконтрольности, ку начинает перескакивать с одной темы на другую, а то вы и вообще начнете нести какую-нибудь чушь. То, что ку знает, оно знает хорошо, и сюда включается все, начиная с того, как вылечить самого себя, до того, как применить приобретенные умения и навыки. Недавно мне довелось услышать, что дельтапланы рассчитаны так, что их полет является устойчивым всегда. Но аварии все же случаются, и возникают они из-за того, что переполненные страхом человеческие существа превышают необходимую долю контроля в управлении полетом. Как мы только что видели, страх идет от лоуно, а ку в этом случае можно уподобить хорошо спроектированному дельтаплану. Если контроль превысит разумные пределы, оно не будет работать эффективно. В условиях сотрудничества ку сделает все, что вы захотите, а если вы полностью уберете контроль и не будете направлять его, оно поплывет по воле волн потока жизни. Когда большинство людей думает о принятии решения, им прежде всего приходит мысль о выборе. Делая выбор, мы принимаем решение обратить больше внимания в одном направлении, чем в другом, или сделать что-то одно скорее, чем что-то другое, но реальные действия совершаются с помощью ку. Многие люди испытывают большие затруднения, когда им приходится принимать подобного рода решения, и как правило, они говорят, что боятся принять неправильное решение, которое может привести к плохому результату. Чего они по-настоящему боятся, - это оказаться разочарованными или получить чье-то неодобрение. Так вот, прежде всего, никто не может принять неправильного решения относительно будущего, потому что решения, принимаемые в настоящем, не создают будущих событий. Решения, принимаемые в настоящем, приводят только к появлению событий, которые имеют место в настоящем. Будущие события будут созданы будущими решениями или, скорее, решениями, которые вы примете в будущем, когда оно станет переживанием настоящего момента. Допустим, имеются два человека, живущих в Сан-Луисе, штат Миссури, один из которых оптимист, а другой - пессимист, и оба принимают решение относительно того, нужно ли им отправиться в Гонолулу или в Нью-Йорк. Допустим, что они оба выбрали Гонолулу. Можно утверждать, что с высокой степенью вероятности оптимист переживет положительный опыт, а пессимист - отрицательный. Также с большой вероятностью - конечно, до того, как они прочитают эту книгу, - каждый из них будет хвалить или порицать принятое им решение о поездке в зависимости от собственных переживаний. На самом деле, если бы каждый из них выбрал Нью-Йорк, а не Гонолулу, их переживания оказались бы точно такими же. Принятие решения не приводит к тому, что будущее окажется строго определенным. Все будет зависеть от того, что вы будете думать после принятия решения. Именно это приводит к тому, что будущее оказывается тем или иным. Что касается разочарования, то это не более чем принятие решения чувствовать себя соответствующим образом относительно будущего результата. Отказываться принять решение потому, что вы боитесь быть разочарованным, нелепо. Это все равно что решить чувствовать себя плохо в будущем независимо от получаемых результатов или решить бояться, что результат может оказаться не таким, как вы хотели бы. Я не знаю, как обстоит дело конкретно с вами, но все это выглядит достаточно глупо с моей точки зрения. Это все равно что не вставать с постели из-за того, что вы можете, приняв решение, чувствовать себя несчастным по поводу чего-либо или что все может пойти не в соответствии с намеченным планом. Как мы видели, принятие решения относительно того, быть несчастным или нет, не имеет ничего общего с ходом событий, и (мне достаточно неприятно говорить вам об этом) события редко развиваются согласно намеченному плану. Если ваш способ мышления или ход мысли является правильным, то события чаще всего идут лучше. С точки зрения выбора -на чем сосредоточить свое внимание или чем заняться - совершенно не имеет значения, что выбирать. Некоторые веши, которые вы выбираете, могут оказаться более легкими, чем другие, но это больше зависит от того, что содержится в памяти ку, и от ваших привычек, чем от того, что выбирается. Значительно более важным, чем такой выбор, является принятие решения насчет интерпретации переживаний. Интерпретация представляет собой принятие решения насчет того, что значат ваши переживания или какова их ценность. Такая разновидность принятия решений устанавливает образцы ожиданий и характера отбора, который имеет большое значение для будущих переживаний. Интерпретация совершается при помощи оценки или анализа. Оценка - это, в основном, решение о том, что что-то является хорошим или плохим, правильным или ошибочным, в то время как анализ - это решение о том, существует что-то или нет. Когда вы оцениваете деятельность работника, вы обращаетесь к вещам, которые можно было бы похвалить или сказать, что они сделаны неправильно. Вы принимаете решение о том, какие из сторон деятельности работника являются плохими, а какие - хорошими. Когда же вы анализируете деятельность работника, вы принимаете решение насчет ее эффективности или неэффективности. Это может быть также решение о том, достигнуты цели в заданный промежуток времени или нет. Как только вы сделали оценочное суждение с помощью своего лоуно относительно эффективности или неэффективности, то тем самым вы оказались оценивающим, а не анализирующим. Это различие достаточно важно для понимания ситуации и ясного мышления, потому что оценка обычно порождает эмоциональные ответы в виде ощущения счастья, страха или гнева, в то время как анализ к этому не приводит. Это связано с тем, что "добро" стимулирует включение ожиданий, связанных с одобрением и принятием, а "зло" стимулирует ожидания, связанные со страданием и болью (неодобрение, отказ). Чистое существование порождает лишь интерес или безразличие, основанные на принятых решениях относительно того, что важно, а что нет. Я уже говорил, что первичной мотивацией для ку является удовольствие, и это объясняет множество человеческих поступков. Еще большее количество поступков может быть объяснено первичной мотивацией лоуно, которой является порядок. Порядок не обязательно означает аккуратность, хотя некоторые лоуно могут интерпретировать это именно таким образом. Здесь речь, скорее, идет о правилах, категориях и понимании. Человеческое лоуно любит также логику, даже если эта логика опирается на глупые допущения. Оно также любит объяснения, поскольку они основываются на памяти и мотивации ку или привносят порядок вместо беспорядка. Некоторые люди проводят всю свою жизнь, например, классифицируя растения, и это прекрасно, если это доставляет им удовольствие, хотя Природа сама по себе отнюдь не разделена на роды, виды и подвиды. Все это лишь категории, придуманные человеческими лоуно для того, чтобы привнести порядок в бесконечное разнообразие Природы. И некоторые люди настаивают на том, что они знают, почему вещи такие, каковы они есть, прежде чем позволят себе измениться. Понимание не является необходимым для того, чтобы привести к положительным изменениям, но многие люди чувствуют себя лучше, если предварительно получат объяснение. Когда присутствует страх, то мотивация к установлению порядка превращается в мотивацию обеспечения защищенности. Первичным инструментом лоуно является воображение. Поскольку лоуно является только частью вас, которая находится под вашим прямым контролем, то развитие этого инструмента для городского шамана чрезвычайно важно. Именно с помощью своего воображения вы воздействуете и управляете другими сторонами вас и миром, который вас окружает. Духовный аспект - Кане Кане надо понимать как ресурсный аспект, как чистую духовную сущность, которая проявляет себя или проецируется в реальность нашего духовно-ориентированного существа. Оно также может быть названо душой или сверхдушой постольку, поскольку мы не можем принять идею, что это нечто может быть утрачено или отделено от нас. По этой причине кане часто называется Божественной или Высшей Сущностью, хотя на самом деле оно исходит от еще более высокого источника, который может быть назван Верховным Богом, Богом-Творцом или каким-нибудь другим термином, который вы могли бы предпочесть. В гавайской традиции кане часто называется auma-kua и символически может быть соотнесено с кем-то из предков, в частности с кем-то из дедушек или бабушек. Первичной функцией кат является творческая активность в форме ментальных или психических переживаний. Несколько упрощая, можно сказать, что лоуно порождает эталоны, принимая решения насчет того, что что-то является истинным, ку запоминает эти эталоны, а кане использует их для того, чтобы проявить их в опыте. В то же самое время кане постоянно сообщает импульс к улучшению эталонов, поскольку его первичной мотивацией является гармония. Этот импульс может возникать в сфере мышления во
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.014 с.) |