Лабораторное занятие № 1 – 2 - 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторное занятие № 1 – 2 - 3



Цель: знакомство с проективными рисуночными тестами в клинической психологии.

Оборудование и материалы: стандартный белый лист А4, твердо-мягкий простой карандаш, ластик. Рисунки детей для анализа и разбора.

1. Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения.

2. Рисунок человека.

2.1 Возрастные особенности.

2.2 Когнитивные проблемы.

2.3 Эмоциональные особенности.

2.4 Сфера общения.

2.5. Сфера социальных отношений.

2.6. Сексуальная сфера.

2.7. Признаки возможной психической патологии.

3.Рисунок несуществующего животного.

3.1 Типология несуществующих животных.

3.2. Эмоциональные особенности.

3.3 Сфера общения.

3.4. Агрессивность.

3.5. Реакция на эмоциональную нагрузку.

3.6. Признаки возможной психической патологии.

3.7. Комплексный анализ рисунков несуществующих животных.

4. Рисунок семьи.

4.1 Иерархические отношения.

4.2 Семейные роли.

4.3. Внутрисемейные отношения.

4.4 Конфликтные отношения в семье.

4.5. Агрессия в семейных отношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р,С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. – М., 2000.

2. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М.,1974.

3. Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М.,2000.

4. ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер, - М.: Владос –Пресс, 2006.

5. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 1 С.292-297. Кн. 2 С.125-144.

7. Романова Е.С, Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 2000.

8. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

 

Лабораторное занятие № 4 -5.

Цель: психологическое обследование ребенка в возрасте 1.5 до 4-х лет.

Оборудование и материалы: Программа психологического обследования ребенка от 1.5 до 4 лет.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести психологическое обследование ребенка, подобрав соответствующие методики (без логопедического обследования).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000.С. 149-154.

 

Лабораторное занятие № 6-7.

Цель: психологическое обследование детей раннего и дошкольного возраста

Оборудование и материалы: Программа психологического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста.

Диагностика особенностей познавательной сферы детей проводится в форме обучающего эксперимента. Задания позволяют выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ заданий позволит оценить характер деятельности ребенка, особенности развития психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), оценить работоспособность ребенка.

При проведении обследования необходимо учитывать:

1. Интерес ребенка к заданию.

2. Особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и результату.

3. Стремление продолжать работу.

4. Запас знаний об окружающим мире.

5. Способность к организации целесообразного поведения.

6. Степень полноты понимания и принятия задания.

7. Способность оценивать правильность выполнения задания.

8. Возможность совместной деятельности ребенка и взрослого.

9. Особенности словесной регуляции.

10. Степень самостоятельности действий и оказанной помощи.

Для проведения исследования необходимо подготовить стимульный материал в соответствии с программой.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 155-174.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести диагностическое обследование ребенка. По одному из направлений: исследование мышления (С 156-161), исследование восприятия (С. 161-164), исследование памяти (С. 165).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

Лабораторное занятие № 8.

Цель: нейропсихологическое обследование старших дошкольников

Оборудование и материалы: Программа обследования старших дошкольников.

Рекомендуемая программа состоит из диагностических материалов на исследование:

1. Зрительного гнозиса, слухового гнозиса, пространственного восприятия, конструктивного праксиса.

2. Исследование памяти, мышления, графических навыков.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 175.-182, 186- 189.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести диагностическое исследование ребенка.(без логопедического обследования).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:

а) Мясищев; б) Лебединский; в) Зейгарник; г) Рубинштейн.

 

2. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?

а) Басов; б) Нечаев; в) Леонтьев; г) Бернштейн.

 

3. Клиническая психология оказывает большое влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме …

а) психиатрия; б) травмотология; в) неврология; г) нейрохирургия.

 

4. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии?

а) фитотерапия; б) физиотерапия; в) психотерапия; г) лучевая терапия.

 

5. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме...

а) анализ компонентов, входящих в состав психических процессов;

б) изучение соотношения развития и распада психики;

в) разработка философско-психологических проблем;

г) установление роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

 

6. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:

а) установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики;

б) разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями головного мозга;

в) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;

г) совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.

 

7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

а) принципа системной локализации функций;

б) принципа динамической локализации функций;

в) принципа иерархической соподчиненности функций;

г) всех трех принципов.

 

8. Жесткость организации мозговых функций обусловливается:

а) меньшей подверженностью травмам;

б) их реализации в макросистемах головного мозга;

в) более ранним периодом формирования;

г) последними двумя обстоятельствами.

 

9. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с …

а) патологией лобных долей;

б) повреждением глубоких структур мозга;

в) нарушением работы теменно-затылочных отделов;

г) височной патологией.

 

10. Расстройства различных видов ощущений называется:

а) агнозии; б) галлюцинации; в) сенсорные расстройства; г) иллюзии.

11. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

а) Шульте; б) Векслер; в) Бурдон; г) Бине.

 

12. Основателем отечественной школы патопсихологии является...

а) Лазурский; б) Ананьев; в) Зейгарник.

 

13. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относится все указанное, кроме...

а) резонерство; б) разноплановость; в) соскальзывание; г) склонность к детализации.

 

14. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме...

а) «Классификация»; б) «Исключение предметов»; в) «Методика Выготского-Сахарова»; г) «10 слов».

 

15. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме...

а) замедленности; б) тугоподвижности; в) актуализации малозначимых латентных признаков; г) вязкости.

 

16. Поведенческий тип А является фактором риска...

а) желудочно-кишечных заболеваний; б) злокачественных новообразований; в) нарушений дыхательной системы; г) сердечно-сосудистых заболеваний.

 

17. Термин «Алекситимия» ввел...

а) Эллис; б) Карасу; в) Сифнеос; г) Розенман.

 

18. Отличительная черта мышления умственно отсталых детей:

а) искажение процесса обобщения; б) некритичность; в) амбивалентность; г) амбитендентность.

 

19. Эмоции умственно отсталых детей:

а) недиффиренцированны; б) амбивалентны; в) ригидны; г) лабильны.

 

20. Тотальность поражения психических функций характерна для...

а) олигофрении; б) педагогической запущенности; в) задержки психического развития; г) психопатии.

 

21. Аномалия характера, неправильное патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, - это …

а)задержка психического развития; б) олигофрения; в) психотерапия; г) акцентуация характера.

 

22. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, - это …

а) психопатия; б) патохарактерологическая реакция; в) психогенное патологическое формирование личности; г) акцентуация характера.

 

23. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как …

а) саморазрушающееся поведение; б) делинквентное поведение; в) криминальное поведение; г) компульсивное поведение.

 

24. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, - это …

а) саморазрушающееся поведение; б) делинквентное поведение; в) аддиктивное поведение; г) компульсивное поведение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.022 с.)