Тематика семинарских занятий по Клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика семинарских занятий по Клинической психологии



Тематика семинарских занятий по Клинической психологии

Семинар № 1. (2часа) Патопсихологические исследования детей

Цель: познакомить студентов с теоретическими основами патодиагностической работы с детьми

При изучении рекомендованной литературы и подготовке к семинару следует обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Задачи патопсихологического обследования.

2. Что включает в себя этап подготовки к обследованию?

3. В чем выражается тесный контакт с врачом?

4. Как оформляются результаты обследования? Каковы правила хранения результатов обследования?

5. Что является итогом патопсихологического обследования?

План:

1.Общие закономерности психических заболеваний у детей.

2. Основные направления патопсихологического изучения детей.

3. Оценка микросоциального фактора и его влияния на психическое развитие ребенка.

4. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 97-149

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями. М.: Образование плюс, 2006

3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2005.С. 20-36, 36-126

4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России,2000.

Семинар № 2. (2 часа) Риск ненадежной привязанности и оппозиционно-вызывающие расстройства

Цель: Дать характеристику нормального развития ребенка. Познакомить с онтогенезом нервной системы и головного мозга. Познакомится с риском ненадежной привязанностью как фактором риска возникновения психических расстройств. Познакомить с оппозиционно-вызывающим поведением от очаговой оппозиции до генерализированных характерологических расстройств.

В ходе подготовки к семинару выделить:

1. Общие факторы риска возникновения психологических расстройств.

2. Рассмотреть возрастные особенности развития и возникновения расстройств.

3. Составить сравнительную таблицу нормального и анормального развития ребенка

4. Подготовить иллюстративный материал, с указанием зон поражения головного мозга.

План:

1. Нормальное психомоторное развитие ребенка.

2. Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга.

2.1 Большие полушария головного мозга.

2.2 Основные принципы строения мозга.

2.3 Межполушарная асимметрия мозга.

3. Паттерны привязанности.

4. Ненадежная психопатологическая привязанность

4.1 Общие факторы риска

4.2. Риск возникновения специфических расстройств.

4.3. Ненадежная привязанность и психопатология

5. Оппозиционно-вызывающие расстройства

5.1. Определение и характеристики

5.2 Внутриличностный контекст

5.3 Межличностный контекст.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогичесая академия, 1994. С. 17-31

2. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.218-225.

3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 102-109.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М: Академия, 2009

6. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 160-170, 259-285

7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999.

Семинар № 3. (2 часа) Основные неврологические синдромы. Энурез.

Цел ь: Дать понятие об основных неврологических синдромах. Дать определение, характеристику и этиологию проблемы энуреза.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. На разные подходы при определении этиологии расстройства.

2. Рассмотреть возможные вмешательства в исследуемую проблему с точки зрения разных концептуальных подходов.

3. Выделить факторы риска в возникновении проблемы энуреза.

4. Составить таблицу синдромов двигательных нарушений; нарушений чувствительности; нарушений высших корковых функций.

План:

1. Основные неврологические синдромы

1.1 Понятие и симптоме и синдроме.

1.2 Синдромы двигательных нарушений.

1.3. Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств.

1.4 Синдромы поражения вегетативной нервной системы.

1.5 Синдромы нарушений высших корковых функций.

2. Определение и характеристики энуреза

3. Этиология энуреза

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.169-214..

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 114-119.

3. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 212-223, 223- 248.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Семинар № 4. (2 часа) Расстройства депрессивного типа

Цель: Дать характеристику расстройств депрессивного типа.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. Выделить различия в развитии депрессивных симптомов и оформить в виде таблицы.

2. Выделить факторы риска в развитии депрессивных расстройств.

3. Рассмотреть концептуальные подходы вмешательства в депрессивные расстройства (фармакотератия, психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая тератия, семейная терапия). Сравнить подходы и представить в виде таблицы

4. Выделить факторы риска детского суицида.

5. Рассмотреть профилактические мероприятия по предотвращению детского суицида.

План:

1. Расстройства депрессивного спектра.

2. Детский суицид.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранян Н.Г. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами. / Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Балашова. // психологический журнал. – 2009. - № 6. – С.93-102

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 138-160.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Семинар № 5. (2 часа) Расстройства тревожного типа

Цель: Дать характеристику расстройствам тревожного типа.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. Проанализировать основные подходы к теории тревожных расстройств: психоаналитическая и поведенческая. Дать сравнительную характеристику.

2. Выделить предрасполагающие факторы и факторы, поддерживающие или усиливающие тревогу.

3. Представить иерархическую модель детских страхов, с учетом возраста ребенка

4. Дать характеристики обсессивно-компульсивным расстройствам.

5. Охарактеризовать возможности вмешательства при посттравматических расстройствах детей.

6. Составить таблицу типологических поведенческих расстройств с учетом возрастного развития.

План:

1. Тревожные расстройства: определение и характеристики.

2. Фобии: определение и характеристики.

3. Обсессивно-компульсивные расстройства.

4. Посттравматические стрессовые расстройства.

5. Расстройства поведения и развитие антисоциального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В.М. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей./ А.М. Астапов, Т.В. Дробышева, В.В. Викторова. // психологический журнал. – 2007. -№ 6.-С.91-101.

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 160-177, 178-220.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы

ЛИТЕРАТУРА

1. Зейгарник Б.В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когнито –Центр, 2000.

2. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У.Баумана. – СПб.: Питер, 2002.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 24-43.

4. Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 71-85.

5. Николаева В.В., Соколова Е.Т. Рекомендации к составлению психологических заключений // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. М.: Когнито –Центр, 2000.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ Под ред. Л.С. Цветковой. Москва – Воронеж, 2001.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006.

4. Репина Н.В., Воронцов Д.В. и др. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 308-339.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005.

 

Примерная тематика рефератов

1. Мозговые механизмы высших психических функций.

2. Межполушарная асимметрия головного мозга и межполушарное взаимодействие.

3. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и функций поведения, характерные для раннего и дошкольного возраста.

4. Психосоматические расстройства детей раннего и дошкольного возраста.

5. Основные этапы и факторы возникновения психических расстройств у детей раннего и дошкольного возраста.

6. Фазы развития психологических нарушений. Пре- и перинатальная фаза, фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства. Основные психические заболевания, характерные для каждой фазы.

7. Психосоматические расстройства периода новорожденности и младенчества, раннего детства и дошкольного возраста.

8. Общие закономерности психических заболеваний у детей.

9. Основные направления патопсихологического изучения детей.

10. Расстройства депрессивного типа у детей раннего и дошкольного возраста.

11. Расстройства тревожного типа у детей раннего и дошкольного возраста.

12. Нейропсихологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста.

13. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

14. Обзор психотерапевтических направлений для работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Вопросы к экзамену

1. Предмет клинической психологии. История возникновения клинической психологии.

2.Задачи и разделы современной клинической психологии.

3. Связь клинической психологии с медицинскими науками: психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, психофизиология, физиология ВНД. Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной. Клиническая психология и специальная психология и педагогика.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога: диагностический, коррекционный и профилактический.

5. Участие клинического психолога в терапевтических и реабилитационных мероприятиях. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

6. Категория нормы в клинической психологии. Функциональная норма, социальная норма, индивидуальная норма, статистическая норма.

7. Основные содержания нормы. Понятие «патология» в медицине и клинической психологии.

8. Психические расстройства. Базовые критерии психического расстройства.

9. ВОЗ – и общее определение здоровья. Критерии психического здоровья (ВОЗ). 10. Определение болезни. Конструкт болезни. Две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

11. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

12. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств. 13. Фазы развития психологических нарушений. Пре- и перинатальная фаза, фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.

14. Факторы, влияющие на возникновения психических расстройств: генетические, биохимические, нейрофизиологические, психофизиологические, личностные, социально-психологические, социологические.

15. Психосоматические расстройства периода новорожденности и младенчества.

16. Общие закономерности психических заболеваний у детей.

17. Основные направления патопсихологического изучения детей.

18. Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга.

19. Большие полушария головного мозга.

20. Основные принципы строения мозга.

21. Межполушарная асимметрия мозга.

22. Паттерны привязанности. Ненадежная психопатологическая привязанность.

23. Оппозиционно-вызывающие расстройства.

24.Основные неврологические синдромы.

25. Определение и характеристики энуреза.

26 Основные направления патопсихологического изучения детей.

27. Расстройства тревожного типа.

28. Основные психодиагностические методики, используемые в клинической практике.

6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Темы, выносимые на самост. изучение Задания для работы Контроль
Дошкольный период: недостаточная обучаемость 1. Проанализировав литературу.(Ч.Венар психопатология развития детского и подросткового возраста) Определите концепции недостаточной обучаемости. 2. Выделите сопутствующие проблемы. 3.Определите: какова распространенность и гендерные различия? 4.Определите: Какова этиология проблемы? 5.Определите: возможности коррекционных мероприятий проблемы? Реферирование.
Среднее детство: тревожные расстройства 1.Дайте: Определение и характеристику тревожных расстройств. 2.Определите: Этиологию тревожных расстройств. 3. Проанализируйте взаимосвязь между страхами и тревожными расстройствами. 4. Опишите обссесивно-компульсивные расстройства дошкольников. 5. Определите суть посттравматического стресса в дошкольном возрасте. Собеседование
Расстройства поведения в дошкольном возрасте 1. Типология расстройств поведения (в виде таблицы). 2. Определите: этиологию поведенческих расстройств 3. Опишите возможности психотерапевтических техник в коррекции расстройств поведения. Собеседование
Детская шизофрения Вопросы для подготовки: 1. Определение детской шизофрении. 2. Характеристика детской шизофрении. 3. Этиология проблемы: - генетические факторы - дисфункция центральной нервной системы - дисфункция автономной нервной системы - нейропсихологическая дисфункция - внутриличностный контекст 4. Межличностный контекст6 семейные отношения. 5. Возможности вмешательства психотерапевтов в решение проблемы. Коллоквиум

 

7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р,С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. – М., 2000.

2. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. - М.,1974.

3. Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М.,2000.

4. ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер, - М.: Владос –Пресс, 2006.

5. Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 1 С.292-297. Кн. 2 С.125-144.

7. Романова Е.С, Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 2000.

8. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

 

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести психологическое обследование ребенка, подобрав соответствующие методики (без логопедического обследования).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000.С. 149-154.

 

Лабораторное занятие № 6-7.

Цель: психологическое обследование детей раннего и дошкольного возраста

Оборудование и материалы: Программа психологического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста.

Диагностика особенностей познавательной сферы детей проводится в форме обучающего эксперимента. Задания позволяют выявить уровень сформированности знаний и умений. Анализ заданий позволит оценить характер деятельности ребенка, особенности развития психической деятельности детей (внимание, речь, восприятие, память, мышление), оценить работоспособность ребенка.

При проведении обследования необходимо учитывать:

1. Интерес ребенка к заданию.

2. Особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и результату.

3. Стремление продолжать работу.

4. Запас знаний об окружающим мире.

5. Способность к организации целесообразного поведения.

6. Степень полноты понимания и принятия задания.

7. Способность оценивать правильность выполнения задания.

8. Возможность совместной деятельности ребенка и взрослого.

9. Особенности словесной регуляции.

10. Степень самостоятельности действий и оказанной помощи.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 155-174.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести диагностическое обследование ребенка. По одному из направлений: исследование мышления (С 156-161), исследование восприятия (С. 161-164), исследование памяти (С. 165).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

Лабораторное занятие № 8.

Цель: нейропсихологическое обследование старших дошкольников

Оборудование и материалы: Программа обследования старших дошкольников.

Рекомендуемая программа состоит из диагностических материалов на исследование:

1. Зрительного гнозиса, слухового гнозиса, пространственного восприятия, конструктивного праксиса.

2. Исследование памяти, мышления, графических навыков.

Литература

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 175.-182, 186- 189.

Задание

Используя данный учебник:

1. Провести диагностическое исследование ребенка.(без логопедического обследования).

2. Дать психологическое заключение по итогам исследования.

3. Оформить данные исследования в виде психологического профиля.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России:

а) Мясищев; б) Лебединский; в) Зейгарник; г) Рубинштейн.

 

2. Кому принадлежит разработка психологии деятельности?

а) Басов; б) Нечаев; в) Леонтьев; г) Бернштейн.

 

3. Клиническая психология оказывает большое влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме …

а) психиатрия; б) травмотология; в) неврология; г) нейрохирургия.

 

4. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии?

а) фитотерапия; б) физиотерапия; в) психотерапия; г) лучевая терапия.

 

5. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме...

а) анализ компонентов, входящих в состав психических процессов;

б) изучение соотношения развития и распада психики;

в) разработка философско-психологических проблем;

г) установление роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

 

6. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:

а) установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики;

б) разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями головного мозга;

в) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;

г) совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах.

 

7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

а) принципа системной локализации функций;

б) принципа динамической локализации функций;

в) принципа иерархической соподчиненности функций;

г) всех трех принципов.

 

8. Жесткость организации мозговых функций обусловливается:

а) меньшей подверженностью травмам;

б) их реализации в макросистемах головного мозга;

в) более ранним периодом формирования;

г) последними двумя обстоятельствами.

 

9. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с …

а) патологией лобных долей;

б) повреждением глубоких структур мозга;

в) нарушением работы теменно-затылочных отделов;

г) височной патологией.

 

10. Расстройства различных видов ощущений называется:

а) агнозии; б) галлюцинации; в) сенсорные расстройства; г) иллюзии.

11. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

а) Шульте; б) Векслер; в) Бурдон; г) Бине.

 

12. Основателем отечественной школы патопсихологии является...

а) Лазурский; б) Ананьев; в) Зейгарник.

 

13. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относится все указанное, кроме...

а) резонерство; б) разноплановость; в) соскальзывание; г) склонность к детализации.

 

14. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме...

а) «Классификация»; б) «Исключение предметов»; в) «Методика Выготского-Сахарова»; г) «10 слов».

 

15. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме...

а) замедленности; б) тугоподвижности; в) актуализации малозначимых латентных признаков; г) вязкости.

 

16. Поведенческий тип А является фактором риска...

а) желудочно-кишечных заболеваний; б) злокачественных новообразований; в) нарушений дыхательной системы; г) сердечно-сосудистых заболеваний.

 

17. Термин «Алекситимия» ввел...

а) Эллис; б) Карасу; в) Сифнеос; г) Розенман.

 

18. Отличительная черта мышления умственно отсталых детей:

а) искажение процесса обобщения; б) некритичность; в) амбивалентность; г) амбитендентность.

 

19. Эмоции умственно отсталых детей:

а) недиффиренцированны; б) амбивалентны; в) ригидны; г) лабильны.

 

20. Тотальность поражения психических функций характерна для...

а) олигофрении; б) педагогической запущенности; в) задержки психического развития; г) психопатии.

 

21. Аномалия характера, неправильное патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, - это …

а)задержка психического развития; б) олигофрения; в) психотерапия; г) акцентуация характера.

 

22. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, - это …

а) психопатия; б) патохарактерологическая реакция; в) психогенное патологическое формирование личности; г) акцентуация характера.

 

23. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как …

а) саморазрушающееся поведение; б) делинквентное поведение; в) криминальное поведение; г) компульсивное поведение.

 

24. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, - это …

а) саморазрушающееся поведение; б) делинквентное поведение; в) аддиктивное поведение; г) компульсивное поведение.

 

Тематика семинарских занятий по Клинической психологии

Семинар № 1. (2часа) Патопсихологические исследования детей

Цель: познакомить студентов с теоретическими основами патодиагностической работы с детьми

При изучении рекомендованной литературы и подготовке к семинару следует обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Задачи патопсихологического обследования.

2. Что включает в себя этап подготовки к обследованию?

3. В чем выражается тесный контакт с врачом?

4. Как оформляются результаты обследования? Каковы правила хранения результатов обследования?

5. Что является итогом патопсихологического обследования?

План:

1.Общие закономерности психических заболеваний у детей.

2. Основные направления патопсихологического изучения детей.

3. Оценка микросоциального фактора и его влияния на психическое развитие ребенка.

4. Рекомендации по патопсихологическому изучению детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. завед. – М.: Академия, 2000. С. 97-149

2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями. М.: Образование плюс, 2006

3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2005.С. 20-36, 36-126

4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России,2000.

Семинар № 2. (2 часа) Риск ненадежной привязанности и оппозиционно-вызывающие расстройства

Цель: Дать характеристику нормального развития ребенка. Познакомить с онтогенезом нервной системы и головного мозга. Познакомится с риском ненадежной привязанностью как фактором риска возникновения психических расстройств. Познакомить с оппозиционно-вызывающим поведением от очаговой оппозиции до генерализированных характерологических расстройств.

В ходе подготовки к семинару выделить:

1. Общие факторы риска возникновения психологических расстройств.

2. Рассмотреть возрастные особенности развития и возникновения расстройств.

3. Составить сравнительную таблицу нормального и анормального развития ребенка

4. Подготовить иллюстративный материал, с указанием зон поражения головного мозга.

План:

1. Нормальное психомоторное развитие ребенка.

2. Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга.

2.1 Большие полушария головного мозга.

2.2 Основные принципы строения мозга.

2.3 Межполушарная асимметрия мозга.

3. Паттерны привязанности.

4. Ненадежная психопатологическая привязанность

4.1 Общие факторы риска

4.2. Риск возникновения специфических расстройств.

4.3. Ненадежная привязанность и психопатология

5. Оппозиционно-вызывающие расстройства

5.1. Определение и характеристики

5.2 Внутриличностный контекст

5.3 Межличностный контекст.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогичесая академия, 1994. С. 17-31

2. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.218-225.

3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 102-109.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М: Академия, 2009

6. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 160-170, 259-285

7. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999.

Семинар № 3. (2 часа) Основные неврологические синдромы. Энурез.

Цел ь: Дать понятие об основных неврологических синдромах. Дать определение, характеристику и этиологию проблемы энуреза.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. На разные подходы при определении этиологии расстройства.

2. Рассмотреть возможные вмешательства в исследуемую проблему с точки зрения разных концептуальных подходов.

3. Выделить факторы риска в возникновении проблемы энуреза.

4. Составить таблицу синдромов двигательных нарушений; нарушений чувствительности; нарушений высших корковых функций.

План:

1. Основные неврологические синдромы

1.1 Понятие и симптоме и синдроме.

1.2 Синдромы двигательных нарушений.

1.3. Синдромы нарушений чувствительности и функций органов чувств.

1.4 Синдромы поражения вегетативной нервной системы.

1.5 Синдромы нарушений высших корковых функций.

2. Определение и характеристики энуреза

3. Этиология энуреза

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л.О. Невропапология: Учебник для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. С.169-214..

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 114-119.

3. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. Учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2007. С. 212-223, 223- 248.

4. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Семинар № 4. (2 часа) Расстройства депрессивного типа

Цель: Дать характеристику расстройств депрессивного типа.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. Выделить различия в развитии депрессивных симптомов и оформить в виде таблицы.

2. Выделить факторы риска в развитии депрессивных расстройств.

3. Рассмотреть концептуальные подходы вмешательства в депрессивные расстройства (фармакотератия, психодинамическая терапия, когнитивно-поведенческая тератия, семейная терапия). Сравнить подходы и представить в виде таблицы

4. Выделить факторы риска детского суицида.

5. Рассмотреть профилактические мероприятия по предотвращению детского суицида.

План:

1. Расстройства депрессивного спектра.

2. Детский суицид.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранян Н.Г. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами. / Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Балашова. // психологический журнал. – 2009. - № 6. – С.93-102

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 138-160.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Семинар № 5. (2 часа) Расстройства тревожного типа

Цель: Дать характеристику расстройствам тревожного типа.

При подготовке к семинару обратить внимание:

1. Проанализировать основные подходы к теории тревожных расстройств: психоаналитическая и поведенческая. Дать сравнительную характеристику.

2. Выделить предрасполагающие факторы и факторы, поддерживающие или усиливающие тревогу.

3. Представить иерархическую модель детских страхов, с учетом возраста ребенка

4. Дать характеристики обсессивно-компульсивным расстройствам.

5. Охарактеризовать возможности вмешательства при посттравматических расстройствах детей.

6. Составить таблицу типологических поведенческих расстройств с учетом возрастного развития.

План:

1. Тревожные расстройства: определение и характеристики.

2. Фобии: определение и характеристики.

3. Обсессивно-компульсивные расстройства.

4. Посттравматические стрессовые расстройства.

5. Расстройства поведения и развитие антисоциального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапов В.М. Тревога как сопутствующий фактор синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей./ А.М. Астапов, Т.В. Дробышева, В.В. Викторова. // психологический журнал. – 2007. -№ 6.-С.91-101.

2. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Под ред. А. Алексеева. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2004. С. 160-177, 178-220.

3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под ред. С.Ю. Циркина – СПб.: Питер, 1999

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.204 с.)