Нейропсихологическая реабилитация: принципы и методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихологическая реабилитация: принципы и методы.



Нейроψ реабилитация – один из видов реабилитации больных, имеющих локальные повреждения г.м., следствием которых является нарушение ВПФ.

Задачи:

1) Восстановление нарушенных ПФ (это не приспособление к дефекту).

Пути восстановления ВПФ:

1) Восстановление в процессе расторможения (с помощью медикаментов, может произойти спонтанно).

2) Коренная перестройка нарушенной функции (восстановительное обучение).

3) Перемещение нарушенных функций в сохранные отделы больших полушарий.

4) Лекарственное восстановление.

5) Спонтанное восстановление (возможно только в том случае, если сохранны нервные элементы).

6) Восстановление заторможенных функций путем изменения установки, личности (далеко не все больные хотят выздоравливать).

26. Топическая диагностика в нейропсихологии, специфика и задачи. Понятия синдрома и фактора. См. вопрос №10.

Понятие психологической травмы. Критерии диагностики.

Психологическая травма – это всегда субъективно значимое психическое переживание личности. Сопровождается чрезмерным напряжением механизмов психической регуляции. Вплоть до срыва адаптации и развития аффективно – шоковых, ступорозных состояний.

Для маленького ребенка всегда травма – отсутствие мамы (ожидание – плач – ярость - ступор).

После психологической травмы угнетаются все влечения, ослабляется инстинкт самосохранения.

Психические травмы лежат в основе невроза.

Невроз: неврастения, невротически навязчивые состояния.

Противостоят невротизации коппинг – механизмы (психологические механизмы вынужденного терпения человека).

После психологической травмы часто развиваются ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Критерии диагностики:

1) Субъективное расстройство – жалобы на снижение аппетита, плохое самочувствие, апатию.

2) Объективный уровень – повышение давления, кошмары, учащенное сердцебиение и т.д.

3) Клинический уровень – невротическое расстройство, психосоматическое расстройство (назологические расстройства).

Понятие внутреннего конфликта.

Внутренний конфликт – это противоречие между различными фрагментами личности субъекта. Когда это противоречие оценивается как неразрешимое, образуется конфликт. (это норма).

Цель психотерапии – научить разрешать их.

Типы внутренних конфликтов:

1) Между 2- мя и более фрагментами сознания.

2) Между 2- мя и более фрагментами сознания и бессознательной сферы.

3) Между 2- мя и более фрагментами бессознательной сферы. Очень характерен для неврозов. Необходимо осознание конфликта.

Содержание внутреннего конфликта уникально в каждом конкретном случае.

Клинико - психологический анализ нарушений восприятия.

Патопсихологические нарушения.

I. Обманы чувств:

1.Галлюцинации (ложное восприятие). Переубедить невозможно (шизофрения). Самые распространенные – слуховые галлюцинации. Самые неблагоприятные – обонятельные галлюцинации (велика вероятность опухоли). Необходимо компьютерную томограмму, врача.

2.Иллюзии - возможны тогда, когда есть конкретный раздражитель (- длина).

II. Невродоагнозия – возможна при деменции, восприятие диффузное, недифференцированное. Не узанет силуэты, прерывистые линии, не улавливает сюжета.

III. Нарушение мотивационного компонента восприятия (лобный синдром).

Нейропсихологические нарушения восприятия.

Агнозии (ввел Фрейд). Могут быть разной модальности. Зрительные, слуховые, тактильные.

  1. Зрительные:

1) Предметная агнозия – все видит, но назвать предмет не может.

2) Оптико – пространственная агнозия – нарушение способности рисовать.

3) Буквенная агнозия - правильно копируют, но назвать не могут.

4) Цветовая агнозия – цветоощущение сохранно, не могут соотнести предмет и цвет.

5) Симультанная агнозия – не может одновременно воспроизвести 2 изображения.

6) Лицевая агнозия.

  1. Слуховые:

1) Аритмия

2) Амузия – нарушение восприятия интонации.

  1. Тактильные:

1) Астереогнозы – нарушение способа восприятия предмета на ощупь.

2) Агнозия структуры объекта.

3) Пальцевая агнозия

4) Тактильная алексия

5) Тактильная амнестическая афазия (тактильная асимвония) – невозможность с закрытыми глазами ощупывания объекта при возможности правильного описания вида объекта.

6) Соматоагнозия.

Неспецифические реакции человека на заболевание. Понятия стресса и дистресса.

Клинико - психологический анализ нарушений мышления.

Патопсихологические нарушения мышления (Зейгарник):

I. Нарушение операционной стороны мышления. Внутри него:

1) Снижение уровня обобщения – в суждениях доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, устанавливаются конкретные связи между предметами (тетрадь + стол, книга + …).

2) Искажение обобщения – выражается в «отлете» от конкретных связей (шизофрения), отрицает случайную связь явлений, а …..

II. Нарушение динамики мыслительной деятельности:

1) Лабильность мышления (чередование адекватных и неадекватных решений). Бывает при МДП (маниакально депрессивный психоз), реагирует на любой раздражитель. Характерен для «лобников».

2) Инертность мышления (затрудненность переключения с одного способа работы на другой), вязкость мышления (эпилептик, умственноотсталость, последствия травм).

III. Нарушение мотивационного компонента мышления:

1) Разноплановость мышления – протекание суждений в разных руслах.

2) Резонёрство – бесплодное мудрствование, непродуктивное многоречивость. Это не средство общения, не нарушение интеллекта.

IV. Нарушение критичности мышления. Может проявляться как бездушное манипулирование предметами, безразличное отношение к собственным ошибкам (шизофрения).

Нейропсихологические нарушения:

I. При поражении левой височной области. Нарушается способность выполнять последовательные вербальные операции, другие осуществляются.. необходима опора на речь.

II. При поражении теменно – затылочных отделов. Возникают трудности пространственного анализа и синтеза (страдает наглядно – образное мышление).

III. При поражении премоторных отделов. (чаще левое полушарие). Нарушение динамики мыслительного процесса. (автоматизированное обдумывание нарушается). Характерны стереотипные ответы и все симптомы динамической афазии.

IV. При поражении лобных префронтальных отделов. Страдает программирование, контроль за любой деятельностью.

Клинико - психологический анализ нарушений памяти.

Выделяют нарушение памяти патопсихологические и нейропсихологические.

Патопсихологические нарушения:

  1. Нарушение непосредственной памяти:

1) При корсаковском синдроме (основная патология – нарушение памяти) – нарушение памяти на текущие события при сохранной памяти на события прошлого. Такие пациенты замечают свои дефекты, реальность переплетается с вымыслом. Также бывает при тяжелой алкогольной интоксикации.

2) Возможно при прогрессирующей амнезии (забывает ни прошлые, ни будущие, ни текущие события). Не ориентируется во времени, месте, пространстве. При психических заболеваниях позднего возраста. Опосредование результат не улучшает.

  1. Нарушение динамики мыслительной деятельности. Возникает при сосудистой патологии г.м. (интоксикация, профессиональные вредности). Кривая запоминания не ̷, а ˄˄˄, так же работают и другие психические процессы. Тренировать память бесполезно, необходимо предупреждать истощение.
  2. Нарушение опосредованной памяти. Хорошо видны на пиктограммах. Основные проблемы – трудно подобрать символ к слову.
  3. Нарушение мотивационного компонента памяти. Обычно показывает шизофрения. Запоминание не ̷, а ┌ (эффект плато).

Нейропсихологические нарушения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.01 с.)