Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение произвольных движений и действий.

Поиск

 

Относятся к группе моторных расстройств. Они могут быть связанны с расстройством функции инициации движений или действий и могут быть связаны с расстройством выполнения движений и действий.

 

Расстройства инициаций.

1. Непроизвольное совершение таких движений или действий, которые в норме являются произвольными. Ярким примером расстройства инициации являются тики. Тик – это непроизвольное быстрое повторяющееся не ритмичное движение или действие, которое начинается внезапно и бесцельно. Тики бывают двигательные и вокальные. И те и другие бывают простые и сложные.

· Простые двигательные (подмигивание, дергание плечом

· Простые вокальные (покашливание, фырканье)

· Сложные двигательные (подпрыгивание, поколачивание себя)

· Сложные вокальные (шмыганье носом, повторение, выкрикивание слов или звуков, если слов непроизвольных – топролалия).

В возрасте 4-5 лет могут встречаться тики и простые и сложные, которые к старшему дошкольному возрасту исчезают. Если не проходит к старшему дошкольному возрасту – необходимо обращение к врачу.

Среди патологических тиков, которые являются хроническими и нарушают процесс социального взаимодействия особое место занимает синдром Жиля де ля Турета. Это сочетание различных двигательных и вокальных тиков. Возникает начиная с дошкольного и заканчивая подростковым возрастом. При этом расстройстве ребенок осознает неадекватность своего поведения, но преодолеть тики не может.

2. Утрата способности выбирать адекватный план действия. В результате чего, поставленная цель не достигается. Причиной этого является нарушение внимания. Основными параметрами нарушения функции внимания являются:

· Нарушение направленности (избирательность внимания). Рассеянность.

· Нарушение концентрации, устойчивости внимания. Отвлекаемость.

· Нарушение интенсивности внимания. Истощаемость.

· Нарушение объема (сужение объема). Сужение.

· Нарушение распределения и переключения внимания. Тугоподвижность.

· Сочетание

o невнимательности

o гиперактивности

o импульсивности

Характеризуется как гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ). Оно всегда проявляется до 7ми лет. Поведение ребенка с ГРДВ характеризуется следующими признаками:

  • Часто возникающие рассредоточения внимания при выполнении любых заданий или во время игры, совершение легкомысленных ошибок в игре
  • Неспособность слушать собеседника
  • Непослушание, не имеющее цели осознанного противостояния взрослым.
  • Неспособность организовать свою деятельность
  • Неохотное выполнение задач, которые требуют длительных умственных усилий
  • Забывчивость
  • Неусидчивость
  • Суетливость и неугомонность не соответствующие ситуации
  • Неспособность к спокойным играм или проведения досуга
  • Стремление часто и много говорить взахлеб
  • Частое стремление перебивать или вторгаться в чужие дела

 

Происхождение ГРДВ в последнее время связывают с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Для ГРДВ характерны следующие особенности внимания:

1. Избирательность внимания фактически не нарушена, но дети отвлекаются на яркие раздражители. Главный дефицит внимания – истощаемость.

  1. Гиперактивность. Усиливается в тех случаях, когда от ребенка требует волевого торможения двигательной активности.
  2. Импульсивность. Может быть познавательной (так стремиться ответить, что не дослушивает до конца) или поведенческой (проявляется в непосредственных реакций на ситуации, без учета последствий).

 

По мимо основных нарушений возникают сопутствующие. Нарушения в познавательной сфере связаны с истощаемостью внимания, хотя интеллект в норме, потенциал его использовать не могут. Расстройства речи при ГРВД проявляется в трудностях использования активной речи. Речь путанная с пропусками лишних местоимений. Эти нарушения вызывают расстройства чтения и счета. В эмоциональной сфере повышенная тревожность, агрессивность, возможна депрессия.

По мере взросления, к юности, проявления ГРДВ уменьшаются. Но участия лиц могут сохраняться всю жизнь.

 

Расстройства выполнения движений и действий.

Бывают расстройства

· Управления. Связаны с рассогласованием иннервацией различных мышц. К ним относится синдром Паркинсона.

· Регуляции. Проявляются в том, что человек теряет способность схватывать рукой предметы.

· Координации. Связаны с тем, что для выполнения произвольного действия возникает избыточная мышечная активность (писчий спазм, синдром детской неуклюжести). Возникает с раннего детства. Ребенок отстает в беге, прыжках, затрудняется подниматься и спускаться по лестнице, нарушается мелкая моторика. Причины окончательно не ясны. Замечено, что писчий спазм и детская неуклюжесть могут сопровождать ГРДВ

 

Расстройства речи.

 

Обычно до школьного возраста эти расстройства развиваются скрытно. Основная трудность в определении речевых расстройств в том, что, что нормальные дети значительно различаются по возрасту, в котором они начинают говорить слова и фразы, и по темпу усвоения речевых навыков.

Четыре вида расстройств речи:

· Специфическое расстройство речевой артикуляции. Ребенок к 11-12 годам не освоил все звуки родного языка.

· Расстройства экспрессивной речи. Признаком такого расстройства является отсутствие активной речи у ребенка старше 3х лет. К подростковому возрасту расстройства экспрессивной речи могут спонтанно исчезнуть. Если расстройства экспрессивной речи наблюдается у взрослых людей – это называется афазия. Всегда связано с расстройством, патологией.

· Расстройства рецептивной речи (пассивная или импрессивная речь). Характеризуется нарушением понимания речи. Понимание всегда предшествует говорению. Выделяют четыре характерных признака этого расстройства.

o Со дня рождения ребенок не реагирует на знакомые названия.

o К 18ти месяцам не может показать обычные предметы, объекты своего окружения.

o В два года не способен следовать простым инструкциям.

o После трех лет не понимает вопросов, отрицаний, сравнений, тона голоса

К нарушениям экспрессивной и персептивной речи относят синдром Ландау-Клефнера. Приобретенная афазия с эпилепсией. Отличие этого синдрома в том, что ему предшествует нормальное психическое развитие, в том числе и речевое, которое внезапно нарушается в периоде с 3 до 7 лет. В период от нескольких месяцев до 2х лет к утрате речи присоединяются эпилептические припадки.

· Заикание. Это расстройство произвольной координации движений языка и губ при артикуляции трудно сочетаемых звуков в словах. Типичные проявления заикания – повторение и затягивание слогов.

 

 

Нарушения памяти.

 

 

Нарушения памяти – наиболее часто встречающаяся клиническая проблема. Поскольку память тесно связана с речью, мышлением, восприятием, эмоциями, произвольными действиями, то ее нарушения бывают настолько характерными, что могут служить важнейшим диагностическим признаком в распознавании психических расстройств, как острых, таки хронических.

Выделяют следующие клинические типы нарушения памяти (с ними работает и психиатр, и клинический психолог).

 

 

  Нарушения памяти  
I Дисмнезии II Парамнезии
  Гипермнезии   Гипомнезии Амнезии Псевдореми-нисценции Криптомнезии Эхомнезии Конфабуляции
             

 

I Дисмнезии (dysmnesia; греч. dys — отклонение + mnesis — память) – расстройства процессов памяти.

1. Гипермнезии – непроизвольные оживления памяти (усиление возможностей памяти), которые проявляются в повышении способности воспроизведения давних незначительных мало актуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации, усиливается механическая память, ухудшается показатель смысловой памяти.

Может встречаться при измененных состояниях сознания, но чаще при различных психических расстройствах (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, психопатиях).

2. Гипомнезии – частичное выпадения из памяти информации, нарушается запоминание, сохранение и воспроизведение отдельных событий или деталей. Вспоминается только самое яркое или часто повторяющееся. Особенно плохо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры. Это наиболее частые расстройства памяти. Она может быть временной или стойкой и необратимой. Может касаться одной или нескольких видов памяти. Причины – стресс, соматические заболевания. Может встречаться у нормальных людей в особых условиях, но чаще входит в структуру многих психопатологических синдромов (I, II, III, IV, VII уровни).

3. Амнезии – полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии – основной объект психиатрии. Их классифицируют по разным основаниям (по динамике, функциям, времени).

 

 

II Парамнезии (греч. para — возле, около, mnesia — память) – патологическая продукция процессов памяти.

1. Псевдореминисценции – ложные или ошибочные воспоминания. Действительные события вспоминаются в другом временном интервале, чаще идет перенос из прошлого в настоящее. Или жизнь в прошлом, когда прошлые события жизни воспринимаются как настоящие, происходят ложные узнавания людей. Перестает узнавать себя в зеркале. Прогноз развития в амнезию.

2. Криптомнезия – искажения памяти, при которых происходит отчуждение своих и присвоение чужих воспоминаний. Увиденное в кино, прочитанное, воспринимается как лично пережитое. Личные события воспринимаются как чужие.

3. Эхомнезии – обманы памяти, при которых новые события воспринимается как сходное с тем, которое уже было. Другое название – феномен уже виденного Deja Vu (уже виденное), Déjà l'entendu (уже слышанное), Déjà pense (уже обдуманное) – эти феномены характеризуются убеждением, что человек уже переживал подобные события, но не может указать где и когда. Эти феномены сопровождаются озарением и страхом. Кроме этих феноменов к эхомнезиям относят парамнезии Пика. Это такая разновидность уже пережитого, когда человек отмечает точное сходство ситуации, но понимает, что она не идентична прошлому. При этом отличие парамнезии Пика – нет озарения и страха.

4. Конфабуляции – вымыслы памяти, ложные воспоминания, с убежденностью в их истинности. Чаще бывают фантастические, о невероятных событиях в прошлом. Их содержание стабильно, нелепо. Всегда являются признаком патологии, чаще всего шизофрении.

 

Корсаковский синдром – нарушения памяти на текущие события при относительной сохранности событий прошлого. Синдром включает конфабуляции. Наблюдается дезориентация во времени и пространстве. Больной может правильно назвать события своего детства, юности, но не помнить, что делал сегодня.

 

Самым известным законом формирования расстройств памяти является закон Рибо. «Нарушения памяти происходят в определенном хронологическом порядке: в начале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем на старые. Восстановление памяти происходит в обратном порядке».

 

Не всегда расстройства памяти, особенно дисмнезии, являются признаком психического расстройства. Они могут встречаться у здоровых людей при переутомлении, состоянии аффекта, соматических заболеваниях и т.д. Но гораздо чаще нарушения памяти входят в патопсихологические синдромы при различных психических расстройствах.

Нарушения мышления.

 

Б.В. Зейгарник выделила три вида нарушения мышления:

 

I Нарушения операционной стороны мышления.

1. Снижение уровня обобщений. В суждениях – оперирование существенными признаками заменяется оперированием несущественными, ситуативными. Например: стол и стул нельзя отнести к одной группе, потому что на стуле сидят, а на столе работают и кушают.

2. Искажение процесса обобщения. Обобщаются несущественные случайные стороны объектов, существенные стороны во внимание не принимаются. Отличие от первого вида – бессодержательные (выхоложенные) обобщения. Например: в методике «Классификация» объединяют ребенка и бабочку, т.к. они нарисованы красиво; тарелку и лодку, т.к. они состоят из молекул и т.д. Чаще всего отмечается при шизофрении.

 

II Нарушения динамики мышления.

1. Непоследовательность суждений. Характерная особенность – неустойчивость способа выполнения задания, т.е. сначала, как правило, применяется верный способ решения задачи, затем он оставляется и больше не используется.

2. Лабильность мышления. При этом симптоме нарушение динамики мышления носит более стойкий характер. Решение задачи представляет собой цепочку неуправляемых ассоциаций. Этот симптом наблюдается при маниакально-депрессивном психозе в маниакальной фазе. Например: понимая смысл пословицы больной не может ее объяснить, потому что какое то слово вызывает цепочку ассоциаций.

3. Откликаемость. Напоминает лабильность, но возникновение ассоциаций достигает чрезвычайно утрированной формы. Больной начинает реагировать на любой раздражитель не адресованный к нему.

4. Инертность мышления. Невозможность изменения избранного способа решения задачи, невозможность изменить ход своих суждений, переключиться с одного способа решения на другой. Инертность встречается у больных эпилепсией, больных с последствиями травм головного мозга, при инфекционных поражениях мозга.

III Нарушение личностного компонента мышления. Чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть личностно мотивировано, т.е. опираться на стремления, интересы, установки, чувства человека. Нарушения личностного компонента мышления проявляется в четырех видах нарушений.

1. Разноплановость мышления. Суждения о каких либо объектах протекает как бы в разных плоскостях (планах): при выполнении одного задания, объекты обобщаются то на основании их свойств, то на основании личных вкусов и установок. Разноплановость один из наиболее ярких симптомов шизофрении.

2. Резонерство. «Склонность к бесплодному мудрствованию», т.е. тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям.

3. Нарушение критичности мышления. Нарушение умения обдуманно действовать, проверять и исправлять свои решения с соответствии с объективными условиями.

4. Нарушения содержания мышления. Включает формирование навязчивых сверх ценных и бредовых идей.

a. Навязчивые идеи (обсессии, обсессивные мысли) – непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации об окружающем или вступает в противоречие с личными ценностями. Неадекватность содержания критически оценивается человеком, но от мыслей не возможно освободиться и человек испытывает значительный эмоциональный дискомфорт. Среди навязчивых мыслей выделяют: навязчивые сомнения, навязчивые абстракции, манипулирование цифрами. Обсессии возникают в результате воздействия психотравмирующих обстоятельств жизни, тогда их содержание отражает эти обстоятельства. Или навязчивые мысли могут возникать в случаях повреждения мозга, тогда их содержание никак не связанны с жизненными обстоятельствами. В след за навязчивыми мыслями возникают навязчивые действия, которые имеют характер ритуальной защиты, их цель снять эмоциональный комфорт. Обсессии встречаются при неврозах и при стойком их характере могут говорить о начале шизофрении.

b. Свехценные идеи (идеи фикс) – логически обоснованные убеждения, основанные на реальных ситуациях и обладающие большим эмоциональным зарядом. Они приобретают доминирующее значение в жизни человека и побуждают действовать в соответствии с их содержанием. При достижении цели часто происходит катарсис. Критика отсутствует. Идеи фикс могут быть связаны с переоценкой следующих факторов:

i. биологических свойств своей личности (дисморфофобии – убежденность о наличии внешнего дефекта, ипохондрия)

ii. психологических свойств своей личности

iii. социальных аспектов личности (идеи вины, преувеличение значимости реальных поступков, эротические идеи, идеи ревности, идеи сутяжничества – убежденность в необходимости борьбы с какими-то недостатками, возводимыми в ранг борьбы с социальной несправедливостью).

c. Бредовые идеи – это навязчивые, энергично отстаиваемые ложные умозаключения не соответствующие реальности, которые упорно поддерживаются личностью, не смотря на доказательства обратного. Кроме поступков, имеющих отношение к содержанию бреда, в остальном – человек не отличается от нормы.

Бредовые идеи могут перерасти в самостоятельное расстройство – паранойя. Заболевают от в возрасте от 35 до 40 лет.

· Бред ревности

· Бред величия

· Бред преследования

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.011 с.)