ТОП 10:

Материки, океаны, страны и народы Земли (12 ч)



Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в откры­тии новых земель. Первооткрывате­ли и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема со­хранения природных богатств Зем­ли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообра­зии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, заня­тия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопри­мечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ - ближайшие соседи России. Работать с глобусом и картой: находить и показы­вать материки и океаны Земли. Обсуждать и пони­мать, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологически­ми проблемами планетар­ного масштаба, сохранение чистоты.

 

Планируемые предметные результаты

Освоения программы 4-го класса

Блок «Человек и природа»

Выпускник начальной школы научится:

· различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

· приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

· описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

· сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

· различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

· различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

· различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

· характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

· определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

· использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

· находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

· объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

· объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

· выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

· находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

· вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

· выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

· использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

· исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

· измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

· выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

 

Выпускник получит возможность научиться:

· рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

· вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

· объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

· готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

· пользоваться масштабом при чтении карт;

· обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

· ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

· моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

· участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

Блок «Человек и общество»

Выпускник научится:

· воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

· ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

· рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

· использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

· узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

· находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

· понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

· анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

· готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

· рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

· объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

· различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

· рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

 

Выпускник получит возможность научиться:

· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

· соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

· различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

· составлять родословную своей семьи;

· объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

· рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

· рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

· находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

· находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

· использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

· изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

· моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

· осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

· оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

· соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

· соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

· объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

· составлять и выполнять режим дня.

 

Выпускник получит возможность научиться:

· сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

· следовать правилам здорового образа жизни;

· соблюдать правила противопожарной безопасности;

· оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

 

Планируемые результаты формирования УУД







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.216.157 (0.01 с.)