Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Поиск

За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания[10].

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Видами наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.

В таблице 3.1 приведены налоговые преступления, указанные в Уголовном Кодексе РФ, однако ответственность за их совершение указана в таблице 3.2 соответственно каждому порядковому номеру в нижеприведенной таблице.

Таблица 3

Уголовная ответственность. Налоговые преступления

Вид преступления Основание Кто несет ответственность
  Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере Ст. 198 ч.1 УК РФ ИП, адвокаты, нотариусы, иные физические лица
  Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере Ст. 198 ч.1 УК РФ ИП, адвокаты, нотариусы, иные физические лица
  Уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере Ст. 199 ч.1 УК РФ Генеральный директор, главный бухгалтер и иные ответственные лица
  Уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору Ст. 199 ч.2 УК РФ Генеральный директор, главный бухгалтер и иные ответственные лица
  Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере Ст. 199.1 ч.1 УК РФ ИП, генеральный директор, главный бухгалтер и иные ответственные лица
  Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента, совершенное в особо крупном размере Ст. 199.1 ч.2 УК РФ ИП, генеральный директор, главный бухгалтер и иные ответственные лица
  Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов Ст. 199.2 УК РФ Учредители организации, генеральный директор и иные ответственные лица

 

Таблица 3.2

Уголовная ответственность. Санкции за налоговые преступления

Штраф Арест Лишение свободы Лишение права на должность или деятельность Срок исковой давности
  От 100000 до 300000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет От 4 до 6 мес. До 1 года - 2 года
  От 200000 до 500000 руб. или доход за период от 18 мес. до 3 лет - До 3 лет - 6 лет
  От 100000 до 300000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет От 4 до 6 мес. До 2 лет До 3 лет 2 года
  От 200000 до 500000 руб. или доход за период от 1 года до 3 лет - До 6 лет До 3 лет 10 лет
  От 100000 до 300000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет От 4 до 6 мес. До 2 лет До 3 лет 2 года
  От 200000 до 500000 руб. или доход за период от 2 до 5 лет - До 6 лет До 3 лет 10 лет
  От 200000 до 500000 руб. или доход за период от 18 мес. до 3 лет - До 5 лет До 3 лет 6 лет

Рассмотрев три вида ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений можно сделать вывод о том, что российское законодательство совершенствуется с каждой редакцией: увеличиваются размеры штрафов и иные виды наказаний, указанные в УК РФ. Однако данная положительная динамика свидетельствует и о росте незаконных действий в области налогов и налогообложения, так как именно растущие цифры совершенных налоговых правонарушений и преступлений вызывают необходимость пересматривать существующую нормативно-правовую базу с целью ужесточения санкций за их совершение.

Следует признать, что НК РФ содержит ряд неясных и расплывчатых положений, его нормы плохо увязаны между собой, носят противоречивый характер, что способствует принятию необоснованных решений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Это, в свою очередь, влечет за собой конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом, создает условия для уклонения от уплаты налогов и сборов.

Таким образом, противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений.

 

 

Глава 3. Практическая часть

Для исчисления налога на прибыль организация имеет следующие данные:

Реализовано изделий: 51 440 штук.
Цена одного изделия: 900 рублей.
Реализовано товаров на сумму: 1 470 000 рублей (с НДС).
Уплачено за материалы: 510 000 рублей (с НДС).
Поступили средства в уставный капитал в размере: 160 000 рублей.
Уплачено по договору аренды: 70 000 рублей (с НДС).
Сумма кредиторской задолженности: 360 000 рублей,
в том числе сумма списанной кредиторской задолженности: 120 000 рублей.
Стоимость имущества полученного в форме залога: 90 000 рублей (с НДС).
Налогоплательщик задержал представление налоговой декларации на 15 дней.

Решение:
1) Определим выручку от реализации. Согласно пункту 2 статьи 249 НК РФ: Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

· выручка от реализации продукции:
51 440 * 900 = 46 296 000 рублей

· выручка от прочей реализации без НДС:

(1 470 000 + 90 000) * 100% / 118% = 1 322 034 рублей

· общая сумма выручки от реализации:

46 296 000 + 1 322 034 = 47 618 034 рублей

2) Определим сумму внереализационных доходов. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ доходы, в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ доходы, в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером), при определении налоговой базы не учитываются. Соответственно в данном налоговом периоде организация не имела внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

3) Определим сумму расходов. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ: Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
(510 000 + 70 000 + (360 000 – 120 000) * 100% / 118% = 694 915 рубля.

4)Определим налоговую базу. В соответствии с пунктом 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247. Согласно статье 247 НК РФ прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков признаются: полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
47 618 034 – 694 915 = 46 923 119 рублей

5) Определим сумму налога на прибыль. Согласно статье 284 Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.
46 923 119 * 20% / 100% = 9 384 624 рубля.

6) Определим сумму штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации в налоговый орган. Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
9 384 624 * 5% / 100% = 469 231 рублей.

7) Определим общую сумму, подлежащую уплате в бюджет.
9 384 624 + 469 231 = 9 853 855 рубля.

Заключение

Налоги являются одним из обязательных условий функционирования государства. Государство нацелено на увеличение налоговых доходов бюджетов всех уровней, а налогоплательщики стремятся уменьшить свое налоговое бремя, что приводит к совершению последними налоговых правонарушений, а в некоторых случаях преступлений. Так как налоги являются основным доходом государства, то совершенные правонарушения в этой сфере можно считать правонарушениями, направленными против государства.

Документом, в соответствии с которым налогоплательщиками производится исчисление и уплата налогов, является Налоговый кодекс РФ. Необходимо акцентировать внимание на том, что некоторые нормы налогового законодательства не точны, что усиливает желание обойти налоговое законодательство, и как следствие, происходит увеличение налоговых правонарушений.

В настоящее время многие налогоплательщики используют различные схемы уклонения от налогообложения. В связи с этим одной из функций налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Законодатели совместно с ФНС создают специальные Федеральные законы, Положения, Инструкции, которые уточняют положения НК РФ и способствуют снижению количества налоговых правонарушений и повышению эффективности их выявления.

Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.

2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые входят в противоречие как с общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.

Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса. В противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, впоследствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.

3. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составляющие правонарушений, вызывают затруднение при их применении. Прежде всего, это связано с несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126 Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом. В связи с этим обстоятельством предлагается изменить санкцию по п.1 ст.126 Кодекса, а именно изложить в следующей редакции: «влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за просрочку в предоставлении совокупности документов, если законодательством о налогах и сборах или подзаконными актами налогового органа предусмотрено предоставление сведений и документов в совокупности».

4. Необходимо включить в Налоговый Кодекс Российской Федерации определение понятию налоговая ответственность: налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса, состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

Таким образом, на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы, регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых требует своего подхода и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии с законом.

Несмотря на эффективность работы налоговых органов, в ней есть ряд недостатков, которые необходимо устранить при помощи мер налогового администрирования. Изменения в существующем налоговом администрировании позволят устранить причины налоговых правонарушений, условия, при которых происходит нарушение профессиональной этики. Создание эффективной налоговой системы позволит налоговым органам более эффективно выполнять возложенные на них функции, посредством управления на федеральном, региональном и местном уровнях, применения информационных систем и баз данных, а также социальной защиты сотрудников налоговых органов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.008 с.)