Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основы топографии (ориентирование на местности).
Похожие статьи вашей тематики
Основы топографии (ориентирование на местности).
Оглавление: Топографические элементы местности Местные предметы и их характеристика Основные разновидности местности Топография. карта и схема Измерения и построения на топографической карте Определение сторон горизонта на местности Ориентирование по карте на местности Определение расстояний на местности Особенности ориентирования в различных условиях местности Компас.Особенности работы с компасом Военная топография Библиотека топографии и геодезии Размещение этого сайта
Местность
Основные понятия и определения
Под понятием местность подразумевается определенный участок земной поверхности. Неровности, образующие земную поверхность, называются рельефом местности, а все расположенные на ней предметы, созданные природой или трудом человека (реки, населенные пункты, дороги и т. п.), — местными предметами. Рельеф и местные предметы являются основными топографическими элементами местности. Строение рельефа местности и характер местных предметов, расположенных на ней, в основном и определяют влияние данной местности на организацию ориентирования, маскировки, а также на проходимость.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕСТНОСТИ
Справочник топографических знаков
Типовые формы рельефа местности и их характеристика Все многообразие неровностей, образующих земную поверхность, можно подразделить на различающиеся между собой формы, которые принято называть основными типовыми формами рельефа. К ним относятся формы рельефа.
Гора.
— возвышенность, имеющая, как правило, куполообразную или коническую форму. Верхняя часть горы, называемая вершиной, может иметь вид купола (куполообразная гора) или плоской ровной площадки (плато), или же заканчивается острием (пик). Нижняя часть горы (основание) называется подошвой, а склоны от вершины к подошве — склонами. По своей форме скат может быть ровный, выпуклый, вогнутый и волнистый. Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы. Выпуклы и скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым непросматриваемые участки при обзоре склона с вершины возвышенности. Волнистым называют такой скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т. д.; он представляет собой сочетание различных скатов. Волнистый скат создает неблагоприятные условия для обзора местности, так как наличие на нем перегибов не позволяет просматривать весь скат. В то же время такие перегибы склона часто создают благоприятные условия для скрытного передвижения и подхода к намеченному объекту. В зависимости от крутизны скаты подразделяются на пологие (до 10°), средней крутизны (10—20°), крутые (20—30°), очень крутые (30—60°) и обрывистые (свыше 60°). Под крутизной склона (КС) понимается угол, образованный наклонной поверхностью склона и горизонтальной плоскостью (рис. 1). Величина этого угла обычно выражается в градусах, но может быть выражена и в любых других угловых мерах, например в тысячных. Крутизну склона можно определить как-непосредственно на местности, так и по карте. Небольшую по высоте гору, у которой ясно выражены подошва, скаты и вершина, называют холмом. Высота холмов над окружающей местностью, как правило, не превышает 200 м. Искусственно созданные холмы называются курганами.
Хребет.
— сочетание нескольких возвышенностей, вытянутых в одном направлении, или одна такая возвышенность. Линия, которая соединяет наивысшие точки вдоль хребта (или любой другой возвышенности) и от которой в противоположные стороны расходятся скаты, называется водоразделом или топографическим гребнем.
Котловина.
— хорошо различимое на местности понижение, имеющее форму замкнутой чашеобразной впадины. Место, откуда начинается понижение, называется окраиной котловины, а самая низкая часть котловины— дном. Небольшая котловина называется ямой.
Лощина.
— вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности. Линия, соединяющая низшие точки по дну лощины, называется водосливом. Лощины, расположенные на равнине или на пологом склоне горы и имеющие резко очерченные границы, от которых ко дну лощины идут крутые обрывистые скаты, называются оврагами.
Седловина.
— пониженная часть хребта, расположенная между двумя соседними вершинами. Седловина почти всегда является местом начала двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горной местности пути сообщения через хребты, как правило, идут через седловины. Такие седловины называются перевалами. Гора, хребет, котловина, лощина и седловина являются типовыми формами рельефа; вершина, дно котловины — характерными точками, а водослив и водораздел — характерными линиями рельефа. Эти точки и линии составляют как бы скелет (остов) рельефа, определяющий общий характер и взаимное расположение неровностей данной местности.
Населенные пункты.
— города, поселки городского и дачного типа, поселки сельского типа (деревни, села), отдельные жилые постройки (дворы). Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости данной местности. Населенные пункты, являясь местом жительства и трудовой деятельности людей, одновременно являются местом сосредоточения производственных предприятий, социально-культурных объектов и других материальных и культурных ценностей. Во многих случаях населенные пункты являются узловыми пунктами путей сообщения.
Дорожная сеть.
—- железные дороги, автострады, шоссе, грунтовые улучшенные и проселочные, полевые и лесные дороги, тропы. Степенью развитости дорожной сети и качеством дорог определяются условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств. Основными техническими характеристиками дорог являются ширина проезжей части, материал покрытия, качество дорожных сооружений через препятствия. Наиболее распространенная ширина автомобильных дорог для двустороннего движения (кроме автострад) 6,5—7,5 м. По характеру покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием (шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте (проселочные, полевые, лесные), Железные дороги характеризуются шириной колеи, числом путей, количеством и типом станций. Эти данные и определяют пропускную способность железных дорог.
Линии и сооружения связи.
— телеграфные и телефонные линии, радиостанции, телефонные станции, телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения. Наличие средств связи позволяет быстро устанавливать и постоянно поддерживать сношения между населенными пунктами, организациями, учреждениями на большие расстояния. Передача посредством связи различного рода информации обеспечивает возможность своевременно ориентироваться в обстановке и событиях, отдавать распоряжения, представлять донесения, осуществлять руководство и управление.
Воды и сооружения при них.
— реки, каналы, озера, плотины, пристани, мосты, паромы, створные знаки и т. п. Водные объекты, их наличие и характеристика, с одной стороны, определяют степень изрезанности местности препятствиями, а с другой — создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям. Основными показателями, характеризующими реку, являются ширина реки, скорость течения, грунт дна, глубина, а также подходы к реке. По ширине русла реки часто подразделяют на узкие (до 60 м), средние (60—300 м) и широкие (более 300 ж). Средняя скорость течения спокойных относительно небольших рек, протекающих по равнинной местности, около 0,5—0,6 м/сек, крупных равнинных рек — до 1 м/сек, горных рек — до 3—6 м/сек, а иногда и больше.
ТОПОГРАФИЯ
Топографическая подготовка - специфический раздел теоретической подготовки, без овладения которым не может быть речи о решении таких задач, как разработка маршрута и уверенное его прохождение.
Карта и схема.
Справочник топографических знаков.
Основой топографической подготовки является работа с картографическим материалом, а также глазомерная съемка маршрута и изучение теории картографии. В практике используются различные картографические материалы: карты, планы, специальные туристские картографические издания. Карта (план) - уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе. Географические карты принято классифицировать по содержанию и масштабам. По содержанию они делятся на общегеографические и тематические. На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры. Содержание географических карт разрабатывается на основе согласования требований к картам различных организаций. На тематических картах подробно изображаются отдельные явления, составляющие тему карты (например, растительные зоны пли полезные ископаемые). Содержание карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие ее тему, четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов местности. Географические карты по масштабу изображения подразделяются на ряд типов. Обзорно-географические карты (масштаб мельче 1:1000000) содержат изображение значительных частей земной поверхности (областей, стран) и применяются главным образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для общего ознакомления с районом. Обзорно-топографические (масштаба 1:200 000-1:500 000) и политико- административные (масштаба 1: 500 000-1:750 000) карты более подробны и точны, чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов, не требующих высокой точности. Топографические карты благодаря крупным масштабам отличаются богатством содержания и высокой геометрической точностью. Чаще используются выкопировки из карт масштаба 1:100000. Гипсометрические карты - основное содержание их составляет рельеф, изображенный горизонталями - кривыми замкнутыми линиями. Каждая горизонталь обозначает горизонтальный контур соответствующей неровности, все точки которого расположены на местности на одной высоте над уровнем моря. Высоты сечений для изображения рельефа горизонталями зависят от масштаба, в котором составлена карта. Нормальной, установленной для карт, считается высота сечения, равная 0,02 величины масштаба карты (5 м при масштабе 1:25000, 20 м - при 1:100000, 40 м -при 1:200000, 100 м -при 1:500000, 200 м -при 1:: 1000 000). Для гипсометрических карт важно, чтобы положение объектов в плане, а также пространственные формы и размеры земной поверхности изображались с наибольшей точностью и подробностью, допускаемыми масштабом карты. Планы лесоустройства и землеустройства составлены на территории, входящие в Государственный лесной фонд. Они бывают двух масштабов: черно-белые- 1:10000, цветные- 1:25000. На лесопланах показано все, что относится к ведению лесного хозяйства: просеки, контуры леса и вырубок, основные дороги, ручьи, болота (обобщенные). Рельеф на планы не наносится. Лес на плане изображается разбитым на кварталы системой просек. Просеки ориентированы по географическому или магнитному меридиану, сторона квартала равна 1000 или 500 м. Кварталы нумерованы, причем в каждом лесничестве нумерация начинается с северо-запада с единицы. Сначала нумеруется верхний ряд, затем по очереди все остальные. Возрастают номера с запада на восток. На углах кварталов (пересечение просек) стоят квартальные столбы. Их стороны, обращенные внутрь кварталов, имеют затесы, на которых написаны номера соответствующих кварталов. На квартальных просеках через 200 или 250 м ставятся визирные столбы, нумерованные римскими или арабскими цифрами. От них в лес идут визирные просеки шириной 0,5 м, обозначенные на местности зарубками на деревьях и вехами - заостренными в верхней части палками высотой 1-1,5 м. Вдоль просек и визиров на затесах деревьев или на колышках высотой 50-70 см имеются стометровые отметки расстояния. Каждая 90 горизонтальная чарта означает 100 м, а каждая наклонная - 500 м. Все установленные в лесу столбы помечены на лесоплане жирными точками. На черно-белые лесопланы наносятся все последние данные о вырубках, посадках и других изменениях в лесу. На цветные лесопланы условными цветами наносятся породы деревьев. Планы землеустройства составляются на колхозные и совхозные земли в масштабах 1:5000, 1:10000 и 1:25000. Их границы точно стыкуются с границами лесопланов. Навигационные карты и пособия используются для плавания по судоходным рекам, открытым озерам и морям. Плавания по ним совершают туристы, путешествующие на байдарках под парусами и разборных парусных судах. Различают карты навигационные (морей, озер, судоходных рек) - для ведения прокладки и определения места судна при плавании и справочные - для получения дополнительных сведений о районировании плавания. Навигационные карты подразделяются на: планы (1:1000-1:25000), дающие наиболее подробное изображение важного участка; частные карты (1:50000-1:500000), служащие для обеспечения плавания на некотором удалении от берегов. На этих картах достаточно подробно нанесены глубины и береговые объекты, пригодные для определения места судна; генеральные карты для рек и некоторых водохранилищ (1: 10 000-1:100000), удобные для ориентирования при глазомерной проводке судна, так называемые лоцманские. На лоцманскую карту наносят меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки, большие суводи (улова), свальные течения, прибрежные населенные пункты. На отдельных листах могут даваться перекаты и их элементы, рекомендации по проводке судов через эти перекаты. Карты на озера и крупные водохранилища составляются по тем же правилам, что и карты морей, но в прямоугольной проекции. Туристские схемы и карты выпускаются для районов, по которым пролегают маршруты туристских групп, и знакомят с памятниками истории и культуры, местами жизни и деятельности выдающихся людей, уникальными природными комплексами. На этих схемах и картах показаны гостиницы и кемпинги, места отдыха, сеть автомобильных и железных дорог, крупные населенные пункты, станции техобслуживания, речная сеть и границы лесных массивов. Если схема составлена для горного района (Кавказ, Тянь-Шань), на ней указаны наиболее известные перевалы, обозначены отмывкой горные хребты и равнинная часть, станции контрольно- спасательной службы. Туристские схемы выпускаются в масштабах 1:500-1:10000, а туристские карты - в масштабах 1:200000, 1:250000 1:300 000 1:400000, 1:600000 и мельче. Иногда на туристских схемах и картах масштаб не указывается. Тогда его можно определить по заранее известным расстояниям для данной местности, используя другие карты, например административные, атласы железных дорог и т. п. Как правило, на туристских схемах и картах дается направление магнитного меридиана. Если такое направление не указано, его можно определить по компасу на местности - по характерным линейным ориентирам (дороги, реки, каналы), имеющим на данном участке прямолинейное направление.
Понятие о масштабе.
Степень уменьшения линий и расстояний на карте по сравнению с их действительными размерами на местности называется масштабом карты. Чем в меньшее число раз местность уменьшена при изображении ее на бумаге, тем крупнее масштаб изображения и наоборот. Например, из двух масштабов 1:25 000 и 1:50 000 первый будет крупнее. От масштаба зависит и степень детализации карты. На карту крупного масштаба наносят больше объектов. Например, небольшой населенный пункт на карте 1 : 25 000 можно изобразить так, что будут видны каждый квартал и улица, а на карте 1 :500 000 этот же населенный пункт будет обозначен только небольшим многоугольником или кружком. Масштаб наносится на каждую топографическую, географическую карту или план, например: 1:10000, 1:25 000. Такой масштаб называется численным. Численный масштаб - отвлеченное число, показывающее, во сколько раз уменьшена длина линий местности при изображении ее на карте независимо от того, в каких метрических единицах составлена карта или план. Пользоваться численным масштабом несложно. Покажем это на примере. Предположим, что нам нужно определить расстояние в метрах между двумя точками на карте масштаба 1:50000. Измеряем это расстояние в сантиметрах с помощью линейки. Оно получилось равным 4,2 см. Но так как на карте масштаба 1:50 000 Изображение местности уменьшено в 50000 раз, то, очевидно, действительное расстояние на местности будет в 50000 раз больше, т. е. 4,2 см Х 50000 = 210000 см. Переведем расстояние, выраженное в сантиметрах, в метры: 1 м =100 см; следовательно 210000 см = 210000: 100м = 2100м. Линейный масштаб. Чтобы избежать вычислений, необходимых при пользовании численным масштабом, и получить искомое значение расстояний, работая с картой, строят масштаб линейный. Для этого на прямой линии нужно отложить несколько раз одинаковые отрезки, называемые основанием линейного масштаба. Основание выбирается с таким расчетом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Так, если необходимо построить линейный масштаб для карты или плана масштаба 1:50000, то целесообразно за основание принять отрезок, равный 2 см, тогда каждому такому отрезку будет соответствовать расстояние 1000 м.
Каковы истинные размеры стран и их размеры в картографической проекции:
СКЛОНА
а) Определение абсолютных высот и относительных превышений точек Абсолютную высоту Н точки земной поверхности по карте определяют по горизонталям и отметкам. Если точка расположена на горизонтали, то ее высота равна отметке горизонтали (на рис). Если точка расположена между горизонталями, то ее высота равна отметке нижней горизонтали плюс превышение точки (определяется интерполированием) над этой горизонталью. На рис. Н(б)=110+5=115 м. Относительное превышение двух точек равно разности абсолютных высот этих точек. б) Определение направления склона Направление понижения склона определяется по следующим признакам: - по водоемам (рекам, озерам) - понижение склона в сторону водоема; - по указателям направления склона - штрих направлен в сторону понижения; - по положению подписей горизонталей - цифры подписываются основанием в сторону понижения; - по отметкам точек - понижение в сторону меньшей отметки. в) Определение крутизны склона Основная формула определения крутизны склона: tg a = h: d где а - крутизна склона Н - высота склона (относительное превышение верхнего и нижнего перегибов склона); d - заложение склона (расстояние в плане между верхним и нижним перегибами склона). Крутизну склона, не превышающую 20-25°, можно определить приближенно по формуле a = 60h:d Для быстрого (глазомерного) определения крутизны оценивают в миллиметрах промежуток d между основными горизонталями (заложение) и по формуле a = 12:d(мм) вычисляют крутизну склона в градусах. Этот способ применим лишь при высотах сечения рельефа: 1:25000-5 м, 1:50000-10 м, 1: 100 000 - 20 м. Для определения крутизны склона по шкале заложении надо взять циркулем или при помощи полоски бумаги расстояние между двумя смежными основными или утолщенными горизонталями, приложить циркуль, не изменяя его раствора, к шкале и прочитать число градусов у основания шкалы. Крутизна склона между смежными утолщенными горизонталями определяется по шкале, соответствующей пятикратному сечению.
ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ ПО КАРТЕ
Профиль удобнее всего строить на миллиметровой бумаге, а при ее отсутствии - на обычной клетчатой. На карте прочерчивают профильную линию, затем устанавливают и подписывают высоты горизонталей и точек перегиба склонов вдоль профильной линии. Подписи при этом могут делаться лишь в точках перегиба и на некоторых горизонталях - для облегчения определения высот. Определив разность высот, выбирают вертикальный масштаб профиля. Вертикальный масштаб обычно берется крупнее горизонтального в 10 раз. На миллиметровой бумаге проводят линию основания и в соответствии с принятым вертикальным масштабом прочерчивают над ней ряд параллельных горизонтальных линий, соответствующих высоте горизонталей (через одну, через две). В дальнейшем, приложив бумагу к профильной линии АВ на карте, как показано на рис., проектируют (переносят по перпендикулярам) на нее начальную и конечную точки, а также все горизонтали и точки перегиба склонов в соответствии со значением их высоты. Полученные точки соединяются плавной кривой. Для решения задач на определение видимости строится так называемый сокращенный профиль. В этом случае на профиль строго переносятся лишь точки перегиба склонов. Для определения видимости на профиль переносятся все местные предметы (с учетом их высоты), ограничивающие видимость (леса, постройки и т. п.).
По линейному ориентиру.
В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку, берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги (линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.
По компасу.
карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не видно ориентиров. При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера. При точном ориентировании карты по компасу вначале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сторону рамки карты (рис.1). Если поправка направления (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) - влево.
По направлению на ориентир.
карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой - либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на местности и на карте. При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности. Ориентирование карты по направлению на ориентир. Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша. Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют карту (железнодорожный мост). Затем поворачивают карту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования. В таком положении карта будет ориентирована точно. Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте. В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния.
По Полярной звезде.
карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север. Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно определить одним из следующих способов: Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (см.рис.).
ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ
а) Подготовка по карте данных для движения по азимутам
Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено. Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные - азимуты и расстояния: на карте намечается маршрут (путь движения) с ориентирами у поворотов; измеряются по карте дирекционный угол и длина каждого участка маршрута; дирекционные углы переводятся (с учетом поправки, указанной на карте) в магнитные азимуты; данные для движения вписываются в таблицу либо записываются непосредственно на карте или специально составленной схеме
б) Движение по азимутам
На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени). В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют предмет, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира. Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.
в) Обход препятствий
Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов. Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие: заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия; обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия оценить на глаз и прибавить к пройденному расстоянию. В т о р о й способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.
Компас
Основы работы с компасом
Что такое азимут.
Азимут - это угол между Севером и нужным нам предметом. Как определить азимут, зная местонахождение предмета: • Уровнять стрелку компаса с меткой S или N на шкале. • Навести указатель или мушку на предмет. • Считать на шкале компаса показания указателя или мушки. Это и есть азимут в числовом виде. Как определить местонахождение предмета, зная азимут: • Уровнять стрелку компаса с меткой S или N на шкале. • Навести указатель или мушку на указанное число. • Определить направление на предмет по указателю или мушке. Для определения местонахождения нужного предмета нужно знать расстояние до него. Определение времени по компасу: • Определить азимут на солнце. • Полученное число поделить на пятнадцать (360:15=24), остаток умножить на четыре. Первое число - часы, второе - минуты. Любой компас следует периодически проверять. Для этого надо положить его горизонтально, дать стрелке успокоиться и заметить деление, возле которого она остановилась. Потом поднести к компасу какой-то металлический предмет, чтобы вывести стрелку из равновесия, и быстро убрать его. Если после ряда колебаний стрелка остановится возле прежнего деления, значит, компас работает правильно, если нет - лучше заменить его другим. В походе компас, если им не пользуются, должен всегда стоять на тормозе. Когда кончают работать с компасом, то сначала надо поставить стрелку на тормоз, а уже потом как-то перемещать его (опускать руку, убирать в карман и т. д.). Несоблюдение этого правила ведет к быстрому изнашиванию компаса и выходу его из строя. В латинском обозначении: S - означает Юг, а N означает Север! Соответственно W означает Запад, а E означает Восток.
Основы топографии (ориентирование на местности).
Оглавление: Топографические элементы местности Местные предметы и их характеристика Основные разновидности местности Топография. карта и схема Измерения и построения на топографической карте Определение сторон горизонта на местности Ориентирование по карте на местности Определение расстояний на местности Особенности ориентирования в различных условиях местности Компас.Особенности работы с компасом Военная топография Библиотека топографии и геодезии Размещение этого сайта
Местность
Основные понятия и определения
Под понятием местность подразумевается определенный участок земной поверхности. Неровности, образующие земную поверхность, называются рельефом местности, а все расположенные на ней предметы, созданные природой или трудом человека (реки, населенные пункты, дороги и т. п.), — местными предметами. Рельеф и местные предметы являются основными топографическими элементами местности. Строение рельефа местности и характер местных предметов, расположенных на ней, в основном и определяют влияние данной местности на организацию ориентирования, маскировки, а также на проходимость.
|