Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможность дальнейшего развития человека↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
-- Отсутствие сознания -- Познание истины -- Изучение степеней сознания -- Самовоспоминание и самонаблюдение -- Невозможность определения самовоспоминания -- Самовоспоминание -- это метод пробуждения -- Приближение к самовоспоминанию через интеллектуальный центр -- Перестройка мыслей -- Остановка мыслей как метод приобретения самовоспоминания -- Вспоминание себя в эмоциональные моменты -- Невежество и слабость -- Отождествление и борьба с ним -- Внешнее и внутреннее учитывание -- Отрицательные эмоции -- Спокойное место в себе
БЫЛО БЫ ХОРОШО. ЕСЛИ БЫ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ВЫ пытались суммировать в своем уме то, что вы слышали до сих пор; так как, спустя некоторое время после посещения лекций и бесед, человек начинает забывать хронологию идей, а важно помнить порядок, в котором они даются. Из всего, что вы слышали, наиболее важной идеей является та, что с определенным знанием и определенными усилиями человек может развиться, он может завершить себя. Развитие человека, если это процесс (это вообще не обязательно), проходит через некоторые определенные стадии и ступени. Если вы обратитесь к началу, вы вспомните, что было сказано об отсутствии сознания в человеке, и тот факт, что когда человек понял это, это понимание дает ему возможность приобретения сознания, и вы увидите, что это и есть направление, в котором человек может развиваться. До тех пор, пока он не понял, что является просто машиной и что все процессы, протекающие в нем, являются механическими, он не может начать изучать себя, ибо это понимание является началом самоизучения. Изучение должно начаться с понимания того, что мы не обладаем самосознанием, что мы не можем осознать себя в моменты действия или мысли. Это первый шаг. Вторым шагом является понимание того, что мы не знаем себя, не знаем нашу машину, и как она работает. А следующим шагом является понимание того, что мы должны овладеть методами самоизучения. Мы наблюдаем себя всю нашу жизнь, но не знаем, что значит самонаблюдение. Действительное самонаблюдение должно быть основано на фактах. Таким образом, одним из первых вопросов является: как помнить себя, как стать более сознательным? Недостаточно допускать это отсутствие сознания в себе; нужно увидеть это в фактах, проверить это личным наблюдением. Мы не представляем себе, что такое сознание и что оно заключает в себе. Если бы нам удалось стать сознательными хотя бы на полчаса, мы могли бы увидеть удивительные вещи и научиться невероятно многому. Таким образом, сознание является целью само по себе, благодаря тому, что оно дает, и оно означает также шаг в направлении объективного сознания. Необходимо сказать немного об этом, о том, что подразумевается под четырьмя степенями сознания, которыми человек может обладать. Если мы возьмем это с точки зрения познания истины, тогда во сне мы не можем узнать разницу между тем, что истинно и что не истинно. Все вещи, которые мы видим в снах, выглядят похожими друг на друга. В бодрствующем состоянии мы уже имеем больше шансов распознать разницу между вещами: форма вещей определяется нашим зрением, поверхность вещей -- прикосновением, и, до некоторой степени, мы можем ориентировать себя путем восприятия наших органов чувств. Таким образом, имеется объективный элемент, но сами мы остаемся субъективными к себе. Когда мы становимся самосознающими, мы становимся объективными к себе, а в объективном сознании мы можем знать объективную истину обо всем. Таковы степени сознания. В. Должны ли мы изменить наше знание, чтобы увидеть вещи такими, какими они являются в действителвности, и узнать истину? 0. Нет, в теперешнем состоянии сознания мы не можем подойти к вещам, какими они являются; мы должны изменить наше состояние сознания. Но мы можем уничтожить некоторые наслоения лжи. Вещи окружены ложью. Мы можем снять одну, две или три кожи и подойти ближе к реальности. В. Мне не ясно, что значит высшее сознание. Как я могу думать об этом? 0. Мы поймем возможность высшего сознания тогда, когда поймем, что мы вообще не сознательны. Мы сознательны только в редкие моменты, которые не контролируем. В настоящее время мы находимся в двух состояниях -- во сне и в полубодрствующем состоянии. Теоретические сравнения состояний сознания и словесные описания не помогут; но когда мы начнем пробуждаться, мы поймем то состояние, в котором находимся в настоящее время. Необходимо находить моменты самовоспоминания, и тогда, в эти моменты, вы увидите разницу. Изучая себя, вы увидите, что можете быть весьма близки ко сну или можете быть близки к самосознанию. Таким образом, изучение начинается с изучения этих различных состояний в себе. Например, когда мы принимаем себя за одно или не думаем об этом, -- тогда мы близки ко сну. Но когда мы начинаем делить себя и узнавать, что в каждый момент говорит только одно "я" или одна группа "я", тогда мы ближе к самосознанию, ближе к объективным фактам. Имеются различные пути изучения сознания в себе. Вначале приходит понимание того, что человек не может быть сознательным, когда он хочет этого. Наилучшим временем, чтобы понять это, является время после того, как вы что-то сказали или сделали. Допустите, что вы говорили о некотором важном деле или писали письмо, тогда спросите себя: "Был ли я сознателен в то время?". Кроме этого, вначале приходит понимание того, что вы не одно "я", а имеете много различных "я". В. Как мы можем распознавать, являемся ли мы самосознающими? О. Вы будете знать; это совершенно особое ощущение. Когда вы попытаетесь быть сознательными в течение одного момента, а затем сравните его с другим моментом, когда не пытаетесь быть сознательным, вы увидите разницу. Это нельзя описать. В один момент вы сознаете себя, в другой момент не сознаете себя: вы что-то делаете, говорите, пишете -- и вы не являетесь сознательными. Только вы должны помнить, что было сказано в самом начале, -- мы должны изучать не только состояния сознания, но также препятствия к приобретению сознания. Таким образом, мы должны изучать их, а затем удалять их. Все эти препятствия находятся в нас самих. Мы не можем изменить внешние обстоятельства, мы должны принять их такими, какими они являются, и изменяться внутренне в этих обстоятельствах. В. Если вы наблюдаете себя в течение одного момента, являетесь ли вы сознательным в этот момент? О. Не обязательно; это может быть совершенно механическим. Но если вы сознательны в то время, когда наблюдаете, линия вашего внимания будет походить на две стрелки: одну, показывающую внимание, направленное на ту вещь, которую вы наблюдаете, и другую -- на себя. В. Я не могу понять связь между самонаблюдением и самовоспоминанием. Как начать, что делать? О. Самовоспоминание есть попытка осознать себя. Самонаблюдение всегда направлено к некоторой определенной функции: либо вы наблюдаете ваши мысли, либо движения, либо эмоции, либо ощущения. Необходимо иметь определенный объект, который вы наблюдаете в себе. Самовоспоминание не делит вас, вы должны помнить целое, это просто ощущение "я", самого себя. Они могут прийти вместе, особенно на более поздних стадиях, и тогда вы будете способны делать то и другое в одно время -- наблюдать нечто определенное, или распознавать в себе проявления, и помнить себя; но в начале обе эти вещи различны. Вы начинаете с самонаблюдения -- это нормальный путь -- и через самонаблюдение вы поймете, что не помните себя. Когда вы поймете это и то, что в очень редкие моменты вспоминаете себя, тогда любой человек, который не является определенно предубежденным, будет способен понять, что возможно увеличить эти моменты самовоспоминания. И тогда вы попытаетесь сделать это. В. Мне трудно решить, действительно ли я наблюдаю себя или только вспоминаю вещи впоследствии. 0. Вначале нет особой необходимости беспокоиться о том, самонаблюдение это или самовоспоминание; делайте только то, что вы можете: либо наблюдайте в определенный момент, либо вспоминайте это немедленно, либо вспоминайте спустя некоторое время. Но позднее вы будете улавливать особые моменты, когда сможете сознавать себя именно в тот момент, когда вещи случаются. Это будет самовоспоминание. В. Откуда вы знаете о чудесных результатах, которые будут сопровождать самовоспоминания? 0. Вы видите, это связано со всей идеей развития, с возможностью изменения бытия. Это одна из первых вещей, которую мы должны понять: что человек не ограничен оставаться таким, каким он является; он может измениться. Существуют различные категории человека, которые могут быть достигнуты после длительной и упорной работы. Если мы сможем быть более сознательными, это заставит работать высшие центры. Функционирование высших центров будет во многом удивительным. Идея самовоспоминания входит во многие системы и учения школ, но она находится не там, где следует, она никогда не становится на первое место. Но настоящая система говорит, что вы не помните себя и что если вы поймете, что не помните себя, то будете способными чего-то достичь. Самосознание является наивысшим возможным изменением, так как в обычных условиях жизни никто не сознает себя, и все же люди не понимают этого. Все сидящие здесь, если они спросят себя искренне, сознают ли они себя, должны ответить отрицательно. Никто не сознает себя. Вся идея состоит в том, чтобы сознавать себя на этом месте, в данный момент. Это есть начало, ибо каждый должен начать где-то. Позднее это может принимать различные формы, многие другие вещи могут быть включены сюда. Невозможно описать это: это материал для наблюдения и изучения. Описания не помогут, каждый должен упражняться. Обычно никто не вспоминает себя, никто не сознает себя. Это обычное состояние человеческого бытия, человека-машины. Но если он знает об этом, если он понимает это и думает об этом, самовоспоминание становится возможным. Только вначале самовоспоминание приходит очень медленно, и оно очень мало, с длительными промежутками отсутствия самовоспоминания. В. Является ли существенной чертой самовоспоминания обычное состояние настороженности ума? О. Нет, вы не можете понять это таким образом. Это очень узкое понятие. Это особое состояние, более отличное от нашего настоящего сознания, чем настоящее состояние отличается от физического сна; но даже сравнение сна с обычным состоянием дает вам некоторую возможность понимания разницы. Когда вы спите, ваш мир ограничен, ощущениями, но когда вы пробудились и находитесь в объективном мире (хотя вы видите этот мир в субъективных категориях), он значительно менее ограничен. Но, когда вы поймете, что это не есть полное пробуждение, что вы пробудились менее чем наполовину, вы поймете, что, пробудившись полностью, вы найдете себя в еще более богатом мире и увидите и поймете многие из его характеристик, которые в настоящее время проходят незамеченными. В. Я хочу знать, можно ли ожидать, что самовоспоминание, по меньшей мере в ранней стадии, состоит из бесплодной остановки внимания на чем-то ином, чем на себе? О. На ранней стадии это может быть только пониманием того, что вы не помните себя. Если мы поймем, как мало сознаем себя и насколько кратковременны моменты, когда мы сознательны, когда мы понимаем это, чувствуем это и осознаем, что это значит, тогда мы можем понять, что значит самовоспоминание. Если вы поймете важность этого факта и все, что он заключает в себе, он не будет бесплодным. Но если вы не поймете его, вы совершенно правы, он будет бесплодным. Тогда это будет просто странным упражнением, которое никуда не ведет. В. Приходит ли самовоспоминание автоматически, когда вы понимаете, что не помните себя? О. Это и есть самовоспоминание. Вы не можете сделать следующий шаг без понимания того, где находитесь. Это есть один и тот же процесс, одна и та же вещь. Чем больше вы понимаете, как неприятно и опасно быть машиной, тем больше у вас возможности измениться. В. Как? О. Всегда имеется нечто, что мы можем делать в некоторые моменты. Вы должны знать эти моменты, узнать, что делать и как. Мы изучаем двери. Самовоспоминание есть дверь. Если понимание того, что мы не помним себя, становится непрерывным, тогда мы можем вспомнить себя. Ежедневно вы можете находить время для понимания того, что не помните себя; это постепенно приведет вас к самовоспоминанию. Я не имею в виду помнить, что вы не вспоминаете себя, но понять это. Я повторяю, бесполезно смотреть на определения, они делают понимание только более трудным. Что действительно полезно для понимания, это сравнение различных степеней внутри нашего обычного состояния, ибо даже в нашем обычном состоянии относительного сознания имеются различные степени, различные уровни: мы можем быть ближе к пробуждению и дальше от него. Мы можем увидеть столь огромные различия в себе, когда мы действительно научимся наблюдать, это покажет нам возможности, которые мы имеем. Это единственное, что несомненно. Мы всегда движемся между двумя берегами -- между сном и бодрствованием. Движение ближе к одному берегу или ближе к другому создает две различных возможности: одна есть развитие, другая -- упадок. В. Вы просили нас не принимать ничего на веру. Знаете ли вы, что более высокие состояния сознания действительно были достигнуты? О. Да. Прежде всего вы можете найти много описаний в литературе о том, как мистики и религиозные люди пришли к тем же вещам. Сходство описаний этих опытов является наилучшим доказательством. Люди различного рода в различных странах, с разницей в тысячи лет, живущие в различных условиях, пришли к такого же рода опыту различными путями. Затем вы можете найти много людей, имеющих личный опыт такого рода, доказывающий, что существуют совершенно различные состояния восприятия и реакции. Таким образом, это не гипотеза. В. Недавно со мной произошел странный случай. Я разговаривал с кем-то и пытался осознать себя. Внезапно я увидел своего друга очень ясно и понял, что до этого я не видел его вообще. О. Это очень хорошее наблюдение; это действительно случается таким образом. Когда вы попытались осознать себя, на момент вы стали сознательным и увидели вещи, которые вы никогда не видели прежде. Если бы вы смогли сохранить это сознание в течение, скажем, десяти минут, вы увидели бы многие вещи, которые изумили бы вас. Мы смотрим нашими глазами и не видим; но если мы становимся сознательными, мы начинаем видеть вещи, о которых не имеем представления. Это вполне нормально, если только вы не допускаете воображению входить сюда. В. Происходит ли внезапное изменение или озарение при работе с сознанием в настоящей системе? О. Внезапное? Нет. Что значит внезапное? Дело в том, что в процессе роста единства, когда этот процесс продолжается длительное время, в какой-то затруднительный момент вы можете почувствовать по-другому. Это может выглядеть внезапным, но в действительности это не так. Это результат предыдущих усилий.
В. Если потенциальность объективного сознания является нормальным условием для человека, почему же могут развиваться только немногие? О. Когда вы пытаетесь сделать первый шаг к объективному сознанию, которого достигает самосознание, и вы видите, как трудно это сделать и как много сил действует в вас против этого, как много имеется препятствий, вы не будете сомневаться в том, что только немногие могут достичь этого, что это возможность, но очень отдаленная возможность. Имеется слишком много препятствий -- леность, лживость, инертность. Мы любим спать. В. Как и почему пришел человек к тому, чтобы быть этим существом ложных ценностей? О. Что вы подразумеваете под ложными ценностями? Это относительное понятие: с одной точки зрения они могут быть ложными, а с другой -- истинными. Вы можете узнать только для себя, является ли развитие человека абстрактной идеей или истиной. Вы должны сами прийти к той или другой точке зрения. Если вы осознаете, что изменение возможно только через пробуждение, тогда оно становится фактом, так как вы сможете увидеть небольшие степени пробуждения в себе. В. Если человек не вспоминает себя, значит ли это, что он не имеет сознания? О. Вы не вспоминаете себя; не человек, но вы. Если вы пытаетесь и не достигаете, это не значит, что вы не имеете сознания, а лишь то, что имеете его недостаточно. Только ваш собственный, хотя и ограниченный, опыт может показать степень сознания. Когда мы употребляем слово "самосознание", мы подразумеваем некоторую степень, которая выше нашего обычного количества сознания. Мы имеем некоторое количество сознания, но оно недостаточно для выхода из нашего состояния. Если бы у нас не было понижений сознания, мы бы оставались такими, какими мы являемся. В. Как возможно распознать самовоспоминание, если мы когда-либо получим его? О. Сначала должно быть понято умом, что это значит и что значило бы иметь его; а затем должно быть понято, что всякий может быть на различных расстояниях от него. Допустите, что человек не уверен, но расстояние между состоянием самовоспоминания и вашим состоянием меняется, и спустя некоторое время вы понимаете, что в один день оно равно пяти тысячам миль, а в другой день -- только трем тысячам миль. Существует различие. Мы не можем говорить о нескольких степенях в одно и то же время, мы можем говорить только о ближайшей степени, которую можем создать. В. Я хочу узнать о следующей степени.
О. Это материал для наблюдения. Вы хотите наклеить на них ярлыки, но вы не можете, они все время меняются. В один момент это почти самосознание, в следующий момент вы спите. Вы должны наблюдать и видеть результаты. В одном состоянии вы можете понять некоторые вещи, в следующем -- не можете. В одном состоянии вы отождествляетесь, в другом имеете контроль; чем больше контроля, тем ближе вы находитесь к самосознанию. Разговор не может многого сделать, он будет оставаться формальным. Необходимо коснуться эмоционального центра, и вы можете сделать это только путем испытания различных вещей. Работа не является простой: с самого начала вы должны пытаться делать невозможные вещи -- невозможные в том смысле, что они не случаются сами по себе. Не может существовать учебника, указывающего, чем и когда вам заниматься. В то же время вопросы о самовоспоминании всегда должны задаваться, так как в течение длительного времени возможны многие ошибки относительно него. Таким образом, эти вопросы никогда не должны подавляться, ибо они наиболее важны. В. Имеется ли связь между самовоспоминанием и пробуждением? О. Самовоспоминание -- это метод пробуждения. То, что вы делаете в настоящее время, является только подготовкой, только изучением метода. Вы должны делать столько, сколько вы можете в вашем теперешнем состоянии; затем, когда ваше внутреннее положение изменится, вы будете способны применить весь опыт, который теперь приобретаете. Но достичь реального значения самовоспоминания возможно только в очень эмоциональных состояниях. Так как вы не можете создать эти эмоциональные состояния, вы не можете знать, что такое самовоспоминание, но можете подготовиться к этому опыту; затем, когда оно придет, вы будете знать, как поступить с ним. Для самовоспоминания необходима очень высокая эмоциональная энергия. В настоящее время вы только практикуетесь, но без этой практики вы никогда не приобретете реального состояния. В. Когда вы говорите "спящий" и "бодрствующий", имеется ли между ними определенная граница? О. Нет, они являются преходящими состояниями. В то же время имеется граница, за которую мы никогда не переходим. В. Является ли это вопросом тренировки? О. Это больше тренировка ума. Мы должны научиться думать другим образом и, главным образом, думать более практически. Как правило, мы не думаем практически -- мы думаем большей частью о вещах, которые не касаются нас. В. Является ли тогда самовоспоминание функцией интеллектуального центра? Оно ведь проявляется благодаря интеллектуальному усилию. 0. Самовоспоминание -- это начало и центр настоящей системы, и наиболее важная вещь для понимания. Вы не можете описать его как интеллектуальное действие или интеллектуальную идею. Вы должны начать изучать, что означает самовоспоминание интеллектуально, но в действительности оно не интеллектуально, так как является моментом воли. Необходимо помнить себя не в спокойный момент, когда ничто не случается, но когда вы знаете, что делаете что-либо неправильно -- и не делать этого. Например, когда вы являетесь отождествленным, вы должны быть способны почувствовать и затем остановить это, и в то же время вспомнить себя, осознать, что делаете это, что механичность заставляет вас отождествляться и что вы останавливаете это. Это будет самовоспоминание. В. Как можно начать практиковать самовоспоминание? О. Вы помните, я давал пример изменения степеней света в комнате с пишущей машинкой. Машинистка может быть принята в качестве интеллектуального центра, а свет -- в качестве сознания. Только в случае сознания имеется некоторая связь между всеми центрами, ибо при полном свете не только один, но все центры работают различно. Действительное самовоспоминание требует эмоции, но мы не имеем контроля над эмоциональным центром. Таким образом, посредством некоторого понимания мы можем заставить интеллектуальный центр, над которым имеем некоторый контроль, работать в темноте, как будто бы при свете, и это будет вырабатывать самовоспоминание. Самовоспоминание означает форму мышления или интеллектуальной работы, которая соответствует пробуждению, и, таким образом, вводит момент пробуждения. Затем, когда человек пробуждается на один момент, он понимает, что обычно он спит, что он не сознателен и как это опасно. Чем больше вы вкладываете в пробуждение, чем больше понимаете его, тем лучше будут результаты. Если вы поймете, что вы теряете вследствие того, что не вспоминаете себя, и что приобретаете благодаря самовоспоминанию, у вас будет большой стимул для создания усилий к нему. Вы увидите, что отсутствие самовоспоминания подобно крепкому сну в самолете высоко над землей. Это и есть наше положение, но мы не желаем понять этого. Если человек понял это, тогда, естественно, он будет делать усилия пробудиться. Но если он думает, что просто сидит спокойно в кресле, и ничего особенного не случается, он будет думать, что нет вреда во сне. В. Что значит придать мыслям форму, в которой они будут соответствовать пробуждению? О. Как я сказал, мысли являются единственной вещью, которую мы можем контролировать. До некоторой степени мы можем контролировать движения, но в обычных условиях, без специального обучения, мы ничего не можем сделать с движениями. Что касается мысли, то прежде всего мы должны выбросить все мысли, связанные с отождествлением, и думать об идеях настоящей системы. Это подготовка для самовоспоминания, так как в каждом пункте системы мы приходим к необходимости вспоминать себя. Если вы не можете помнить себя, попытайтесь оживить идеи настоящей системы в своем уме. Вся система в целом, изучение человека и Вселенной, -- все помогает самовоспоминанию. Такое размышление само по себе будет напоминать вам и создавать внутреннюю атмосферу для самовоспоминания. Но сначала мы должны устранить все мысли, стоящие на пути. Если на этой стадии вы не можете контролировать ваши мысли, вы ничего не сможете сделать в дальнейшем. Вы можете не контролировать ваше настроение, или ваше воображение, или вашу ложь, но вы должны контролировать ваши мысли. В спокойные моменты вы должны быть способны видеть, когда ошибаетесь. Если вы не можете сделать это, значит, вы все еще не начали; но рано или поздно человек должен начать. В. Будем ли мы, каждый из нас знать, что стоит на нашем пути? О. Да, конечно, все должны знать. Это обычно связано с некоторой формой отрицания, или лености, или страха. В. Я все еще не вижу, что значит пытаться и думать, как мы думали бы, если бы были более сознательными. О. Пытайтесь вообразить себя сознательными -- это было бы правильным применением воображения. Мы развиваем силу воображения абсолютно неправильным и бесполезным образом, который всегда создает затруднения для нас. Но теперь, в виде исключения, попытайтесь применить ее и вообразить себя сознательным. Попробуйте думать, как вы стали бы действовать, думать, говорить и т. д. Сначала самовоспоминание является усилием в отношении функций. Вы начинаете вспоминать себя просто путем формирования ваших умственных процессов некоторым образом, и это вызывает моменты сознания. Вы не можете работать над самим сознанием: вы можете сделать одно или два судорожных, но не постепенных усилия. Но вы можете сделать усилия над мыслями, и таким образом можете работать над сознанием окольным путем. Это наиболее важная часть метода. Попытайтесь понять разницу между воспоминанием себя таким образом и состоянием сознания. Это тот же умственный процесс, который вы употребляете во всем, в чтении, писании и во всем, что вы делаете, поэтому имеете некоторый контроль над ним. Даже если мы вложим в самовоспоминание то же количество энергии, которое вкладываем в изучение иностранного языка, мы достигнем некоторого количества сознания. К сожалению, мы не хотим вложить даже такое количество энергии в него; мы думаем, что эти вещи должны прийти сами собой, что достаточно попробовать один раз -- и это должно прийти. Самовоспоминание требует усилия, поэтому, если вы продолжаете делать эти усилия, моменты сознания будут приходить более часто и становиться продолжительнее. Затем, постепенно, самовоспоминание перестанет быть чисто интеллектуальным -- оно будет иметь пробуждающую силу. В. Чем будет тогда самовоспоминание -- эмоцией или ощущением? О. Эмоция есть функция и ощущение есть функция, но самовоспоминание не является таковой. Оно является попыткой создать в себе состояние сознания без какого-либо отношения к функциям. С самого начала мы должны понять, что функция является одной вещью, а состояние сознания -- другой. Вы находитесь сейчас в некотором состоянии сознания, и, пытаясь вспомнить себя, вы пытаетесь приблизиться к третьему состоянию сознания. Вы делаете это путем некоторой перестройки. Вы перестраиваете некоторую форму мышления в ту, которую имеете в высших состояниях сознания. Вы не можете сохранить сознание до тех пор, пока ваши мысли не будут иметь некоторой формы. Это совсем просто: вы помните пример линии внимания с двумя стрелками? Внимание направлено как на меня, так и на вещь, которую я вижу. Это двойное внимание является формой мышления, соответствующей другому состоянию сознания. В. Не является ли само воспоминание состоянием сознания? 0. Его можно рассматривать таким образом. В то же время оно может быть принято в качестве метода для вызывания самосознания. В. Каково отношение мысли к сознанию? 0. Очень трудно ответить на это кратко. Мысль есть механический процесс, она может работать без сознания или с очень малым сознанием. И сознание может существовать без ощутимой мысли. В. Если самовоспоминание может быть принято либо как состояние сознания, либо как метод для вызывания его, имеются ли различные виды самовоспоминания? Осуществлялось ли это посредством различных качеств мысли? 0. Помимо размышления необходимо делать многое, -- нужно делать усилия. Это не только мышление. Различие только в том, что сначала мы можем делать очень мало. Мы должны начать оттуда, где мы находимся. Затем, если мы продолжаем, самовоспоминание будет постепенно становиться более эмоциональным. Различие создают не различные качества мысли, а различные качества усилия и лежащее в основании понимание. Самовоспоминание является эффективным только в том случае, если кто-либо понимает, что он не вспоминает себя, но что он может вспомнить себя. В. Не является ли акт направления внимания методом изменения состояния сознания? 0. Некоторый контроль внимания необходим даже в обычной жизни. Но внимание может быть отвлечено, или оно может контролироваться, а это имеет совершенно различное значение.
В. Я понял, что мы обладаем контролем наших мыслей в смысле остановки некоторых видов мышления. Но я никогда не слышал прежде о конструировании наших мыслей. 0. Мы имеем силу не только не думать, но также думать о том или ином. Таким образом, мы можем делать и то, и другое: мы можем удалить бесполезные мысли и можем также поставить в центр нашего мышления понимание "я" -- "я здесь", "я думаю". В. Почему случай или глубокое кризисное состояние ведут к самовоспоминанию? 0. Всякого рода эмоциональный момент, эмоциональное потрясение заставляет вас осознать "я есть". Вы представляете себе это без какой-либо теории, стоящей за этим: если вы оказываетесь в весьма неожиданном месте, появляется чувство "я" и "здесь"; когда вы находитесь в необычных обстоятельствах, это всегда напоминает вам о вашем существовании. Но в привычных условиях мы всегда забываем об этом. В. Является ли самовоспоминание единственной силой, которую настоящая система предлагает нам? 0. Это единственный путь достичь всего остального, так как это первая вещь, которой нам недостает. Мы всегда забываем себя от одного момента до другого, и это состояние должно быть изменено. Каждый должен вспомнить себя -- это начало и конец всего, так как когда человек имеет это, он имеет все. В. Какое различие в значении внимания и сознания? 0. Внимание может быть рассмотрено как элементарное начало сознания -- первая ступень. Это не есть полная осведомленность, ибо оно направлено только по одному пути. Как я сказал, сознание требует двойного внимания. В. Какова цель достижения этого высшего сознания? Жить более полно? 0. Одна вещь зависит от другой. Если мы хотим иметь волю, если хотим быть свободными вместо того, чтобы быть марионетками, если хотим пробудиться, мы должны развивать сознание. Если мы сознаем, что мы спим, что все люди спят и что это значит, тогда объяснимы все абсурдности жизни. Совершенно ясно, что люди, если они спят, не могут делать что-либо иначе, чем они делают это теперь. В. Такими, какими мы являемся, будем ли мы способны быть сознательными, когда хотим этого, или это будет всегда приходить случайно? 0. Ничто не приходит в своем полном состоянии в один момент. Первый шаг в том, чтобы быть более сознательным. Если сейчас, с усилием, вы можете сделать себя сознательным на минуту, тогда, если вы работаете над этим и делаете все, что возможно, чтобы помочь этому, то спустя некоторое время, вы будете способны быть сознательным пять минут.
В. Это неправильно, когда это случайно? О. Вы не можете полагаться на это. В нас, какими мы являемся, высшие состояния не могут сохраняться; они только сверкают, а если сохраняются, то это воображение. Это -- определенный факт, так как мы не имеем никакой энергии для продления высших состояний. Проблески возможны, только, опять-таки, вы должны рассматривать и классифицировать их по тому, какой материал они приносят. В. Они не могут продолжаться даже в памяти? 0. Та память, которую мы можем контролировать и использовать, которой мы командуем, является интеллектуальной памятью, а интеллектуальная память не может сохранять их. В. Мне кажется, что совершенно невозможно вспоминать себя по желанию, хотя, по-видимому, не так уж трудно наблюдать себя. 0. Вы должны пробовать методы, которые будут создавать это. Попробуйте метод остановки ваших мыслей, чтобы увидеть, как долго вы можете сохранять ваши мысли в подчинении, не думать ни о чем -- если вы знаете о самовоспоминании. Но допустите, что это пытается сделать человек, не знающий о самовоспоминании -- он не придет таким путем к идее о самовоспоминании. Если вы уже знаете, это будет создавать момент самовоспоминания; насколько долго -- будет зависеть от ваших усилий. Это очень хороший путь. Этот метод описан, например, в некоторых книгах по Йоге, но люди, которые пробуют его, не знают, почему они делают это, поэтому не могут получить хороших результатов. Совсем наоборот, это может вызвать род транса. В. Когда вы сказали: "Знающий о самовоспоминании", подразумевали ли вы, что имеете это в голове в качестве цели, или вы испытали это? 0. Имеются различные степени. Вы видите, мы все время говорим о самовоспоминании; мы всегда возвращаемся к нему; таким образом, вы не можете сказать, что не знаете о самовоспоминании. Но если вы возьмете человека, который изучил обычную психологию или философию, он не знает об этом. В. Возможно ли приобрести самовоспоминание до встречи с настоящей системой? Я спрашиваю это потому, что пытался вспомнить себя, и результаты, по-видимому, соответствуют тому, что я обычно делал прежде, без знания того, что делал. О. В этом-то и дело. Вы можете изучить это и понять следующий принцип: если вы делаете некоторую вещь, зная, что это такое, это дает один результат, а если делаете почти ту же вещь без знания того, что это такое, это дает иной результат. Многие люди подходят очень близко к самовоспоминанию на практике, другие подходят очень близко к нему в теории, но без практики; либо теория без практики, либо практика без теории, -- и ни от одного, ни от другого они не пришли к реальной истине. Например, в так называемой литературе по Йоге имеется много близких приближений к самовоспоминанию. Например, говорят о сознании "я есть", но это настолько теоретично, что ничего из этого нельзя извлечь. Самовоспоминание никогда не упоминалось в какой-либо литературе в точной, конкретной форме, хотя в замаскированной форме о нем говорится в Новом Завете и в буддийских текстах. Например, когда говорится: "Бодрствуй, не спи", это есть самовоспоминание. Но люди по-разному объясняют это. В. Является ли эмоциональный центр главным центром, который работает при самовоспоминании? 0. Вы не можете контролировать эмоции. Вы просто решаете вспоминать себя. Я дал вам очень простой, практический метод. Попробуйте остановить ваши мысли, но в то же время не забывайте о вашей цели -- что вы делаете это для того, чтобы вспомнить себя. Это может помочь. Что препятствует самовоспоминанию? Постоянное изменение мыслей. Остановите это изменение и, возможно, вы испытаете его. В. Какие центры работают при самовоспоминании? 0. Самовоспоминание требует наилучшей работы, которую вы можете произвести, поэтому чем больше центров принимает участие в этом, тем лучше результат. Самовоспоминание не может быть создано медленной, слабой работой -- работой одного или двух центров. Вы можете начать с двух центров, но это недостаточно, так как другие центры могут препятствовать вашему самовоспоминанию и остановить его. Но если вы включите в работу все центры, нет ничего, что могло бы остановить его. Вы должны всегда помнить, что самовоспоминание требует наилучшей работы, на какую только вы способны. В. Вы сказали, что реальное самовоспоминание требует эмоции, но когда я думаю об этом, я не испытываю какой-либо эмоции. Можно ли вспомнить себя, не испытывая никаких эмоций? 0. Идея в том, чтобы вспомнить себя, осознать себя. И что придет с этим, вы сразу заметите и не должны предъявлять к этому никаких определенных требований. Если вы сделаете регулярной практикой пытаться и вспоминать себя три или четыре раза в день, самовоспоминание будет приходить само по себе в интервалы, когда вы нуждаетесь в нем. Но это вы заметите позже. Вы должны сделать это регулярной практикой: пытаться и вспоминать себя, если возможно, в одно и то же время дня. И, как я сказал, практика остановки мысли будет создавать тот же эффект. Поэтому, если вы не можете вспомнить себя, попытайтесь останавливать мысли. Вы можете остановить мысли, но не должны разочаровываться, если сначала у вас ничего не получится. Остановка мыслей -- очень трудная вещь. Вы не можете сказать себе: "Я остановлю мысли", и они остановятся. Вы должны все время применять усилие. Поэтому вы не должны делать это долго. Если вы делаете это в течение нескольких минут, этого вполне достаточно, в противном случае вы будете убеждать себя, что делаете это, в то время как будете просто сидеть спокойно и думать, и быть очень счастливым от этого. Насколько можете, вы должны сохранять только одну мысль: "Я не хочу ни о чем думать" и выбросить все другие мысли. Это очень хорошее упражнение, но это только упражнение. В. Плохо ли останавливать дыхание во время остановки мыслей? О. Этот вопрос был задан однажды в наших старых группах, и Гурджиев спросил: "Как долго?" Человек сказал, что в течение десяти минут. Гурджиев ответил: "Если вы сможете остановить
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.015 с.) |