Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информации. Виды информации, используемые в управлении сельскохозяйственным производством.

Поиск

 

Информация – это совокупность сведений о процессах, протекающих внутри объекта управления и в его окружении, необходимых для принятия управленческих решений. Это отобранные и проанализированные сведения.

Данные – это зарегистрированные результаты статистических наблюдений, факты и события, являющиеся источником информации.

Информацию сегодня рассматривают как один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других ресурсов. Единица измерения – бит.

Отличительные черты информации:

  1. на определённом этапе процесса управления она выступает продуктом труда, а последующем – предметом труда
  2. свойства длительного и многократного применения. Потребительские качества при использовании не теряются
  3. способность накапливаться, что позволяет устанавливать тенденции развития, может морально устаревать в результате изменений реальной действительности
  4. структурные подразделения предприятий являются источниками и потребителями информации

Информация должна содержать следующие сведения:

  1. сведения о целях управления производством
  2. о критериях оптимальности управления производством
  3. об ограничениях в производственном процессе и управлении
  4. об объекте управлении и управляющем органе
  5. о воздействии со стороны внешней среды на систему управления
  6. об управленческих решениях, которые вырабатываются системой управления по результатам переработка всей информации

Требования к информации:

  1. достоверность, точность и объективность
  2. полнота и новизна информации
  3. избыточность информации
  4. своевременность и оперативность
  5. однозначность и доступность

Классификация информации:

  1. Техническая -обобщение объективных факторов производства
  2. социальная информация – совокупность социологических, социально-психологических данных, способствующих управлению процессами, протекающими в коллективе
  3. экономическая – возникает в сфере правления в результате принятия решения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности, ликвидация недостатков в работе.

Классификация экономической информации:

  1. по степени обработки

- первичная

- вторичная

  1. по источникам поступления

- внутренняя

- внешняя

  1. по напраленпю движения

- входящая

- исходящая

  1. по форме представления

- визуальная

- цифровая

- кодированная

  1. по характеру носителя информации

- документированная

- не документированная

6.по периодичности

- разовая

- постоянная

  1. по стабильности

- постоянная

- переменная

  1. по насыщенности

- достаточная

- недостаточная

- избыточная

  1. по действительности

- достоверная

- недостоверная

  1. по функции, выполняемой в управлении производством

плановая отражает явления и события, которые должны иметь место в будущем, характеризуется небольшим количеством данных устанавливаемых частично директивным путём, значительным числом взаимосвязанных сведений

учётная – отображает уже свершившиеся производственно-хозяйственные операции, занимает наибольший удельный вес и на её долю приходится 80-90% показателей

бухгалтерская - используется для анализа и контроля хода выполнения плана и для целей текущего планирования

статистическая – даёт количественное освещение процессов в их взаимосвязи и совокупности (1%)

оперативная –используется для контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами, непосредственно в ходе их совершения представляет собой систему показателей, отражающих деятельность объекта управления и используемых для оперативного управления (30-35%)

- аналитическая -используется для выработки управленческих решений, для оценки достигнутого уровня деятельности и выявления неиспользованных ресурсов (4-5%)

- оперативная

- стратегическая

справочно-нормативная (1-2%): различные нормативы, расценочная информация, договорная, справочно-табличная

директивная –характеризуется не регулярным, разовым поступлением в виде директивных указаний и приказов (0,5%).

Сущность и классификация управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений.

 

Управленческое решение – это выбор из возможных вариантов действий одного позволяющего решить ту или иную проблему, достичь поставленной цели.

Управленческие решения весьма разнообразны. Их классифи­цируют по нескольким взаимосвязанным признакам, в том числе:

1. субъектам управления (государственные и хозяйственные орга­ны, общественные организации);

2. продолжительности действия (долго-, средне- и краткосроч­ные);

3. масштабности решаемых вопросов (общие и частные);

4. объекту воздействия (внутренние и внешние);

5.принципу разработки и принятия (единоличные и коллегиаль­ные);

6.сфере действия (экономические, административные, техноло­гические, технические, социальные);

7.функциональной направленности (плановые, организацион­ные, координирующие, регулирующие и контролирующие);

8. форме выражения (письменные и устные);

9. причинам возникновения (предписывающие, ситуационные, сезонные, инициативные);

10. характеру действия (рекомендации, нормативные акты, дирек­тивы).

11. По степени информированности руководителей выделяют три группы решений: принимаемые в условиях определенности, когда все факторы более или менее известны; принимаемые в условиях риска, когда эти факторы имеют вероятностный характер; прини­маемые в условиях неопределенности.

12. В зависимости от повторяемости и возможности использова­ния предыдущего опыта в процессе выработки и принятия реше­ний их подразделяют на творческие, принимаемые по аналогии, интуитивные и автоматические.

Метод аналогии, хотя он облегчает и ускоряет процесс приня­тия правильных решений, не может применяться механически. Он базируется на опыте и наблюдении, в том числе опыте других руко­водителей и специалистов.

К управленческим решениям предъявляются довольно высокие требования.:

1. своевременными,

2. обоснованными и результативными.

3. комплексный характер, по­этому важно учитывать все условия производства.

4. планомерность

5. прпвомочность

6. каж­дое последующее решение должно приниматься в развитие преды­дущего с таким расчетом, чтобы обеспечить успешное продвиже­ние к главной цели.

Сложности в принятии управленческих решений:

1. решения принимаются в разных уровнях иерархии

2. решения принимаются в условиях взаимосвязанности проблем иногда противоположно направленных

3. в процессе принятия решения изменяется условие и приоритеты

4. возникают непредвиденные ситуации в с/х особенно

Процесс принятия решения

 

1. Процесс подготовки и принятия решения состоит из несколь­ких этапов: определения цели (решаемой проблемы) с учетом кон­кретной ситуации; 2. сбора и изучения необходимой информации; 3. разработки возможных вариантов действия; 4. обоснования и фор­мулировки оптимального решения.5 организация и контроль выполнения управленческих решений

Определение цели — первый и важнейший этап данного про­цесса. В сельскохозяйственном производстве, отличающемся большой динамичностью, всегда возникают новые проблемы, хотя степень их важности различна. Следует иметь в виду, что многие из них не видны с первого взгляда. Искусство руководителя проявля­ется в том, чтобы «почувствовать» еще только возникающие про­блемы и их возможные последствия, своевременно организовать их изучение.

Руководителям и специалистам важно не смешивать главные, неотложные (срочные) и второстепенные проблемы, иначе трудно рассчитывать на успешное достижение конечной цели.

На этапе сбора и изучения информации прежде всего выявляют наличие нормативной документации и ее содержание, изучают материалы научных исследований и передового опыта, внутрихо­зяйственную информацию о производственных ресурсах и т.д. Весьма полезно выявить мнение по решаемой проблеме компе­тентных специалистов хозяйства.

Третий этап — это разработка возможных вариантов решения. Они могут различаться применяемой технологией, методами орга­низации труда и т.п..

В поиске вариантов решений может быть использован так на­зываемый метод «мозговой атаки» (его называют также методом коллективной генерации идей); при этом не допускается критика выдвигаемых предложений. Все они затем анализируются руково­дителем, который выбирает наилучший вариант.

Для углубленного анализа проблемы бывает целесообразно привлечь экспертов или созвать совещание, используя различные формы коллегиальной работы. В рутинных вопросах, наоборот, руководитель должен сам знать, «куда идти», и без лишней суеты отдавать четкие указания.

При анализе многовариантных задач применимы методы ис­следования операций. Это один из способов математического мо­делирования, широко используемый в крупном бизнесе. Работа проводится группой специалистов, которые используют научную логику для решения проблем. Обычно они предлагают руководи­телям конкретные альтернативы для принятия решения с их точ­ной количественной характеристикой.

Четвертый этап — выбор, обоснование и формулировка прини­маемого решения — является наиболее ответственным моментом в работе руководителей и специалистов. Лучше всего делать это путем последовательной оценки каждого из предлагаемых вариан­тов. Решение можно считать обоснованным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из рассматриваемой ситуации; они должны быть четко сформулированы для каждого решения. Глав­ные из них — эффективность, экономичность, своевременность, надёжность, реальная осуществимость. Конкретизация и ранжировка требований по их важности зависят от решаемой задачи.

Факторы, влияющие на принятие решений:

1. факторы среды принятия решений

Ф внешней среды

экономические

- правительственные

- финансовая политика

- кредитная политика

- политика экспорта и импорта

- темпы инфляции

- уровень занятости

- стабильность валюты

- конкуренция

- состояние рынка

группа технологических факторов

- изобретения

- методы работы

- методы управления

- способы воздействия на поведение

политические и социальные факторы

факторы внутренней среды

ресурсы

- финансы

- время

- производственные возможности

система управления

- структура управления

- методы управления

2. психологические факторы – это то, что вносит отдельный человек в процесс принятия решения в зависимости от личных качеств, способностей, опыта, стремлений, осознания своей роли и компетентности

в зависимости от индивидуальных качеств выделяют 5 типов управленческих решений:

1. импульсивное принимается скачкообразно минуя этап оценки альтернатив

2. рискованные решения –окончательное решение может конструироваться на основе собственного домысла или предположения

3. уравновешенные решения -принимаются руководителями, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей

4. инертное решение –каждый шаг перепроверяется, оценки сверхкритичны, преобладают контрольные действия, процесс принятия растягивается во времени

5. осторожные решения – тщательная оценка альтернатив, критичность, множество подготовительных операций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.008 с.)