Обеспечение и контроль качества в области учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение и контроль качества в области учебной деятельности



(Совет по качеству при проректоре по учебной работе).

Система обеспечения качества подготовки специалистов охватывает все стороны жизни вуза - начиная с довузовской подготовки и формирования контингента абитуриентов и заканчивая трудоустройством специалистов и всеми формами послевузовского образования. Она основана на принятой ученым советом Программе развития образовательной деятельности университета и включает:

1.Создание эффективной системы маркетинга образовательных услуг и интеллектуального труда. Имидж университета и развитие традиций.

2. Формирование контингента поступающих в университет с высоким уровнем начальной подготовки для получения высшего профессионального образования.

3. Совершенствование структуры, содержания и технологии реализации основных и дополнительных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей личности и общества.

4. Контроль качества учебного процесса и уровня подготовки выпускников

5. Укрепление кадрового потенциала университета и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Поддержка творческой молодежи.

6. Развитие материальной базы, методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Развитие библиотеки.

7. Обеспечение единства учебного процесса и научных исследований в университете.

8. Совершенствование методов управления образовательной деятельностью и стимулирования высокого качества ее результатов. Создание внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов.

9. Развитие системы платных образовательных услуг и внебюджетного финансирования учебных подразделений.

10. Расширение сферы международной деятельности университета по экспорту и импорту образовательных услуг. Международное сотрудничество.

11. Информатизация всех видов деятельности университета.

12. Послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров.

13. Создание и совершенствование системы воспитательной работы.

14. Содействие трудоустройству выпускников университета.

 

Концептуальные программы и планы по перечисленным выше видам деятельности.

 

1.Создание эффективной системы маркетинга образовательных услуг и интеллектуального труда. Имидж университета и развитие традиций.

1.1. Создание научно-обоснованной системы текущей и перспективной оценки рынка интеллектуального труда для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования общественной потребности в специалистах с высшим образованием (уровни, направления, специальности, специализации, индивидуальная подготовка), переподготовки и повышения квалификации специалистов (отрасль, предприятие), а также подготовки научных и педагогических кадров (вузы, научно-исследовательские организации).

1.2. Создание научно-обоснованной системы текущей и перспективной оценки рынка образовательных услуг для краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей личности в получении высшего профессионального образования (уровни, направления, специальности) и дополнительных образовательных услуг (виды услуг, содержание программ, сроки, сертификаты) среди выпускников средних учебных заведений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, техникумы), а также временно не работающих и желающих сменить профессию специалистов с высшим образованием.

1.3. Активное и интенсивное формирование рынка интеллектуального труда и образовательных услуг за счет рекламы научно-образовательного потенциала университета, карьеры выдающихся выпускников, распространения информации о подготовке в университете специалистов - профессионалов нового поколения, программах переподготовки и повышения квалификации, дополнительных образовательных услугах.

1.4. Концептуальное планирование подготовки специалистов в университете на основе анализа рынка труда;

В университете сложилась определенная система на основе как традиционных для вуза специальностей, так и вновь открываемых. Достаточно активно осуществляются контакты с предприятиями и регионами по целевой подготовке специалистов через центр содействия трудоустройству выпускников, который осуществляет и определенный мониторинг рынка труда. В этом направлении необходимо усилить работу ряда специальных кафедр, по которым востребованность специалистов достаточно низка.

1.5. Периодическое обновление сайта университета в сети Internet.

1.6. Выпуск и распространение информационных и рекламных материалов об университете (проспекты, буклеты, значки, изделия с символикой университета).

2. Формирование контингента поступающих в университет с высоким уровнем начальной подготовки для получения высшего профессионального образования.

2.1. Создание системы поиска и отбора талантливой молодежи для обучения в университете за счет организации предметных олимпиад и творческих конкурсов среди учащихся выпускных классов школ, гимназий, лицеев и их профориентация на направления и специальности университета.

2.2. Углубленная подготовка ориентированных на поступление в университет учащихся школ, гимназий, лицеев по математике, информатике и естественнонаучным дисциплинам на базе Химического лицея и лицейных классов с участием преподавателей университета и сертифицированных педагогов средних учебных заведений.

2.3. Совершенствование работы подготовительных курсов, организованных в университете, развитие их программного и методического обеспечения.

2.4. Развитие интегрированных учебных комплексов на базе университета и средних специальных учебных заведений, подготовка на их базе групп выпускников колледжей и техникумов для обучения в университете по сокращенным программам.

Подготовка абитуриентов для поступления в университет ведется центром довузовского образования и приемной комиссией, которые работают достаточно эффективно. Основное направление деятельности – формирование контингента «своих абитуриентов» через школы «юных» при специальных кафедрах, проведение тематических лекций по основным направлениям развития науки и техники по профилю вуза, усиление связей школа – университет, создание «профильных» классов и т.д. При введении ЕГЭ нужно будет переориентировать работу подготовительных структур на подготовку к ЕГЭ в сочетании с ориентацией абитуриентов на поступление в наш университет.

3. Совершенствование структуры, содержания и технологии реализации основных и дополнительных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей личности и общества.

3.1. Совершенствование структуры и содержания подготовки по направлениям и специальностям, программ дополнительных образовательных услуг, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями рынка интеллектуального труда и образовательных услуг, а также с учетом научно-образовательного потенциала университета и его традиций.

3.2. Обновление содержания образования с максимальной ориентацией на новые потребности общественного разделения труда и интересы личности в условиях рыночной экономики, с учетом складывающейся философии инженерного образования на пороге III тысячелетия, мировых тенденций, российского опыта и традиций университета в подготовке специалистов, способных к самореализации и самосовершенствованию в инженерном творчестве и практической работе.

3.3. Создание и эффективная реализация системы организации и контроля самостоятельной работы студентов как основного фактора повышения уровня подготовки специалистов.

В университете разработано положение о самостоятельной работе студентов и рекомендации по ее организации. На многих кафедрах имеется положительный опыт организации отдельных видов самостоятельной работы студентов, хотя ситуация в целом далеко не радужная. До сих пор многие преподаватели считают, что чем больше мы дадим лекционного материала и чем больше спросим на экзаменах, тем лучше будут знания студентов, тем выше качество подготовки. Необходимо развернуть работу по анализу сохраняемости знаний и умению их использования, эффективности используемых образовательных технологий.

 

3.4. Фундаментализация высшего инженерного образования за счет усиления математической, естественнонаучной, общетехнической и методологической подготовки как основы для дальнейшего творческого саморазвития и самореализации специалистов и их профессиональной деятельности.

У нас этот аспект рассматривается, как правило, с позиций увеличения часов на соответствующие дисциплины и увеличения объема преподаваемого материала. В результате студенты часто не знают элементарных вещей, хотя на экзаменах успешно выводят сложные формулы и т.д. В этом плане требуется переработка подходов и учебных программ с учетом того, что в старших классах школ ряд естественно-научных дисциплин не являются обязательными. Сначала нужно сформировать элементарную базу представлений и знаний, на которую уже можно наращивать дальнейшие знания.

3.5. Гуманитаризация образовательного процесса, ориентация на познание и осознание общечеловеческих ценностей, овладение наследием человечества, воспитание уважения к истории отечества и патриотизма, коммуникативная подготовка, формирование духовно-нравственной личности, ответственной за экологические и социальные последствия принятия инженерно-технических решений. Повышение уровня изучения иностранных языков.

Эти вопросы так же не могут решаться за счет увеличения объема изучаемого материала, необходимо создать ситуацию, при которой гуманитаризация пронизывала бы весь образовательный процесс.

3.6. Усиление социально-экономической подготовки, ориентация на знание экономических законов общества, его правовых основ, формирование личности с рыночными социально-психологическими установками, способной к честному предпринимательству, деловой активности, работе в коллективе, принятию инженерно-экономических, инженерно-управленческих и инженерно-социальных решений.

Соответствующие вопросы должны решаться как в рамках соответствующих дисциплин, так и на специальных кафедрах, особенно при курсовом и дипломном проектировании. Кроме того, усиление социально-экономической и правовой подготовки может быть достигнуто за счет более широкого использования дополнительных образовательных услуг.

3.7. Разработка в рамках нового поколения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования новых взаимно-согласованных учебных планов неполного высшего образования, подготовки бакалавров, инженеров и магистров, оптимально унифицированных по группам родственных направлений и специальностей, обладающих модульной структурой, логической завершенностью и соответствующих особенностям технического университета. Особое внимание обратить на формирование региональной составляющей и дисциплин по выбору в блоках дисциплин.

Работа проводится в соответствии со стандартами, но использование часов вузовской и элективной компоненты не является оптимальным по большинству специальностей. По циклам ЕН и ОПД усилена подготовка по неорганической химии, аналитической химии, физике, но это не дает возможности включать такие дисциплины, как квантовая химия, основы биотехнологии, основы нанотехнологий и др. В рабочих программах не везде четко расписано содержание самостоятельной работы и формы ее контроля.

В настоящее время начата работа по составлению новых учебных планов, в которых планируется предусмотреть:

· переход на двухступенчатую систему подготовки;

· Сокращение числа часов аудиторных занятий в среднем до 22 часов в неделю с выделением в первой половине рабочего дня времени на руководство самостоятельной работой студентов;

· Введение в учебные планы новых дисциплин, отражающих современный уровень науки и техники (квантовая химия, основы биотехнологии, основы наукоемких технологий и др.) – за счет региональной компоненты и дисциплин по выбору.

· Введение наряду с трудоемкостью зачетных единиц (кредитов).

Работа в этом направлении может осложниться в связи с разработкой стандартов нового поколения, в проектах которых предусмотрены весьма революционные преобразования.

3.8. Разработка новых взаимносогласованных учебных программ по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, оптимальных по соотношению видов учебных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д.), а также аудиторной и самостоятельной работы студентов, предполагающих их максимально продуктивную деятельность в течение всего периода освоения. Анализ путей и постепенная реализация снижения аудиторной нагрузки студентов (менее 27 часов в неделю).

Этот вопрос включает оптимизацию учебных планов в части последовательности изучения дисциплин, соотношения лабораторных и практических занятий, расписания занятий и т.д. Большая проблема –

параллелизм чтения лекций и проведения лабораторно-практических занятий. Оптимально было бы сначала изложить теоретический материал, а потом проводить практические и лабораторные занятия, но этому мешает нехватка аудиторного фонда. Мы даже одну лекционную неделю не можем сделать.

По опыту ИГЭУ с 2004 – 2005 учебного года необходимо ввести обязательный входной контроль уровня подготовки студентов по всем курсам и дисциплинам. По итогам входного контроля определять стратегию обучения, при необходимости вводить корректирующие занятия для обеспечения эффективности дальнейшего обучения.

3.9. Максимальное использование академических свобод, предоставленных университету для формирования уникального содержания образования, разработки новых методов обучения, совершенствования системы элективных и факультативных дисциплин, авторских курсов, формирования личных образовательных траекторий, практической реализации включенного обучения, развития дистанционного обучения студентов-заочников, экстерната.

3.10. Открытие новых направлений и специальностей подготовки инженеров в техническом университете, разработка экспериментальных профессиональных образовательных программ в области трансферта технологий, малого научно-технического предпринимательства и инновационного менеджмента. Мотивация открытия новых специальностей часто носит интуитивный характер. При открытии новых специальностей наряду с проблемами площадей наибольшую остроту приобретает проблема кадров.

3.11. Дальнейшее формирование устойчивых договорных связей с ведущими промышленными предприятиями и научными организациями региона и России, развитие системы производственных и научно-исследовательских практик как важнейшего элемента квалифицированных инженерных и научных кадров.

4. Контроль качества учебного процесса и уровня подготовки выпускников

Система контроля качества образования включает:

· Отзывы потребителей о качестве подготовки выпускников (наличие или отсутствие рекламаций).

Отзывы предприятий о работе наших выпускников собирают специальные кафедры и центр содействия трудоустройству выпускников. Работа ведется, но требует систематизации. Рекламаций на качество подготовки специалистов от предприятий не поступало.

· Итоговая аттестация выпускников.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется в соответствии с требованиями ГОС и соответствующего Положения в виде Государственных экзаменов и защиты квалификационных работ. Недостатки отражены в замечаниях председателей ГАК и Аттестационной комиссии.

· Текущий, промежуточный и итоговый контроля знаний по дисциплинам учебного плана.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется на основе рейтинговой системы. Направления работы: полномасштабная реализация рейтинговой системы и обеспечение ее эффективного функционирования, разработка на кафедрах единого подхода к контролю знаний, особенно на экзаменах; переход к письменным экзаменам; широкое внедрение тестового контроля хотя бы на уровне текущих и промежуточных испытаний; независимый контроль знаний (письменные экзаменационные работы проверяет не лектор, а другой преподаватель, работы шифруются.).

Наряду с этими требованиями к контролю качества образования можно отнести и контроль за качеством работы преподавателей и кафедр. В этом плане необходимо отметить:

· Контроль за дисциплиной преподавательского труда (опоздания на занятия, преждевременное прекращение занятий, пропуски занятий преподавателями, необоснованная замена преподавателей в течение учебного года и т.д.). Этот вид контроля возложен на учебный отдел.

· Контроль за условиями осуществления учебного процесса (состояние аудиторий, мел, доски, оптимизация расписания и т.д.). Контроль осуществляет учебный отдел, работы по поддержанию аудиторного фонда в надлежащем состоянии – службы проректора по АХР.

· Контроль качества проведения занятий осуществляют (должны осуществлять) заведующие кафедрами, деканы факультетов. В этом направлении необходимо воссоздать систему посещения занятий, открытых и показательных занятий, учебу молодых преподавателей, методических семинаров с обменом опытом преподавания, курсы повышения квалификации по педагогике высшей школы.

· Контроль за организацией учебного процесса на кафедрах университета – деканы факультетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.035 с.)