Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология построения системы управления качеством.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
1. Философия управления университетом. Философия управления университетом включает в себя позиции, взгляды и представления высшего руководства о стратегических целях и функциях вуза. Исходя из философии управления формулируется ее стратегия и политика, описывающие фундаментальные стратегические цели и задачи руководства образовательного учреждения. Стратегия определяет, каким образом должен развиваться потенциал вуза и как он должен использоваться для достижения поставленных целей. Оперативные цели формируются руководством на основе политики и стратегии вуза. Они конкретизируют поставленные цели и служат для определения действий по их реализации. Таким образом философия управления вузом задает определяет стратегию политику и цели высшего руководства. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. Центральным элементом всех подсистем образовательного учреждения являются процессы, в ходе которых создаются все материальные и нематериальные активы вуза и которые объединяют все остальные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры. Эффективность функционирования всех подсистем в значительной степени зависит от культуры вуза, которая включает в себя все существующие в университете убеждения, правила и традиции, обеспечивающие единство учреждения и его приспособленность к внешнему окружению. Рассмотренная выше системная модель университета иллюстрируется рисунком. Управление качеством образования является важнейшим элементом системы, который позволяет: · Повысить эффективность, производительность и внутреннюю координацию работы вуза; · Выявить задачи в области качества, стоящие перед вузом, и обеспечить ориентированность вуза на интересы потребителей; · Придать существующим и потенциальным потребителям уверенность в возможностях, которыми располагает вуз; · Достигать и поддерживать требуемый уровень качества подготовки выпускников; · Формулировать стратегию непрерывного совершенствования системы качества образования. Управление качеством включает: · Разработку политики и стратегии в области качества подготовки специалистов; · Широкое использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов; · Рациональное использование ресурсов; · Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
Лидирующая роль в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов принадлежит руководству вуза. Система качества образования в вузе – это, прежде всего, структура, но не обязательно отдельная самостоятельная структура. Задача руководства вуза – разработать систему взаимодействия всех имеющихся подразделений и структур вуза, обеспечивающую эффективную работу по обеспечению качества. Для координации текущих работ, возможно, потребуется штатный сотрудник. Все проблемы управления качеством должны разрабатываться на основе анализа следующих факторов: · Результатов работы вуза; · Удовлетворенности потребителей качеством подготовки специалистов; · Удовлетворенности преподавателей и сотрудников работой в вузе; · Влияния вуза на общество.
Роль, которую играет качество в высшем образовании, становится все более важной по мере того, как преобладание рыночной ориентации не оставляет университетам другой альтернативы, кроме улучшения качества при росте эффективности. Философия всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management – TQM) в настоящее время широко распространяется и на высшее образование. TQM – это стратегически интегрированный подход, направленный на улучшение всех трех составляющих: вход, процессы и выход. Совершенствование качества определяется с помощью цикла планирую – делаю – проверяю – корректирую. В управлении качеством на основе TQM выделяются десять критических факторов: 1. Приверженность высшего руководства. 2. Стратегическое планирование. 3. Организация, нацеленная на качество. 4. Вовлечение работников и командная работа. 5. Обучение качеству. 6. Управление проектированием. 7. Управление процессами. 8. Управление качеством поставщиков. 9. Информация и анализ. 10. Ориентация на потребителя и его удовлетворение.
Система качества в вузе - это прежде всего организационная структура, направленность, интенсивность и результативность которой должна оцениваться с учетом квалификации, намерений и активности студентов, профессорско-преподавательского состава, научного и учебно-вспомогательного персонала. В процесс создания системы качества должно быть вовлечено большое количество сотрудников и студентов, что позволит реализовать один из основных принципов всеобщего управления качеством - В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ УЧАСТВУЕТ ВЕСЬ ПЕРСОНАЛ. Важнейшей проблемой управления качеством является проблема критериев оценки полученных результатов, по которым можно судить о степени достижения поставленных целей и одновременно о способности самой системы образования к обновлению всех ее компонентов. При решении этой проблемы необходима разработка требований к итоговой аттестации выпускников, четкое определение общего и отличного в подготовке бакалавра, специалиста, магистра; требования к промежуточной аттестации не только по отдельным предметам, но и по блокам подготовки - гуманитарному, ЕН, ОПД и СД; технологий проектирования студентом своей образовательной траектории и т.д. Эти вопросы требуют, с одной стороны, нормативного решения, а с другой - создания системы внутривузовской общественной экспертизы. Не менее важной является проблема обеспечения адекватных условий, способствующих достижению современного качества высшего образования. ИВАНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ на период 2001 - 2005 г.г. Современная высшая школа объективно участвует в формировании человека будущего века, осуществляя процесс обучения и воспитания в русле целостной человеческой культуры, подготавливая образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды. Данная программа определяет степень и формы сознательного участия коллектива преподавателей и сотрудников вуза в становлении интеллектуально независимой, социально адаптированной, способной к нравственной самоориентации и физически развитой личности. Программа ориентирована на внеучебное время, что не исключает, а наоборот предполагает ее связь с элементами гуманизации и гуманитаризации образования в учебном процессе. В настоящее время реализация подобной программы во многом зависит от понимания роли личностного взаимодействия преподавателя и студента, от осуществления так называемой «педагогики сотрудничества». Цель программы – создание условий для реализации интеллектуального, морального и творческого потенциала студентов, что соответствует общегуманистической функции УНИВЕРСИТЕТА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 1. Воспитание чувства корпоративной гордости (уважения к статусу «студент ИГХТУ») · Организация и проведение традиционных праздников - «Посвящение в студенты» - торжественный акт вручения дипломов - день студента «Татьянин день» - «Последний звонок» для пятикурсников - вечер посвящения в педагоги - «День открытых дверей» университета и т.д. · Организация и проведение вечеров-встреч студентов - С ветеранами университета - С выпускниками прошлых лет - С выдающимися учеными ИГХТУ - С преподавателями специальных кафедр и т.д. · Знакомство с историей ИХТИ – ИГХТА – ИГХТУ - Оборудование постоянно действующей экспозиции музея ИГХТУ - Организация и проведение обзорных и тематических экскурсий по музею ИГХТУ - Создание студенческого актива при музее - Привлечение студентов к поисковой деятельности по воссозданию максимально полной истории ИГХТУ и его подразделений - Ведение «летописи» и «хроники» ИГХТУ (видео и фотоматериалы, печать, радиовещание и т.д.) · Разработка концепции оформления интерьеров ИГХТУ · Пропаганда символики университета 2. Развитие интеллектуального потенциала студентов в профессиональной сфере творчества · Организация научно-исследовательской работы студентов - Создание научных кружков, обществ, опытно-конструкторских бюро и т.д. - Привлечение студентов к участию в грантах, научных конференциях, семинарах и т.д. - Организация и проведение научных конференций студентов и аспирантов разного уровня, студенческого Дня науки · Привлечение студентов к участию в различного рода конкурсах («Соросовский студент», стипендия Президента России и т.д.) · Организация внутривузовского конкурса «Лучший студент ИГХТУ». «Лучший студент факультета», «Студент года» · Знакомство с основами современной информационной культуры - Формирование умения самостоятельно ориентироваться в информационных потоках - Деятельность информационного центра по пропаганде книги - Работа специальных кафедр и лабораторий по освоению студентами современных информационных технологий Духовное развитие личности · Развитие эстетического восприятия - Организация работы «Историко-культурного центра» на базе методического кабинета кафедры истории и культуры - Организация и проведение музейного практикума, экскурсий по городам России, тематических творческих вечеров - Работа киноклуба «Кино Вторник Альмодовара» - Организация посещения театров города - Организация тематических лекториев в общежитиях - Организация встреч студентов с художественной интеллигенцией, участниками выставок «Шереметев-центра» - Развитие и совершенствование форм художественной самодеятельности студентов ИГХТУ · Знакомство с основами повседневной культуры и воспитание сознательного отношения к культуре быта - Проведение лекций и практических занятий на базе общежитий («Культура быта», «Эстетика интерьера», «История моды» и т.д.) - Знакомство с традициями национальных культур (организация и проведение праздников, знакомство с особенностями национальной кухни и т.д.) - Организация и проведение конкурсов на лучший этаж, лучшую комнату в общежитии · Привлечение студентов к сознательному участию в различных акциях Милосердия · Проведение общеуниверситетских праздников (Новый Год, Восьмое марта и т.д.) П О Л О Ж Е Н И Е о Центре содействия трудоустройству выпускников ИГХТУ 1. Общие положения. 1.1. Центр содействия трудоустройству выпускников университета (далее Центр) является структурным подразделением университета. 1.2. Центр возглавляется руководителем, назначаемым ректором университета. 1.3. Центр функционирует на основе настоящего Положения. 2. Цели и предмет деятельности Центра. Главной задачей Центра является содействие трудоустройству выпускников университета. В этих целях Центр осуществляет: - исследование состояния и тенденций развития экономики Ивановской области и регионов, потребляющих выпускников университета, выбор приоритетных направлений для организации целевой подготовки специалистов; - разработку методики и инструментов анализа инфраструктуры рынка труда, выявление наиболее динамично развивающихся организаций (предприятий, фирм) различных форм собственности; - подготовку и участие в реализации программ и проектов различного уровня по содействию занятости молодых специалистов и их адаптации к рынку труда; - организацию и проведение “круглых столов”, семинаров и т.п. с участием представителей властных структур, промышленных и деловых кругов с выработкой общей стратегии в адаптации системы подготовки специалистов к требованиям рынка: - установление и расширение партнерских связей с организациями, предприятиями, фирмами различных форм собственности, анализ тенденций их развития, текущее прогнозирование потребностей в кадровом потенциале: - изучение спроса на специалистов по профилю университета, разработка и внедрение автоматизированной информационной системы поиска свободных рабочих мест; - проведение анализа учебных планов и перечня специальностей университета на соответствие условиям экономического развития, выработка предложений по их упреждающей корректировке; - разработку принципов мониторинга качества образовательных услуг университета в части касающейся организации целевой подготовки, профориентации и трудоустройства; - планирование и организация взаимодействия учебных подразделений университета по вопросам целевой подготовки, профориентации и трудоустройства; - координацию деятельности факультетов и выпускающих кафедр по подготовке и заключению долгосрочных договоров о сотрудничестве с организациями (предприятиями, фирмами) на целевую подготовку специалистов; - организацию практической подготовки студентов в реальных условиях предприятия, формирование баз практик, заключение договоров на проведение практик и дипломного проектирования; - организацию системы дополнительного профессионального образования с учетом пожеланий студентов и рекомендаций предприятий-работодателей; - формирование и ведение общеуниверситетских баз данных работодателей и выпускников, оказание помощи студентам в реальном трудоустройстве; - организацию и проведение факультетских гарантированных собеседований студентов с представителями заинтересованных организаций (предприятий, фирм) по соответствующим специальностям; - направление на договорных началах с предприятиями студентов на практики и дипломное проектирование с гарантиями их последующего трудоустройства; - формирование базы данных незанятых выпускников, организация их переподготовки в приоритетных направлениях, содействие в последующем трудоустройстве; - разработку и внедрение методики психодиагностического тестирования студентов с целью решения проблем их адаптации к рынку труда и планирования будущей деловой карьеры; - организацию и проведение социологических исследований, создание системы анкетирования студентов и выпускников по вопросам трудоустройства; - осуществление рекламной и другой деятельности по реализации возможностей университета в сфере содействия занятости молодых специалистов с высшим образованием; - взаимодействие со службами занятости города и области, организацию консультационно-информационного центра регионального уровня на базе университета для содействия трудоустройству специалистов; - разработку механизмов финансового и материального обеспечения деятельности учебных подразделений университета по организации целевой подготовки и дополнительных видов образования. - разработку экономических механизмов обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству специалистов, в том числе и на внебюджетной основе. 3. Структура и организация деятельности Центра. В своей деятельности Центр объединяет отдел трудоустройства молодых специалистов, отдел практики, лабораторию маркетинга. К работе центра привлекаются общественные студенческие организации и объединения: · профком студентов; · Центр студенческой карьеры; · Студенческое правительство. Центр работает в тесном взаимодействии с научно-методическим советом университета, факультетами и кафедрами университета, центром довузовского обучения, Советом по связям с общественностью. 4. Управление центром и контроль его деятельности. 4.1. Центр возглавляется руководителем, назначаемым ректором университета. 4.2. Руководитель Центра определяет штатное расписание Центра, утверждаемое ректором. 4.3. Руководитель Центра определяет служебные обязанности штатных сотрудников центра и координирует работу всех подразделений и общественных организаций университета по проблемам деятельности Центра.
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
1. Философия управления университетом. Философия управления университетом включает в себя позиции, взгляды и представления высшего руководства о стратегических целях и функциях вуза. Исходя из философии управления формулируется ее стратегия и политика, описывающие фундаментальные стратегические цели и задачи руководства образовательного учреждения. Стратегия определяет, каким образом должен развиваться потенциал вуза и как он должен использоваться для достижения поставленных целей. Оперативные цели формируются руководством на основе политики и стратегии вуза. Они конкретизируют поставленные цели и служат для определения действий по их реализации. Таким образом философия управления вузом задает определяет стратегию политику и цели высшего руководства. Она задает определяющие показатели для разработки системы управления и системы исполнения решений. Центральным элементом всех подсистем образовательного учреждения являются процессы, в ходе которых создаются все материальные и нематериальные активы вуза и которые объединяют все остальные части системы: руководство, сотрудников, деятельность, методы, средства труда и элементы организационной структуры. Эффективность функционирования всех подсистем в значительной степени зависит от культуры вуза, которая включает в себя все существующие в университете убеждения, правила и традиции, обеспечивающие единство учреждения и его приспособленность к внешнему окружению. Рассмотренная выше системная модель университета иллюстрируется рисунком. Управление качеством образования является важнейшим элементом системы, который позволяет: · Повысить эффективность, производительность и внутреннюю координацию работы вуза; · Выявить задачи в области качества, стоящие перед вузом, и обеспечить ориентированность вуза на интересы потребителей; · Придать существующим и потенциальным потребителям уверенность в возможностях, которыми располагает вуз; · Достигать и поддерживать требуемый уровень качества подготовки выпускников; · Формулировать стратегию непрерывного совершенствования системы качества образования. Управление качеством включает: · Разработку политики и стратегии в области качества подготовки специалистов; · Широкое использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов; · Рациональное использование ресурсов; · Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
Лидирующая роль в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов принадлежит руководству вуза. Система качества образования в вузе – это, прежде всего, структура, но не обязательно отдельная самостоятельная структура. Задача руководства вуза – разработать систему взаимодействия всех имеющихся подразделений и структур вуза, обеспечивающую эффективную работу по обеспечению качества. Для координации текущих работ, возможно, потребуется штатный сотрудник. Все проблемы управления качеством должны разрабатываться на основе анализа следующих факторов: · Результатов работы вуза; · Удовлетворенности потребителей качеством подготовки специалистов; · Удовлетворенности преподавателей и сотрудников работой в вузе; · Влияния вуза на общество.
Роль, которую играет качество в высшем образовании, становится все более важной по мере того, как преобладание рыночной ориентации не оставляет университетам другой альтернативы, кроме улучшения качества при росте эффективности. Философия всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management – TQM) в настоящее время широко распространяется и на высшее образование. TQM – это стратегически интегрированный подход, направленный на улучшение всех трех составляющих: вход, процессы и выход. Совершенствование качества определяется с помощью цикла планирую – делаю – проверяю – корректирую. В управлении качеством на основе TQM выделяются десять критических факторов: 1. Приверженность высшего руководства. 2. Стратегическое планирование. 3. Организация, нацеленная на качество. 4. Вовлечение работников и командная работа. 5. Обучение качеству. 6. Управление проектированием. 7. Управление процессами. 8. Управление качеством поставщиков. 9. Информация и анализ. 10. Ориентация на потребителя и его удовлетворение.
Система качества в вузе - это прежде всего организационная структура, направленность, интенсивность и результативность которой должна оцениваться с учетом квалификации, намерений и активности студентов, профессорско-преподавательского состава, научного и учебно-вспомогательного персонала. В процесс создания системы качества должно быть вовлечено большое количество сотрудников и студентов, что позволит реализовать один из основных принципов всеобщего управления качеством - В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ УЧАСТВУЕТ ВЕСЬ ПЕРСОНАЛ. Важнейшей проблемой управления качеством является проблема критериев оценки полученных результатов, по которым можно судить о степени достижения поставленных целей и одновременно о способности самой системы образования к обновлению всех ее компонентов. При решении этой проблемы необходима разработка требований к итоговой аттестации выпускников, четкое определение общего и отличного в подготовке бакалавра, специалиста, магистра; требования к промежуточной аттестации не только по отдельным предметам, но и по блокам подготовки - гуманитарному, ЕН, ОПД и СД; технологий проектирования студентом своей образовательной траектории и т.д. Эти вопросы требуют, с одной стороны, нормативного решения, а с другой - создания системы внутривузовской общественной экспертизы. Не менее важной является проблема обеспечения адекватных условий, способствующих достижению современного качества высшего образования. Методология построения системы управления качеством. · Формулировка миссии университета и видения будущего на обозримую перспективу (на основе всестороннего изучения текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы, других потребителей и с учетом интересов персонала вуза). · Формулировка стратегии и политики вуза в области качества, определяющих конкретные цели и задачи вуза. Важно, чтобы поставленные цели имели конкретное выражение в виде измеряемых показателей и характеристик. Стратегия и политика должны быть доведены до сведения всего персонала вуза и быть понятны сотрудникам. · Проецирование стратегических целей и задач вуза на все структурные подразделения и отражение их в планах конкретных действий и мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных. · Формирование организационной структуры системы менеджмента качества, предполагающее четкое разделение полномочий и ответственности руководителей всех рангов и персонала. Формирование специализированных структурных подразделений и групп качества, в полномочия которых входит непосредственная разработка системы менеджмента качества и ее документации. · Первичное комплексное обследование вуза путем разработки, заполнения и анализа типовых анкет для должностных лиц, руководителей структурных подразделений и сотрудников. · Установление и описание основных рабочих процессов, определяющих качество работы и ее результаты. При определении и описании процессов должны быть учтены процессы: - стратегического планирования и управления; - управления персоналом, финансовыми и техническими ресурсами, инфраструктурой; -маркетинга рынка труда и образовательных услуг, взаимодействия с потенциальными работодателями; - проектирования и разработки образовательных программ и учебных дисциплин; - обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов; - научно-исследовательской деятельности и другие. · Разработка документации системы менеджмента качества, включающей руководство по качеству, документирование основных рабочих процессов, рабочие инструкции и другие документы. · Разработка процедур измерения основных характеристик и параметров рабочих процессов, их анализа и постоянного улучшения. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий и мероприятий. · Организация и регулярное проведение внутренних проверок (аудитов) как отдельных рабочих процессов, так и системы менеджмента качества в целом. Обучение персонала, занимающегося внутренним аудитом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.012 с.) |