Письмо селькора под псевдонимом «Наблюдающая» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо селькора под псевдонимом «Наблюдающая»



В редакцию «Крестьянской газеты»

1928 г. янв[арь]. 23 дня

Вятская губ[ерния].

Работа упала. Как ее направить.

Бусоргинская ячейка МОПРа[16] 51 0 до невозмо[жности] пошла в упадок. В первое время, когда ячейка организовалась, работа была. Председатель был бедняк - некто И. Набитов. Он хорошо посещал собрания, втягивал в организацию МОПРа много членов. Члены, смотря на него, хорошо несли членские взносы.[17] Так прошел год. Настали перевыборы. В председатели выбрали кулака Ф. Щинова из деревни Дубровы. Как его выбрали, работа совсем упала. Председатель не посещает собрания, не втягивает пайщиков, даже отвлекает. Не собирает взносы, даже не платит сам. Как не стараются школьные работники, поставить работу нельзя. Члены распустились потому. В летний период не было ни одного собрания. Они посылают ему записки, чтобы он явился, но его нет. Да ведь надо войти в то положение, ему нет время: у него [*] завод. Он гонит самогон, скупает у нуждающегося мужика муку, переманивает на самогон. Самогон продает 50 копеек за бутылку, чем выкручивает у мужика последнюю копейку, подрывает государство, обогачивает свое кулацкое хозяйство, а до МОПРу ему вовсе дела нет.

Я думаю так: ни в какую организацию не допускать кулака, он всегда тормоз в работе.[18]

Наблюдающая.

РГАЭ. Ф. 396. Оп. 6. Д. 96. Л. 18. Подлинник, рукопись.

 

№ 3

Письмо селькора И.Т. Рязанкина в редакцию «Крестьянской газеты»

Ячейка МОПРа, ау, где ты?

Прошлый год, хотя и кое-как, но Грязновская организация МОПРа все-таки существовала. А в нонешнем 28 году о ней ни слуху. Должно быть, все замерло. Даже члены, ранее вступившие в организацию, не знают, кому платить членские взносы, не говоря уже о работе ее. Но ведь очень много есть желающих вступить в организацию МОПР, но только беда в том, что не знают, где и как вступить. Такая организация никуда не годится, грош ей цена. По совести сказать, эта организация нисколько не поможет заграничным узникам,[19] уж лучше ей отпеть за «упокой» и кончено. Или сказать «Пучеглазу» или «Дошлому парню», пусть они ее хоть с фонарем отыщут нашу яч[ейку] МОПР. Они спецы ведь по этому делу.

Яч[ейка] МОПРа, ау, где ты? Нужно немедленно оживить Грязновскую организацию МОПРа.

Селькор N211303\3

П[очтовое]\о[тделение] Ханино Калужской губ[ернии], Лихвинского уезда, Грязновской волости, дер[евни] Поздняково.

Илья Тимофеевич Рязанкин

Жду ответа. 15.V.28.

РГАЭ. Ф. 396. Оп. 6. Д. 96. Л. 131. Подлинник, рукопись.

 

№ 4

Письмо крестьянина А. Юрченкова в редакцию «Крестьянской газеты» [20]

Гайдуковская организация МОПР.

В Калужской губернии, Спас-Дешенского уезда, Барятинской волости, дер[евни] Гайдуково в 1925 году организовалась ячейка МОПР, и за все ее существование не провели почти 10 собраний и 5 научных докладов и ни одной полезной беседы с членами этой организации. А члены только платят членские взносы, а ничего полезного от этой организации для себя не получили. Даже нет у организатора этой ячейки МОПРа марок для членских взносов. Поэтому в эту ячейку нет никакого интереса вступать.

Адрес мой: Калужской губ[ернии], Спас-Дешенского уезда, Барятинской волости дер[евня] Гайдуково.

Получить А. Юрченкову.

РГАЭ. Ф 396. Оп. 6. Д. 96. Л. 37-38. Подлинник, рукопись.

 

№ 5

Письмо военкора В.М. Кубатина в редакцию «Крестьянской газеты» [21]

О МОПРе.

Ячейка МОПР свод[ной] роты[22] свою работу оживила, проведена регистрация членов МОПРа. Всего зарегистрировано 105 членов, в том числе и кр[асноармей]цы хозроты. Проведено 2 ротных собрания членов МОПРа, на котором разобрали вопросы, что такое МОПР, ее цели и задачи и ряд других. Сейчас проводится сбор членских взносов: взносов уже собрано 10 руб[лей]. Были такие случаи, что у некоторых товарищей членские взносы не были уплачены за 6 месяцев. В настоящее время приобретена из полка бюро МОПРа мопровская литература для чтения членами МОПРа кр[асноармей]цам. Сейчас стоит задача перед нашей ячейкой МОПРа завербовать в члены большое число кр[асноармей]цев свод[ной] роты и повести работу среди них воспитательного характера. Мы постановления общих собраний вывешиваем на видном месте резолюций для читки в Мопровской работе.

Являюсь я, Кубатин, уполномоченным по сводной роте, вербую новых членов и собираю членские взносы, так как меня избрала ячейка МОПРа. План выработан, громкая читка в ленуголке проводится на тему о белом терроре.[23]

Военкор N 131501\6 191 стр[елкового] полка, г[ород] Смоленск.

Кубатин Владимир Мих[айлович], кр[асноарме]ец сводной роты.

РГАЭ. Ф. 396. Оп. 6. Д. 96. Л. 42. Подлинник, рукопись.

 

Источники по истории МОПР

ГА РФ. Ф. 8265. ЦК МОПР СССР.

РГАСПИ. Ф. 17. ЦК КПСС. Оп.130. ЦК МОПР. 1937-1948 гг.

РГАСПИ. Ф. 539. МОПР.

Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М., 1998.

Отчет о работе Московского Комитета МОПРа с 1.03 по 1.06.1924 г. М., б.г.

Интернациональный маяк. Орган Центрального и Московского комитета МОПР. М., 1925-1941. [в 1925-1930 гг. - Путь МОПРа]

МОПР. Орган Днепропетровского окружкома МОПР. Днепропетровск, 1924-1929.

МОПР. Орган ИК Международной организации помощи борцам революции. М., 1923-1926.

МОПР Урала. Орган Уральского обкома МОПРа. Свердловск, 1925-1926.

Спутник мопровца. Орган ЦК МОПР. Секция МОПР СССР. М., 1923-1933. [в 1923/24 - №14 1929 г. - Бюллетень Центрального комитета Международной организации помощи борцам революции (МОПР)].

 

Литература о МОПР

Алиева Н.Б. Образование и деятельность организации МОПР на Северном Кавказе (1923-1929 гг.). СПб., 1993.

Бабиченко Л.Г. Первый этап деятельности МОПР // Вопросы истории. 1970. № 10.

Бернар Л. 10 лет МОПР. М., 1932.

Власов Ю. Добровольные объединения как форма советской демократии // Советское строительство. 1929. № 4.

Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: ИРИ РАН, 2000.

Каттель Б. 15 лет МОПР СССР. М., 1937.

Киселева Н.В. Добровольные общества в Советской России (1917 - конец 1920-х гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

Кокаев С.А., Алиева Н.Б. Из истории возникновения и начала деятельности организации МОПР на Северном Кавказе (1922-1925 гг.) / /Национально-государственное и федеративное строительство на Северном Кавказе: опыт, проблемы, специфика. Владикавказ, 1998.

Кокурин А., Петров Н. ГПУ-ОГПУ (1922-1928) / /Свободная мысль. 1998. №7.

Кочик В. Советская военная разведка: структура и кадры (1924-1936) // Свободная мысль 1998. № 7.

Лепешинский П.Н. Мировая революция и роль МОПР. М., 1925.

Львунин Ю.А. Из истории создания и первых лет деятельности советской секции Международной организации помощи борцам революции (1922-1928) // Вестник МГУ. Серия истории. 1973.

Мартынов В. Работа добровольных обществ (РОС, Авиахим, МОПР). Л., 1931.

Материалы по МОПР. Справочная книга для отделений, ячеек и активных работников МОПР. М., 1925.

Пиковская Р.И. Деятельность советской секции МОПР в 1922-1932 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1970.

Шиферсон Б.Н. Ленинградская организация МОПР. Краткая история и обзор источников // Добровольные общества в Петрограде-Ленинграде в 1917-1937 гг. Л., 1989.

 

Лозунги и реалии «безбожной пятилетки»*

«... система религиозных представлений никак

Не подходит для нашего реконструктивного

Периода» (Н.И.Бухарин)

 

Отнюдь не случайно разговоры о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» наиболее нетерпеливые борцы с религией повели именно в 1929 году - году «великого перелома». Под влиянием подобных настроений с осени 1929 г. Центральный совет Союза воинствующих безбожников начал разрабатывать планы такой пятилетки, которые облекались в форму соревнования по «обезбоживанию города и села». При этом ячейкам СВБ предлагалось не ограничиваться пропагандой, а активно вмешиваться в сферу хозяйственной жизни. Процесс закрытия церквей шел рука об руку с коллективизацией. Как сказал Л.М. Каганович на I съезде колхозников-ударников: «Кулак, поп и антиколхозные люди - наши враги».[24]

«Обезбоживание масс», главным образом в деревне, где верующих было большинство, преследовало цель разрушить вековой уклад жизни и традиционные миропредставления крестьянства, что вполне вписывалось в рамки задачи построения «бесклассового социалистического общества». Основным мотивом речи М.И. Калинина на Всесоюзном съезде безбожников в июне 1929 г. стало утверждение, что «борьба с религией расчистит путь к коммунизму».[25]

Может быть, поэтому, несмотря на то, что практически все существовавшие крупные конфессии заявили к тому времени о своей лояльности советской власти, официальная пропаганда причисляла их к стану «врагов трудящихся масс», сравнивая последние с антисоветскими партиями. Средства массовой информации наводнили призывы строителей Днепростроя организовать безбожные браки, активистов Ленинграда жертвовать денежные средства на танк «Безбожник» и тракторную колонну с таким же названием.[26] А в деревне разгорелась настоящая война: нередко закрытие храмов сопровождалось погромами кладбищ и памятников, а церкви превращались в склады и клубы. В одной был даже открыт тир, где иконы служили мишенями. Начало 1930-х годов ознаменовалось и широкомасштабными гонениями на сектантов.

В стране, в которой по оценке ЦК партии насчитывалось более 80% верующего населения,[27] создание массовой многомиллионной антирелигиозной организации изначально было авантюрой. Рубеж, обозначенный руководителем СВБ в 10 миллионов членов к концу «безбожной пятилетки», принятой в начале 1930 г., не был достигнут ни в реальности, ни даже в виде очередного «липового» рапорта, хотя подсчет и велся по количеству отправленных на места бланков членских билетов. Реальность оказалась весьма далекой от утопических прожектов бойцов «антирелигиозного фронта», что наглядно подтверждает данная подборка писем в газету «Безбожник» и в ЦК ВКП(б).

____________________

* Опубликовано: Орлов И.Б. Лозунги и реалии «безбожной пятилетки» // Армагеддон. 2001. Кн. 11. С. 87-92.

 

№ 1

Письмо крестьянина И.И. Карабутова в редакцию газеты «Безбожник» [28]

Проповедь отца Андрея Д[иденко]

Хут[ор] Лимано-Кирпильский Прим. Ахтарского района Кубанского округа

Услышав, что к нам на хутор должен прибыть лектор по проведению антирелигиозной беседы, то наш отец А. Диденко сразу этот вопрос поставил перед православными в воскресенье после обедни, говоря: «Православные, к нам в хутор приедет с района Безбожник, будет говорить, что бога нет. Так вы, православные, должны настоять чтобы было: 1. Попросторнее помещение; 2. Объявите всему населению, чтобы все старики и старухи прибыли на этот диспут; 3. Должны, когда я выпрошу себе слово, то чтобы мне дали больше время говорить. Все это вы настойте. Знайте, православные, что если он меня забьет, то меня от вас возьмут, и церковь запечатают. Еще, православные, мы должны держать свою веру крепко. У нас в хору есть девушки, которые участвуют в драматическом кружке. Мы должны их исключить, так как драмкружок - это организация безбожная».

Все старики и старухи закричали: «Долой! Долой! Нам таких не надо, которые не веруют в бога и поклоняются чорту». Не мешало бы отца Диденко снять с этого темного хутора, чтобы он не разбивал актив нашего хутора.

К сему Карабутов Иван Иванов.

Печатать фамилию такую: псевдоним Сокол. 15/П-28 г.

Хут[ор] Л[имано]-Кирпильский, Степное п[очтовое]/о[тделение]

Прим. Ахтарского района Куб[анского] округа

Карабутов Иван Иванович.

ГА РФ. Ф. 5407. Оп. 2. Д. 13. Л. 16. Подлинник, рукопись.

 

№ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.03 с.)