Письмо киевлянина З. Липавского в редакцию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо киевлянина З. Липавского в редакцию



Общественные организации

История российских общественных институтов отсчитывается с 1765 г. – с создания Вольного Экономического Общества. До Октября 1917 г. шло поступательное развитие сектора негосударственных организаций как элемента формирования гражданского общества. Закон об обществах и союзах от 12 апреля 1917 г. давал право всем гражданам без исключения и специального разрешения образовывать общества в целях, не противным уголовным законам. Хотя постановление правительства от 19 июня требовало регистрации обществ в окружных судах, но на практике это игнорировалось. Это объясняется, прежде всего, тем, что в 1917 г. господствующее место в общественной жизни заняли политические организации.

Октябрь 1917 г. стал очередным важным рубежом в развитии российских негосударственных организаций: в ноябре-декабре прекратили свою деятельность и распались многие дореволюционные организации. Совнарком ввел ограничения на общественную деятельность. Так, в соответствии с Инструкцией НКВД РСФСР «О правах и обязанностях Советов» от 24 декабря 1917 г. местные органы власти получили право распускать те общества, которые поощряли сопротивление новому режиму или призывали к его свержению. На этом основании была запрещена деятельность партии кадетов, офицерских и предпринимательских союзов и др. Декретом от 17 января 1918 г. были ликвидированы Земский и Городской Союзы. В августе 1918 г. решением Наркомюста подлежали закрытию все религиозные и благотворительные организации. По Постановлению ВЦИК в декабре 1918 г. был распущен Всероссийский учительский союз, а в 1919 г. II съезд коммунистического союза молодежи постановил закрыть все прежние молодежные организации, включая скаутов.[1] Однако в хаосе Гражданской войны 1918-1920 гг. и в отсутствии законодательства об общественных организациях большое число обществ продолжало свою деятельность без регистрации.

20-е годы нередко называют «золотым веком» советской общественности, так как:

а) сохранились многие дореволюционные организации, прежде всего, научные, творческие и культурно-просветительные;

б) появились совершено новые – в области изобретательства, научной организации труда и популяризации знаний;

в) возникло большое количество национальных организаций – ассирийцев, цыган, евреев, татов и т.п.;

г) действовали такие общественно-политические объединения, как комсомол и пионерская организация, и профессиональные союзы;

д) возник новый тип – массовые организации (Союз воинствующих безбожников, Общество «Долой неграмотность» и др.;

е) на территории страны работали и международные организации – МОПР, ВОКС, МЕЖРАБПОМ и пр.

 

Классификация общественных организаций, действовавших в РСФСР в 1920-е годы*

1) Профессиональные союзы;

2) Кооперативные объединения: потребительская, промысловая, сельскохозяйственная, кредитная, инвалидная и жилищно-страховая кооперация;

3) Молодежные организации: РКСМ (1918-1924), РЛКСМ (1924-1926), ВЛКСМ с 1926 г.; Детская коммунистическая организация имени В.И. Ленина с 1924 г.

4) Научные общества: Русское техническое общество (1866-1929), Всероссийская ассоциация физиков (1919-1931), Всероссийская ассоциация инженеров ВАИ (1918-1929), Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР ВАРНИТСО (1927-1938); Общество истории и древностей российских (1804-1929), Общество историков-марксистов (1925-1932);

5) Культурно-просветительные общества: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний (1820-1929), Союз эсперантистов советских стран (1920-1932); Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1924-1935); Союз воинствующих безбожников (1924-1947), Общество «Долой неграмотность» (1923-1936);

6) Творческие объединения: Всероссийский совет пролетарских культурно-просветительных организаций «Пролеткульт» (1917-1932), Всероссийский союз писателей (1918-1932); Товарищество передвижных художественных выставок (1863-1923), Ассоциация художников революционной России АХРР (1922-1928), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1923-1932), Русское театральное общество РТО (1877-1929)

7) Национальные общества;

8) Общества помощи и взаимопомощи: Российское общество Красного Креста РОКК (1879-1925), Союз обществ Красного Креста с 1925 г.; Московский политический Красный Крест (1918-1922); Общество «Руки прочь от Китая!» (1924-1927); Общество «Друг детей» (1923-1935);

9) Оборонно-спортивные общества и союзы: Российское общество туристов (1895-1929), Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий ОПТЭ (1924-1936); Общество друзей радио ОДР (1925-1934), Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства ОСОАВИАХИМ СССР (1927-1948);

10) Международные организации: Коммунистический интернационал молодежи (1919-1943), Советская секция Международной организации помощи борцам революции МОПР (1922-1947), Организация Международной рабочей помощи МЕЖРАБПОМ (1921-1935), Всесоюзное общество культурных связей с заграницей ВОКС (1925-1958);

11) Прочие общества: Общество чистильщиков обуви в Петрограде; Общество ломовых извозчиков в Москве.

________________________

* Сам термин «общественные организации» официально был закреплен только в Конституции СССР 1936 г., а до этого употреблялись понятия «общества и союзы, не преследующие целей извлечения прибыли», «добровольные общества трудящихся» или «массовые организации». Кроме того, уставы профсоюзов и комсомола не подлежали утверждению в государственных органах, а сами организации были освобождены от регистрации в НКВД. В законодательстве особо оговаривалось исключительное положение таких массовых организаций, как МОПР, ОСОАВИАХИМ, Обществ «Долой неграмотность» и «Друг детей», а также спортивных обществ, которые находились под руководством партийных и профсоюзных органов.

 

Добровольные общества

Общество Истинной Свободы в память Л.Н. Толстого было основано в Москве в июне 1917 г. Общество не имело четкой структуры и работало под руководством ежегодно избираемого Совета. По методам своей работы это было чисто гуманитарно-просветительская организация, однако в основе существования Общества лежало стремление к радикальному преобразованию (путем нравственного совершенствования людей) современного общества. В государственные органы с просьбой о регистрации Общество не обращалось, существуя явочным порядком. Официальным адресом Общества был адрес Московского Вегетарианского Общества. В дни вооруженного восстания в Москве руководство ОИС выпустило листовку «Прекратите братоубийство!», датированную 28 октября 1917 г. и подписанную В.Г. Чертковым и И.И. Горбуновым-Посадовым. В ноябре 1917 г. Общество издало еще одно воззвание – «К враждующим русским людям», где содержался призыв прекратить гражданскую войну. В 1918-1919 гг., помимо издательской деятельности, отдельных лекций и вечеров, ОИС организовало в зале Московского Вегетарианского Общества «Курсы свободно-религиозных знаний». В ноябре 1918 г. ОИС обратилось в СНК РСФСР с петицией об отмене смертной казни. Образованное при Совете Общества «Бюро защиты противников насилия» стало зародышем Объединенного Совета религиозных общин и групп. По образцу московского ОИС подобные общества стали возникать по всей России. 1920 год стал высшей точкой в деятельности ОИС, но к концу 1922 г. Общество прекращает свое существование. По-видимому, в том же году прекращается в основном и деятельность провинциальных обществ.

 

Объединенный Совет религиозных общин и групп был создан в Москве в октябре 1918 г. для защиты свободы совести от всех посягательств, способствования сближению на почве духовных интересов различных свободно-религиозных течений. Инициатором и бессменным председателем ОСРОГ был друг Л.Н. Толстого В.Г.Чертков (1854-1936). В Совет, кроме толстовцев, входили представители евангельских христиан, баптистов, меннонитов, адвентистов седьмого дня и московских народных трезвенников. Кроме того, ОСРОГ взял на себя защиту интересов ряда других религиозных течений. В обстановке гражданской войны основной задачей ОСРОГ стала юридическая защита людей, отказывающихся по религиозно-этическим мотивам от военной службы. Первым результатом работы ОСРОГ стало принятие СНК РСФСР 4 января 1919 г. Декрета «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям».[2] Параграф 1 Декрета предоставлял право лицам «не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в воинской службе», по решению Народного суда, заменить ее на срок призыва «санитарной службой, преимущественно, в заразных госпиталях или иной соответствующей общественной работой, по выбору самого призываемого». Согласно этому Декрету, ОСРОГ получил исключительное право на судебную экспертизу. К 1920 г. он назначил своих уполномоченных во многие города и даже села. Всего в 1919-20 гг. было проведено около 10 тыс. таких экспертиз. В июне 1920 г. ОСРОГ созвал в Москве Всероссийский съезд внецерковных религиозных течений, а в марте 1921 г. (при содействии Наркомзема РСФСР) - Всероссийский съезд сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений. Многочисленные нарушения декрета от 4 января 1919 г. заставляли В.Г. Черткова неоднократно обращаться с жалобами лично к В.И.Ленину. 11 ноября 1920 г. Ленин поручил образовать комиссию под председательством замнаркома просвещения РСФСР М.Н. Покровского для рассмотрения жалоб ОСРОГ. Очевидно, результатом работы этой комиссии стал декрет СНК от 14 декабря 1920 г., согласно которому экспертиза по делам об отказе от военной службы по религиозным убеждениям возлагалась по усмотрению народных судов на представителей соответствующих вероучений и других лиц, обладающих соответствующими знаниями и опытом.[3] После этого ОСРОГ потерял функции органа официальной судебной экспертизы, продолжая действовать как независимая правозащитная организация. По некоторым сведениям, он просуществовал до 1928 г., однако после 1920 г. его ходатайства в расчет не принимались. Законы и постановления об освобождении от призыва в 1925-33 гг. все более ограничивали круг лиц, на которых распространялись льготы, а в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. льготы для «религиозников» окончательно исчезли.

 

«Черный крест» - организация помощи заключенным анархистам и их семьям, действовавшая в рамках созданного в 1921 г. Всероссийского общественного комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина. Во главе «Черного креста» был секретариат, состоявший из А.В. Андреева, А.О. Солонович, В.В. Поспеловой и И.Н. Иловайской. Средства на эту работу складывались из частных пожертвований, доходов от благотворительных лотерей и концертов, поступлений от зарубежных анархистских организаций.[4]

 

Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет:

МОПР во второй половине двадцатых годов*

Решение о создании Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в целях оказания «материальной и нравственной помощи томящимся в тюрьмах жертвам капитала» было принято IV Конгрессом Коминтерна 30 ноября 1922 г. Последнее обстоятельство во многом определило как структуру (из 70 секций было только 25 легальных), так и тактику деятельности МОПР. Что же касается стратегической линии, то деятельность МОПР являлась наиболее ярким примером обслуживания политических интересов ВКП(б). Порядок работы МОПР был определен специальным постановлением «О характере и содержании работы МОПРа в СССР» от 7 февраля 1925 г. Это обстоятельство, не скрывая, отметил в своем докладе, сделанном на заседании партийной фракции пленума этого объединения 25 января 1926 г., председатель ЦК МОПР П.Н. Лепешинский: «МОПР не мог и не должен представлять самостоятельной политической силы».[5]

В глазах партийного руководства МОПР, имевший в своих рядах по данным на 1926-1927 гг. 71% беспартийных,[6] выступал, наряду с профсоюзами, очередной «школой коммунизма», «наилучшим способом подготовки сознания широких масс к восприятию идей коммунизма». Правда с одной оговоркой, что «МОПР есть не только выражение нашей коммунистической совести, но и нашего коммунистического расчета».[7] Именно поэтому во второй 1920-х годов на практике в деятельности МОПР все более явственно прослеживается отступление от уставных целей, выполнение несвойственных ранее функций. Организация стала заниматься проблемами внутренней жизни страны: подготовкой и проведением хозяйственных кампаний, распространением займов, культурно-шефской работой, колхозным строительством, развитием ударничества и другим.[8] Но подчиненность общественной деятельности задачам партии и государства заметно сказалось на состоянии и качестве работы столь массовой организации (к концу 1920-х гг. по официальным данным в МОПР находилось более 8 миллионов членов),[9] которая со свойственной ей заорганизованностью и формализацией работы, одной из первых испытала кризис. В начале 1927 г. Секретариат Исполкома МОПРа писал секретарю ЦК партии Н.М. Швернику о том, что бюрократизации вела к падению интереса к добровольным организациям и даже появлению «ликвидационных настроений».[10]

Публикуемые ниже письма корреспондентов в «Крестьянскую газету» и стихотворение «Пробудившийся Китай», посланное в журнал «Голос Кожевника», наглядно отражают как сложившееся в низовых организациях МОПР кризисное положение, так и возродившийся в определенных слоях населения в условиях «военной тревоги» конца 1920-х годов неизбывный революционный пафос и романтизм эпохи гражданской войны.

_________________________

* Опубликовано: Орлов И.Б. Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет: МОПР во второй половине двадцатых годов // Армагеддон. 2001. Кн. 9. С. 95-100.

 

№ 1

Источники по истории МОПР

ГА РФ. Ф. 8265. ЦК МОПР СССР.

РГАСПИ. Ф. 17. ЦК КПСС. Оп.130. ЦК МОПР. 1937-1948 гг.

РГАСПИ. Ф. 539. МОПР.

Коминтерн и идея мировой революции. Документы. М., 1998.

Отчет о работе Московского Комитета МОПРа с 1.03 по 1.06.1924 г. М., б.г.

Интернациональный маяк. Орган Центрального и Московского комитета МОПР. М., 1925-1941. [в 1925-1930 гг. - Путь МОПРа]

МОПР. Орган Днепропетровского окружкома МОПР. Днепропетровск, 1924-1929.

МОПР. Орган ИК Международной организации помощи борцам революции. М., 1923-1926.

МОПР Урала. Орган Уральского обкома МОПРа. Свердловск, 1925-1926.

Спутник мопровца. Орган ЦК МОПР. Секция МОПР СССР. М., 1923-1933. [в 1923/24 - №14 1929 г. - Бюллетень Центрального комитета Международной организации помощи борцам революции (МОПР)].

 

Литература о МОПР

Алиева Н.Б. Образование и деятельность организации МОПР на Северном Кавказе (1923-1929 гг.). СПб., 1993.

Бабиченко Л.Г. Первый этап деятельности МОПР // Вопросы истории. 1970. № 10.

Бернар Л. 10 лет МОПР. М., 1932.

Власов Ю. Добровольные объединения как форма советской демократии // Советское строительство. 1929. № 4.

Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: ИРИ РАН, 2000.

Каттель Б. 15 лет МОПР СССР. М., 1937.

Киселева Н.В. Добровольные общества в Советской России (1917 - конец 1920-х гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

Кокаев С.А., Алиева Н.Б. Из истории возникновения и начала деятельности организации МОПР на Северном Кавказе (1922-1925 гг.) / /Национально-государственное и федеративное строительство на Северном Кавказе: опыт, проблемы, специфика. Владикавказ, 1998.

Кокурин А., Петров Н. ГПУ-ОГПУ (1922-1928) / /Свободная мысль. 1998. №7.

Кочик В. Советская военная разведка: структура и кадры (1924-1936) // Свободная мысль 1998. № 7.

Лепешинский П.Н. Мировая революция и роль МОПР. М., 1925.

Львунин Ю.А. Из истории создания и первых лет деятельности советской секции Международной организации помощи борцам революции (1922-1928) // Вестник МГУ. Серия истории. 1973.

Мартынов В. Работа добровольных обществ (РОС, Авиахим, МОПР). Л., 1931.

Материалы по МОПР. Справочная книга для отделений, ячеек и активных работников МОПР. М., 1925.

Пиковская Р.И. Деятельность советской секции МОПР в 1922-1932 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. М., 1970.

Шиферсон Б.Н. Ленинградская организация МОПР. Краткая история и обзор источников // Добровольные общества в Петрограде-Ленинграде в 1917-1937 гг. Л., 1989.

 

Лозунги и реалии «безбожной пятилетки»*

«... система религиозных представлений никак

Периода» (Н.И.Бухарин)

 

Отнюдь не случайно разговоры о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» наиболее нетерпеливые борцы с религией повели именно в 1929 году - году «великого перелома». Под влиянием подобных настроений с осени 1929 г. Центральный совет Союза воинствующих безбожников начал разрабатывать планы такой пятилетки, которые облекались в форму соревнования по «обезбоживанию города и села». При этом ячейкам СВБ предлагалось не ограничиваться пропагандой, а активно вмешиваться в сферу хозяйственной жизни. Процесс закрытия церквей шел рука об руку с коллективизацией. Как сказал Л.М. Каганович на I съезде колхозников-ударников: «Кулак, поп и антиколхозные люди - наши враги».[24]

«Обезбоживание масс», главным образом в деревне, где верующих было большинство, преследовало цель разрушить вековой уклад жизни и традиционные миропредставления крестьянства, что вполне вписывалось в рамки задачи построения «бесклассового социалистического общества». Основным мотивом речи М.И. Калинина на Всесоюзном съезде безбожников в июне 1929 г. стало утверждение, что «борьба с религией расчистит путь к коммунизму».[25]

Может быть, поэтому, несмотря на то, что практически все существовавшие крупные конфессии заявили к тому времени о своей лояльности советской власти, официальная пропаганда причисляла их к стану «врагов трудящихся масс», сравнивая последние с антисоветскими партиями. Средства массовой информации наводнили призывы строителей Днепростроя организовать безбожные браки, активистов Ленинграда жертвовать денежные средства на танк «Безбожник» и тракторную колонну с таким же названием.[26] А в деревне разгорелась настоящая война: нередко закрытие храмов сопровождалось погромами кладбищ и памятников, а церкви превращались в склады и клубы. В одной был даже открыт тир, где иконы служили мишенями. Начало 1930-х годов ознаменовалось и широкомасштабными гонениями на сектантов.

В стране, в которой по оценке ЦК партии насчитывалось более 80% верующего населения,[27] создание массовой многомиллионной антирелигиозной организации изначально было авантюрой. Рубеж, обозначенный руководителем СВБ в 10 миллионов членов к концу «безбожной пятилетки», принятой в начале 1930 г., не был достигнут ни в реальности, ни даже в виде очередного «липового» рапорта, хотя подсчет и велся по количеству отправленных на места бланков членских билетов. Реальность оказалась весьма далекой от утопических прожектов бойцов «антирелигиозного фронта», что наглядно подтверждает данная подборка писем в газету «Безбожник» и в ЦК ВКП(б).

____________________

* Опубликовано: Орлов И.Б. Лозунги и реалии «безбожной пятилетки» // Армагеддон. 2001. Кн. 11. С. 87-92.

 

№ 1

Письмо крестьянина И.И. Карабутова в редакцию газеты «Безбожник» [28]

Проповедь отца Андрея Д[иденко]

Хут[ор] Лимано-Кирпильский Прим. Ахтарского района Кубанского округа

Услышав, что к нам на хутор должен прибыть лектор по проведению антирелигиозной беседы, то наш отец А. Диденко сразу этот вопрос поставил перед православными в воскресенье после обедни, говоря: «Православные, к нам в хутор приедет с района Безбожник, будет говорить, что бога нет. Так вы, православные, должны настоять чтобы было: 1. Попросторнее помещение; 2. Объявите всему населению, чтобы все старики и старухи прибыли на этот диспут; 3. Должны, когда я выпрошу себе слово, то чтобы мне дали больше время говорить. Все это вы настойте. Знайте, православные, что если он меня забьет, то меня от вас возьмут, и церковь запечатают. Еще, православные, мы должны держать свою веру крепко. У нас в хору есть девушки, которые участвуют в драматическом кружке. Мы должны их исключить, так как драмкружок - это организация безбожная».

Все старики и старухи закричали: «Долой! Долой! Нам таких не надо, которые не веруют в бога и поклоняются чорту». Не мешало бы отца Диденко снять с этого темного хутора, чтобы он не разбивал актив нашего хутора.

К сему Карабутов Иван Иванов.

Печатать фамилию такую: псевдоним Сокол. 15/П-28 г.

Хут[ор] Л[имано]-Кирпильский, Степное п[очтовое]/о[тделение]

Прим. Ахтарского района Куб[анского] округа

Карабутов Иван Иванович.

ГА РФ. Ф. 5407. Оп. 2. Д. 13. Л. 16. Подлинник, рукопись.

 

№ 2

Общественные организации

История российских общественных институтов отсчитывается с 1765 г. – с создания Вольного Экономического Общества. До Октября 1917 г. шло поступательное развитие сектора негосударственных организаций как элемента формирования гражданского общества. Закон об обществах и союзах от 12 апреля 1917 г. давал право всем гражданам без исключения и специального разрешения образовывать общества в целях, не противным уголовным законам. Хотя постановление правительства от 19 июня требовало регистрации обществ в окружных судах, но на практике это игнорировалось. Это объясняется, прежде всего, тем, что в 1917 г. господствующее место в общественной жизни заняли политические организации.

Октябрь 1917 г. стал очередным важным рубежом в развитии российских негосударственных организаций: в ноябре-декабре прекратили свою деятельность и распались многие дореволюционные организации. Совнарком ввел ограничения на общественную деятельность. Так, в соответствии с Инструкцией НКВД РСФСР «О правах и обязанностях Советов» от 24 декабря 1917 г. местные органы власти получили право распускать те общества, которые поощряли сопротивление новому режиму или призывали к его свержению. На этом основании была запрещена деятельность партии кадетов, офицерских и предпринимательских союзов и др. Декретом от 17 января 1918 г. были ликвидированы Земский и Городской Союзы. В августе 1918 г. решением Наркомюста подлежали закрытию все религиозные и благотворительные организации. По Постановлению ВЦИК в декабре 1918 г. был распущен Всероссийский учительский союз, а в 1919 г. II съезд коммунистического союза молодежи постановил закрыть все прежние молодежные организации, включая скаутов.[1] Однако в хаосе Гражданской войны 1918-1920 гг. и в отсутствии законодательства об общественных организациях большое число обществ продолжало свою деятельность без регистрации.

20-е годы нередко называют «золотым веком» советской общественности, так как:

а) сохранились многие дореволюционные организации, прежде всего, научные, творческие и культурно-просветительные;

б) появились совершено новые – в области изобретательства, научной организации труда и популяризации знаний;

в) возникло большое количество национальных организаций – ассирийцев, цыган, евреев, татов и т.п.;

г) действовали такие общественно-политические объединения, как комсомол и пионерская организация, и профессиональные союзы;

д) возник новый тип – массовые организации (Союз воинствующих безбожников, Общество «Долой неграмотность» и др.;

е) на территории страны работали и международные организации – МОПР, ВОКС, МЕЖРАБПОМ и пр.

 

Классификация общественных организаций, действовавших в РСФСР в 1920-е годы*

1) Профессиональные союзы;

2) Кооперативные объединения: потребительская, промысловая, сельскохозяйственная, кредитная, инвалидная и жилищно-страховая кооперация;

3) Молодежные организации: РКСМ (1918-1924), РЛКСМ (1924-1926), ВЛКСМ с 1926 г.; Детская коммунистическая организация имени В.И. Ленина с 1924 г.

4) Научные общества: Русское техническое общество (1866-1929), Всероссийская ассоциация физиков (1919-1931), Всероссийская ассоциация инженеров ВАИ (1918-1929), Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР ВАРНИТСО (1927-1938); Общество истории и древностей российских (1804-1929), Общество историков-марксистов (1925-1932);

5) Культурно-просветительные общества: Общество поощрения художеств и популяризации художественных знаний (1820-1929), Союз эсперантистов советских стран (1920-1932); Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1924-1935); Союз воинствующих безбожников (1924-1947), Общество «Долой неграмотность» (1923-1936);

6) Творческие объединения: Всероссийский совет пролетарских культурно-просветительных организаций «Пролеткульт» (1917-1932), Всероссийский союз писателей (1918-1932); Товарищество передвижных художественных выставок (1863-1923), Ассоциация художников революционной России АХРР (1922-1928), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1923-1932), Русское театральное общество РТО (1877-1929)

7) Национальные общества;

8) Общества помощи и взаимопомощи: Российское общество Красного Креста РОКК (1879-1925), Союз обществ Красного Креста с 1925 г.; Московский политический Красный Крест (1918-1922); Общество «Руки прочь от Китая!» (1924-1927); Общество «Друг детей» (1923-1935);

9) Оборонно-спортивные общества и союзы: Российское общество туристов (1895-1929), Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий ОПТЭ (1924-1936); Общество друзей радио ОДР (1925-1934), Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства ОСОАВИАХИМ СССР (1927-1948);

10) Международные организации: Коммунистический интернационал молодежи (1919-1943), Советская секция Международной организации помощи борцам революции МОПР (1922-1947), Организация Международной рабочей помощи МЕЖРАБПОМ (1921-1935), Всесоюзное общество культурных связей с заграницей ВОКС (1925-1958);

11) Прочие общества: Общество чистильщиков обуви в Петрограде; Общество ломовых извозчиков в Москве.

________________________

* Сам термин «общественные организации» официально был закреплен только в Конституции СССР 1936 г., а до этого употреблялись понятия «общества и союзы, не преследующие целей извлечения прибыли», «добровольные общества трудящихся» или «массовые организации». Кроме того, уставы профсоюзов и комсомола не подлежали утверждению в государственных органах, а сами организации были освобождены от регистрации в НКВД. В законодательстве особо оговаривалось исключительное положение таких массовых организаций, как МОПР, ОСОАВИАХИМ, Обществ «Долой неграмотность» и «Друг детей», а также спортивных обществ, которые находились под руководством партийных и профсоюзных органов.

 

Добровольные общества

Общество Истинной Свободы в память Л.Н. Толстого было основано в Москве в июне 1917 г. Общество не имело четкой структуры и работало под руководством ежегодно избираемого Совета. По методам своей работы это было чисто гуманитарно-просветительская организация, однако в основе существования Общества лежало стремление к радикальному преобразованию (путем нравственного совершенствования людей) современного общества. В государственные органы с просьбой о регистрации Общество не обращалось, существуя явочным порядком. Официальным адресом Общества был адрес Московского Вегетарианского Общества. В дни вооруженного восстания в Москве руководство ОИС выпустило листовку «Прекратите братоубийство!», датированную 28 октября 1917 г. и подписанную В.Г. Чертковым и И.И. Горбуновым-Посадовым. В ноябре 1917 г. Общество издало еще одно воззвание – «К враждующим русским людям», где содержался призыв прекратить гражданскую войну. В 1918-1919 гг., помимо издательской деятельности, отдельных лекций и вечеров, ОИС организовало в зале Московского Вегетарианского Общества «Курсы свободно-религиозных знаний». В ноябре 1918 г. ОИС обратилось в СНК РСФСР с петицией об отмене смертной казни. Образованное при Совете Общества «Бюро защиты противников насилия» стало зародышем Объединенного Совета религиозных общин и групп. По образцу московского ОИС подобные общества стали возникать по всей России. 1920 год стал высшей точкой в деятельности ОИС, но к концу 1922 г. Общество прекращает свое существование. По-видимому, в том же году прекращается в основном и деятельность провинциальных обществ.

 

Объединенный Совет религиозных общин и групп был создан в Москве в октябре 1918 г. для защиты свободы совести от всех посягательств, способствования сближению на почве духовных интересов различных свободно-религиозных течений. Инициатором и бессменным председателем ОСРОГ был друг Л.Н. Толстого В.Г.Чертков (1854-1936). В Совет, кроме толстовцев, входили представители евангельских христиан, баптистов, меннонитов, адвентистов седьмого дня и московских народных трезвенников. Кроме того, ОСРОГ взял на себя защиту интересов ряда других религиозных течений. В обстановке гражданской войны основной задачей ОСРОГ стала юридическая защита людей, отказывающихся по религиозно-этическим мотивам от военной службы. Первым результатом работы ОСРОГ стало принятие СНК РСФСР 4 января 1919 г. Декрета «Об освобождении от военной повинности по религиозным убеждениям».[2] Параграф 1 Декрета предоставлял право лицам «не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в воинской службе», по решению Народного суда, заменить ее на срок призыва «санитарной службой, преимущественно, в заразных госпиталях или иной соответствующей общественной работой, по выбору самого призываемого». Согласно этому Декрету, ОСРОГ получил исключительное право на судебную экспертизу. К 1920 г. он назначил своих уполномоченных во многие города и даже села. Всего в 1919-20 гг. было проведено около 10 тыс. таких экспертиз. В июне 1920 г. ОСРОГ созвал в Москве Всероссийский съезд внецерковных религиозных течений, а в марте 1921 г. (при содействии Наркомзема РСФСР) - Всероссийский съезд сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений. Многочисленные нарушения декрета от 4 января 1919 г. заставляли В.Г. Черткова неоднократно обращаться с жалобами лично к В.И.Ленину. 11 ноября 1920 г. Ленин поручил образовать комиссию под председательством замнаркома просвещения РСФСР М.Н. Покровского для рассмотрения жалоб ОСРОГ. Очевидно, результатом работы этой комиссии стал декрет СНК от 14 декабря 1920 г., согласно которому экспертиза по делам об отказе от военной службы по религиозным убеждениям возлагалась по усмотрению народных судов на представителей соответствующих вероучений и других лиц, обладающих соответствующими знаниями и опытом.[3] После этого ОСРОГ потерял функции органа официальной судебной экспертизы, продолжая действовать как независимая правозащитная организация. По некоторым сведениям, он просуществовал до 1928 г., однако после 1920 г. его ходатайства в расчет не принимались. Законы и постановления об освобождении от призыва в 1925-33 гг. все более ограничивали круг лиц, на которых распространялись льготы, а в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. льготы для «религиозников» окончательно исчезли.

 

«Черный крест» - организация помощи заключенным анархистам и их семьям, действовавшая в рамках созданного в 1921 г. Всероссийского общественного комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина. Во главе «Черного креста» был секретариат, состоявший из А.В. Андреева, А.О. Солонович, В.В. Поспеловой и И.Н. Иловайской. Средства на эту работу складывались из частных пожертвований, доходов от благотворительных лотерей и концертов, поступлений от зарубежных анархистских организаций.[4]

 

Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет:

МОПР во второй половине двадцатых годов*

Решение о создании Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в целях оказания «материальной и нравственной помощи томящимся в тюрьмах жертвам капитала» было принято IV Конгрессом Коминтерна 30 ноября 1922 г. Последнее обстоятельство во многом определило как структуру (из 70 секций было только 25 легальных), так и тактику деятельности МОПР. Что же касается стратегической линии, то деятельность МОПР являлась наиболее ярким примером обслуживания политических интересов ВКП(б). Порядок работы МОПР был определен специальным постановлением «О характере и содержании работы МОПРа в СССР» от 7 февраля 1925 г. Это обстоятельство, не скрывая, отметил в своем докладе, сделанном на заседании партийной фракции пленума этого объединения 25 января 1926 г., председатель ЦК МОПР П.Н. Лепешинский: «МОПР не мог и не должен представлять самостоятельной политической силы».[5]

В глазах партийного руководства МОПР, имевший в своих рядах по данным на 1926-1927 гг. 71% беспартийных,[6] выступал, наряду с профсоюзами, очередной «школой коммунизма», «наилучшим способом подготовки сознания широких масс к восприятию идей коммунизма». Правда с одной оговоркой, что «МОПР есть не только выражение нашей коммунистической совести, но и нашего коммунистического расчета».[7] Именно поэтому во второй 1920-х годов на практике в деятельности МОПР все более явственно прослеживается отступление от уставных целей, выполнение несвойственных ранее функций. Организация стала заниматься проблемами внутренней жизни страны: подготовкой и проведением хозяйственных кампаний, распространением займов, культурно-шефской работой, колхозным строительством, развитием ударничества и другим.[8] Но подчиненность общественной деятельности задачам партии и государства заметно сказалось на состоянии и качестве работы столь массовой организации (к концу 1920-х гг. по официальным данным в МОПР находилось более 8 миллионов членов),[9] которая со свойственной ей заорганизованностью и формализацией работы, одной из первых испытала кризис. В начале 1927 г. Секретариат Исполкома МОПРа писал секретарю ЦК партии Н.М. Швернику о том, что бюрократизации вела к падению интереса к добровольным организациям и даже появлению «ликвидационных настроений».[10]

Публикуемые ниже письма корреспондентов в «Крестьянскую газету» и стихотворение «Пробудившийся Китай», посланное в журнал «Голос Кожевника», наглядно отражают как сложившееся в низовых организациях МОПР кризисное положение, так и возродившийся в определенных слоях населения в условиях «военной тревоги» конца 1920-х годов неизбывный революционный пафос и романтизм эпохи гражданской войны.

_________________________

* Опубликовано: Орлов И.Б. Коммунистическая совесть плюс коммунистический расчет: МОПР во второй половине двадцатых годов // Армагеддон. 2001. Кн. 9. С. 95-100.

 

№ 1

Письмо киевлянина З. Липавского в редакцию

журнала «Голос Кожевника» [11]

ПРОБУДИВШИЙСЯ КИТАЙ.[12]

Шанхай во огне... Ханькоу вслед за ним

Зажегся красным пламенем восстанья.

Долой насильников, мы дань им воздадим

За все годы пренебреженья нами.

В стране родной кули-рабочий, царь,

А не какой-нибудь убийца-англичанин,

На крейсерах несущий смерть, пожар

Стране, опутанной железными цепями.

Страна горит, дерутся меж собой

Два-три звереющих от дня до дня маршала.

Китайцев кровь течет большой рекой

И не найти никак ее начала.

Пусть У-Пей-Фу[13], китайский генерал

И Чжан-Дзо-Лин[14], лакей японской своры,

Шибут носы и лбы за престиж бар,

С них не спускающих коварных взоров.

Они дерутся, родину свою -

Китай - за золото акулам продавая.

Готовы задушить в когтях своих страну,

Коль этого прикажут англичане.[15]

Сегодня У-Пей-Фу, а завтра Чжан-Дзо-Лин

Хозяева страны - кто ловче и сильнее,

Обоим им Китай родимый мил...,

Но фунт английский и доллар милее.

Враги не спят, несутся крейсера

В Китай, который пламенем окован.

Их пушки всем китайцам издавна

И памятны и хорошо знакомы.

Не первый раз их пасти в города

С пренебреженьем чугуном плевали,

А с крейсеров смотрели как дома

В покрове ночи пожирало.

Китай восстал... Сердца огнем горят,

Волна восставших ширится, клокочет.

Врагу страны пощад теперь не ждать,

В другой раз быть в Китае не захочет.

Десятки лет позор терпел Китай,

В стране царила волков хищных стая.

Терпенье лопнуло... И льется через край

Вся ненависть восставшего Китая.

Зиновий Липавский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.126 с.)