Развитие культуры Казахстана в VI-ХII вв. (продолжение). Наука, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры Казахстана в VI-ХII вв. (продолжение). Наука,



Наука. Абу Насыр Аль-Фараби род.в 870г.в Отраре.С детства увл.науками.Достиг.со-верш-летия,он отпр.в ведущ. культ. центры,чтобы прод.образован.Был в Шаше,Самарканде,Хамада-не,Багдаде(здесь вход.в контакт с видн.уч.того вр. и заним.ведущ.место ср.них). Был уч-энцик-лопедист.,внес вклад почти во все отрасли науч.зн.Науки разд. на теоретич.(логика,естествозн., матем.) и практич.(этика,полит.).Напис.трактаты по философ.,логике, матем,медиц,астроном, социол.,юриспруд.,физ.,теории музыки.Прод.и разв.учение Аристо-теля,удост.звания "2й учитель".Труды:«Геммы мудрости,трактат о классифик.наук,"Боль-шая книга о музыке".Кроме Аль-Фараби,земля Отрара восп.еще 2х знаменит.уч.того вр.: Аббас Жаухари заним-ся астро-ном. и матем.,вместе с Аль-Хорезми прин.уч. в сост.астро-ном.таблиц, невероят.точн.Линг-вист.и географ. Исхак Аль-Фараби. Лингвист и геогр. Мах-муд Ал-Кашгари "Диуани лугат ат-тюрк"(Слов.тюрк.яз-ов).Род.на бер.Иссык-Куля, больш.часть жизни пров.в Кашгаре.Для нап.книги «исколесил все земли, насел.тюрками».Запис.речь карлыков,огузов,кыпч,кырг.,их песни,поговорки,легенды и обычаи."Диуани..."-энцик-лоп.жизни тюрк.нар.,единствен.источ., из кот.можно почерп.свед.о культ.,хоз-ве тюрок,язы-ке и др.Срвек.Каз.был одним из науч. центров,но к сож.погиб.знаментит.Отрар.библиотека. Лит-ра. Письм.лит-ра развив.в город., литер.язык неоднород..Карахан.при дворе держ. уче-ных, поэтов и др.«Кутатгу Билик» Благод. знание.Нап.Юсуфом Баласагуни для прав-ля Карахан.гос.Сатук Богра-ханаок.1069 г.В основ.поэмы лег.предания, действ.лица -истор.деятели.Поэма -диалоги,изречен.и назидания.Осн. идея: знание- гл.источ.благополучия.Ре-лиг.лит-ра:знач.место произвед. Ходжа Ахмет Яссави,сборник стих."Дивани Хикмет"(Кни-га о премудрости.Род.в Испиджабе в кон.11в. Отец был степ.музык.,передал свою любовь к поэт.слову. В Исп-бе Ахмет учился у Арстанаба,затем у Юсуфа Хамадани,извест.проповед.суфизма.Умер в 1167 г.Гробница,построен. по прик.Карах-ов,была разруш.Спустя 100 л.,по прик.Тимура постр.целый религиозный комплекс."Дивани Хикмет' – сборн.стихов религ.-мистич.содерж.Яссави выраж.неприятие зла,жадн., жесток.,проповед. аскетизм и смирен.Также там факты культ-истор., этнограф. и соц.-быт.хар.Ученик Ясави Сулеймен Бакыр-гани (Хаким Ата).Его книга нап.под влиян."Дивани Хикмет",назыв."Замму назир китабы"(Книга о конце света).Осн.мысль:все на Землесозд.по воле Бога,и будущ.конец света тоже.Когда он наступ.,погиб.все:греш.и свят.,ангел.и черти,вся Вселенная, - останется лишь Бог, кот.вновь созд.мир, и все возвр.к жизни.Оба сборника в теч.столет.служ.уч.пособ. во всех медресе Ср.Азии и Каз." Хибат ул-Хакайк "(Дар истины) –единствен.сохр.книга Ахмета Югнеки.Осн.смыс:польза знания,осн.морали,человечн,люди должн.работать,достойн.жить

Религия. Тенгрианство: Тенгри –верхов.всемогущ.,всевид. божество,творец мира.Почитали Кок–небо,Землю-Воду,Умай(жен.бож-во,покровит.очага и детей).По представ.тюрок зем-лю насел.множ.духов,кот.необх.умилост.жертвами.Кроме того в В.Турк-не распр.буддизм, манихейство,христ.7-8вв.христ-во нестор.толка распр.в Юж.Каз. и Сем-е.Христ.церк. в Таразе и Мирке.1009г.крещ.прин.кереиты.Миссионеры созд.Кодекс Куманикус – латино-персид-тюрк.словарь.Часть согдийс.насел.Тараза сохр. зороастризм (важн.обряд – поддерж. неугас.огня).Кон.9-нач.10в. нач.исламиз.Распр.ислама замедлено монг.нашест.Полож.ислам укреп.с объявлен.его гос.религ.некот.гос.: 1312 Узбек Хан в Зол.Орде, затем в Могулист. Тоглук-Тимур.Но простой народ долго сохр.верования предков.Из-за особен.быт уклада не все каноны ислама прин.в Каз-не: н-р женщины не закр.лицо.

Письм-сть. Сер.1тыс.н.э.тюркояз.народы уже польз.собствен.письмен.1-е сведения о рунич.

надписях появ.в Рос. в конце 18в.Рус.и зарубеж.учен.скопир.образцы древнетюрк.надписей, и датский уч.,линвист Томсен пыт.дешифр.их.Также над этим радотал Радлов, им опублик. множ.трудов о древнетюрк.письм.Согл.послед.исслед:рунич.письм.зарод.ещё до н.э., сущ. 2 вар.рунич.письма: гуннск.(на его основе затем разв.орхоно-енисейск.) и и восточн.(уй-гурск) на его основе булгарск.и хазарск.письм.Осн.матер.для письма были дерев.дощечки. Наряду с исп-ем согдий.яз.тюрки примен.согдий.алфавит для передачи собствен.речи.Затем этот алфавит получ.назв."уйгурского".

 

 

Образование и распад Улуг Улуса. Государственно-административное устройство.

После смерти Чинг-на тер-я имп.разп. на улусы.Больш.часть Каз-на попала в улус ст. сына Джучи,но он умер при жизни Чинг-на в 1227,здесь стал править его сын Бату. Тер-я улуса: от Иртыша,Сев.Сем-е,В.Дешт-и-Кыпчак до Нижн.Поволжья. Завоев.походы Батыя1236-42 были заран.сплан.акция,поход Джебэ и Субэдея 1223 подг.инф-ю.1236 завоев.Волжск.Бул-гарию,1237 зимойпо льду в Сев.Русь,1237-38 завоев.Рязань,Москва,Владимир,39-40 Поль-шу,Чех.,Словак., Венгр,Хорват.,Сербию.Заверш.походиз-засмерти Угэдея,больше не сов.походов.В итоге под вл.Бату ок.земли к зап.от Волги до низ.Дуная,вкл.Крым,С.Кав-каз и зап.-кипчак.(половецкие)степи.Вернувшись в низ.Волги Бату осн.гос-во,получ.назв.З.Орда(в рус.ист.и «улу улус»-самоназв.). Тер-я: улус Джучи,В.Дешт-и-Кипчак,Каз.к зап.от верх.Оби и Иртыша, до часть Хорезма и З.Сибири,+ Запад.В вассальную завис.от З.О попали княж-ва Руси.Рус.князья призн.завис.от З.О,получ.у ее ханов ярлыки на княж.,плат.дань,но сохр.относит.независ. Столица -Сарай-Бату,затем Сарай-Берке. З.О. вкл.в себя множ. пле-мен и нар-стей,различ. по уровню общественно-эконом.разв.,облад.своей культ.и обычаямиК XIVв. монг.насел.тюркизир-сь.Насел.З.О. стало назыв."татары".При своём обр-и З.О. де-лилась на улусы, принад.14 сыновьям Джучи:13 были полусамостоят.государями, подчин.верхов.власти Батыя.Гос.устрой.Зол.О.следовало образцу, введен.Чинг-ном. Для реш. важ. гос.дел созыв.Курултай.Армией,дипломат.делами ведал беклербек.Во главе дивана (центр. орган исполн.власти)- визирь.В З.О. улусная система упр-я и владен.завоеван. землями и народами.Ко времени Бату относ.делен.улуса на 2 части:прав. и лев.крыло,фактич.2различ. гос.единицы. Во главе пр.крыла Бату и его преемники, во гл.лев.крыла старш.сын Джучи Орда-Ежен.В лев.крыло вход.больш.часть тер-и Каз-на.Право на уделы имели от рождения все члены правящ.династии.Проч.предст-ли монг.аристокр.получ.уделы как дар за службу хану.На курултае 1206 был обнарод. Великий Джасак (яссы) Чинг-на – это кодифицир-ное монгол.обыч.право,делится на 2части: 1я – «Билик» - сборник «Изречен.Чинг-на», мысли, наставлен.и др.2я часть – собственно Ясы – свод законов,воен. и гражданских,с установл. наказания за их неисполн. Ясы предпис.терпимость в вопр. религии, почтение к храмам, к духов.и старш.лицам,милосерд.к нищим, устанав.строг.контроль над семейн.,домаш.жизн.

Полит.история: 1-й правитель Батый (1243-55),также его звали Саин хан.Он был активн.в общемонгол.делах,облад.большим авторитет.и фактич.раздел.власть в Монг.имп-и с Мункэ (пр-ль Монг.импер).Внутр.делапередал сыну Сартаку,кот после его смерти унаслед.власть (его в Каракорумах утвердил Мункэ),но уже в 1256 Сартак отравлен Берке.Ему наслед. его сын Улагчи, но из-за малолет.по прик. Мункэ регентво (опеку и власть) берет вдова Батыя Боракчин-хатун,кот., согл. араб.источ.обл. «обшир. умом и умением распоряж.». Улагчи тоже в скор.врем.умирает, Боракчин-хатун погиб. в 1257 в борьбе за власть с Берке,и он стан.пр-лем З.О.(1257-66).Один из первых прин.ислам (скорее полит.шаг,чтобы получ.под-держ. пр-лей Ср.Азии),во внутр.полит.:разд. уделы родственникам,ввел централ.управлен.,провел перепись населен.развит.город.жизни,градостроит.,разв.ремёсел и торговли,перенес столицу в Сарай-берке.Внеш.полит.:союз с Египтом(Бейбарыс хан),гос-во стан. практич. независ.от Монг.имп.,претенд.на земли С.Кавказа,что прив.к войнам с хулагуидами.Вмеш.в дела сельджук.ханов,показывая,что Малая Азия явл.сферой его интересов.После смерти Менгу-Тимур (1266-82).При нем формально независ.от Монг.имп-и,нач.чеканить собств. монеты.Во врем.его правлен.нач.усилен.темника Ногая.Продолж.политику укреп.З.О.Духо-венство освоб.от службы в армии,налогов,за оскорб.религии смерт.казнь,этим заслуж.друж.отношен.с рус.князьями.При поддержке Ногая власть в 1291-12 захв. Тохта,затем Т.вступ. в борьбу с Н.,побежд.,З.О.вновь едина.Наиб.расцв.при Узбеке 1312-42.При нем гос.религ. ис-лам,жестко пресл.сепаратизм.Культ.и полит.подъем,тер-я неизмен.,нов.столица Сарай-аль Джедид. Джанибек (1342-57)приш.к власти убив братьев Тинибека и Хизра.Насаж.ислам, централиз.власти,прекращ.созыв.Курултай.Вел.замятня 1357-80.Прекращ.с прих.Тохтамыш (при помощ.Тимура),побежд.Мамая,затем борьба с Тимуром,реш.битва 1395 в Кундусче, Тимур разгром.З.О., окончат.падение гос-ва к сер.XVв.,после.хан Кичи-Мухаммед.

 

 

Образование Ногайской Орды, Могулистана. Расцвет и распад государств.

Ногайская Орда. После расп.гос-ва Абулхаира и Ак Орды зап.Каз-н ок.под властью потом-ков Едиге (род мангыт),поэтому гос-во наз.Мангыт.Юртом.В ист.лит-ре оно назыв. также Ногай.улус. Тер-я:земли м/у Едилем и Жаиком. Столица:Сарайчик(Яик).Основатель Едыге 1426-1440.Этноним «ногай» - имя предвод.войска З.Орды,внука Джучи хана Ногая, кот.сов.походы Польшу, Венгр., Болгар.,Серб.,рус.земли,уст.диплом.связи с Египтом,Византией.Верх.пр-ль Ног.Орды хан. Князь обл.наследств.властью.воен.,диплом.и административ.Пр-ли улусов,им. неогр. власть,титулмурза.Высш.орг.власти Большой Совет в кот.вход. высш.чинов-ки и потомки Едиге,там реш.вопр.войны и мира,избир.верховного бия,кот.обл.ис-полнит.и суд. властью.Кара-дуан -орган делопроизв-во и рег.сборы налог.Особ.сильн.Ног.улус был при Муса мырзе,после его смер-ти больш-во коч.родов перех.под вл.каз.хан-ва.Во 2-й пол.16 в. после присоед.Казанск.и Астрахан.ханств к Рос., Ног.Орда расп.на неск.само-стоят.гос.обр-й:Ногаи Большие(В Рус.гос-во),Ногаи Малые(правобер.Волги и Азов.низмен. и Алтыулская Орда (в бассейне р. Эмба, юж.часть Ног.Орды, дали начало каракалпакам).

Могулистан. (сер.14в.-сер.16в.).Обр.в результате распада гос-ва Чагатаидов.Тер-я:ю-в.Каз., В.Туркестан, Киргизстан.Границы менялис.на все протяж.сущ-я.Основатель Тоглук-Тимур. «Могулистан» от «могул»,«монгол».Племена:барлас,кереиты,канглы, уйсуни,аркенут и др. Верх.собственик и полит.глава - хан.Формы землевлад. знати:икта, инджу,сойургал. Полит. история Мог-на заполнена феод.войнами,усобицами и отраж.внеш.агрессии.1й хан Тоглук-Тимур для укреп. власти в гос-ве пров.ряд административ.,полит. и эконом. ре-форм,ислам исп.как орудие власти.В 1361он завоев.весь Мавераннахр.При сыне Тоглук-Тимура Илияс-Ходже (1362–1380) в Мог-не нач. период феод.раздроб.Он делал попытки усил. власть ча-гатаидов, но это только усил.раздроб. гос.В Сем-е господствовал эмир дула-тов Камар ад-Дин, в Илийс.долине и Тарбагатае управлял Енге-торе и т.д.В 70–80-х гг XVв правителям Мог-на Хызр-ходже (1387–1389), Камар-ат-Дину, Енге торе и др.пришлось вес-ти войну с эмиром Тимуром, кот.сов.ок.десятка граб.набегов. В 1377 г. войска Тимура 2ды разбили Камар-ад-Дина.К кон.80-х гг. XV в. слож-ся полит.союз прав-лей Мог-на и Ак Орды против Тимура.В ответ Тимур преприн.2 граб.похода,наиб. тяж. по своим послед-ям для насел.Каз-на. В результате изнурит.борьбы Мог-стан распад.на уделы.Хан Мог-на Кызыр-кожа (1380 -1399) вынужд.призн.вассалом Тимура.В 1пол.XV в. усил. раздроб., а тимуриды продолж.претенд.на Сем-е и Кашгарию. При сыне Кызыр-кожи Мухаммед-хане (1408–1416) Мог-н вновь независ.от тимуридов.Ему удалось отвоев.долины р.Чу, Талас.На время утих.междо-усобицы.Мухаммед хан насажд.ислам.После его смерти в Мог-н вторг.ойраты (в среднеаз. источ.их наз.калмаки).Борьбу с ними орг.Уаис-хан (1418–1428).Он вынужден перенести ставку из Турфана в Илибалык в Сем-е. После смерти Уаис-хана в Могулистане началась новая междоусобная война, в которой победителем вышел его сын Есен-буга (1433–1462). Все более признаки упадка Мог-на.В кон.50-х XVв. в Сем-е откоч.из В.Дешт-и-Кыпчака часть родов во гл.с султанами Жаниб.и Кереем. Есен-буга выдел.им земли в долин.р.Чу и Таласа,где они обр.Каз.хан-во.Во 2 пол.XV-XVI вв. последующ.пр-ли Мог-на пыт. улучш. полож. но постоян.войны за владения ослаб.гос-во.Несколько укреп.Мог-н при Юнус-хане (1462-1487),но в 1472г.он был разгром.ойратами и бежал на Сырд-ю,потерп.пораж. и погиб. Последн.пр-ль Мог-на Саид-хан в 1514 г.осн.в В.Туркестане нов.гос-во Могулия.Ослаб-ю и распаду Мог-на способств-: раздроб.страны; распри в династии Чагатаидов;внеш. войны; недовольство народ.постоян.нестабил-ю и поборами.В нач.XVI в. Мог-н прек.сущ.С 60-х гг.XV в. племена Семиречья вошли в сост.Каз.хан-ва.

Не знаю, нужно ли, но на всяк.случ. Сибирское хан-во. В 1203г. в рез. завоев. похода Чингиз-хана гос. кереитов пало.Часть кереитов подчин. монголам, другая часть ушла в Сев. Каз.и поселилась в р-не рек Ишима, Тобола и Иртыша, а другая часть ушла в пределы Зап. Сибири. В XII в. кереиты, объединив тюркояз.племена, обр. здесь Сиб.хан-во со столицей Чимги-тура(совр.Тюмень). Основателем его стал Тайбуга хан. В 1582г.завоевано Ермаком,хан Кучум бежит в Ног.Орду, где был убит, хан-во присоед. к России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.008 с.)