Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Казахстана в Х1Х в. (начало)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кул-ра каз-в ост-сь до сер.XIX в. глубоко традиц-ой.Ее разруш.есть следствие вторж. Сил-х соседей и послед-их за этим полит.криз-ов,привед.к упадку хоз-ую жизнь к дальн.эконом. несостоят.коч-тва(разв-е кул-ры замедл.из-за отсут.идеалов).Россия до 70-х г. ХIXв.была озабоч.только укр-ем своего полож.в Ср.Азии и исключ.всякое кул-ое взаим-ие н-ов империи.В нач.XlXв.абсол.бол-тво каз-го насел.проживало в юртах.Особые мастера(уйши) дел-ли замеч.образцы юрт,отлич-ся как яркой крас-ой,так и бог-вом и соотв.всех частей. Нередко их напр-ли на разл.этнограф.выставки (Петербург, Москва, Париж). В разл.случ. жизни,связ-ых с частыми переездами, воен.пох-ми,с хоз-ой целесо-тью,употребл.более упрощ.типы юрт: кос, жолама уй, абылайша, ит арка и т.д.Рус.прав-во в бол-ом кол-ве приобр.юрты для нужд армии (особенно в годы перв.мир.в-ны).Появл.зим-к вXIX в.- порожд.переходного пер-да и связ.с обостривш.проб-ми землевлад. и переходом к оседл. «Кыстау»-зим.жил-е каз.XIX в.-это разнообр.стр-ия,завис.от клим-их и естест.- ист-их усл-ий, а также ст-ни эконом.благосост.вл-ца. В гор.р-ах его строили из камня и дерева, в степ. части - из дерна и камня, в сев.-чаще из дерева, на юге-из саманного кирпича. Окна дел-сь на потолке, или на противополож.к выходной двери стенке, дверь выход.во двор. Кыстау обычно сост.из 2х комнат.Вплотную к жилищу пристраив.хоз-ые сооруж. В понятие кыстау входит и близлеж.тер-ия, строго летом охр-ая от потравы.В одежде каз.XIX в, набл. влияние изм-ся усл-ий общ-ой жизни,сил-е возд-ие татар.кул-ры.Если в нач.века все еще предпоч.ткани среднеаз.произв-ва из шелка,бархата,атласа и ос-но дурня (полушелк), -то в конце века все больше проник.ткани рус-го фабр-го произв-ва.Мног.ф-мы архаичной одежды каз.-саптама(сапоги с длин-ми голенищами), саукеле (гол.убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) пост-но вых-ят из употребл.О нек-ых изм-ях в жанрах нар-ой поэз.писал Ч. Валиханов, среда, к-ая рожд.жыр (речитатив) уходит в прошлое. Окруж.каз.степи сетью воен.укр-ий,ростовщичество и капит-ая экспл-ция,пораж.ряда круп. Вос-ий - все эти соб-ия,всколых-ие каз.жизнь,породили в каз.поэз.пессимист.напр-ие, изв-ое под назв.-Зар заман.Яркими представ.данного напр-ия были Шортанбай Канайулы, Мурат Монкеулы, Дулат Бабатайулы, Абубакир Кердеры. В XIX в. в каз.лит-ре были шир. представ.темы и сюжеты из луч-х образцов класс-ой лит-ры Востока.Книж.поэтыXIX в. получ.обр-ие в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обуч.вост.яз-ам,лит-ре и ист-ии.В кон.XIX в. «касса», «хикаят», «дастаны» были распр-ны оч.широко.Заметное продвиж.в деле просвещ.произ.после реф-м 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмол-ой и Семи-ой обл.действ.десятки низших школ, открыв.гимназии, появ.библ-ки и т.д. То же самое набл.во всех ост-ых обл.Каз-на.Знамен-ой вехой в этом проц.можно считать откр-ие женских гимназий в обл.ц-ах, уч-их семинарий, передвиж.аул.школ.Нач.с сер.XIX в., в рез-те усил.ислама наиб.распр-ой формой обуч.в Каз-не стали аул.мусул.школы.Корни популяр.ислама св-ны с усил.кол-ции, неудач.адм.-тер-ых реформ, обнищ.масс, обезземел.и морал.потряс-ями.Сост-ые родители напр.детей для продолж. обр-ия в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Там также уч-сь на араб.языке, изуч.средневековую араб.философию. В медресе обуч. ист-и, геогр.,матем., ряду др.наук, языкам, в том числе стали обуч.и рус-му языку.Разв-ие нов.сист.обр-ия в Каз-не связано с откр-ем школ с рус.яз-ом обуч.в Омске, Оренбурге, Семи-ске,Уральске и др.г-ах. Превращ. крепостей и городов постепенно в центры торг.связей со Ср.Азией и Вост.Турк-ом потребовало созд.спец.уч.заведений по подготовке «толмачей» (переводчиков).В 1789 г. в каз.степи была откр.«Азиатская школа», к-ая гот-ла перевод.и писарей из числа имущих слоев кор-го насел.Выпуск.школы, изучив монгол., маньчжурский, кит-ий, перс-ий и др.яз-ки народов Азии, сост.1-е группы квал-ых спец-тов. Отк-ые в1813г. в Омске и в1825г.в Оренбурге воен.уч-ща стали гот.чин-ков для рос-ой правящей адм-ции. Они были преобр.в 1847г. в Сиб-ий кадетский корпус и в1844г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.
Культура Казахстана в Х1Х в. (продолжение) В1841г. школу с обуч.на рус.и татар.языках открыл в Букеевской Орде хан Жангир. Школа при поддержке оренбург.губ-ра не только ставила целью дать знания каз.молодежи, но гот-ла преданных кол-ой адм-ции служащих для хана и Оренб.губ-кой канцелярии. В 1850г.при Оренб.погран.ком-сии откр-сь школы, в к-ых каз.знания дав-сь на рус.языке. Откр-ие подобных уч.зав-ий было новым явл-ем, обогатив.культ.процесс, влиявшим на упрочение каз.-рус.связей.В деле гос-го обр-ия учитыв.в осн.интересы империи. В 1 пол.XIXв.среди замеч. представ.рус.культуры, уделяв.вн-ие жизни и ист.каз.народа,почетное место заним. В. И. Даль.Будучи в1833–1841гг. при оренб.воен.губ-ре чин-ком особых поруч.,он собрал записи и образцы уст.тв-ва тюркоязычных н-дов.В1839–1840гг. участв.в хив-ком походе рус.войск.В1836–1838гг выразил сочув.рук-ям вос-ия Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы.В. И. Даль написал ряд произв.,среди них повесть «Бикей и Мауляна», в к-ой опис.жизнь каз.Оренб.края.Одно из напр-ий тв-тва вел-го рус.поэта А.С.Пушкина было связ.с Оренб.краем.В1833 г. для сбора материал.о пугач-ом вос-ии он побыв.в одном из центров тогдашнего Каз-на Оренбурге.Здесь А.С.Пушкин знаком.с жизнью аз-их племен, каз.В«Ист-ии Пугач.бунта» имеют.его набл.и сужд.,приведены сведения об уч-ии в крестьянской войне каз-ов, о близ.целей вос-их с интерес.каз.В«Ист-ии Пугачева» обращ. вним.на племенные орды(каз.), коч-их в междуречье Волги и Яика.В Уральске А.С.Пушкин запис.поэму«Козы-Корпеш-Баян-Сулу».Пребыв.вел-го поэта в Оренб.и Урал.краях, его произв.«Капитан.дочка»,«Пугач.бунт» усил.интерес общ-ти и передовых демократич. кругов к жизни и ист.каз.,башкир и др.народов Востока.В30–40-хгг.XIXв.нач.нов.этап в изуч.Каз-на.изв-ое знач.для науки "имели эксп-ции1848–1849гг.Г.С.Карелина на берег Касп-го моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова к Арал.морю. Они изуч.б-га Сыр-и, уточн.глуб.Арал.моря и впад-ей в него Сыр-и, сост.карты.Путеш-ки Е.П.Ковалевский,Н. А. Северцев,П.И.Небольсин и др.заним.изуч.быта и ист.каз.,их материал.кул-ры, обознач. Мест-ей на топограф.картах, иссл.прир.бог-ва края. В иссл-ии каз.степи ведущую роль игр.организ.Русским географ.общ-вом эксп-ции.Видные рус.уч-е А.Левшин,Э.Мейер, И. Завалишин и др.ист-ки-этнографы,иссл.жизнь каз.народа, опублик.спец.труды. Ос-но огр.е познав.знач.имело обобщ.трехтом.иссл.А.Левшина «Опис.киргиз казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей».Нач.сбор и системат.арх.и др.данных о Каз-не и каз.народе.С прин.каз.рос.подданства науч.изуч.края прочно вошло в круг деят-ти центр.гос-ых стр-р и разл.отрядов иссл-ей.В Каз-не слож., хотя и разрозн.,сеть науч.учр-ий. Одни из них функ-ли за счет гос.ассигнований, др.появ.благодаря стар-ям энтузиастов. Сближ.и взаимопроник.культур России и каз.н-да обогат.в конеч.счете общечел-ую цив-цию откр-ми,ид-ми и им-ми.Общ-ие с передовыми представ.рос.науки способств.становл.Ч. Вал-ва как уч.мир.ур-ня.Мног.рус.иссл-ли соз-ли свои фунда-ые труды на основе мат-ов каз. фольклора, музыки, уст.историографии, этнографии.
Алтынсарин (1841-89) каз.педагог-просвет., писатель, фольклорист. Полож.начало светскому образованию каз.народа. Автор 1х каз. учебников: «Казахская хрестоматия»,«Начальное руко-вод. к обуч-ю казахов рус.яз-у», автор басен и рассказов, и переводовТолстого,Крылова. Созд. варианты алфавита на осн.рус.графики для записи каз.текстов. Открыл 4 2хклассных русско—каз.училища, 1 ремес.уч-ще,1 жен.уч-ще,5 волост.школ,и 1 учител.школу в Троицке. С 1887г инспектор школ Тург.обл. Уалиханов каз.учёный,историк,этнограф,фольклорист, путешеств., просветитель,офицер Ген.штаба Рос.армии.Правнук Абылай хана.Учился в Омском кадет.кор-пусе.Путешествие в закрытую для посещ.Кашгарию. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу». Его труды:«Дневник поездки на Иссык-Куль»,«Записки о кырг.»,«Очерки Джунгарии»,«Манас».
Абай (1845-1904) казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, обществ. деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик. Учился в медресе в Семипал., но остав. учебу,потому что отец хот.приуч.его к управ. родом. В 40 лет издает первые стихи. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания». Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте и Байрона.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.012 с.) |