Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источниковедение и другие отрасли научного знания
Итог указанной выше дискуссии все же не так очевиден для других исследователей. Но развитие знаний о человеке постоянно ведет к необходимости определения единых подходов и поиску единого объекта. Еще недавно источниковедение рассматривалось как вспомогательная историческая дисциплина, а обращение историков преимущественно к письменным источникам приводило к быстрой дифференциации других дисциплин - прежде всего археологии. На этом этапе были выработаны многие специфические приемы и методы изучения исторических источников, происходило стремительное углубление знания о каждой из сторон человеческой деятельности. Однако на исходе ХХ столетия стало очевидным, что познание части не означает познания целого. Именно в этом следует видеть причины популярности таких методов как компаративные (сравнительные), системного подхода и других. Естественно возник вопрос об основе гуманитарного синтеза и определении единого объекта наук о человеке. Объект – это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Ни одна наука не может обойти вниманием вопрос о своем объекте, который должен соответствовать следующим условиям: · доступность наблюдению; · стабильность (обеспечивает возможность многократного обращения); · независимость от исследователя (процедура исследования не влияет на эти свойства). Объектом источниковедения, истории, всех гуманитарных наук является исторический источник. Исторический источник представлен в материальной форме и независим от познающего субъекта, так как создан для других целей и в другое время, в своей совокупности исторические источники отражают взаимодействие с обществом, государством и другим человеком, реализующееся в глобальной истории человечества. Предмет – это конкретные стороны, свойства и отношения объектов, которые изучаются в определенный момент с определенной целью. Предмет той или другой отрасли знаний составляют не все черты, которыми характеризуется исследуемый объект, а только те из них, изучение которых соответствует цели данной дисциплины, ведет к познанию интересующих ученых сторон, качеств и связей объекта. Предмет изучения определяет подход к объекту, задачи, методы науки. Любая наука - история, социология, психология и др. - обращается к историческим источникам избирательно, под углом своих конкретных познавательных целей, прежде всего подвергая анализу социальную информацию, содержащуюся в них. А источниковедение изучает сами источники, их форму и содержание. Источниковедение изучает не только информацию, заключенную в источнике, но и исследует последнюю как исторический факт (время, условия, создатели и т. д.). Предметом источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте заключенной в них информации.
Источниковедение складывалось как особая дисциплина прежде всего в рамках методологии исторического исследования. Это нашло отражение в терминах «исторические источники», «историческое источниковедение». Однако в настоящее время очевидно, что источниковедение для историка (социолога, этнолога и пр.) не Только вспомогательная дисциплина, что проблемы, разрабатываемые источниковедением рассматриваются не только в исторической науке, а в гораздо более широком междисциплинарном пространстве гуманитарных исследований. Источниковедение изучает свойства источников и на этой основе формирует возможные методы изучения информации, ее критической проверки и истолкования, и, поскольку источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности, то представитель гуманитарного знания должен реально представлять себе, что такое источниковедение, его метод и перспективы развития. Источниковедение, таким образом является самодостаточной областью знания, основой междисциплинарного синтеза гуманитарных наук. Издавна сложилась особая группа дисциплин, накопивших опыт работы с определенными видами источников, -- так называемых специальных исторических дисциплин – археология, музееведение, архивоведение, археография, палеография, сфрагистика, дипломатика и др. Они позволяют исследователям интерпретировать вещественные и другие виды исторических источников, правильно читать тексты, идентифицировать их, подготавливать исторические документы к научному изданию и использованию, учитывать и сохранять источники. Поскольку предметом изучения источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте заключенной в них информации, то источниковедение отличается от тех специальных дисциплин, которые изучают отдельные черты источника (например, палеография) или отдельные виды источников (например, геральдика или нумизматика). Источниковедение вместе с тем не сумма специальных исторических дисциплин, а их определенная система.
Источниковедение имеет свой теоретический и эмпирический (прикладной) уровни, свою методику и методологию. Методика - это совокупность определенных приемов, методов и правил их использование в работе источниковеда. Методология - это учение об этих методах, об основных принципах источниковедческого исследования. Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы адаптируются и конкретизируются в отношении к изучению отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Если для теоретического источниковедения метод - это и предмет исследования, то для прикладного – это определенный инструмент изучения. Кроме теоретического источниковедения существует источниковедение определенных отраслей знания (лингвистическое, архивное), а также определенных типов и видов источников (летописей, печатей, актов, денежных знаков и т. д.). В зависимости от вида систематизации, мы можем изучать источники или по истории Восточной Европы XIV – XVIII веков и т. д., или источники по истории Беларуси. С таким подходом связано и понимание источниковедения в широком и узком смысле слова: 1. как методологии анализа исторического источника; 2. как научной дисциплины, которая изучает письменные источники. Источниковедение и архивоведение
Рассмотрим сходство и отличие источниковедения с архивоведением и архивным делом. Архивоведение – комплексная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы архивного дела. Архивное дело – отрасль деятельности общества, охватывающая практические вопросы хранения, организации и использования архивных документов. У архивоведения и источниковедения – различный предмет и не совпадающий объект исследования. Объектом источниковедения являются исторические источники и в их числе, архивные документы. Объектом же архивоведения являются текстовые документы на бумажной основе, научно-технические документы, кинофотодокументы, звукозаписи, микрофильмы и другие документы на различных материальных носителях, подлежащие архивному хранению и хранящиеся в архивах. Предметом архивоведения являются научная организация документов и управление ими, процессы и способы работы с документами в целях их сохранности и использования, разработка теоретических и методических основ этих процессов. Архивоведение изучает только те источники, которые подлежат хранению или находятся на хранении в архивах. По отношению к этим источникам применяются и источниковедческие приемы работы (комплектование архивов, систематизация и классификация документов, экспертиза их ценности), и методы работы, находящиеся за пределами источниковедения (проверка наличия и состояния документов, их учет, организация научно-справочного аппарата к документам, организация их использования).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.) |