Источниковедение и другие отрасли научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источниковедение и другие отрасли научного знания



 

Итог указанной выше дискуссии все же не так очевиден для других исследователей. Но развитие знаний о человеке постоянно ведет к необходимости определения единых подходов и поиску единого объекта. Еще недавно источниковедение рассматривалось как вспомогательная историческая дисциплина, а обращение историков преимущественно к письменным источникам приводило к быстрой дифференциации других дисциплин - прежде всего археологии. На этом этапе были выработаны многие специфические приемы и методы изучения исторических источников, происходило стремительное углубление знания о каждой из сторон человеческой деятельности. Однако на исходе ХХ столетия стало очевидным, что познание части не означает познания целого. Именно в этом следует видеть причины популярности таких методов как компаративные (сравнительные), системного подхода и других. Естественно возник вопрос об основе гуманитарного синтеза и определении единого объекта наук о человеке.

Объектэто то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Ни одна наука не может обойти вниманием вопрос о своем объекте, который должен соответствовать следующим условиям:

· доступность наблюдению;

· стабильность (обеспечивает возможность многократного обращения);

· независимость от исследователя (процедура исследования не влияет на эти свойства).

Объектом источниковедения, истории, всех гуманитарных наук является исторический источник. Исторический источник представлен в материальной форме и независим от познающего субъекта, так как создан для других целей и в другое время, в своей совокупности исторические источники отражают взаимодействие с обществом, государством и другим человеком, реализующееся в глобальной истории человечества.

Предметэто конкретные стороны, свойства и отношения объектов, которые изучаются в определенный момент с определенной целью. Предмет той или другой отрасли знаний составляют не все черты, которыми характеризуется исследуемый объект, а только те из них, изучение которых соответствует цели данной дисциплины, ведет к познанию интересующих ученых сторон, качеств и связей объекта. Предмет изучения определяет подход к объекту, задачи, методы науки. Любая наука - история, социология, психология и др. - обращается к историческим источникам избирательно, под углом своих конкретных познавательных целей, прежде всего подвергая анализу социальную информацию, содержащуюся в них. А источниковедение изучает сами источники, их форму и содержание. Источниковедение изучает не только информацию, заключенную в источнике, но и исследует последнюю как исторический факт (время, условия, создатели и т. д.). Предметом источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте заключенной в них информации.

Источниковедение складывалось как особая дисциплина прежде всего в рамках методологии исторического исследования. Это нашло отражение в терминах «исторические источники», «историческое источниковедение». Однако в настоящее время очевидно, что источниковедение для историка (социолога, этнолога и пр.) не

Только вспомогательная дисциплина, что проблемы, разрабатываемые источниковедением рассматриваются не только в исторической науке, а в гораздо более широком междисциплинарном пространстве гуманитарных исследований. Источниковедение изучает свойства источников и на этой основе формирует возможные методы изучения информации, ее критической проверки и истолкования, и, поскольку источники составляют объективную основу гуманитарных наук как наук о человеке и его деятельности, то представитель гуманитарного знания должен реально представлять себе, что такое источниковедение, его метод и перспективы развития. Источниковедение, таким образом является самодостаточной областью знания, основой междисциплинарного синтеза гуманитарных наук.

Издавна сложилась особая группа дисциплин, накопивших опыт работы с определенными видами источников, -- так называемых специальных исторических дисциплин – археология, музееведение, архивоведение, археография, палеография, сфрагистика, дипломатика и др. Они позволяют исследователям интерпретировать вещественные и другие виды исторических источников, правильно читать тексты, идентифицировать их, подготавливать исторические документы к научному изданию и использованию, учитывать и сохранять источники. Поскольку предметом изучения источниковедения является совокупность всех исторических источников во всей полноте заключенной в них информации, то источниковедение отличается от тех специальных дисциплин, которые изучают отдельные черты источника (например, палеография) или отдельные виды источников (например, геральдика или нумизматика). Источниковедение вместе с тем не сумма специальных исторических дисциплин, а их определенная система.

Источниковедение имеет свой теоретический и эмпирический (прикладной) уровни, свою методику и методологию. Методика - это совокупность определенных приемов, методов и правил их использование в работе источниковеда. Методология - это учение об этих методах, об основных принципах источниковедческого исследования.

Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы адаптируются и конкретизируются в отношении к изучению отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Если для теоретического источниковедения метод - это и предмет исследования, то для прикладного – это определенный инструмент изучения.

Кроме теоретического источниковедения существует источниковедение определенных отраслей знания (лингвистическое, архивное), а также определенных типов и видов источников (летописей, печатей, актов, денежных знаков и т. д.). В зависимости от вида систематизации, мы можем изучать источники или по истории Восточной Европы XIV – XVIII веков и т. д., или источники по истории Беларуси. С таким подходом связано и понимание источниковедения в широком и узком смысле слова:

1. как методологии анализа исторического источника;

2. как научной дисциплины, которая изучает письменные источники.

Источниковедение и архивоведение

 

Рассмотрим сходство и отличие источниковедения с архивоведением и архивным делом.

Архивоведениекомплексная дисциплина, разрабатывающая теоретические, правовые и методические вопросы архивного дела. Архивное дело – отрасль деятельности общества, охватывающая практические вопросы хранения, организации и использования архивных документов. У архивоведения и источниковедения – различный предмет и не совпадающий объект исследования. Объектом источниковедения являются исторические источники и в их числе, архивные документы. Объектом же архивоведения являются текстовые документы на бумажной основе, научно-технические документы, кинофотодокументы, звукозаписи, микрофильмы и другие документы на различных материальных носителях, подлежащие архивному хранению и хранящиеся в архивах. Предметом архивоведения являются научная организация документов и управление ими, процессы и способы работы с документами в целях их сохранности и использования, разработка теоретических и методических основ этих процессов.

Архивоведение изучает только те источники, которые подлежат хранению или находятся на хранении в архивах. По отношению к этим источникам применяются и источниковедческие приемы работы (комплектование архивов, систематизация и классификация документов, экспертиза их ценности), и методы работы, находящиеся за пределами источниковедения (проверка наличия и состояния документов, их учет, организация научно-справочного аппарата к документам, организация их использования).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.)