Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английская (звездная или марочная)

Поиск

Цухтхаузы

 

Первая регулярная тюрьма-цухтхауз, наделенная классическими признаками этого учреждения, была создана в Голландии (г. Амстердам) в 1595 г. В ней заключенные содержались относительно небольшими группами в общих помещениях. Пожалуй, впервые все заключенные обеспечивались персональными спальными местами с постельным бельем, регулярным питанием. Физически крепкие заключенные привлекались к обработке тяжелого и твердого бразильского цветного дерева, а остальные - к изготовлению бархатных тканей. К тому же предусматривалась и небольшая оплата труда заключенных. До этого планомерного привлечения заключенных к оплачиваемому труду не было ни в одной стране мира.

Режим отбывания наказания был ориентирован на устрашение, на подавление жестокими методами непослушания. Самым распространенным взысканием являлось сечение плетью. Для того чтобы определить, когда экзекуция должна быть прекращена ввиду возможной смерти наказуемого, и оказать заключенному помощь, в штат тюрьмы была введена должность врача. В перечень взысканий входили карцер, уменьшение норм питания и даже продление срока лишения свободы.

Впервые в тюрьме было организовано обучение заключенных грамоте и арифметике.

В тюремном штате находился и священник.

Вскоре в Амстердаме была открыта и женская тюрьма (1596).

Более того, в начале XVII в. в Амстердаме появился и цухтхауз, когда бюргеры за плату отправляли своих детей на непродолжительный срок для исправления и привития уважения к родителям.

В начале XVII в. цухтхаузы были созданы и в некоторых иных ганзейских городах, например, в Бремене (1606), Любеке (1613).

С началом тридцатилетней Европейской войны ганзейские города разорились, и деятельность цухтхаузов прекратилась.

По сравнению со случайными, плохо организованными, не имеющими твердых режимных правил узилищами цухтхаузы - несравненно более эффективные места лишения свободы, но их опыт был вскоре забыт.

 

§ 3. Филадельфийская (Пенсильванская) тюремная система

 

В 1776 г. в Филадельфии (штат Пенсильвания) религиозной сектой квакеров была создана тюремная система, получившая название Филадельфийской, или Пенсильванской.

По мнению квакеров, преступность порождается отступлением от Заветов, учения Христа, богоотступничеством. Лица, осужденные за преступления, должны подвергаться такому наказанию, которое устрашало бы их и вместе с тем создавало бы условия для примирения со Всевышним, покаяния, раскаяния. Эта тюрьма была названа пенитенциарием (от лат. penitentiamus - покаянный, исправительный). В ряде стран рассматриваемый термин был положен в основу названия тюремного права пенитенциарным.

Была создана тюрьма со строгим, устрашающим одиночным заключением.

Осужденный в специальной форме с номером, в обуви на войлочной подошве (для беззвучного передвижения) передавался из канцелярии надзирателю. Ни имени и фамилии, ни срока назначенного лишения свободы, ни каких-либо иных данных об осужденном надзиратель не должен был знать. Для него существовал заключенный с определенным номером, в разговоры с которым он не должен был вступать. Абсолютное молчание, абсолютная изоляция от внешнего мира. Свидания, переписка, получение посылок или передач, получение газет или книг не допускались. В камере только одна книга - Библия. Выход из камеры только в маске, дабы случайно встретившиеся в коридорах тюрьмы заключенные не смогли запомнить друг друга. Прогулочные дворики на одного заключенного.

Больница в этих тюрьмах устраивалась в виде больничных одиночных камер с особыми двориками для прогулки заключенных.

Баня представляла собой ряд одиночных камер с ваннами и душами.

Церковь состояла из многих рядов амфитеатром расположенных будочек, из которых заключенные не могли смотреть ни в бок, ни вверх, ни вниз на своих соседей, а видели только священника.

В церкви происходили и школьные занятия, во время которых заключенные продолжали пребывать в одиночном заключении.

Одиночное заключение, доведенное до абсурда, было сопряжено с тяжелыми психическими заболеваниями заключенных. После нескольких лет заключения осужденный терял способность для пребывания на свободе.

Оценивая пагубность одиночного заключения, С.В. Познышев писал, что в русской тюрьме часто терпеливые и выносливые заключенные, не раз спокойно ходившие под плети, будучи посажены надолго в одиночные камеры, худели, бились с досады головой об пол, а иногда и плакали; другие заключенные, даже скромные по натуре, били стекла, разбивали двери, набрасывались на администрацию. Одиночное заключение озлобляет заключенных, приводит к душевной болезни, к самоубийству, отчаянию <*>.

Человеческий мозг нуждается в подзарядке впечатлениями, нервными импульсами, информацией. Их отсутствие ведет к сенсорному "голоду" - психическим заболеваниям с тяжелыми необратимыми последствиями. Одиночество может породить галлюцинации, потерю контроля за действиями, резкое снижение тонуса.

Путешествуя по Америке, Ч. Диккенс познакомился с ее тюрьмами. Филадельфийская тюремная система поразила его своей бесчеловечностью. "Заключенный, - писал Ч. Диккенс, - ничего не знает о жене, детях, о доме, друзьях... К нему заходят лишь тюремщики, - кроме них он никогда не видит человеческого лица и не слышит человеческого голоса. Он заживо похоронен, его извлекут из могилы, когда годы медленно совершат свой круг, а до той поры он мертв для всего, кроме мучительных тревог и жуткого отчаяния. Его имя, его преступление, срок, его страдания неизвестны даже тюремщику, который приносит ему раз в день пищу" <*>.

По мнению Ч. Диккенса, одиночное заключение сопряжено "с такими страданиями, всю глубину которых могут измерить лишь сами страдальцы, и на которые ни один человек не вправе обрекать себе подобных. Это медленное, ежедневное давление на тайные пружины мозга неизмеримо более ужасно, чем любая пытка, которой можно подвергнуть тело... этот метод наказания, будучи тайным, не пробуждает в сердцах людей дремлющее чувство человечности, которое заставило бы их вмешаться и положить конец этой жестокости" <*>.

Писатель дал исчерпывающую характеристику пенсильванской тюремной системы, в дальнейших комментариях она не нуждается.

Несостоятельной оказалась надежда на строгое одиночное заключение в расчете на "способности каждого человека к бесконечному совершенствованию, на убеждении верующей души, что одиночество неизбежно побуждает к раскаянию и непременно возвращает человека к добру" <*>.

Недостатки пенсильванской системы, системы погребения в одиночество и тишину отмечал и С.В. Познышев <*>.

Одиночное заключение широко применялось в Германии, Дании, Бельгии, Франции и других странах Европы. В России одиночное заключение применялось в военных тюрьмах.

Создатели филадельфийской системы большое внимание уделили архитектуре тюремных зданий. Теоретические изыскания и проблемы и практическая эксплуатация тюрем привели к выработке нескольких архитектурных решений для тюрем.

Одиночные тюрьмы устраивались обычно в виде нескольких наполненных камерами корпусов, расположенных вокруг центра в виде креста (крестообразная система) или веером (веерообразная система). Были и тюрьмы, построенные в виде звезды (звездообразные или лучистые). Образчиком веерообразной системы может служить Моабит близ Берлина, а Санкт-Петербургская тюрьма Кресты построена в виде креста. Образчиком звездообразной формы являлась Сен-жильская тюрьма в Брюсселе.

Архитектурные каноны, положенные в основу филадельфийской тюремной системы, с рядом модификаций были восприняты и иными тюремными системами.

 

Оборнская тюремная система

 

В 1820 г. в США (г. Оборн) возникла новая тюремная система, в которой была предпринята попытка ослабления негативных свойств пенсильванской тюремной системы.

Оборнская тюремная система была также создана религиозной сектой, исходившей из того, что в основе преступности лежит лень, безделье, стремление человека уклониться от работы. Заключенные ночью содержались в отдельных камерах, а днем привлекались к работе в общих помещениях, система абсолютного молчания сохранилась. Даже во время работы разговоры между заключенными строго запрещались. За нарушение этого запрета надзиратель имел право строго наказать виновных. В таких случаях чаще всего применялось сечение плетью, причем число ударов определял надзиратель, который не нес ответственности за искалечение и даже смерть заключенного. Надзиратель был обязан оперативно пресечь нарушение режима и зафиксировать в дисциплинарном журнале число нанесенных плетью ударов. В условиях участия в совместных работах большого числа заключенных нарушение режима молчания встречалось часто.

Режим исполнения наказания был необычайно строг. Карцеры были постоянно переполнены, плети применялись часто, нередко осуществлялось ограничение в рационе питания.

Совместное содержание днем в мастерских, на работах и разъединение на ночь по камерам применялось, хотя и в виде исключения, в Европе еще в первой половине XVIII в. Так, часть заключенных дома св. Михаила в Риме (1735) днем работала вместе, соблюдая обязанность молчания, а на ночь размещалась по кельям ночного разъединения. В тюрьме г. Рента (1782) было принято раздельное содержание заключенных на ночь, а работа и прием пищи осуществлялись в общих помещениях.

Однако эти и подобные им тюремные эксперименты не сложились в тюремную систему, так как существовавшие в них правила не были рафинированы, опыт этих тюрем не получил широкого распространения. Отметим, кстати, что в гентской тюрьме содержались не только лица, осужденные к лишению свободы, но и бродяги, и нищие.

Оборнская тюремная система, исключив абсолютное одиночество, несомненно улучшила процесс исполнения лишения свободы. Эта система получила широкое распространение как в Америке, так и в Европе. Так, во Франции она применялась в отдельных регионах вплоть до Второй мировой войны. Почти без каких-либо изменений оборнская прогрессивная система действовала, например в каторжной тюрьме г. Агено.

После становления оборнской тюремной системы тюрьмы филадельфийской системы не исчезли, но в режимные правила их функционирования постепенно вносились некоторые смягчающие режим положения. Так, заключенным была разрешена работа в камерах. Более того, не исключалась возможность и совместных работ небольшими группами, но в масках, в обстановке полного молчания, смягчился и запрет на контакты заключенных с внешним миром. В некоторых тюрьмах филадельфийской системы, например в Бельгии и Дании, были введены свидания с родными и близкими.

В царской России существовали различные виды мест лишения свободы, находившиеся в подчинении гражданского и военного, в том числе военно-морского, ведомств.

Гражданскому ведомству подчинялись арестные помещения (в том числе при полиции) и исправительные заведения для несовершеннолетних, тюрьмы, пересыльные тюрьмы (например, Бутырская центральная пересыльная тюрьма в Москве), дом предварительного заключения в Петербурге.

Существовали и монастырские тюрьмы (например, Соловецкий монастырь).

Помимо этого были также крепости для осужденных офицеров, дисциплинарные части для солдат, тюрьмы и дисциплинарные части для матросов.

Известный русский тюрьмовед Н.Ф. Лучинский считал, что "...наказание, как последствие преступления, должно быть так организовано, чтобы всякий считал его не только позорным для своей чести, но и физически тяжелым, для чего оно должно быть соединено с материальными лишениями, более или менее чувствительными для лиц, отбывающих его, хотя бы до совершения преступления они жили в самых тяжелых условиях. Другими словами, режим карательных учреждений должен быть столь мало привлекательным, чтобы последний уличный пролетарий предпочитал ему свою голодную и холодную, но вольную жизнь" <*>.

М.Н. Гернет на основании изучения фактических данных полагал, что в последние годы перед революцией в России было 19513 мест заключения, через которые проходило до 2000000 заключенных в год <*>.

Деятельность тюрем и отбывание ссылки регулировались нормативными актами. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и о ссыльных 1832 г. устанавливал жестокий режим в тюрьмах и в ссылке. Этот закон с некоторыми изменениями неоднократно переиздавался. Режим был закреплен в Уставе о содержащихся под стражей 1890 г.

Последним актом царского правительства была Общая тюремная инструкция 1915 г. Инструкция обновила перечень дисциплинарных наказаний, санкционировав розги и подробно описав порядок порки.

Жестокое тюремное заключение усугублялось произволом тюремной администрации. Тюремное заключение было малоэффективным. Какие-либо элементы прогрессивной системы исполнения лишения свободы в него не проникли. Оценивая карательную систему, В.Д. Набоков определял ее как "во всех отношениях глубоко безотрадную, и трудно найти другую отрасль, более запущенную, в более хаотичном состоянии" <*>. П.И. Люблинский полагал, что "в тюремном деле господствуют рутина, крайняя неподготовленность тюремной администрации, отсутствует сколько-нибудь индивидуализирующий режим"

 

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ

ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

 

Цухтхаузы

 

Первая регулярная тюрьма-цухтхауз, наделенная классическими признаками этого учреждения, была создана в Голландии (г. Амстердам) в 1595 г. В ней заключенные содержались относительно небольшими группами в общих помещениях. Пожалуй, впервые все заключенные обеспечивались персональными спальными местами с постельным бельем, регулярным питанием. Физически крепкие заключенные привлекались к обработке тяжелого и твердого бразильского цветного дерева, а остальные - к изготовлению бархатных тканей. К тому же предусматривалась и небольшая оплата труда заключенных. До этого планомерного привлечения заключенных к оплачиваемому труду не было ни в одной стране мира.

Режим отбывания наказания был ориентирован на устрашение, на подавление жестокими методами непослушания. Самым распространенным взысканием являлось сечение плетью. Для того чтобы определить, когда экзекуция должна быть прекращена ввиду возможной смерти наказуемого, и оказать заключенному помощь, в штат тюрьмы была введена должность врача. В перечень взысканий входили карцер, уменьшение норм питания и даже продление срока лишения свободы.

Впервые в тюрьме было организовано обучение заключенных грамоте и арифметике.

В тюремном штате находился и священник.

Вскоре в Амстердаме была открыта и женская тюрьма (1596).

Более того, в начале XVII в. в Амстердаме появился и цухтхауз, когда бюргеры за плату отправляли своих детей на непродолжительный срок для исправления и привития уважения к родителям.

В начале XVII в. цухтхаузы были созданы и в некоторых иных ганзейских городах, например, в Бремене (1606), Любеке (1613).

С началом тридцатилетней Европейской войны ганзейские города разорились, и деятельность цухтхаузов прекратилась.

По сравнению со случайными, плохо организованными, не имеющими твердых режимных правил узилищами цухтхаузы - несравненно более эффективные места лишения свободы, но их опыт был вскоре забыт.

 

§ 3. Филадельфийская (Пенсильванская) тюремная система

 

В 1776 г. в Филадельфии (штат Пенсильвания) религиозной сектой квакеров была создана тюремная система, получившая название Филадельфийской, или Пенсильванской.

По мнению квакеров, преступность порождается отступлением от Заветов, учения Христа, богоотступничеством. Лица, осужденные за преступления, должны подвергаться такому наказанию, которое устрашало бы их и вместе с тем создавало бы условия для примирения со Всевышним, покаяния, раскаяния. Эта тюрьма была названа пенитенциарием (от лат. penitentiamus - покаянный, исправительный). В ряде стран рассматриваемый термин был положен в основу названия тюремного права пенитенциарным.

Была создана тюрьма со строгим, устрашающим одиночным заключением.

Осужденный в специальной форме с номером, в обуви на войлочной подошве (для беззвучного передвижения) передавался из канцелярии надзирателю. Ни имени и фамилии, ни срока назначенного лишения свободы, ни каких-либо иных данных об осужденном надзиратель не должен был знать. Для него существовал заключенный с определенным номером, в разговоры с которым он не должен был вступать. Абсолютное молчание, абсолютная изоляция от внешнего мира. Свидания, переписка, получение посылок или передач, получение газет или книг не допускались. В камере только одна книга - Библия. Выход из камеры только в маске, дабы случайно встретившиеся в коридорах тюрьмы заключенные не смогли запомнить друг друга. Прогулочные дворики на одного заключенного.

Больница в этих тюрьмах устраивалась в виде больничных одиночных камер с особыми двориками для прогулки заключенных.

Баня представляла собой ряд одиночных камер с ваннами и душами.

Церковь состояла из многих рядов амфитеатром расположенных будочек, из которых заключенные не могли смотреть ни в бок, ни вверх, ни вниз на своих соседей, а видели только священника.

В церкви происходили и школьные занятия, во время которых заключенные продолжали пребывать в одиночном заключении.

Одиночное заключение, доведенное до абсурда, было сопряжено с тяжелыми психическими заболеваниями заключенных. После нескольких лет заключения осужденный терял способность для пребывания на свободе.

Оценивая пагубность одиночного заключения, С.В. Познышев писал, что в русской тюрьме часто терпеливые и выносливые заключенные, не раз спокойно ходившие под плети, будучи посажены надолго в одиночные камеры, худели, бились с досады головой об пол, а иногда и плакали; другие заключенные, даже скромные по натуре, били стекла, разбивали двери, набрасывались на администрацию. Одиночное заключение озлобляет заключенных, приводит к душевной болезни, к самоубийству, отчаянию <*>.

Человеческий мозг нуждается в подзарядке впечатлениями, нервными импульсами, информацией. Их отсутствие ведет к сенсорному "голоду" - психическим заболеваниям с тяжелыми необратимыми последствиями. Одиночество может породить галлюцинации, потерю контроля за действиями, резкое снижение тонуса.

Путешествуя по Америке, Ч. Диккенс познакомился с ее тюрьмами. Филадельфийская тюремная система поразила его своей бесчеловечностью. "Заключенный, - писал Ч. Диккенс, - ничего не знает о жене, детях, о доме, друзьях... К нему заходят лишь тюремщики, - кроме них он никогда не видит человеческого лица и не слышит человеческого голоса. Он заживо похоронен, его извлекут из могилы, когда годы медленно совершат свой круг, а до той поры он мертв для всего, кроме мучительных тревог и жуткого отчаяния. Его имя, его преступление, срок, его страдания неизвестны даже тюремщику, который приносит ему раз в день пищу" <*>.

По мнению Ч. Диккенса, одиночное заключение сопряжено "с такими страданиями, всю глубину которых могут измерить лишь сами страдальцы, и на которые ни один человек не вправе обрекать себе подобных. Это медленное, ежедневное давление на тайные пружины мозга неизмеримо более ужасно, чем любая пытка, которой можно подвергнуть тело... этот метод наказания, будучи тайным, не пробуждает в сердцах людей дремлющее чувство человечности, которое заставило бы их вмешаться и положить конец этой жестокости" <*>.

Писатель дал исчерпывающую характеристику пенсильванской тюремной системы, в дальнейших комментариях она не нуждается.

Несостоятельной оказалась надежда на строгое одиночное заключение в расчете на "способности каждого человека к бесконечному совершенствованию, на убеждении верующей души, что одиночество неизбежно побуждает к раскаянию и непременно возвращает человека к добру" <*>.

Недостатки пенсильванской системы, системы погребения в одиночество и тишину отмечал и С.В. Познышев <*>.

Одиночное заключение широко применялось в Германии, Дании, Бельгии, Франции и других странах Европы. В России одиночное заключение применялось в военных тюрьмах.

Создатели филадельфийской системы большое внимание уделили архитектуре тюремных зданий. Теоретические изыскания и проблемы и практическая эксплуатация тюрем привели к выработке нескольких архитектурных решений для тюрем.

Одиночные тюрьмы устраивались обычно в виде нескольких наполненных камерами корпусов, расположенных вокруг центра в виде креста (крестообразная система) или веером (веерообразная система). Были и тюрьмы, построенные в виде звезды (звездообразные или лучистые). Образчиком веерообразной системы может служить Моабит близ Берлина, а Санкт-Петербургская тюрьма Кресты построена в виде креста. Образчиком звездообразной формы являлась Сен-жильская тюрьма в Брюсселе.

Архитектурные каноны, положенные в основу филадельфийской тюремной системы, с рядом модификаций были восприняты и иными тюремными системами.

 

Оборнская тюремная система

 

В 1820 г. в США (г. Оборн) возникла новая тюремная система, в которой была предпринята попытка ослабления негативных свойств пенсильванской тюремной системы.

Оборнская тюремная система была также создана религиозной сектой, исходившей из того, что в основе преступности лежит лень, безделье, стремление человека уклониться от работы. Заключенные ночью содержались в отдельных камерах, а днем привлекались к работе в общих помещениях, система абсолютного молчания сохранилась. Даже во время работы разговоры между заключенными строго запрещались. За нарушение этого запрета надзиратель имел право строго наказать виновных. В таких случаях чаще всего применялось сечение плетью, причем число ударов определял надзиратель, который не нес ответственности за искалечение и даже смерть заключенного. Надзиратель был обязан оперативно пресечь нарушение режима и зафиксировать в дисциплинарном журнале число нанесенных плетью ударов. В условиях участия в совместных работах большого числа заключенных нарушение режима молчания встречалось часто.

Режим исполнения наказания был необычайно строг. Карцеры были постоянно переполнены, плети применялись часто, нередко осуществлялось ограничение в рационе питания.

Совместное содержание днем в мастерских, на работах и разъединение на ночь по камерам применялось, хотя и в виде исключения, в Европе еще в первой половине XVIII в. Так, часть заключенных дома св. Михаила в Риме (1735) днем работала вместе, соблюдая обязанность молчания, а на ночь размещалась по кельям ночного разъединения. В тюрьме г. Рента (1782) было принято раздельное содержание заключенных на ночь, а работа и прием пищи осуществлялись в общих помещениях.

Однако эти и подобные им тюремные эксперименты не сложились в тюремную систему, так как существовавшие в них правила не были рафинированы, опыт этих тюрем не получил широкого распространения. Отметим, кстати, что в гентской тюрьме содержались не только лица, осужденные к лишению свободы, но и бродяги, и нищие.

Оборнская тюремная система, исключив абсолютное одиночество, несомненно улучшила процесс исполнения лишения свободы. Эта система получила широкое распространение как в Америке, так и в Европе. Так, во Франции она применялась в отдельных регионах вплоть до Второй мировой войны. Почти без каких-либо изменений оборнская прогрессивная система действовала, например в каторжной тюрьме г. Агено.

После становления оборнской тюремной системы тюрьмы филадельфийской системы не исчезли, но в режимные правила их функционирования постепенно вносились некоторые смягчающие режим положения. Так, заключенным была разрешена работа в камерах. Более того, не исключалась возможность и совместных работ небольшими группами, но в масках, в обстановке полного молчания, смягчился и запрет на контакты заключенных с внешним миром. В некоторых тюрьмах филадельфийской системы, например в Бельгии и Дании, были введены свидания с родными и близкими.

В царской России существовали различные виды мест лишения свободы, находившиеся в подчинении гражданского и военного, в том числе военно-морского, ведомств.

Гражданскому ведомству подчинялись арестные помещения (в том числе при полиции) и исправительные заведения для несовершеннолетних, тюрьмы, пересыльные тюрьмы (например, Бутырская центральная пересыльная тюрьма в Москве), дом предварительного заключения в Петербурге.

Существовали и монастырские тюрьмы (например, Соловецкий монастырь).

Помимо этого были также крепости для осужденных офицеров, дисциплинарные части для солдат, тюрьмы и дисциплинарные части для матросов.

Известный русский тюрьмовед Н.Ф. Лучинский считал, что "...наказание, как последствие преступления, должно быть так организовано, чтобы всякий считал его не только позорным для своей чести, но и физически тяжелым, для чего оно должно быть соединено с материальными лишениями, более или менее чувствительными для лиц, отбывающих его, хотя бы до совершения преступления они жили в самых тяжелых условиях. Другими словами, режим карательных учреждений должен быть столь мало привлекательным, чтобы последний уличный пролетарий предпочитал ему свою голодную и холодную, но вольную жизнь" <*>.

М.Н. Гернет на основании изучения фактических данных полагал, что в последние годы перед революцией в России было 19513 мест заключения, через которые проходило до 2000000 заключенных в год <*>.

Деятельность тюрем и отбывание ссылки регулировались нормативными актами. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и о ссыльных 1832 г. устанавливал жестокий режим в тюрьмах и в ссылке. Этот закон с некоторыми изменениями неоднократно переиздавался. Режим был закреплен в Уставе о содержащихся под стражей 1890 г.

Последним актом царского правительства была Общая тюремная инструкция 1915 г. Инструкция обновила перечень дисциплинарных наказаний, санкционировав розги и подробно описав порядок порки.

Жестокое тюремное заключение усугублялось произволом тюремной администрации. Тюремное заключение было малоэффективным. Какие-либо элементы прогрессивной системы исполнения лишения свободы в него не проникли. Оценивая карательную систему, В.Д. Набоков определял ее как "во всех отношениях глубоко безотрадную, и трудно найти другую отрасль, более запущенную, в более хаотичном состоянии" <*>. П.И. Люблинский полагал, что "в тюремном деле господствуют рутина, крайняя неподготовленность тюремной администрации, отсутствует сколько-нибудь индивидуализирующий режим"

 

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ

ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

 

Английская (звездная или марочная)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.009 с.)