Тема № 15. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и земель запаса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 15. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и земель запаса.



Категории и виды особо охраняемых природных территорий. Понятие и состав земель природно-заповедного и природоохранного назначения. Особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на земли данной категории. Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий. Понятие земель запаса.

5. Методические указания (рекомендации) по изучению курса.

Изучение земельного права целесообразно начинать с изучения истории развития земельного законодательства в России. Для этого необходимо рассмотреть основные результаты Аграрной реформы 1861 года, которая впервые в России предоставила крестьянам право пользования землей с возможностью выкупа в собственность. Далее следует рассмотреть изменения в правах крестьян на землю в период аграрной (Столыпинской) реформы 1906 года и основные земельные преобразования в советский период после 1917 года. Третий этап в развитии земельного законодательства связан с проведением современной земельной реформы, целью которой является рациональное использование и охрана земель.

Земельное право изучает общественные отношения, которые будучи урегулированы правовыми нормами, приобретают характер правовых отношений. Необходимо рассмотреть методы, применяемые в земельном праве- административно-правовой и гражданско-правовой и дать пример применения этого метода. Следует обратить особое внимание на содержание принципов земельного права, которые закреплены в ст.1 ЗК РФ и отражают основные преобразования в современном земельном законодательстве- введение множественности форм собственности на землю, платного землепользования, единства судьбы земельного участка и недвижимости на участке и т.д.

При рассмотрении источников земельного права необходимо исходить из того, что нормативные акты составляют иерархическую систему соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Следует отметить, что закон занимает первое место среди источников земельного права, направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений. Рассмотрение данного вопроса следует начать с конституционных основ земельного права и характеристики Земельного кодекса РФ.

Необходимо рассмотреть структурный состав земельных правоотношений: нормы права, субъекты права, объекты права и содержание земельных правоотношений, т.е. прав и обязанности участников, совершающих свои действия в соответствии с норами права

Особое внимание нужно уделять содержанию права собственности на землю, ознакомиться со статьями 9 и 36 Конституции РФ, а также ст. 15-19, ЗК РФ, регулирующими множественность форм собственности на землю. Рассматривая вопрос о государственной собственности на землю, следует исходить из того, что данная форма собственности имеет сложный состав: она включает земельные участки, принадлежащие на праве собственности РФ, и участки, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ. Особое значение для распоряжения такими землями имеет порядок разграничения государственной собственности на землю, который закреплен в ЗК РФ и Закон РФ «О введении в действие ЗК РФ» ст.31.

Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество муниципальных образований; округов, районов и поселений. В ЗК РФ закреплены основания возникновения муниципальной собственности на землю.

Следует рассмотреть также виды частной формы собственности на землю- собственность физических и юридических лиц, для которых установлен равный доступ к приобретению права частной собственности на землю. ЗК РФ установил право иностранных лиц приобретать земли в частную собственность, однако это право ограничивается в отношении некоторых видов и категорий земель. Необходимо учесть, также, что в земельном законодательстве на ряд земель может быть установлен запрет на приватизацию земель.

При рассмотрении вопросов, касающихся иных видов прав на землю, требуется изучить ст.20—24 ЗК РФ, а также 264-270 ГК РФ. Особое внимание необходимо уделить правам на землю, которые больше не оформляются гражданам и юридическим лицам после введения в действие ЗК РФ (бессрочное пользование и пожизненно наследуемое владение).

Для изучения прав и обязанностей лиц, обладающих участками, должны быть использованы статьи 40-43 ЗК РФ, Необходимы теоретический материал, касающийся форм и видов права собственности на землю, представлен в рекомендуемой основной учебной литературе.

При подготовке к теме о возникновении и прекращении прав на землю следует рассмотреть, на основании каких норм законодательства возникают права на земельные участки. Для этого нужно ознакомиться с главой 2 ГК РФ. Некоторые особенности возникновения прав на земельные участки могут быть установлены лесным, градостроительным, водным законодательством, в зависимости от того, к какой категории относится участок. В целом следует рассмотреть два основания возникновения прав на землю - из договоров и иных сделок, а также из актов государственного органа и органа местного самоуправления.

Права на земли подвергаются государственной регистрации, также как и иное имущество, в соответствии с Законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с последними изменениями в законодательстве значительно упрощен порядок регистрации прав на землю, с которым необходимо ознакомиться, изучив закон «О дачной амнистии» №93 –ФЗ от 30 июня2006 года. Для облегчения усвоения материала по упрощенному порядку предоставления прав и регистрации прав на землю, в списке рекомендуемой литературы приводятся комментарии к этому закону, изданные «Библиотечкой Российской газеты».

При изучении вопроса о прекращении прав на землю необходимо рассмотреть такие основания как правомерные и неправомерные действия, бездействие и события. Особое внимание следует обратить на изъятие участков для государственных и муниципальных нужд, добровольный отказ от участка, принудительное прекращение прав на землю за ненадлежащее использование участков, для чего изучить статьи 44-55 ЗК РФ, а также ст. 280-283 ГК РФ

При подготовке по вопросу управления земельным фондом нужно обратить внимание на то, что, несмотря на данные Конституцией РФ совместные полномочия Федерации и субъектов по управлению природными ресурсами, ЗК РФ (ст. 8-11) устанавливает разграничение полномочий между государственными органами разных уровней и муниципальными властями.

Особое внимание должно быть уделено сделкам с землей, т.е. включение земли как недвижимости в гражданский оборот влечет за собой участи ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, залога и т.п., а значит появление особого рода сделок- земельно-правовых. Современный оборот земель должен быть частно-публичным, поэтому его следует регулировать земельным законодательством на основе общих положений гражданского законодательства о сделках с землей (ст.27 ГК РФ).

Современное земельное законодательство устанавливает, что права на землю признаются в судебном порядке (ст.59 ЗК РФ) и закрепляет переход от исключительно административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. При рассмотрении вопроса о земельных спорах следует исходить из того, что земельные споры - это споры о правах на землю, а их разрешение – один из способов защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей и землевладельцев. Споры граждан и юридических лиц, связанные с земельными отношениями, в том числе по предоставлению и изъятию участков, разрешаются в административном порядке, судебными органами и третейскими судами..

При изучении вопросов по охране земель необходимо учитывать, что без земли и почвы практически невозможно использование других природных ресурсов. Поэтому охрана земель рассматривается как обеспечение основы жизни и деятельности населения и создание условий для устойчивого развития общества (ст.9 Конституции РФ), ст. 12 ЗК РФ). В ст.12 ЗК РФ сформулированы цели охраны объектов- предотвращение деградации земель и создание условий для воспроизводства земельных ресурсов. В целом необходимо рассмотреть такие меры по охране земель, закрепленные в ст. 13 ЗК РФ о сохранении плодородного слоя почвы, рекультивации земель, консервации (выведении из хозяйственной деятельности) деградированных земель.

При изучении видов земельного контроля особое внимание следует уделить государственному надзору. В условиях рыночной экономики и наличия в России земельного рынка государственный контроль не утрачивает свою значимость, а приобретает новые направления и методы, т.к. лицам, обладающим земельными участками, предоставляется право самостоятельно хозяйствовать на земле.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения закреплены в ЗК РФ (ст. 74-76), а виды земельных правонарушений закреплены в УК РФ (ст. 170 и 254) и КоАП РФ (главы 7,8,10). Особое внимание требуется уделить вопросам возмещения убытков, причиненным земельными правонарушениями ст. 76 ЗК РФ).

Современное земельное законодательство устанавливает правовой режим для отдельных категорий земель, который закреплен в Земельном кодексе РФ.

В процессе изучения курса студентам надлежит приобрести широкие знания о земельном законодательстве, научиться анализировать нормативные правовые акты, получить практические навыки решения земельных вопросов и защиты земельных прав граждан и организаций.

Для успешного усвоения данной дисциплины студентам рекомендуется:

· посещать лекции, на которых студент получает знания по всем основным направлениям земельного законодательства в пределах изучаемого курса;

· посещать семинарские занятия, во время которых студент получает возможность более подробно изучить конкретные темы курса и применить усвоенные знания для решения практических задач;

· изучать рекомендуемую преподавателем и представленную в комплексе научную и учебную литературу, которая необходима не только для получения более глубоких знаний в области земельного права, но и для ознакомления с различными взглядами ученых правоведов и практиков на имеющиеся проблемы в современном земельном законодательстве;

· работать с текстами нормативно-правовых актов, что позволит студенту научиться понимать содержание нормативных документов, применять их для решения практических задач и формировать самостоятельное представление о современном земельном законодательстве.

В учебном процессе используются деловые игры и решение практических задач, что способствует активизации познавательной деятельности студентов. В ходе изучения курса студенты сдают промежуточную аттестацию (после тем 4- 8 и 10), цель которой определить уровень полученных знаний по пройденным темам.

Для более глубокого освоения курса учебной программой предполагается проведение текущих консультаций. Они проводятся преподавателем во внеучебное время по наиболее сложным вопросам дисциплины. Отдельные вопросы земельного права выносятся в ходе проведения научно-практических конференций и семинаров, проводимых на факультете. Поэтому рекомендуется участие студентов в этих мероприятиях. Завершается изучение курса проведением экзамена, который может проводиться как в письменной (в том числе тестирование), так и в устной форме (конкретная форма экзамена определяется преподавателем).

 

Планы семинарских занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.009 с.)