Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевая игра «Барьеры в общении»
Выбирается пять человек – активные игроки, остальные – наблюдатели. Эти пять человек, образуют небольшой круг, им на головы надевают «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.
Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы дать понять друг другу, что у них написано на шапочке. Соответственно каждый должен понять, что написано на шапочке у него. Роли: - обращайтесь со мной как с лидером; - игнорируйте меня; - спорьте со мной; - выслушайте меня внимательно; - соглашайтесь со мной. Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что нашему классу поручено подготовить к Новому году спектакль. Всем хочется играть главные роли. Как быть?» Далее участники игры обсуждают ситуацию (дается несколько минут), остальные наблюдают. После выполнения задания – общее обсуждение.
Вопросы: ♦ Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло это понять? ♦ Как вы друг другу помогали? ♦ Что было легко, что тяжело? ♦ Свойственна ли такая позиция в повседневном общении; ♦ Что было приятно, что неприятно? ♦ Что помогло (или помешало) договориться?
Предлагается высказывать свои мнения наблюдателям. В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»: - непонимание интересов собеседника; - конфликтогенные черты характера; - некоммуникабельность; - неумение слушать; - отсутствие чувства юмора.
Игра «Изображение понятий».
Все сидят лицом в круг. Учитель. Сейчас желающий выйдет ненадолго из класса, а мы в это время задумаем слово, понятие. Потом водящий войдет, и будет подходить, к кому захочет. И тот, к кому подойдет водящий, будет изображать это понятие. Задача водящего - догадаться, какое понятие мы задумали. Названия предметов брать не нужно. Подбирать такие понятия как, например, «помощь», «дружба», «ночь», «весна» и т.д.
4. Упражнение «Договоритесь»: проигрывая заданную ситуацию, необходимо договориться.
Ситуация:
Классу предлагается поездка в город. Дети должны договориться о том, куда они вместе пойдут в музей или в цирк. Принятое решение должно устроить всех.
Вопросы:
♦ Какие стратегии вы выбрали? ♦ Какие встречались барьеры? ♦ Что получилось, не получилось?
Вывод: Чтобы в общении не было барьеров необходимо взаимное сотрудничество, умение слушать и принимать интересы собеседника, развивать коммуникативные навыки. Занятие 3. Выразительные движения или как понять людей без слов.
Цели и задачи: - привлечь внимание детей к невербальным средствам общения; - дать возможность потренироваться в невербальном общении; - показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания людей друг друга.
Ход занятия 1. Упражнение «Похвали себя сам»: каждый из вас сейчас будет называть своё имя и на первую букву имени называть хорошее качество, которое есть у вас. 2. Упражнение «Пойми меня»: сейчас вы поделитесь на группы. Ваша задача, без слов с помощью мимики и жестов показать нам ситуации, которые будут написаны на листочках, а остальные будут угадывать. Ситуации: ♦ Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик… ♦ Сегодня на улице очень холодно. ♦ Я смотрел по телевизору смешную передачу. Вопросы: ♦ Почему не сразу удалось отгадать, что показывали ребята? ♦ Какие движения помогали понять? Вывод: не всё можно объяснить жестами, поэтому очень важно при общении с людьми использование слов и жестов в совокупности. Учитель. Ребята, а вы знаете, что некоторые люди, которые не могут общаться с помощью слов, по причине болезни (глухонемые) и в силу своей профессии (регулировщик, спортивный судья, сурдопереводчик, дирижёр.) Какие невербальные средства общения используете вы сами? Ученик. Встаём, когда учитель входит в класс; машем рукой на прощание. Учитель. Кроме жестов большую роль в общении играют мышцы лица (мимика). 3. «Инсценировка»: в группах подготовить и показать ситуации: Ситуации: ♦ Мальчик отказывается идти к зубному врачу из-за страха и говорит, что у него уже зуб не болит. ♦ Девочка отказывается от помощи прохожего, говоря, что ей не тяжело, а сама не может поднять тяжёлые сумки.
♦ Мама просит сына сходить в магазин, он говорит, что сходит, при этом продолжает сидеть за компьютером. 4. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»: положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. 5. Рефлексия: - В каких ситуациях люди говорят не то, что думают, или то, что не соответствует действительности? (страх, нежелание обидеть другого человека, желание выглядеть лучше, чтоб отстали…); - Было ли такое у вас? Вывод: чтобы люди лучше понимали друг друга слова и выразительные движения должны совпадать. Общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы общаться было приятно. Занятие 4. Общение в ситуации просьбы. Роль интонации. Цели и задачи: - показать, что несовпадение интонации с содержанием сказанного ведёт к изменению смысла фразы; - развить у учащихся умения регулировать тон своего голоса в ситуациях просьбы; - дать потренироваться в использовании различной интонации в ситуациях просьбы; Ход занятия 1. Игра «Нас с тобой объединяет...»: участники сидят лицом в круг, у учителя в руках - мячик.
Учитель. Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом. Я брошу кому-то мяч, назову его по имени и скажу, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-то другому, назовет его по имени и скажет: «Нас с тобой объединяет...». Постараемся быть внимательными и никого не пропустить». 2. Упражнение «Рассказ»: учащиеся садятся в круг, учитель читает рассказ. Учитель. «В школе уже месяц шли занятия, когда в наш класс пришли два новых ученика: Егор и Лёша. Они много пропустили, и поэтому учительница предложила взять у одноклассников тетради и переписать. Так получилось, что оба мальчика подошли к одной и той же однокласснице. Лёша сказал: «Маша, дай мне, пожалуйста, свои тетрадки, чтобы я смог переписать пропущенный материал», а Егор сказал: «Дай мне свои тетради, мне надо их переписать». Но Маша согласилась помочь только Лёше..» Вопрос: ♦ Как вы думаете почему? Учитель. Сегодня мы с вами поговорим об интонации. Интонация – это изменение голоса. Изменив интонацию, мы можем изменить смысл слова или предложения. Например, как мы читали в сказке Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»: «Казнить нельзя помиловать». Большую роль интонация играет в ситуациях просьбы. Просить не всегда бывает просто. Очень важно как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, требовать или сказать вежливо. От того, как вы попросите, зависит, выполнит человек вашу просьбу или нет. 3. Упражнение «Просьба»: сейчас каждый из вас, по очереди, будет выходить в круг, и обращаться с просьбой к кому-нибудь. Говорящий придумает, как он будет просить, а остальные будут угадывать, анализируя интонацию, жесты, мимику. Вопросы: ♦ Что вы чувствовали, когда к вам обращались с приказом, умоляли, просили вежливо? ♦ Что вы чувствовали, когда сами умоляли, приказывали, просили вежливо? ♦ Как вы считаете, в каких ситуациях вы общались на равных? Учитель. Бывают ситуации, когда просящий сомневается в выполнении просьбы. В этом случае можно объяснить человеку, почему для вас это важно. Например:
Учитель. Сравните две эти просьбы. Как вы думаете, какую из них выполнят с большим желанием?
4. Упражнение «Пары»: сейчас вы разобьетесь на пары, и будете просить друг друга о чём-нибудь, объясняя при этом, почему вам это важно. Старайтесь, чтобы просьба звучала убедительно: - попросить книгу - попросить игру; - попросить линейку - попросить ластик; - попросить ручку - попросить тетрадь. Вопросы: ♦ Всем ли удалось добиться выполнения просьбы? ♦ Если не получилось, какие были трудности?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.015 с.) |