Ролевая игра «Барьеры в общении» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ролевая игра «Барьеры в общении»



Выбирается пять человек – активные игроки, остальные – наблюдатели. Эти пять человек, образуют небольшой круг, им на головы надевают «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.

 

Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы дать понять друг другу, что у них написано на шапочке. Соответственно каждый должен понять, что написано на шапочке у него.

Роли:

- обращайтесь со мной как с лидером;

- игнорируйте меня;

- спорьте со мной;

- выслушайте меня внимательно;

- соглашайтесь со мной.

Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что нашему классу поручено подготовить к Новому году спектакль. Всем хочется играть главные роли. Как быть?»

Далее участники игры обсуждают ситуацию (дается несколько минут), остальные наблюдают.

После выполнения задания – общее обсуждение.

 

Вопросы:

♦ Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло это понять?

♦ Как вы друг другу помогали?

♦ Что было легко, что тяжело?

♦ Свойственна ли такая позиция в повседневном общении;

♦ Что было приятно, что неприятно?

♦ Что помогло (или помешало) договориться?

 

Предлагается высказывать свои мнения наблюдателям. В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»:

- непонимание интересов собеседника;

- конфликтогенные черты характера;

- некоммуникабельность;

- неумение слушать;

- отсутствие чувства юмора.

 

Игра «Изображение понятий».

 

Все сидят лицом в круг.

Учитель. Сейчас жела­ющий выйдет ненадолго из класса, а мы в это время задумаем слово, понятие. Потом водящий войдет, и будет подходить, к кому захочет. И тот, к кому подойдет водящий, будет изображать это по­нятие. Задача водящего - догадаться, какое понятие мы задумали. Названия предме­тов брать не нужно. Подбирать такие по­нятия как, например, «помощь», «дружба», «ночь», «весна» и т.д.

 

 

4. Упражнение «Договоритесь»: проигрывая заданную ситуацию, необходимо договориться.

 

Ситуация:

 

Классу предлагается поездка в город. Дети должны договориться о том, куда они вместе пойдут в музей или в цирк. Принятое решение должно устроить всех.

 

Вопросы:

 

♦ Какие стратегии вы выбрали?

♦ Какие встречались барьеры?

♦ Что получилось, не получилось?

 

Вывод: Чтобы в общении не было барьеров необходимо взаимное сотрудничество, умение слушать и принимать интересы собеседника, развивать коммуникативные навыки.

Занятие 3.

Выразительные движения или как понять людей без слов.

 

Цели и задачи:

- привлечь внимание детей к невербальным средствам общения;

- дать возможность потренироваться в невербальном общении;

- показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания людей друг друга.

 

Ход занятия

1. Упражнение «Похвали себя сам»: каждый из вас сейчас будет называть своё имя и на первую букву имени называть хорошее качество, которое есть у вас.

2. Упражнение «Пойми меня»: сейчас вы поделитесь на группы. Ваша задача, без слов с помощью мимики и жестов показать нам ситуации, которые будут написаны на листочках, а остальные будут угадывать.

Ситуации:

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик…

Сегодня на улице очень холодно.

♦ Я смотрел по телевизору смешную передачу.

Вопросы:

♦ Почему не сразу удалось отгадать, что показывали ребята?

♦ Какие движения помогали понять?

Вывод: не всё можно объяснить жестами, поэтому очень важно при общении с людьми использование слов и жестов в совокупности.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что некоторые люди, которые не могут общаться с помощью слов, по причине болезни (глухонемые) и в силу своей профессии (регулировщик, спортивный судья, сурдопереводчик, дирижёр.) Какие невербальные средства общения используете вы сами?

Ученик. Встаём, когда учитель входит в класс; машем рукой на прощание.

Учитель. Кроме жестов большую роль в общении играют мышцы лица (мимика).

3. «Инсценировка»: в группах подготовить и показать ситуации:

Ситуации:

♦ Мальчик отказывается идти к зубному врачу из-за страха и говорит, что у него уже зуб не болит.

♦ Девочка отказывается от помощи прохожего, говоря, что ей не тяжело, а сама не может поднять тяжёлые сумки.

♦ Мама просит сына сходить в магазин, он говорит, что сходит, при этом продолжает сидеть за компьютером.

4. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»: положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

5. Рефлексия:

- В каких ситуациях люди говорят не то, что думают, или то, что не соответствует действительности? (страх, нежелание обидеть другого человека, желание выглядеть лучше, чтоб отстали…);

- Было ли такое у вас?

Вывод: чтобы люди лучше понимали друг друга слова и выразительные движения должны совпадать. Общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы общаться было приятно.

Занятие 4.

Общение в ситуации просьбы. Роль интонации.

Цели и задачи:

- показать, что несовпадение интонации с содержанием сказанного ведёт к изменению смысла фразы;

- развить у учащихся умения регулировать тон своего голоса в ситуациях просьбы;

- дать потренироваться в использовании различной интонации в ситуациях просьбы;

Ход занятия

1. Игра «Нас с тобой объединяет...»: участники сидят лицом в круг, у учителя в руках - мя­чик.

 

Учитель. Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом. Я брошу кому-то мяч, назову его по имени и скажу, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-то другому, назовет его по имени и скажет: «Нас с тобой объединяет...». Постараемся быть внимательными и никого не пропустить».

2. Упражнение «Рассказ»: учащиеся садятся в круг, учитель читает рассказ.

Учитель. «В школе уже месяц шли занятия, когда в наш класс пришли два новых ученика: Егор и Лёша. Они много пропустили, и поэтому учительница предложила взять у одноклассников тетради и переписать. Так получилось, что оба мальчика подошли к одной и той же однокласснице. Лёша сказал: «Маша, дай мне, пожалуйста, свои тетрадки, чтобы я смог переписать пропущенный материал», а Егор сказал: «Дай мне свои тетради, мне надо их переписать». Но Маша согласилась помочь только Лёше..»

Вопрос:

♦ Как вы думаете почему?

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим об интонации. Интонация – это изменение голоса. Изменив интонацию, мы можем изменить смысл слова или предложения. Например, как мы читали в сказке Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»: «Казнить нельзя помиловать».

Большую роль интонация играет в ситуациях просьбы. Просить не всегда бывает просто. Очень важно как человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, требовать или сказать вежливо. От того, как вы попросите, зависит, выполнит человек вашу просьбу или нет.

3. Упражнение «Просьба»: сейчас каждый из вас, по очереди, будет выходить в круг, и обращаться с просьбой к кому-нибудь. Говорящий придумает, как он будет просить, а остальные будут угадывать, анализируя интонацию, жесты, мимику.

Вопросы:

♦ Что вы чувствовали, когда к вам обращались с приказом, умоляли, просили вежливо?

♦ Что вы чувствовали, когда сами умоляли, приказывали, просили вежливо?

♦ Как вы считаете, в каких ситуациях вы общались на равных?

Учитель. Бывают ситуации, когда просящий сомневается в выполнении просьбы. В этом случае можно объяснить человеку, почему для вас это важно.

Например:

  1. Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне надо.
  2. Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Я давно хочу её прочитать, но нигде не могу найти.

Учитель. Сравните две эти просьбы. Как вы думаете, какую из них выполнят с большим желанием?

4. Упражнение «Пары»: сейчас вы разобьетесь на пары, и будете просить друг друга о чём-нибудь, объясняя при этом, почему вам это важно. Старайтесь, чтобы просьба звучала убедительно:

- попросить книгу - попросить игру;

- попросить линейку - попросить ластик;

- попросить ручку - попросить тетрадь.

Вопросы:

♦ Всем ли удалось добиться выполнения просьбы?

♦ Если не получилось, какие были трудности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.015 с.)