Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составила: Мрясова Светлана Дмитриевна,

Поиск

Составила: Мрясова Светлана Дмитриевна,

Учитель начальных классов

 

 

Пояснительная записка

 

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашей школы, в том числе и для учеников моего класса.

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Я работаю учителем начальных классов после окончания Красноуфимского педагогического училища в 1985 году. В 2002 году окончила Уральский государственный педагогический университет. Педагогический стаж работы - 25 лет. Опыт работы классным руководителем -25 лет. В данный момент являюсь классным руководителем 3 б класса муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательная школа №1 городского округа Красноуфимск Свердловской области.

В классе 20 человек, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Коллектив работоспособный, уровень познавательной активности детей высокий, успеваемость хорошая; учащиеся интересуются общественными делами и с удовольствием выполняют общественные поручения. В этом году в класс пришел новый ученик. В целом взаимоотношения между детьми дружеские, несмотря на то, что в классе есть несколько групп по интересам. Случаются иногда разногласия и ссоры между детьми, т. к. для детей этого возраста характерна слабая саморегуляция своих эмоций и действий. Это выражается в непроизвольных реакциях на возникшую ситуацию в виде неожиданных и для самого ребенка поступках, плача, обиды, иногда восторга. Следует помнить, что в младшем школьном возрасте открыто проявляются не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей: их реакция на замечания учителя, их неумение установить положительные контакты со сверстниками, эгоцентризм при оценке успехов в учебе, желание помочь учителю и ученикам, потребность в игровой деятельности, трудности в адаптации к разным видам учебных занятий. Ко всему сказанному хочется добавить еще и недостаток общения в семье, что также приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками, поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу.

Учатся мальчики хорошо. В классном коллективе чувствуют свое превосходство, в основном, за счёт своей физических данных, жёсткости, умения навязать свою волю. Могут вести себя грубовато с одноклассниками, проявлять несдержанность на уроках: выкрикивают с места, перебивая ответы других учеников и учителя; проявляют недисциплинированность на переменах: высмеивают физические недостатки своих одноклассников, дразнят, задираются к другим ученикам.

Сложившаяся ситуация стала тревожить меня и родителей. Они стали обращаться с жалобами на этих мальчиков. Я проводила индивидуальные беседы с каждым из них, приглашала родителей в школу, посещала их семьи. Однако ожидаемого результата не достигла. Поэтому назрела необходимость создания программы по урегулированию взаимоотношений в классном коллективе, созданию отношений сотрудничества-соучастия во всех делах, интереса друг к другу, оптимизма, взаимного доверия в общении. Мной была разработана программа «Умей дружить», в которой использованы различные методики и технологии работы с классным коллективом. Программа рассчитана на 7 занятий, которые проводятся в рамках классных часов с использованием различных диагностик, тренингов, игр, бесед. Продолжительность занятий 40 минут.

 

Темы занятий:

 

1. Наш класс.

2. Барьеры в общении.

3. Выразительные движения или как понять людей без слов.

4. Общение в ситуации просьбы. Роль интонации.

5. Общение в ситуациях отказа.

6. Правила бесконфликтного общения.

7. Умей дружить.

Ключевым занятием программы является классный час на тему: «Правила бесконфликтного общения», на который будут приглашены родители. Ведь проблема межличностных отношений актуальна для любого классного коллектива. Формой проведения данного мероприятия выбрала мастер-класс.

Он направлен на знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения, на формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, на устойчивое развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность, на практическое применение полученных знаний.

Классный час знакомит учащихся с понятиями "конфликт", "компромисс", объясняет, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.

Особенность мероприятия – активизация познавательной деятельности, продуктивная работа всех учащихся. Сочетание научности с играми, инсценировками, дают возможность добиться того, что все дети работают увлеченно.

Проблемы, поднятые на данном мероприятии, будут рассмотрены на последующих классных часах, возможно, будут обсуждаться учащимися вне школы, в семье, что будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания детей. Мероприятие предусматривает предупреждение педагогической запущенности конфликтных ситуаций.

 

Цель: формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе

Задачи:

1. Образовательные:

- знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения:

- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;

- ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс».

2. Развивающие:

- развитие познавательного интереса учащихся;

- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

3. Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

- формирование социально одобряемых форм поведения.

 

Предполагаемый результат

Мастер-класс предполагает переход на более высокий уровень развития критического мышления учащегося в процессе воспитания навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость.

Ребята научатся брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, научатся управлять своими эмоциями, сформируются навыки самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению.

В результате сформируется благоприятная эмоционально-психологическая и нравственная атмосфера в классе. Учащиеся будут иметь представления о различных вариантах человеческого общения, смогут разрешить конфликт, найти компромисс.

Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социумес учетом позиций других людей.

 

Содержание мастер-класса:

- игровой тренинг «Звездочки и созвездия»;

- беседа-диалог;

- стихи;

- сценки «Два козлика», «Две козы», «Зеркало»;

- игра «Трио».

 

Методики и технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- игровые технологии;

- технология деятельностного метода;

- методика высоких форм общения по Иванову И.П.;

- информационно-коммуникативные технологии.

- технология педагогики сотрудничества

Оборудование:

- запись темы мероприятия на отдельном плакате;

- музыкальный центр, диски, кассеты;

- плакаты с высказываниями:

- «Доброта – язык, на котором немые люди могут говорить и который глухие могут слышать» (П. Бови);

- «Доброму слову – добрый ответ» (народная мудрость);

- «Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра» (Эпиктет).

- толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;

- две коробки для игры;

- маски для сценок;

- таблички «конфликт», «компромисс», «уступка», «сотрудничество», «юмор»;

- лист А 4 с описанием ситуаций для обсуждения;

- плакат «Правила бесконфликтного общения».

Подготовительная работа:

- распределение стихов между учащимися;

- распределение ролей в сценках;

- репетиции стихов и сценок;

- изготовление масок для учащихся;

- изготовление плакатов

 

Ход занятия

Й ученик

 

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

2 часть. Формирование подходов к решению проблемы

Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На доску вывешивается 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).

А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо

Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).

Учитель. Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.

Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.

Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».

«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).

Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга?

Ученики. Иногда между людьми возникает непонимание.

Учитель. Что означает выражение «правильно понимать других людей»?

Ученики. Надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других.

Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?

Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам.

Учитель. А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)

Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.

Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.

Ученик.

Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Ученики. Конфликт –это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.

Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт это столкновение, серьезное разногласие, спор».

Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

 

Ситуации:

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- не скажите ничего;

- пожалуетесь учителю.

 

Ученики. Сделаю ему замечание.

 

  1. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

 

- будете плакать;

- продолжите играть;

- начнёте злиться;

- ничего не скажете.

 

Ученики. Продолжу играть.

 

  1. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

 

- толкнете и отнимите ластик;

- ударите и отнимите;

- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;

- скажите учительнице;

- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.

 

Ученики. Попрошу вернуть ластик.

Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется 5-е правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).

Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.

(Звучит музыка, проводится игра)

Игра «Трио»

 

(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)

Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием

 

Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?

Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе.Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.

Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)

Ученик.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

(Р.Гамзатов)

Учитель. Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.

 

Два козлика

 

 

Через ручей положена доска.

Встретились на доске два козлика.

Ни один не хотел уступать

другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

 

Учитель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?

Ученик. Я бы уступил дорогу.

Учитель. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным. (На доске появляются следующие правила: «В споре будь сдержан и тактичен»,

«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков» ).

Учитель. На уроке литературного чтения мы читали повесть С. Голицына «Сорок изыскателей». Давайте вспомним отрывок из 4-ой главы «Первые неприятности, первые трудности». (Читает подготовленный ученик)

Ученик. Вода в ведрах закипела. В одно засыпали пшенный концентрат, в другое – сухой кисель. Витя Большой стал мешать кашу ольховой палкой-мешалкой с таким серьезным видом, точно решал задачи.

Тут выяснилось, что Галя и Соня забыли ложки. Да, все-таки и забыли; от смущения Галя поджала губки и скосила глаза. А Соня засмеялась.

- Самое важное и забыли! – рассердилась Магдалина Харитоновна.

Надо было действительно как можно скорее опустошить оба ведра, вымыть их и вновь поставить кипятить воду для чая, в одном ведре – из малиновых листьев, в другом – из ежевичных.

- Эх, вы! – презрительно бросил Володя. – Только всех задерживаете!

- С девчонками связываться – вечно одни недоразумения! – процедил Витя Большой.

Учитель. Вспомните, что было дальше? (Ответы детей) Как удалось детям избежать ссоры?

Ученик. Братья-близнецы помогли разрешить конфликтную ситуацию, сделали девочкам ложки из природного материала.

Учитель. Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись»).

Учитель. Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Давайте посмотрим сказку «Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры. (Инсценировка).

 

Две козы

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?

Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

 

Учитель. Как козам удалось избежать конфликта?

Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.

Учитель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

Ученики. Нужно уступать друг другу.

Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.

Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом.

Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется 9-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс »).

 

Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Следующая сценка продемонстрирует нам, как можно с помощью шутки выйти из конфликтной ситуации.

Сценка «Зеркало»

Роли исполняют учащиеся

Автор. Жил-был один носорог. Он имел привычку обзываться и над всеми издеваться.

Носорог (Верблюду). Горбун! Горбун!

Верблюд. Это я горбун? Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!

Носорог (Слону). Эй, толстокожий! Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу.

Слон. И чего это он ко мне пристает? Хоботом своим я доволен, и он совсем не похож на хвост!

Носорог (Жирафу). Дяденька, достань воробушка!

Жираф. Сам-то больно хорош!

Автор. Однажды друзья раздобыли где-то зеркало и стали искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал.

Носорог (Страусу). Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

Верблюд (Носорогу). Послушай, друг! Неужели ты сам себя красивым считаешь и выше всех ставишь?

Носорог. Конечно! Кто же в этом сомневается?!

Слон. Ну, тогда посмотри на себя. (Подает Носорогу зеркало)

Носорог. Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что за уродина на меня смотрит? Что у неё на носу! Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

Автор. И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало. Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Учитель. Правильно ли вел себя носорог? Почему?

Ученики. Носорог вел себянеправильно. Нельзя издеваться, смеяться и обижать других людей.

Учитель. Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

Ученик.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измеряются

Все земные труды.

Может, вырастишь деревце

На земле Кулунды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

(Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего?»)

Приложения к программе «Умей дружить»

Программа «Умей дружить»

Цель программы: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать; сплочение классного коллектива.

Задачи:

 

1. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;

2. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

3. Формирование адекватной оценки себя и других;

4. Активизация процесса познания себя и окружающих;

5. Отработка навыков общения и взаимодействия со сверстниками.

 

Программа рассчитана на 7 занятий, которые проводятся в рамках классных часов с использованием различных диагностик, тренингов, игр, бесед. Продолжительность занятий 40 минут.

 

Темы занятий:

 

1. Наш класс.

2. Барьеры в общении.

3. Выразительные движения или как понять людей без слов.

4. Общение в ситуации просьбы. Роль интонации.

5. Общение в ситуациях отказа.

6. Правила бесконфликтного общения.

7. Умей дружить.

 

Предполагаемый результат

 

В результате реализации программы будут совершенствоваться коммуникативные навыки учащихся путем активного игрового взаимодействия; будет создана благоприятная атмосфера для сплочения учащихся в коллективе; сформируется положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; научатся устранять психологические барьеры, ограничивающие эффективность общения; сформируются отношения партнерства и сотрудничества. У ребят сформируются навыки совместной деятельности. Они научатся задумываться над своими поступками, научатся жить в коллективе, учитывая интересы и возможности окружающих.

 

 

Занятие 1.

 

Наш класс.

Цели и задачи:

- выявить уровень взаимоотношений в классе;

- развивать доброжелательное отношение детей друг к другу;

- способствовать расширению знаний друг о друге.

Ход занятия

1. Упражнение-диагностика «Картинки»: каждому ребенку раздается лист А 4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Художественные способности здесь не важны, главное – то, каким дети видят свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин дается 10 минут.

Когда картины готовы, каждый по очереди будет презентовать свой рисунок, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.

 

Вопросы:

♦ Насколько совпадает ваше представление о классе с представлениями других?

♦ С чем вы согласны, а с чем нет?

♦ Что показалось неожиданным?

2. Упражнение «Ласковое имя»: каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.

Учитель. У нас у всех есть любимое занятие или увлечение, которым мы занимаемся в свободное время. Сейчас каждый из вас расскажет нам о нём, но не словами, а жестами.

3. Упражнение «Моё любимое занятие»: каждый из ребят, по очереди, выходит в центр круга и без слов с помощью жестов показывает своё любимое занятие, хобби, вид спорта. Все угадывают, когда желающие выскажутся, ведущий говорит правильный ответ.

Вопросы:

♦ У кого самое необычное увлечение?

♦ Как помогают увлечения в жизни, какие качества они развивают

♦ У кого самое необычное увлечение?

(Подробнее остановиться на совместных увлечениях, командных видах спорта. Подвести к мысли, что вместе можно достигнуть больших успехов, чем одному.)

4. Упражнение «Рассказ»: у детей ручки и листочки, на которых они пишут свои имена и фамилии. Дети опускают листочки в мешочек, где они перемешиваются. Затем каждый вытаскивает по одному листочку, и о человеке, чье имя на листочке пишет короткий рассказ, стараясь рассказать как можно точнее, чем он отличается. Затем, не называя его имени рассказать, чем он от вас отличается и почему вам дорог. Задача учеников – отгадать, о ком идет речь?

Вопросы:

♦ Сложно ли было написать рассказ?

♦ Что помогло догадаться, о ком идет речь?

♦ Интересно ли общаться с людьми, которые не похожи на вас?

5. Упражнение «Доброе тепло»: встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами.

6. Рефлексия:

♦ Что нового вы узнали друг о друге?

♦ Удивил ли вас кто-то из ребят?

♦ Есть ли какое-то занятие, которому вы хотели научиться?

Вывод: общаясь с людьми непохожими на тебя можно узнать много нового и интересного.

 

Занятие 2.

Барьеры в общении.

Цели задачи:

- привлечь внимание детей к тому, что непонимание между людьми мешает общению;

- показать какие могут возникнуть барьеры в процессе общения;

- развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;

Ход занятия

1. Упражнение «Картина двух художников»

Участники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги формата А 4 и карандаш. Участники сидят по двое за столом и выполняют следующее задание: держась одновременно за карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать дом, кошку и цветок Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну подпись.

Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги.

Вопросы:

♦ Как вы действовали: рисовал кто-то один или вы менялись ролями?

♦ Как изъяснялись друг с другом без слов?

♦ Довольны ли оба результатом работы?

♦ Как можно достичь единства?

Игра «Изображение понятий».

 

Все сидят лицом в круг.

Учитель. Сейчас жела­ющий выйдет ненадолго из класса, а мы в это время задумаем слово, понятие. Потом водящий войдет, и будет подходить, к кому захочет. И тот, к кому подойдет водящий, будет изображать это по­нятие. Задача водящего - догадаться, какое понятие мы задумали. Названия предме­тов брать не нужно. Подбирать такие по­нятия как, например, «помощь», «дружба», «ночь», «весна» и т.д.

 

 

4. Упражнение «Договоритесь»: проигрывая заданную ситуацию, необходимо договориться.

 

Ситуация:

 

Классу предлагается поездка в город. Дети должны договориться о том, куда они вместе пойдут в музей или в цирк. Принятое решение должно устроить всех.

 

Вопросы:

 

♦ Какие стратегии вы выбрали?

♦ Какие встречались барьеры?

♦ Что получилось, не получилось?

 

Вывод: Чтобы в общении не было барьеров необходимо взаимное сотрудничество, умение слушать и принимать интересы собеседника, развивать коммуникативные навыки.

Занятие 3.

Ход занятия

1. Упражнение «Похвали себя сам»: каждый из вас сейчас будет называть своё имя и на первую букву имени называть хорошее качество, которое есть у вас.

2. Упражнение «Пойми меня»: сейчас вы поделитесь на группы. Ваша задача, без слов с помощью мимики и жестов показать нам ситуации, которые будут написаны на листочках, а остальные будут угадывать.

Ситуации:

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик…

Сегодня на улице очень холодно.

♦ Я смотрел по телевизору смешную передачу.

Вопросы:

♦ Почему не сразу удалось отгадать, что показывали ребята?

♦ Какие движения помогали понять?

Вывод: не всё можно объяснить жестами, поэтому очень важно при общении с людьми использование слов и жестов в совокупности.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что некоторые люди, которые не могут общаться с помощью слов, по причине болезни (глухонемые) и в силу своей профессии (регулировщик, спортивный судья, сурдопереводчик, дирижёр.) Какие невербальные средства общения используете вы сами?

Ученик. Встаём, когда учитель входит в класс; машем рукой на прощание.

Учитель. Кроме жестов большую роль в общении играют мышцы лица (мимика).

3. «Инсценировка»: в группах подготовить и показать ситуации:

Ситуации:

♦ Мальчик отказывается идти к зубному врачу из-за страха и говорит, что у него уже зуб не болит.

♦ Девочка отказывается от помощи прохожего, говоря, что ей не тяжело, а сама не может поднять тяжёлые сумки.

♦ Мама просит сына сходить в магазин, он говорит, что сходит, при этом продолжает сидеть за компьютером.

4. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»: положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

5. Рефлексия:

- В каких ситуациях люди говорят не то, что думают, или то, что не соответствует действительности? (страх, нежелание обидеть другого человека, желание выглядеть лучше, чтоб отстали…);

- Было ли такое у вас?

Вывод: чтобы люди лучше понимали друг друга слова и выразительные движения должны совпадать. Общение должно быть искренним и правдивым для того, чтобы общаться было приятно.

Занятие 4.

Занятие 5.

Ход занятия

1. Упражнение «Ласковое имя»: каждый участник называет себя ласковым именем, остальныехором повторяют.

Учитель. На прошлом занятии мы тренировались с вами вежливо просить о чём-либо друг друга. Но бывают ситуации, когда человек по каким-то причинам не может выполнить вашу просьбу. Здесь важно правильно, т.е. вежливо отказать, не обидев при этом собеседника.

2. Сценка:

- Дай мне почитать книжку!

- Я не могу тебе её сейчас дать, я сам читаю.

- Не дашь – не буду с тобой дружить! И всем расскажу, что ты жадина!

- Ладно, бери…

Вопросы:

♦ Какие чувства испытывают первый и второй мальчики?

♦ Захотят ли эти ребята общаться дальше?

♦ Как надо было поступить первому мальчику?

♦ Случались ли, что отказывали вам?

Учитель. Важно помнить, что нам могут отказать в просьбе. В этой ситуации, прежде чем обижаться, следует понять причину отказа. Возможно, человек действительно не может выполнить вашу просьбу, даже если очень хочет вам помочь.

Сегодня мы потренируемся вежливо отказывать, т.к. чаще всего говорить «нет» сложнее, чем соглашаться.

Послушайте, пожалуйста, и определите, где вежливый отказ, а где нет.

3. Ситуации:

♦ Мама. Коля, пропылесось ковер. Он очень пыльный.

Коля. Мамуль, прости, сегодня не смогу. Завтра контрольная по математике, надо подготовиться. Завтра обязательно сделаю.

Мама. Ну хорошо. Только не забудь, раз обещал.

Саша. Дай списать задачу, Колька!

Коля. Не дам. Решай сам.

Коля. Угости меня, пожалуйста, конфетой.

Саша. Ой, я не могу. Я её уже съел. Извини, что не предложил тебе.

Упражнение «Пары»

Учитель. Сейчас вы будете работать в парах. Один из вас будет просить, а другой вежливо отказывать. Для того, чтобы отказ был убедительный, необходимы уважительные и серьёзные причины. А чтобы работать вам было легче, я хочу предложить вам формулу вежливого отказа:

Вежливый отказ = Отказать, используя вежливые слова, доброжелательную интонацию, уверенно, глядя в глаза собеседнику. + Объяснить причину, по которой ты не можешь выполнить просьбу.

Ситуации:

♦ Давай прогуляем.

♦ Давай покурим.

♦ Давай сходим с тобой в компьютерный клуб.

Вопрос:

♦ Что вы чувствовали, когда вам отказывали или, когда отказывали вы?

5. Упражнение «Улыбка»: вам нужно повернуться лицом к соседу, сидящему справа и улыбнуться ему самой доброй и ласковой улыбкой, мысленно пожелав при этом всего самого х



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.79 (0.014 с.)