Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и развитие художественно-творческих способностей детей

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ: Художественно-графический

Направление 050100 Педагогическое образование

Магистерская программа Художественное образование (изобразительное искусство)

Курсовая работа

Методические системы художественно-педагогического образования

Тема

Диагностика и развитие художественно-творческих способностей детей

Выполнил: студент, гр.

Проверил: д.п.н., профессор Шабанова О.П.

Курск 2012-05-23

Проблемы восприятия рисунка дошкольником

 

Развитие восприятия рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям: во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; во-вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, наконец, совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

Развитие понимания связи рисунка с действительностью.

Дети хорошо узнают изображения знакомых предметов, людей, ситуаций, но относятся к картине не так как взрослые. Для младшего дошкольника картинка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Когда дошкольнику показывают картинку, на которой изображен стоящий спиной человек, и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на оборотной стороне листа бумаги. Ребенок загораживает нарисованного козленка от нарисованного волка, удивляется тому, что изображения остаются неизменными и неподвижными.

Постепенно дети усваивают, какие свойства предметов могут быть изображены, а какие нет. На собственном опыте они убеждаются в том, что нарисованными предметами нельзя действовать так, как с настоящими.

Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу переходят к пониманию их именно как изображений. Младшие дошкольники относятся к нарисованному предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего.

Когда детям 3-х лет показывают перспективный рисунок, на переднем плане которого изображен одноэтажный домик, а на заднем многоэтажный, и спрашивают, какой дом больше, дети всегда указывают на передний, т.к. площадь занимаемая им на рисунке больше. Не помогает и дополнительная беседа, в ходе которой ребенок, отвечая на вопросы взрослого вспоминает, что одноэтажные домики он видел и они маленькие, а многоэтажные больше. После беседы дети продолжают утверждать, что на картинке передний дом больше. Соотношения предметов на картинке воспринимаются сами по себе, независимо от их реальных соотношений.

В среднем дошкольном возрасте дети в достаточной мере усваивают связь рисунка и действительности. В частности, они правильно определяют сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях, говорят, что многоэтажный дом больше одноэтажного. Однако это относится только к знакомым предметам. Однако понимания отношения рисунка к действительности недостаточно, чтобы правильно воспринимать свойства изображенных предметов и их соотношения.

Дети еще не владеют нормами и правилами изоискусства, в соответствии с которыми строится рисунок.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Проблемы восприятия рисунка дошкольником

2. Развитие творческих способностей школьников на

разных возрастных этапах средствами изобразительного искусства

3. Диагностика творческих способностей детей в начальной школе

4. Проблема изодеятельности кризисного периода подростка.

Воображение у ребенка и подростка.

5. Система тренировочных заданий, направленных на развитие

компонентов художественно-творческих способностей

младших школьников

6. Психологические рисуночные тесты как объективный научный метод в области исследований изобразительной деятельности

 

 

Особенно сложно для них восприятие перспективы. Если на картинке изображены незнакомые ребенку предметы, которые могут иметь разную форму и величину (деревья, горы), он воспринимает их в зависимости абсолютной величины и формы самих изображений. Так удаленная елочка оценивается им как маленькая, крупная тарелка в перспективном искажении как овальная. Буквально воспринимают дети другие особенности рисунков: светотень выступает как грязь, предметы расположенные на заднем плане и заслоненные другими, оцениваются как поломанные.

Только к концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение, но и в этот период оценка чаще всего основывается на знании правил такого изображения, усвоенных от взрослых (то, что дальше – меньше, ближе – больше), а не на непосредственном восприятии перспективных отношений. Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом деле он большой.

Та ступень, на которой рисунок воспринимается правильно без всяких дополнительных рассуждений, достигается уже за пределами дошкольного возраста.

Развитие ориентировки в пространстве.

Ребенок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает 3-х летний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчета», по отношению к которой ребенок только и может определять направления. Под руководством взрослых ребенок начинает выделять и правильно называть свою правую руку. Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удается ребенку только по отношению к положению правой руки. «Правое» или «левое» кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находится слева.

Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими).

Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Ребенок учится передавать в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.

Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают выделять ребенку каждый вид отношений (над, под, за, перед).

Но осваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять что если смотреть с другой стороны, то отношения изменяются: то, что было спереди, окажется сзади, что было слева, будет справа.

Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимо от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может быть, однако, сравнительно легко сформирована у детей при помощи обучения, в котором они сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.

 

Фотографии ваших работ на децентрацию ребёнка в пространстве

 

Ваши картинки по данному материалу

 

4. Проблема изодеятельности кризисного периода подростка.

Симптомокомплексы признаков, выделенных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ: Художественно-графический

Направление 050100 Педагогическое образование

Магистерская программа Художественное образование (изобразительное искусство)

Курсовая работа

Методические системы художественно-педагогического образования

Тема

Диагностика и развитие художественно-творческих способностей детей

Выполнил: студент, гр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.01 с.)