Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ваши творческие работы по данному материалу

Поиск

 

 

5. Система тренировочных заданий, направленных на развитие компонентов художественно-творческих способностей младших школьников

 

I. Тренировка зрительно-двигательной координации младших школьников может включать следующие упражнения:

Упражнение 1. Дополнение элементов до полных фигур, завершение рисунка с опорой на готовый. При ограниченном размере движения, ребенок приобретает навык быстрее, при постепенном увеличении амплитуды движения – необходимую уверенность и гибкость.

 

Упражнение 2. Изготовление из пластилина орнамента с повторяющимися шариками и кубиками не менее 10 раз.

 

Упражнение 3. Вылепить гусеницу из постепенно уменьшающихся шариков.

 

Упражнение 4. Срисовывание орнамента с образца и расположение его по краям формата листа как рамки.

 

Срисовывание с образца должно строиться по результатам диагностики в зависимости от уровня сложности исполнения, который доступен ученику, а также от степени точности восприятия, умения подмечать детали, от количества увиденных деталей, т.е. объема восприятия. При этом ученик должен знать стоящую перед ним задачу.

 

II. Тренировка способности рисовать с натуры.

Упражнение 1. Натурную постановку (неваляшку, дымковскую игрушку и т.д.) сначала предположить детям вылепить объемную, затем вылепить плоский вариант той же игрушки, а потом уже делать ее рисунок.

Задача этого упражнения – помочь ученику трансформировать реальный объемный объект в его графическую модель, т.е. развернуть процесс переноса объемного объекта в плоское изображение.

 

Упражнение 2. Перевод объектов действительности в декоративную форму. Преобразование натурной постановки в стилизованную форму облегчает процесс формирования «преобразующего видения объекта».

Цветы, листья, плоды стилизовать и сделать на их основе орнамент для росписи шкатулок, досок и т.д.

Продемонстрировать детям принцип этого перевода на образцах народных промыслов (роспись, вышивка, резьба).

 

Упражнение 3. Тренировка аконстантного видения натуры.

Для этого одну и ту же постановку следует ставить на цветовом фоне и разном тональном фоне.

 

Упражнение 4. Преобразование отдельных деталей в изобразительном объекте, направленное на изменение образа.

Например, нарисовать или вылепить лошадку, уставшую и грустную или веселую и радостную, изменить положение ее шеи и головы.

 

III. Тренировка зрительной памяти.

Упражнение 1. Для развития зрительной памяти необходимо, прежде всего, активизировать процесс восприятия. Для этого учащимся предлагается внимательно рассмотреть объект натурной постановки, затем, закрыв глаза, представить его и описать. После этого проверить правильность образа представления, еще раз посмотрев на натуру, а затем зарисовать. Натурная постановка при этом убирается.

Учитель должен организовывать процесс рассматривания, указывая на какие стороны объекта надо обратить внимание: форму, цвет, пропорции. При таком систематизированном видении объект запоминается полнее.

 

Упражнение 2. Для тренировки зрительной памяти полезен принцип опоры на какое-либо общее внешнее качество, присущее множеству предметов. Например, попросить ребенка вспомнить предметы, в основе которых лежит куб или шар.

Припоминая такие предметы, ребенок невольно репродуцирует в памяти зрительные образы этих предметов или животных, а затем при встрече с ними (в жизни, на картинках или в фильмах) невольно фиксирует внимание на этой форме.

Такой тип задания организует процесс запечатления и процесс воспроизведения. Признаки, по которым происходит отбор изображаемых предметов, становятся своеобразными «опорными сигналами» для воспроизведения.

 

Упражнение 3. Для тренировки зрительной памяти очень полезны игры–задания: «На что похож предмет, и что к нему можно добавить, чтобы получилось что-нибудь новое?» В этом случае предмет обрастает ассоциативными связями и легко запоминается.

Очень полезно для этого использовать ветки, корешки, камни. Мысленная репродукция объекта в новое качество обязательно проходит в зрительной форме и развивает этот вид памяти.

 

IV. Тренировка воображения.

Репродуктивное воображение, как зрительное воспроизведение воспринятого, тренируется практически на всех занятиях по изобразительному искусству. Продуктивное, творческое воображение имеет свою особую специфику и требует для развития другого подхода.

Продуктивное воображение всегда организуется с сознательно поставленной целью и направлено на создание чего-то нового, более совершенного. На этом принципе должна проходить его тренировка.

 

Упражнение 1 типа. Преобразование предмета в более изящную, совершенную форму, ваза, бокал, кувшин. Мысленно преобразованные предметы следует зарисовать. От простых форм постепенно следует переходить к более сложным.

 

Упражнение 2. Придумать, а затем изобразить новое использование знакомых предметов, например, пластиковая бутылка, коробка от обуви, банка от консервов и т.д.

 

Упражнение 3. Соединение разных предметов для получения нового, более совершенного. Можно по темам: транспорт, одежда, жилище.

 

IV. Тренировка творческих способностей.

 

Тренировка творческих способностей происходит во всех изложенных выше упражнениях, однако, в учебном процессе необходимо уже на этом этапе включать некоторые компоненты основных фаз творческого процесса в доступной для данного возраста форме.

Прежде всего, это относится к первой фазе – умение самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве.

Это умение базируется на эмпатическом видении мира, т.е. на сочувствии и сопереживании горя и радости других людей.

На основании этого рождается отношение и оценка происходящего в мире.

В изобразительном искусстве это отношение выражается в форме подачи материала через линию, цвет, композиционное построение и образное решение. Постепенно детей следует вводить в мир отношений и средств передачи этих отношений в изобразительном искусстве.

 

Упражнение 1. Формирование эмпатического видения.

Например: нарисовать доброго или злого зверя; лес на доброй и злой планете; цветок на клумбе и цветок сорванный и увядающий.

Дети должны выражать свое отношение к нарисованному через линию, тон, т.е. графически.

 

Упражнение 2. Эмпатическое видение посредством цвета.

Можно давать две одинаковые тематические композиции. А «доброе» царство и «злое» царство определять за счет присутствия в нем цветов их отношений.

 

Упражнение 3. Тренировка вариантной активности. Вариантная активность – это элемент второй фазы творческого процесса. Для этого можно использовать рисование чашек, ваз, одежды (платья) с установкой на их разнообразие и неповторимость формы. То же самое касается дополнения элементов до полной фигуры, заполнение кругов и квадратов.

 

Упражнения эти можно проводить в классе, на факультативе и кружковых занятиях и как домашнее задание. Выполнения их строго контролируется учителем и в его дневнике индивидуального наблюдения ведется последовательное и систематическое отслеживание приращивание изобразительных умений каждого отдельного ученика.

 

6. Психологические рисуночные тесты как объективный научный метод в области исследований изобразительной деятельности

 

Методика «дом–дерево–человек»

 

1. Общая характеристика методики.

2. Процедура проведения методики ДДИ.

3. Изобразительные средства методики.

4. Требования, предъявляемые к пользователю методики ДДИ.

5. Пути повышения надежности методики ДДИ.

6. Проявление особенностей Я–концепция подростков в рисунке человека и пострисуночном рассказе.

 

1. Методика «Дом–дерево–человек» (ДДИ) уже более 50 лет используется зарубежными исследователями и практиками. В последнее десятилетие возник большой интерес к этой методике и в России.

В психодиагностике, консультировании и психологической коррекции часто ощущается предпочтение методикам позволяющим получить широкий спектр психологической информации об обследуемом человеке. Методику «ДДИ» правомерно отнести к такого рода методам.

Выбор объектов объясняется тем, что объекты всем хорошо знакомы. Изображение этих объектов содержит в себе ценную информацию. Предлагаемые для рисования объекты практически не имеют собственный эмоциональной окраски, рисунки отражают субъективное восприятие человеком окружающего мира и себя, актуализируют глубинные эмоциональные переживания, порождают индивидуальные ассоциации. Каждый рисунок – это своеобразный способ самовыражения автора.

С 3–4 лет индивидуально и группой со школьного возраста.

 

2. Процедура проведения методики ДДИ. На первом (основном) этапе ярко проявляется невербальная, творческая и свободная активность обследуемого. Средство самовыражения – рисование. Второй этап – вербальный: обследуемому человеку представляют возможность уточнить или объяснить содержание рисунка, высказать возникшие в связи с ним ассоциации.

I этап: Лист А4 сложенный пополам, образует 4 стр.

1 я стр. – запись данных об испытуемом: пол, возраст, род занятий, остальные 3 стр. предназначены для 3х рисунков. Для рисования дома страница горизонтальная, для рисования дерева и человека – вертикальная.

Инструкция: «Карандашом нарисуйте дом. Дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное, можете обдумать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше.»

Скажите, что эта методика не направлена на оценку его художественных способностей. После того как испытуемый завершит первый рисунок его просят нарисовать дерево, а затем человека. При групповой форме все задания даются сразу.

Второй этап: проведение пострисуночного опроса.

Цель проведения пострисуночного опроса – в первую очередь уточнить содержащуюся в рисунке информацию. Например, уточнить пол человека, изображено ли дерево без листьев зимой или оно засохло. Во время беседы рисунок должен лежать перед испытуемым.

Разработанный Дж. Буком и Н.Б. Морозовой список вопросов представлен ниже.

Дж.Бук Бланк пострисуночного опроса.

Дом

1. Сколько этажей у дома?

2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

3. Это ваш дом (если нет, то чей он)?

4. Когда вы рисовали дом, кого вы представляли в нем в качестве хозяина?

5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?

6. Если бы этот дом был вашим, и вы бы могли распоряжаться им так, как вам хочется:

а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?

8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами?

9. О чем вас заставляет думать этот дом?

10. О чем он вам напоминает?

11. Этот дом приветливый, дружелюбный?

12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?

14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?

15. О ком заставляет думать этот дом? Почему?

16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?

17. Куда ведет этот дымоход?

18. Куда ведет эта дорожка?

19. Если бы вместо дерева (или другого изображенного предмета) был человек, то кто бы это мог быть?

 

Дерево

1. Что это за дерево?

2. Где в действительности находится это дерево?

3. Каков приблизительный возраст этого дерева?

4. Это дерево живое?

5. А. (если испытуемый считает, что живое)

а) что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

б) нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Б. (Если испытуемый считает, что это дерево мертвое)

а) чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

б) Как вы думаете, когда это произошло?

6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже – на мужчину или на женщину?

7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?

8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?

9. Это дерево стоит отдельно, или в группе деревьев?

10. Когда вы смотрели на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами?

11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?

12. Есть ли на рисунке ветер?

13. Покажите мне в каком направлении дует ветер.

14. Расскажите подробнее, что это за ветер.

15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?

16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?

17. О чем заставляет вас думать это дерево?

18. О чем оно вам напоминает?

19. Это дерево здоровое?

20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

21. Это дерево сильное?

22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?

24. в чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

25. Если бы вместо птицы (или другого предмета, изображенного на формате) был человек, то кто бы это мог быть?

 

Человек

1. Это мужчина или жемчужина (маленький(ая) или большой(ая))?

2. Сколько ему (ей) лет?

3. Кто он?

4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?

5. О ком вы думали, когда рисовали?

6. Что он делает? (И где он в это время находится?)

7. О чем он думает?

8. Что он чувствует?

9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?

10. Кого вам напоминает этот человек?

11. Этот человек здоров?

12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

13. Этот человек счастлив?

14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?

16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?

17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке?

18. Кого напоминает вам этот человек? Почему?

19. Чего больше всего хочет человек? Почему?

20. Как одет этот человек?

 

Примечание.

Для получения дополнительной информации по рисунку человека можно задать вопросы о семье и особенностях семейных отношений, об образовании, профессии, характере работы, о качестве личности и его эмоциональных переживаний. (Все вопросы адаптированы к взрослому).

 

Н.Б. Морозова Пострисуночный опрос для детей.

 

Человек

Придумай рассказ про этого человека, напиши или расскажи все-все, что ты про него знаешь.

Можно придумать ему имя, сколько ему лет, какой у него характер. Что ему нравится, а что нет? Чем он обычно занимается; что он не хочет делать, но ему приходится? и т.д.

Дополнительные вопросы:

1. Этот человек мужского или женского пола?

2. Как он обычно себя чувствует?

3. Что он больше всего любит делать?

4. Что он меньше всего любит делать?

5. Назови самые лучшие и самые худшие качества этого человека.

6. Что может разозлить этого человека?

7. А что он делает, когда злится?

8. Каких животных напоминает тебе этот человек?

9. Какие части его тела наиболее сильные и наиболее слабые?

10. Что обычно другие люди думают об этом человеке?

 

Дом

Расскажи про этот дом все, что ты считаешь нужным и интересным.

Постарайся рассказать как можно более подробно, например, где стоит, кто в нем живет, как он устроен, насколько он старый.

1. Живет ли в доме тот человек, которого ты нарисовал.

2. Как относятся к этому человеку другие люди, живущие в этом доме?

3. Как относятся к этому дому человек, которого ты нарисовал?

4. Как ты думаешь этот дом прочный, крепкий или нет?

5. Как ты предполагаешь, в этот дом трудно проникнуть?

6. Что происходит в этом доме?

7. Если бы этот дом был человеком, как бы он себя чувствовал?

8. Если в доме будет пожар, что будет делать нарисованный тобой человек?

9. Какие части этого дома наиболее прочные, а какие наименее прочные?

 

Дерево

Расскажи про это дерево все, что ты считаешь нужным и интересным.

1. Какое это дерево?

2. Сколько ему лет?

3. Человек, которого ты нарисовал, для чего хотел бы использовать это дерево?

4. Какие части дерева наиболее прочные, какие – наименее?

5. Оно гибкое или жесткое? Гнется легко?

6. На этом дереве живут птицы или другие животные?

7. Что будет чувствовать человек, если он срубит дерево?

8. Что думают о дереве люди, живущие в этом доме?

9. Как ты думаешь, это дерево привлекательно или нет?

 

3. Изобразительные средства

Широкий спектр изобразительных средств в психодиагностике находит ограниченное применение. Рисование простым карандашом позволяет проанализировать качество и специфические признаки характеристики испытуемых, дает возможность исправлять, не вызывая раздражений. Поэтому многие исследователи отдают предпочтение именно этому изобразительному средству.

 

Что важно учитывать при проведении методики ДДИ в разных возрастных группах.

При работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста

1. Доброжелательность, умение говорить на их языке, создание комфортной обстановки.

2. Отдельная светлая комната, без отвлекающих, ярких предметов.

3. При работе с дошкольниками только индивидуальный вид работы, со школьниками возможен групповой.

 

При работе с подростками.

1. Чтобы убрать низкую самооценку и боязнь оказаться несостоятельным подростку следует продемонстрировать свою искренность и интерес к его деятельности.

2. Начинать обследование только после установки контакта и обстановки доверия.

При работе со взрослыми следует убедить их что их художественные способности не так важны.

 

Анамнез

Интерпретация полученных данных без сбора сведений об испытуемом невозможна.

Сведения, необходимые для интерпретации: пол, возраст, состояние здоровья, образование, профессия, состав семьи, семейный статус.

Для создания психологического портрета: потеря близких или утрата связи с ними, серьезные болезни, изменение состава семьи, смена места жительства, перемены в профессиональной деятельности.

 

4. Требования, предъявляемые к пользованию методики ДДИ.

Профессиональная компетентность:

– владение навыком ведения беседы;

– владение навыками проведения психодиагностического исследования;

– знание этапов развития изобразительной деятельности детей;

– теоретические знания по возрастной психологии и психологии личности;

– высокий уровень рефлексии;

– гибкость мышления;

– ответственность;

– наблюдательность.

Обязательные этические требования:

1) добровольность обследования;

2) неразглашение полученной информации.

 

5. Пути повышения надежности методики ДДИ.

В качестве такого критерия Дж. Бук предлагает использовать:

• заключение консилиума специалистов (не менее 3 х);

• мнение компетентных друзей испытуемого;

• мнение самих испытуемых, которые интересуются сделанным на основе их рисунков заключение;

• сообщение персонала о произошедших в испытуемом изменениях (если это патология);

• данные анализа;

• результаты наблюдения за поведением испытуемого.

 

Итогом такого рода исследований может быть описание сочетаний признаков и элементов рисунков дома, дерева, человека, типичных при наличии у человека определенной проблемы, то есть диагностических симптомокомплексов. Выделены 8 симптомокоплексов: 1) незащищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликтность; 7) трудности общения; 8) депрессивность.

На основе этих симптомокоплексов Р.Ф. Беляускайте разработала систему количественной оценки методики ДДИ при изучении психологических особенностей детей в возрасте от 7 до 14 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.01 с.)