Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация факторов производства.

Поиск

Факторы это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими, т.е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями.Факторы делятся на внутренние, или контролируемые предприятием (они, в свою очередь, подразделяются на основные и неосновные), и внешние, малоконтролируемые или вообще неконтролируемые. Внутренними основными называются факторы, теоретически определяющие результаты работы предприятия. Внутренние неосновные факторы хотя и влияют на обобщающие показатели, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя, например нарушения хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия. Ценность комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хоз.деят-ть, осуществлять комплексный поиск внутрихоз-х резервов с целью повышения эффективности производства.

5. Классификация резервов производства.Классификация факторов, определяющих хоз. показатели, является основой классификации резервов. Различают два понятия резервов: 1) резервные запасы (например, сырья, материалов), наличие которых необходимо для непрерывной ритмичной деятельности предприятия; 2) резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его количественных показателей.. Классифицируют резервы по разным признакам. Основной принцип классификации производственных резервов – по источникам эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): целесообразная деятельность, или труд; предмет труда; и средства труда.Классифицируют резервы также по тем конечным результатам, на которые эти резервы влияют. Различают следующие резервы:
повышения объема продукции; совершенствования структуры и ассортимента изделий; улучшения качества; снижения себестоимости продукции по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; повышения прибыльности продукции и, наконец, повышения уровня рентабельности и укрепления финансового положения. По сроку использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении данного года) и перспективные (которые можно реализовать в более далекой перспективе). По способам выявления резервы классифицируются на явные (ликвидация очевидных потерь и перерасходов) и скрытые, которые могут быть выявлены путем глубокого экономического анализа, его особых методов, например сравнительного межхозяйственного анализа, функционально-стоимостного анализа и др.

8. РОЛЬ КЭА В УПРАВЛЕНИИ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ОТРАСЛЬЮ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЕГО ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

Экономический анализ является одной из функций управления народным хозяйством. Экономический анализ создает базу для объективного научно обоснованного планирования. Он является важным средством осуществления хозяйственной работы на предприятии и объединении и является орудием вскрытия внутрипроизводственных резервов и их мобилизации.

Основная цель экономического анализа – подготовка обоснованных управленческих решений, направленных на повышение экономической эффективности общественного производства. Содержание анализа наиболее полно раскрывается через задачи. Задачи, будучи общими, едиными в основном различаются для промышленного предприятия, строительной организации, сельского хозяйства, торговли, что вытекает из различной роли этих предприятий в народном хозяйстве.

Общими для всех отраслей народного хозяйства задачами анализа являются:

исследование экономических процессов в их взаимосвязи складывающейся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

научное обоснование бизнес-планов, объективная оценка степени их выполнения;

выявление положительных и отрицательных факторов и количественное измерение степени их влияния на изменение изучаемой характеристики;

раскрытие тенденций развития хозяйствующего субъекта и определение величины неиспользованных резервов;

разработка оптимальных управленческих решений, направленных на максимальное использование выявленных резервов и рост эффективности хозяйствования.

Жизненный цикл товара.

Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке.

I этап - этап внедрения товаров на рынок. Объемы их производства и реализации растут медленными темпами. Товары являются новыми, поэтому возникают трудности и с производством, и с реализацией продукции. К приобретению новых товаров настороженно относятся многие потребители. Спрос мал, производство не отложено, затраты на рекламу велики, каналы товародвижения только устанавливаются.

II этап - этап роста спроса на товар. На этом этапе темпы роста продаж резко возрастают, товар признается покупателями. Производство отложено, интенсивно модернизируется, издержки на него сокращаются, растет качество продукции, каналы товародвижения установлены и реклама налажена. На этом этапе затраты предприятия на модернизацию производства и самой продукции могут достигать 50-60% общих затрат на производство продукции.

III этап - этап зрелости товара, относительной стабильности жизненного цикла товара. Большинство покупателей уже сделали покупки. Пик продаж, темпы их роста падают. Предприятие предпринимает разнообразные методы стимулирования спроса: снижает цены, предоставляет льготы при повторных или неоднократных покупках товаров, улучшает сервис.

IV этап - этап насыщения. Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка очень высок. Компании стремятся увеличить свой сектор на рынке. На этом этапе высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.

V этап - этап спада. Он характеризуется резким сокращением объемов производства и реализации продукции вследствие насыщения рынка товаром и удовлетворенности покупательского спроса, а также усиления конкуренции со стороны новых потребительских товаров. Пытаясь удержать свои позиции, предприятия вкладывают дополнительные средства в модернизацию производства, повышение качества и удешевление продукции, прекращают производство неконкурентоспособных товаров.

 

Анализ в системе маркетинга

Современный маркетинг есть вся хозяйственная деятельность организации, направленная на производство продукции, пользующейся спросом или же приведение всех ресурсов организации в соответствии с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.

Целью маркетингового анализа является определение и оценка рынков и внешней среды маркетинга организации для выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в ее работе. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий. Регулярное проведение маркетингового анализа своего бизнеса и возможностей рынка в целом уже на протяжении многих десятилетий привычная и четко отработанная практика для большинства западных компаний.

Интенсивное внедрение маркетингового инструментария во все сферы экономической жизни обусловливает теоретический и практический интерес к алгоритмизации планирования деятельности по различным направлениям маркетинга. Приоритетное значение среди подобных алгоритмов планирования, несомненно, принадлежит повышению обоснованности маркетингового анализа.

Маркетинговый анализ может осуществляться как внутренними отделами маркетинга, так и внешними сервисными и консалтинговыми организациями. Соотношение по объему выполнения работ внутренними и внешними службами определяется из соотношения экономической рациональности для организации. Каждая организация должна устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности, которые должны определяться как в количественных показателях (объём продаж, темпы роста прибыли, занимаемая доля рынка, объем капиталовложений, величина издержек), так и в качественных: степень инновационности, внедрение новых технологий, политика ценообразования, организация товародвижения, развитие дилерской сети и др.

14 Анализ организационного уровня организации (место расположения, организационно-правовая форма, организационная структура). Организацио́нно-правова́я фо́рма-это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Хозяйственные товарищества и общества: -полное товарищество; -товарищество на вере (коммандитное товарищество); -общество с ограниченной ответственностью, -общество с дополнительной ответственностью; -акционерное общество (открытое и закрытое). Полное товарищество — товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам не только в размере вкладов в складочный капитал, а всем принадлежащим им имуществом, то есть «полную», неограниченную ответственность. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) — коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью. Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Унитарные предприятия подразделяются на две категории: -Право хозяйственного ведения,-Право оперативного управления.Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

13. Анализ технического уровня организации (техническая оснащенность и возрастной состав техничеких средств, применяемая технология). Анализ технического уровня включает анализ обеспеченности предприятия средствами труда, качества применяемой техники, оценку уровня механизации и автоматизации производства, внедрения новой техники и передовой технологии. Техническое состояние основных фондов характеризуется коэффициентом их износа, обновления, замены старой техники новой, более производительной, возрастным составом оборудования.

● Коэффициент износа определяется отношением сумм начисленного износа основных фондов к их стоимости. Чем ниже коэффициент износа, тем лучше техническое состояние основных фондов.

●Коэффициент годности (Кгодн): К ГОДН.= ОС ОСТАТ.СТОИМ../ОС ПЕРВОН.СТОИМ. Увеличение коэффициент износа означает ухудшение состояния основных средств предприятия, но такая оценка не является достаточно объективной, поскольку на сумму износа большое влияние оказывает принятая на предприятии система начисления амортизации. Оборудование также, к примеру, может быть на консервации. Физически в этом случае основные средства не изнашиваются, но общая сумма их износа увеличивается. Анализ возрастного состава и морального износа проводится по группам, исходя из продолжительности эксплуатации: до 5 лет, 5—10 лет, 10—20 лет и более 20 лет.

●Средний возраст оборудования рассчитывается по формуле: Х=∑(XС* УДi), где Х — средний возраст оборудования; XС — середина интервала i-группы оборудования; УДi — удельный вес оборудования каждой интервальной группы в общем количестве. Xс = (XВ + XН) / 2; где Xв, Xн — соответственно, верхнее и нижнее значение интервала группы; ●Коэффициент технического оснащения: КТО=ОПФАКТ.Ч/ОСВСЕ.

Повышение технического уровня производства достигается за счет сокращения затрат ручного труда в производстве в результате осуществления мероприятий, связанных с его механизацией и автоматизацией. Сокращение уровня ручных работ определяется коэффициентом ручных работ, рассчитываемым по удельным весам рабочих и учеников, выполняющих операции технологического процесса вручную, или по трудоемкости. Формулы расчета удельных весов рабочих, занятых ручным трудом (Кр) и труд которых механизирован (Кма). Кр = (Чр /Ч)100 - удельный вес рабочих, занятых ручным трудом; Кма= ((Ч-Чр) /Ч))100 - удельный вес рабочих, труд которых механизирован и автоматизирован; где Чр и Ч - численность рабочих, выполняющих работу вручную. Все перечисленные коэффициенты могут быть исчислены отдельно по основному и обслуживающему производствам, цехам, участкам, бригадам и технологическим процессам.

Анализ использования ТР.

Анализ трудовых ресурсов организации проводят в следующей последовательности: ul>

анализ обеспеченности организации кадрами (по полу, по возрасту, по профессиям и по квалификации, по семейному положению и т.д.);

анализ движения рабочей силы в организации;

анализ состава и структуры персонала организации;

анализ использования рабочего времени (целодневного и внутри-сменного);

анализ производительности труда;

анализ соотношения темпов роста средней заработной платы и средней производительности труда;

сводный подсчет резервов роста выпуска продукции, по факторам, связанным с использованием трудовых ресурсов.

Источниками информации для анализа трудовых ресурсов выступают: форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», Отчет о численности персонала, форма 1-т, штатное расписание организации, расчет потребности организации в кадрах, данные табельного учета о движении рабочей силы, данные отдела кадров и т.д.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли хозяйства страны. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Основными задачами анализа являются:

изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

определение и изучение показателей текучести кадров;

выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования;

изучение и оценка уровня производительности труда на предприятии;

изучение организации оплаты труда персоналу предприятия;

изучение динамики роста средней заработной платы и рассмотрение ее соответствия росту производительности труда и др.

Анализ использования ОПФ.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. Фонды предприятия делятся на промышленно – производственные и непромышленные, а так же фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того,принято выделять активную часть и пассивную часть фондов, а так же отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением. Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.Следующий этап анализа – изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обеспеченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции. Обобщающими показателями продукции, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда.Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, что бы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.

Существует несколько классификаций основных фондов.

В зависимости от характера участие основных фондов в сфере материального производства они подразделяются на:

- производственные основные фонды функционируют в процессе производства,

постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость

на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений;

- непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания

процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не

переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится;

воспроизводятся они за счет национального дохода.

Состав и структура основных фондов зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организации производства, технической оснащенности. Структура основных фондов может быть различна по отраслям промышленности и

внутри отдельной отрасли в связи с теми же причинами.

Анализ эффективности использования основных фондов.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств

служат показатели фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к

среднегодовой стоимости основных производственных фондов), фондоемкости

(обратный показатель фондоотдачи), рентабельности (отношение прибыли к

среднегодовой стоимости основных средств), удельных капитальных вложений на

1 гривну прироста продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.53 (0.011 с.)