Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы



Развития медицины. Источники изучения истории медицины - краткая

Характеристика историко-медицинских источников. Музеи истории медицины в

России, странах СНГ и за рубежом. Музей истории СГМУ.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ - это наука, которая изучает

достижения в области врачевания, медицины и медицинской деятельно-

сти народов мира на протяжении всей истории человечества (с древней-

ших времен до наших дней).

как предмет преподавания делится на общую и частную.

Общая история медицины занимается выявлением главных законо-

мерностей исторического развития врачевания и изучением основных проблем

медицины.

Частная история медицины содержит сведения о развитии отдельных

медицинских специальностей, касающиеся жизни и деятельности выдающихся

врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших

открытий в области медицины

Периодизация и хронология истории медицины основана на при-

нятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории,

согласно которой всемирно-исторический процесс делится на 5 основных пе-

риодов:

* первобытное общество

* древний мир

* средние века

* новое время

* новейшая (современная) история

Для каждого периода характерна своя, наиболее прогрессивная для того

времени форма общественно-экономического развития, и каждый период от-

ражает развитие и смену пяти общественно-экономических формаций:

* первобытно-общинной

* рабовладельческой

* феодальной

* капиталистической

* социалистической

Источники изучения истории медицины делятся на несколько основ-

ных групп:

вещественные (материальные) - это археологические находки

(черепа, кости, монеты, медали, гербы, печати)

этнографические - обряды, обычаи, поверья

устные и фольклорные - песни, сказания, баллады, легенды

лингвистические - изображения в речевой форме, которые показыва-

ют через слово родство целых групп и народов

5. письменные - глиняные таблички, папирусы, рисунки на камнях и

скалах, рукописи, печатные произведения врачей, историков, философов, во-

енных и государственных деятелей, архивные материалы

6. кино- и фотодокументы

Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Киевская Русь IX – XIV

Веков.

Принятие христианства на Руси и значение этого события для развития

Медицины.

Во второй половине IX. в. на обширных землях Восточной Европы

образовалось древнерусское государство с главным городом Киевом

под управлением Рюрика Варяжского /862-879/, известное под назва-

нием "Киевская Русь".

К этому времени древние славянские города Киев, Смоленск, Полоцк,

Новгород стали крупными центрами ремесла и торговли.

Важным событием в истории Руси было принятие христианства как

государственной религии в 988 г. при великом князе киевском

Владимире Святославовиче /980-1015/. В конце 80-х годов X в.

император Византии Василий II обратился к князю Владимиру за

военной поддержкой, не скупясь при этом на обещания. Важными усло-

виями договора, по которому был послан в распоряжение императора

шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского историка

XI в. Яхьи Антиохийского, женитьба "царя руссов" Владимира на сестре

императора Василия Анне и принятие Владимиром и его страной

христианства. По "Повести временных лет", крещение киевлян

происходило в Днепре, по "Житию Владимира" - в притоке Днепра реке

Почайне. После возвращения Владимира из г. Корсуня /Херсонеса/ и

появления корсунских и константинопольских попов обращение в

христианство стало широким явлением.

По сообщению "Повести временных лет", Владимир "начал строить

в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к

крещению по всем городам и селам".

Принятие христианства Киевской Русью имело важные

политические последствия, кроме этого, благотворно отразилось на

развитии культуры, просвещения и медицины.

В языческом периоде врачевание волхвов, знахарей представляло

сочетание народного опыта с приемами и элементами медицины сосед-

них стран. В X в. на смену "лечцам" стали появляться врачи-профес-

сионалы иноземного происхождения - греки, сирийцы, армяне, обслужи-

вающие боярство, князей, торговцев. Врачи-иностранцы имели в горо-

дах свои дома, лекарственные "погребы" /аптеки/, входили в дружест-

венно-деловые отношения с русскими. Так, сириец врач Петр был

придворным медиком и другом высокообразованного черниговского

князя Святоши. Петр Сирианин служил при дворе князя до 1106 г.

При дворе князя Владимира работал врач Иван Смера /988 г./.

Помимо врачей княжеских на Рyси появляются врачи монастырские, или

печерские, называвшиеся так потому, что они были монахами Киево-

Печерского монастыря.

Лечением больных в Киево-Печерской лавре в основном

занимался ее основатель Антоний. Врачеванием занимались и другие

послушники лавры: Дамиан-целитель, Пимен-постник, дьякон Маркел,

2иконописец лаврский Алимпий. Однако, особой славой пользовался уче-

ник Антония Агапит. Он исцелял молитвою и зельем от своего стола.

Известен Агапит и тем, что излечил от смертной болезни Владимира

Всеволодовича «Мономаха» (1053 – 1125), когда тот был еще

черниговским князем, - послал ему "зелья", от которого князь быстро

поправился. Когда по выздоровлении князь Владимир приехал в

монастырь, чтобы увидеть и почтить того, кто вернул ему здоровье,

Агапит скрылся, не желая быть прославляемым, а дорогие княжеские

подарки передал неимущим людям.

При лечении больных Агапит чаще всего пользовался продуктами

сельского хозяйства, хорошо были ему известны и лекарственные

растения, произраставшие в то время в Киевской Руси: чистотел,

полынь, одуванчик, укроп и др.

Монастыри того времени, без сомнения, были источниками знаний

по искусству врачевания и медицинской культуре, которые рас-

пространялись монастырскими «лечцами» среди жителей. Подобная

деятельность находила живой отклик среди населения. Иногда

медицину изучали и женщины-аристократки, примером чему может

служить Евфросиния Черниговская (XIII в.), дочь князя Михаила

Всеволодовича Феодулия, под руководством русского учителя Федора

"извыкшая" в чтении "асклепиевых книг" настолько, что впоследствии

занималась врачеванием в основанной ею монастырской больнице в

Суздале.

Первые же сведения о монастырских больницах относятся к XI в.

На рубеже третьей и четвертой четвертей века, как об этом указано у

Нестора в "Житии Феодосия Печерского", одной из самых ранних была

больница, основанная Феодосием Печерским в Киеве. К концу XI в.

больница была возведена Ефремом Скопцом в пограничном городе

Переяславле Южном. До монголо-татарского нашествия в летописях

упоминаются больницы в Смоленске, Вышгороде, Чернигове,

Новгороде, Пскове, на Волыни. В XIII в. появилась больница в Устюге

Великом.

Дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие

древнерусского государства было прервано монголо-татарским игом.

Отметим, что, как и раньше, с середины XIII в. до середины ХVIII в.

большая часть населения получала медицинскую помощь у народных

"лечцов", а некоторые пользовались услугами монастырских врачева-

телей. Так, например, в ХV в. сильное носовое кровотечение у уде-

льного князя Дмитрия Юрьевича Красного было остановлено посредст-

вом тампонады его духовным наставником Осием.

Успешно занимался врачеванием митрополит Московский и всея

Руси Алексий. Его медицинский авторитет был настолько велик, что в

1357 г. Алексий был вызван в Золотую Орду, где вылечил жену хана

Чанибека, страдавшую заболеванием глаз.

3Большой популярностью как "монастырский лечец" пользовался

основатель монастыря на Сиверском озере в Беломорье (Кирилло-

Белозерский монастырь) Кирилл, известный как Кирилл Белозерский. К

нему привозили больных из отдаленных мест. Среди них были больные

ревматизмом, нервно-психическими болезнями, болезнями глаз.

До недавнего времени многие исследователи не признавали мо-

настырской медицины и ее роли в развитии научных медицинских зна-

ний. Из представленных выше сведений следует, что она существовала

и была весьма развитой.

Наряду с монастырской развивалась и народная медицина. О

народных "лечцах" говорится уже в "Русской Правде" - древнейшем из

дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при

Ярославе Мудром (I0I5-I054).

Этот свод законодательно устанавливал оплату труда «лечцов»:

человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был

уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему

деньги для оплаты лечения. Передача медицинских знаний происходила

от отцов к детям - тип обучения, наиболее свойственный народной

медицине.

Лечение больных производилось различными средствами расти-

тельного, животного и минерального происхождения. Широко

применялись следующие травы(полынь, крапива, подорожник),

багульник, бодяга, цвет липы, листья березы, кора ясеня,

можжевеловые ягоды, лук, чеснок, хрен, березовый сок. Среди лекарств

животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень

трески, кобылье молоко и панты оленя. Из средств минерального

происхождения широкое применение в лечебной практике нашли

различные минералы, камни. Например, хризолит употреблялся внутрь

в измельченном виде при болях в животе; знали о лечебных свойствах

мышьяка, уксуса, медного купороса, скипидара и селитры, серебра,

ртути, сурьмы и других минералов.

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в

многочисленных древнерусских травниках и лечебниках, более 250 из

которых дошли до наших дней.

В рукописных книгах по медицине значительное место уделялось

лечению зубов. Распространены были заговоры и заклинания зубной

боли. Кроме того, на основании народного опыта при заболеваниях

зубов применялись различные средства растительного происхождения:

камфора, всевозможные полоскания из настоя трав, припарки

семенами.

В средневековой Руси ореолом почета была окружена хирургия. В

«Изборнике Святослава» XI в. говорится о "лечцах - резалниках"

(хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности,

делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить

4поврежденное место травами и мазями. Раны зашивались суровыми

конопляными нитями, "струнами" из кишки, брюшины молодых

животных. Употребляли болеутоляющие и снотворные: красавку,

болиголов, опий.

В летописях сохранились даты некоторых операций: в 107б г.

«резанию» подвергся великий князь киевский Святослав Ярославич

(1073-1076) по поводу поражения шейных желез.

Археологические находки на Княжьей горе у Киева человеческих

черепов с прижизненными трепанационными отверстиями круглой

формы дают основания предполагать, что операции лечебных

"черепосверлений" производились уже в XIII в.

В древних рукописях XII в. имеются сведения о женщинах-

лекарках, бабках-костоправах, искусно проводивших массаж, о

привлечении женщин для ухода за больными.

В XII в. внучкой Владимира Мономаха Евпраксией (Зоей),

впоследствии супругой византийского императора, была написала книга

''Мази", содержавшая сведения о лечении различных наружных и

внутренних болезней, о гигиене, об уходе за новорожденным.

В ряде сохранившихся лечебников этого периода встречаются

разделы, в которых изложены советы по уходу за новорожденными,

помощи женщинам при родах, правила вскармливания и лечения

маленьких детей. Существовали вполне узаконенные лекарские

специальности: бабки-повитухи, бабки-целители детей.

Одним из действенных лечебных средств на Руси была баня.

Первое описание русской паровой бани, являющейся составной частью

медико-санитарного, быта, находим в летописи Нестора (XI в.). Причем,

наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как

место, где лечили простудные и кожные заболевания, вправляли

вывихи, пускали кровь, проводили массаж. Баня была панацеей в

лечении женщин и детей. Роды в бане, уход за новорожденным в

парильне, обычай обливания детей холодной водой на морозе после

бани имели, несомненно, в своей основе рациональное зерно. Таким

образом, забота о здоровье матери и ребенка, вопросы, связанные с

лечением женских и детских болезней, проходят через всю известную

нам историю отечественной медицины.

Представления в Киевской Руси о строении и функции крупных

органов (мозга, сердца, легких) частично приближались к реальным; это

была анатомия по Галену и Аристотелю. Общебиологические пред-

ставления, изложенные в "Словах", "Житиях", летописях, сводились к

признанию существования в теле человека 4 первоэлементов - огня,

воды, земли, воздуха. Состояние здоровья соответствовало равновесию

этих элементов, болезни - неправильному смешению элементов.

Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Счита-

лось, что надежнее всего болезнь можно определить по пульсу,

5существенным подспорьем была "уринодиагностика". О болезни судили

по «малости или множеству урины», особенностям ее цвета, запаха,

вкуса, осадка.

Обозначение болезней и симптомов свидетельствует об очень

древней основе частной патологии. Из внутренних болезней знали

желтуху, артриты, плевриты, астму. К нервно - душевным относили

падучую немочь (эпилепсию), расслабление (параличи). Из

инфекционных были известны сухотка (чахотка), огневая (сыпной тиф),

«трясця» (малярия).

В древнерусском врачевании большое значение придавали пре-

дупреждению болезней. Слова с корнем «опас», «оберег» обнаружи-

ваются очень рано в языке восточных славян.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство

в Х-ХIV вв. опережало страны Западной Европы. На территории

древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов)

деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 поcтpoeк с

находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты

гончарные и деревянные водосборники и водоотводы. Отметим, что в

Германии водопровод появился в ХV в., а мостовые были положены в

ХIV в.

Уже к X-XI вв. в России определился широкий круг санитарно-

гигиенических требований к различным сторонам народного бытового

уклада. Поселения возводились в красивом месте, вдали от болот, при

источниках доброкачественной питьевой воды. Избы строились так,

чтобы как можно больше света проникало через "окончины" (апокриф о

Фоме, XI в.). Сами здания белились мелом, известью изнутри и снаружи.

Стирка белья, омовение рук перед едой были распространенными

обычаями. Глиняные «рукомои» (умывальники) находились и в жилище

бедняков.

В средние века Европа подвергалась многократным эпидемиям. В

Киевской Руси проводились крупные мероприятия по охране общест-

венного здоровья, предупреждения заноса инфекции из-за рубежа. О

необходимости изоляции больных от здоровых говорится еще в

Изборнике Святослава (XI в.). Требования эти осуществлялись особенно

при пандемиях, например при сильном море в Полоцке (1092 г.).

Летопись информирует о массовой очистке в 1230 г. территории

Новгорода от тысяч чумных трупов и захоронении их в особых

могильниках. Архиепископ Спиридон дал деньги на это противоэпи-

демическое мероприятие; осуществляли захоронение многочисленные

артели санитаров-уборщиков.

Самое же большое число эпидемий на Руси приходится на период

монголо-татарского ига (1240-1480 гг.). Например, летопись сообщает о

"великом море" в государстве в 1417 г.: «... мор бысть страшен зело на

люди в Великом Новгороде и во Пскове, и в Ладозе, и в Руси».

6Длительное угнетение и разорение Руси Золотой Ордой привело к

последующему отставанию Московского государства в своем развитии

от стран Западной Европе, в том числе и в медицине.

Таким образом, начало русской культуры лежит в глубокой

древности, и начинается с самостоятельного развития

восточнославянских народностей антских племен. Походы славян на

Византию способствовали обогащению Руси различными знаниями, в

том числе и медицинскими.

Принятие в Х в. христианства в качестве государственной религии

дало дальнейший толчок к развитию культуры, просвещения и

медицины.

Установлено три категории древнерусских врачей: монастырские

"лечцы", народные "лечцы" и врачи-иноземцы.

К концу XI в. в государстве появляются первые монастырские

больницы; в лечении больных использовались средства растительного,

животного и минерального происхождения. Наряду с лечением больных,

в древнерусском врачевании большое значение придавалось профи-

лактике болезней, как в жизни отдельного человека, так и общества в

целом.

5. Народная медицина в Древнерусском государстве, методы лечения профилактики болезней. Лечцы – народные врачеватели.

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

 

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника».(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

 

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

 

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

 

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках (рис. 66), которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

6. Монастырская медицина, ее особенности. Знаменитые монахи - лечцы –



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.12 с.)