Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балансовая теория московской школы бухгалтерского учета.

Поиск

Впротивовес петербургской школе, пропагандирующей меновую теорию, возникла школа московская, назвавшая свое учение ба­лансовой теорией. Ее основатели Н. С. Лунский, Г. А. Бахчиса-райцев, Ф. И. Бельмер, А. К. Рощаховский считали, что счета — это элементы баланса, что система счетов задана балансом и что частное можно понять только в связи с целым, поэтому и учить бухгалтерии надо от баланса к счету. При этом баланс - это толь­ко упрощенная форма инвентаря, который независим от плана счетов; счета делятся на две противоположные по характеру груп­пы: активные и пассивные. Отношение к балансу определило и отношение к двойной записи, которая была не воплощением объективного закона мены, а следствием двойной группировки счетов в балансе.

Николай Севастьянович Лунский (1867 - 1956) был создателем балансовой теории. Для Лунского вся теория учета — это просто прием, которому нужно учиться, чтобы уметь делать «самое труд­ное в бухгалтерии» — проводки, а для этого надо понять баланс. Лунскому принадлежит определение баланса, повторяемое во всех русских учебниках: «Балансом генеральным называется таблица, в которой сопоставляются имущественные средства предп­риятия с их источниками; этот баланс представляет экономичес­кое и юридическое положение предприятия в данный момент» [Лунский, с. 191]. Лунский распространил понятие «пассив» и на собственные средства, однако для того чтобы сформулировать содержание пассива, ему пришлось прибегнуть к новому терми­ну «источник», получившему в советское время всеобщее распро­странение. Такое понимание баланса обусловило новое, «фельд­фебельское», по меткому слову Рудановского, изучение дебета и кредита: дебет — это левая сторона счета, а кредит — правая. Эти понятия приобретают смысл только при ориентации к активу или пассиву баланса. Отсюда деление счетов на активные и пассив­ные (теория двух рядов счетов.)В результате из важнейших бух­галтерских категорий выпадает сущность, учет превращается в методологический прием, лишенный всякого конкретного со­держания. Но именно вследствие внешней простоты и легкости она получила широчайшее распространение.

Вторым ярким представителем московской школы был Геор­гий Авксентьевич Бахчисарайцев (\Ю5— 1926). Четко, интересно и полемично он начиная с доклада, прочитанного им 7 декабря 1908 г. в Московском обществе бухгалтеров, и в опубликованной ранее под псевдонимом брошюре [Арсеньев, 1908] развивал идею балансовой теории учета. Его положения были сформули­рованы в тридцать одном тезисе. Вот некоторые из них: «Баланс — счетное изображение предприятия: а) в виде одной таблицы, б) в виде собрания счетов. Актив — то, что предприятие получило (вложено); пассив — то, что предприятие должно (источники). Все методы прикладной бухгалтерии должны вытекать из поня­тия о балансе и базироваться на нем. Баланс - начало и конец счетоводства. Термины «Дебет» и «Кредит» с теоретической точ­ки зрения являются излишними. Счетом называется место учета (таблица) какой-либо статьи Актива или Пассива. Счет — органи­ческая часть баланса. Отношение счетов к балансу — математи­ческое: целое равно сумме своих частей. Изучение счета ранее изучения баланса логически невозможно. Счета разделяются на активные и пассивные. Все пассивные счета — личные». Г. А. Бахчисарайцев впервые в русской счетоводной литературе разделил все хозяйственные операции по их влиянию на баланс на четыре типа, которые по сей день должны запоминать все изучающие бухгалтерский учет:

 

А+а=П + а;

А-б = П-б;

А-в+в = П;

А = П + г - г,

где: А — актив,

П — пассив,

а, б, в, г — факты хозяйственной жизни, меняющие состав ба­ланса, но не равенство, лежащее в его основе.

Операции (1) и (2) - модификации,

(3) и (4) — пермутации.

Третий основатель московской школы Федор Иоганович Бельмер(1873 - 1945) стал одним из создателей бухгалтерского учета в Болгарии, куда он эмигрировал во время революции. Верный консервативному духу, развивая учение о балансе как независи­мом от плана счетов документе, Бельмер впервые показал, что в балансе нет счетов, а есть статьи, и что «отчетная балансовая таб­лица может не быть тождественной с балансом Главной книги ни по содержанию, ни по итогам» [Цит.: Гуляев, 1909, с. 27]. Он же в консервативном духе считал, что только хронологическая за­пись может быть основой учета и в связи с этим подчеркивал примат журнала над Главной книгой [Коммерческий мир, 1909, № 3, с. 95]. Бельмер в 1907 г. возглавил Московское общество бухгалтеров (МОБ), в которое вошли все создатели балансовой теории. Печатным органом МОБ был журнал «Коммерческий мир». Главным и последним делом МОБ было проведение в 1909 г. Всероссийского съезда бухгалтеров, после которого МОБ, израсходовав на съезд все средства, распалось.

А. К. Рощаховский (1910) создал то, что получило в дальней­шем название «балансоведение», естественное завершение идей Н. С. Лунского. Он предложил структуру типового баланса акци­онерного предприятия. Степень детализации отдельных статей (дебиторы, кредиторы, нематериальные активы) оставлялась на усмотрение составителей баланса, относительно других статей предлагался состав элементов, целесообразных для выделения в балансе. Так, в статье «Имущество реальное» выделялось пять элементов: касса (наличные деньги, счета в банках), членские взносы, ценные бумаги, имущество постоянное (недвижимое, движимое, неоконченные постройки), имущество оборотное; в статье «Капитал» — основной, запасный, оборотный, резервный страховой, ремонтный, делькредере, резерв премий, благотвори­тельный. Такой подход, соединяющий в себе элементы унифика­ции и определенной свободы действий в составлении баланса, получил в дальнейшем широкое распространение и заложен, в частности, в большинстве национальных и международных учет­ных стандартов.

Подводя итоги эволюции бухгалтерского учета в дореволюци­онной России, мы можем, к чести его представителей, отметить, что отечественная учетная мысль отвечала уровню мировых стан­дартов, а во многом и превосходила их. Тем не менее оставался в силе приговор В.Н. Майкова: «Наука у нас составляет до сих пор еще столь малую потребность и так мало вошла в нашу жизнь, что ученые занятия крайне невыгодны не только в отношении к ре­путации, но и в отношении к деньгам».

Дайте определение следующих понятий:

менталитет, эволюция, революция, варяги, ответственность, ма­териальная ответственность, соха, круговая порука, дозорная книга, окладная книга, ужимная книга, умолотная книга, столо­вая книга, регламент, дьяк, келарь, вратарь, старец, строитель, приказчик, монастырь, целовальник, прикладывание рук, рукоп­рикладство, секуляризация, ресконтро, правиант-мейстер, ли­нейная запись, слабая и сильная сторона счета, дневник, скаска, теория одного ряда счетов и теория двух рядов счетов, микроучет, макроучет, пермутации, модификации.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

6. Какие исторические памятники могут содержать сведения о бух­галтерском учете в допетровской России?

7. Почему в допетровской России не было двойной записи?

8. Почему низкий уровень правосознания сдерживает развитие бухгалтерского учета?

9. Почему петровские преобразования коснулись организации и практики ведения бухгалтерского учета?

10.В чем значение Адмиралтейского Регламента для развития учета в России?

10.Как приемы учета выработки, разработанные Гениным, приме­няются в современной русской металлургической промышлен­ности?

11.Почему первые русские книги по учету были переводными? По­чему в наше время так много переводных книг, а в советское вре­мя они были исключительным явлением?

12.Почему реформы царя-освободителя привели к бурному разви­тию теории и практики учета в России?

13.В чем оригинальность учения Ф. В. Езерского?

29.Дайте русский вариант слов: акцепт, аудитор, архив, баланс, бух­галтерия, дивиденд, инвентарь, кадастр, калькуляция, капитал, квитанция, контокоррент, контроль, прейскурант, рентабель­ность, сторно, табель, фактура, счет-фактура, хронология, циви­листика, эконометрия,этика?

30.В чем сходство идей Езерского и Джонса?

31.Почему журнал «Счетоводство» нуждался в правительственной субсидии?

32.В чем заслуга А.М. Вольфа в развитии учета в России?

33.Как вы понимаете утверждение С. М. Бараца о том, что время -учетный измеритель?

34.Почему Л. И. Гомберг назвал свою теорию учета — экономо-логия?

35.Что такое отраслевой учет?

36.Охарактеризуйте роль математики в теории учета.

37.Почему меновая теория учета предполагает наличие одного ряда счетов, а балансовая теория — двух рядов счетов?

38.Что лежит в основе баланса в представлении меновой и балансо­вой теорий учета?

39.В чем разница между прямыми и косвенными расходами?

40.Почему необходимо говорить личный счет, а не лицевой?

41.Почему теорию Н. С. Лунского называют балансовой?

42.Прокомментируйте утверждение Ф.И. Бельмера: «Отчетная ба­лансовая таблица может не быть тождественной с главным ба­лансом Главной книги ни по содержанию, ни по итогам»?

43.Как идеи Валицкого о макроучете реализуются в современном мире?

44.Как в наши дни проводится типизация отчетности?

45.В чем заслуги русских бухгалтеров XIX - XX вв.?

46.Почему наука и практика противопоставляются друг другу?

47.Чем модификации отличаются от пермутации?

 


 

 


 

 


 

 


 

 


1)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.139 (0.011 с.)