ТОП 10:

Конституционные основы земльного права.



Источники земельного права - это законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые

и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие зе-

мельныеправотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений. Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые

акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация. Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях,пунктах, подпунктах того или иного нормативного акт апо-разному.Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие -правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью

их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы – без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм: 1"

1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное

действие.

2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

3)управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные

действия, указанные в данной норме.

 

Закон как источник земельного права.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежат Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.
Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой системе и роли в регулировании общественных отношений.

Законы подразделяются на:

• федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ;
• федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

 

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации – федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В случае противоречия между ними действует федеральный закон. При противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта Федерации.
Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законов и иных нормативных актов всех субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

11.Разграничение действия норм гражданского и земельного за­конодательства в регулировании земельных отношений.

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — недвижимое имущество, отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования и т. Д

12. ПОДЗАКОННЫЕНОРМАТИВНЫЕАКТЫ

КАКИСТОЧНИКИЗЕМЕЛЬНОГОПРАВА

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконныенормативныеакты.В них входят:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ;

3) ведомственные акты;

4) нормативные акты организаций;

5) акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие УказыПрезидентаРФ:

1) ≪О регулированииземельныхотношенийиразвитииаграрнойреформывРоссии≫от 27 октября 1993 г.

1767 иот 24 декабря 1993 г. № 2287;

2) ≪О налогообложениипродажиземельныхучастковидругихоперацийсземлей≫от 7 декабря 1993 г. 2118;

3) ≪О государственномземельномкадастреирегистрациидокументовоправахнанедвижимость≫от

11 декабря 1993 г. 2130;

4) ≪О правесобственностигражданиюридическихлицназемельныеучасткиподобъектаминедвижимо-

стивсельскойместности≫от 14 февраля 1996 г. 198;

5) ≪О реализацииконституционныхправгражданназемлю≫от 7 марта 1996 г. 337;

6) ≪О государственнойподдержкесадоводов, огородниковивладельцевличныхподсобныххозяйств≫

от 7 июня 1996 г. 819;

7) ≪О гарантияхсобственникамобъектовнедвижимостивприобретениивсобственностьземельныхучастковподэтимиобъектами≫or 16 мая 1997 г. 485.

ПравительствоРФ, воисполнениесвоихполномочий, такжеактивноучаствуетвформированииземельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1) ≪ОбутвержденииФедеральнойцелевойпрограммы "Созданиеавтоматизированнойсистемыведениягосударственногоземельногокадастра"≫от 3 августа 1996 г. 932;

2) ≪Омерахпообеспечениюсельскохозяйственныхтоваропроизводителейминеральнымиудобрения-

миихимическимисредствамизащитырастенийв 1997 г.≫от 14 февраля 1997 г. 166;

3)≪ОбэкономическихусловияхфункционированияагропромышленногокомплексаРФв 1997 г.≫от

26 февраля 1997 г. 224;

4) ≪Опорядкеопределениянормативнойценыземли≫от 15 марта 1997 г. 1319.

Кведомственнымактампринятоотноситьприказы, инструкции, правила, наставления, принимаемыецен-

тральнымиорганамиисполнительнойвласти, ккоторымотносятсяминистерства, государственныекомитетыиведомства (Федеральнаяслужбалесногохозяйстваидр.).

Примераминормативныхведомственныхактов, затрагивающихземельныеотношения, могутслужить:

1) ПриказГосударственногокомитетаРФпоохранеокружающейсреды≪ОбутвержденииПорядкавыда-

чиразрешенийнадобываниеобъектовживотногомира, принадлежащихквидам, занесеннымвКрас-

нуюкнигуРФ≫от 4 апреля 1997 г. (Бюллетеньнормативныхактов. 1997. 12);

2) ИнструкцияоввозенатерриториюРФивывозестерриторииРФсемянсортоврастенийиплеменногоматериалапородживотных. УтвержденаМинистерствомсельскогохозяйстваипродовольствияРФиГосударственнымтаможеннымкомитетомРФ 8 мая 1997 г.;

3) ПриказГосударственногокомитетаРФпоохранеокружающейсреды≪ОпорядкерассмотренияматериаловнаввозвРоссийскуюФедерациюядовитыхвеществ≫от 16 января 1997 г.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.79 (0.008 с.)