Пояснительная записка. Цели и задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснительная записка. Цели и задачи



 

Изучение дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» является составной частью образования в высшем учебном заведении, необходимым элементом подготовки специалистов высокого профессионального уровня. В связи с реформами в России, начавшимися в конце XX столетия, Россия все более становится открытым обществом, российские граждане имеют возможность свободно выезжать за пределы государства, заниматься трудовой деятельностью в зарубежных странах. Это обусловливает актуальность знания зарубежного государства и права в плане практической, прикладной востребованности. В этой связи целью и задачами преподавания дисциплины являются формирование у студентов знаний о важнейших государственно-правовых институтах зарубежных государств; институтах гражданского общества, эффективно влияющих на процессы принятия государственно-властных решений в зарубежных странах; о системе прав и свобод и механизмах их защиты в зарубежных странах. Кроме того, целью и задачами изучения конституционного (государственного) права зарубежных стран являются создание условий для более глубокого, теоретического усвоения студентами национального российского права. Соответствующая дисциплина предполагает сравнительные анализы государственно-правовых институтов стран современного мира, то есть имеет в основе своего построения метод компаративистики. В этой связи целью и задачами учебной дисциплины являются: посредством развития навыков компаративистской методологии в студенческом образовании, обучения студентов и навыкам сопоставления зарубежных моделей организации государственно-правовых институтов, взаимоотношений государства и человека (гражданина) с российскими аналогами для выявления общего, совпадающего и особенного (специфического) в российском и зарубежном правовом регулировании, оценок эффективности российского государства и права. Учебный курс построен на основе комбинаций двух методов получения знаний. Лекционный процесс построен на основе институционного метода изложения материала, а темы заданий для самостоятельной работы студентов сформулированы в соответствии со страноведческим подходом.

Учебно - тематический план

№ п/п Наименование темы Число часов
лекции семинары сам.раб.
  Модуль 1. Предмет, система, источники КПЗС.      
1. Конституционное право зарубежных стран как отрасль, наука, учебная дисциплина (предмет, метод, источники курса).   -  
  Конституции государств в современном мире.   -  
  Модуль 2. Основы конституционного строя. Конституционные права и свободы в ЗС      
3. Основы конституционного строя зарубежных стран   -  
4. Основы правового статуса личности и его конституционное регулирование в зарубежных странах   -  
5. Выборы и референдумы в зарубежных странах: нормативное регулирование, порядок проведения.   -  
  Модуль 3.Конституционная форма государственного устройства в ЗС.      
6. Понятие и виды форм государственного устройства в ЗС. Федерации и автономии в зарубежных странах.      
  Модуль 4.Конституционная форма государственного правления в ЗС.      
7. Понятие и виды форм правленияв зарубежных странах.      
8. Высшие законодательные органы стран современного мира: порядок формирования, внутренняя структура, особенности законодательной процедуры   -  
9. Институт главы государства в зарубежных странах   -  
10. Органы исполнительной власти в зарубежных странах: особенности формирования и деятельности   -  
11. Конституционные основы судебной власти в странах современного мира   -  
10. Конституция США 1787 г. -    
12. Конституция Франции 1958 г. -    
13. Конституция ФРГ 1949 г. -    
14. Конституция Японии 1949 г.      
15. Конституция Швейцарии 1999 г. -    
16. Конституция Польской Республики 1997 г. -    
  Итого: 36 ч; 16 ч; 26 ч. 18ч.; 18; 10ч. 30ч.
44ч;.
           

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ I

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Страноведческая основа учебного курса. Типология госу­дарств современного мира.

1.2. Предметы, методы, источники и системы конституционного (государственного) права зарубежных стран как отраслей нрава.

Конституционное (государственное) право - ведущая отрасль в национально-правовых системах стран развитой демократии. Форми­рование и развитие конституционного (государственного) права как отрасли в развивающихся странах. Системы конституционного права развитых и развивающихся стран. Нормы и институты конституцион­ного права, их специфические признаки, классификация. Сущность, характерные черты и основные виды конституционно-правовых от­ношений, их субъекты и объекты. Анализ основных закономерностей и тенденций формирования, развития и функционирования механизма осуществления государственной власти в развитых и развивающихся странах.

Источники конституционного (государственного) нрава в разви­тых и развивающихся странах. Нормативные акты как наиболее рас­пространенная форма (источник) государственного права, их виды. Юридический прецедент. Конституционный обычай. Значение мате­риального и формального критериев для определения иерархии (соподчиненности) источников в правовых системах развитых и разви­вающихся стран. Роль и сфера применения закона в современных го­сударствах, возрастание значения нормотворческой деятельности ис­полнительной власти, администрации, суда. Доктринальные источни­ки. Партийно-политические документы в системе источников права в развивающихся странах. Роль ислама и шариата в формировании ис­точников права в арабских странах и Иране.

1.3. Российская и зарубежная науки конституционного (государ­ственного) права развитых и развивающихся стран.

Предмет науки конституционного права развитых и развиваю­щихся стран.

Основные направления исследований современной зарубежной государственности в российской науке конституционного (государст­венного) права развитых и развивающихся стран. Институциональное и страноведческое исследования.

Основные черты современной зарубежной науки конституцион­ного права. Социологическое, естественно-правовое и формально-юридическое направления зарубежного государствоведения. Зару­бежная "политическая наука".

Теоретические основы зарубежной науки государственного пра­ва: теории конституционализма, народного суверенитета, народного представительства, разделения властей, естественных неотчуждаемых прав человека, парламентаризма, правового, социального и демокра­тического государства.

Становление и основные черты государственно-правовой науки в освободившихся и развивающихся странах.

Влияние религии на формирование государственно-правовых идей в мусульманских странах.

1.4.Применение при исследовании в науке и изучении учебной дисциплины конституционного (государственного) права развитых и развивающихся стран метода материалистической диалектики и иных философских методов исследования и познания. Частнонаучные и ча­стно - правовые (сравнительно-правовой, компаративистский, систем­ный, функциональный и кластерного анализа) методы исследования.

РАЗДЕЛ II

КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ

ГОСУДАРСТВ

Определение сущности конституции Ф.Лассалем. Соотношение конституции и действительности. Конституции фактические и юри­дические, фиктивные и нефиктивные.

2.1. Конституции развитых государств.

Основные этапы развития конституций. Общее и особенное в содержании и форме конституций развитых стран. Конституция США 1787г. Специфика Британской неписаной Конституции. Причины стабильности и консерватизма старейших буржуазных конституций. Общие черты и особенности послевоенных конституций развитых капиталистических стран (конституции Италии 1947г.; Франции 1946г.; ФРГ 1949г.; Японии 1947г. и др.). Качественно новый уровень демо­кратических установлений в новейших буржуазных конституциях 70-х годов (конституции Португалии 1976г.; Греции 1975г.; Испании 1978г.). Конституции зарубежных стран, принятые в 80-90 годы: Кон­ституция Федеративной Республики Бразилия 1988г., Конституция Алжирской республики 1989г., новая редакция Конституции Египта 1971г. (1980г.), новая редакция Конституции Ирана 1979г. (1989г.).

Порядки принятия и изменений конституций в зарубежных странах. Механизм принятия (изменений) конституций парламента­ми. Разработка конституций (изменений к ним) в учредительных собраниях (конституционные процедуры во Франции 1946г., Италии 1947г., Португалии 1976г.). Конституционные референдумы и пле­бисциты, практика их проведения (конституционная и плебисцитная реформа 1962г. во Франции; конституционный референдум в Греции 1968г., Испании 1978г., новейшая практика референдумов). Октроирование конституций. Иные способы принятия конституций.

2.2. Особенности конституционного развития стран, освобо­дившихся от колониальной зависимости.

2.3. Особенности действующих конституций развивающихся стран.

2.4. Классификации конституций развитых и развивающихся

стран.

2.5. Институт конституционного контроля в развитых и разви­вающихся государствах.

РАЗДЕЛ III

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.009 с.)