Глава 3.Прогнозирование продовольственного рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3.Прогнозирование продовольственного рынка



Начиная с 2009 года, были выявлены изменения негативных тенденций, которые были объяснены своевременными мерами, принятыми правительством Российской Федерации (дотации многодетным семьям, материнский капитал).

Вторым прогнозируемым показателем стали доходы населения. Резкий характер изменений кривой вызывает некоторые опасения. Третьим показателем, которому в исследовании отведено центральное место является потребительская цена на продовольственные товары.(Приложение 2)

Прогноз инновационной активности показал, что возможно ее снижение на интегрирующем рынке по мясу и мясопродуктам, молоку и продуктам его переработки, муке и хлебопродуктам, овощам и фруктам, а по яйцу и яйцепродуктам, картофелю показал, что существуют тенденции к увеличению.

Анализ фактической и аппроксимирующей кривой показал, что до 2008 г. происходило увеличение использования инновационных технологий, но уже начиная с 2010 г. происходит значительное снижение в России на 178777 тыс. руб (Приложение 3).

Сложившаяся на рынке продовольствия ситуация и тенденции прогнозирования показали, что наступает время принятия решений. Основным направлением может стать повышение инновационной деятельности.

В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить на развитие науки, техники и инноваций возникает проблема определения государственных приоритетов в данной области, которые способны улучшить инновационную деятельность на продовольственном рынке.

Ключевыми вопросами и для тех, кто производит продукты, и для тех, кто торгует ими, являются следующие:

-в каких регионах развитие продовольственного рынка происходит наиболее бурно;

-где возможна более быстрая отдача на вложенные инвестиции, наибольший рост прибыльности;

-что должна делать компания для повышения эффективности и конкурентоспособности с точки зрения принятия бизнес-решений.

Основная тема данного обзора сконцентрирована на конечной точке потребления. В центре внимания – розничный рынок, то место, где люди тратят деньги. Именно он запускает все остальные процессы и рынки: и торговлю, и производство продуктов питания, и производство сельскохозяйственной продукции.

Региональная карта: горячие и ключевые регионы

Развитие регионов происходит крайне неравномерно. Существуют разные регионы, города с различной скоростью развития и возможностями.

Как уже отмечалось, средний объем потребления продуктов питания в России составляет $ 70 на человека в месяц. Тем не менее в стране немало регионов, где уровень потребления гораздо выше – их можно назвать горячими. Это Тюменская и Самарская области, Ханты-Мансийский округ, а также ряд регионов, где уровень затрат на продукты питания значительно выше среднероссийского, например Республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области.

Существует также много регионов, которые имеют долю на рынке России в 1,5–2 раза выше, чем в среднем, - это ключевые регионы. В первую очередь, речь здесь идет о Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской, Ростовской, Челябинской областях, Красноярском и Краснодарском краях и т.д. Такие регионы составляют экономический остов России и занимают каждый более 1,5% от общего объема годовых продаж.

В целом надо отметить, что сейчас динамика развития регионов начинает опережать динамику развития Москвы.

По прогнозам в ближайшее время наибольший рост рынка будет наблюдаться именно в российских регионах. И тут встает самый главный вопрос – когда этот бурный рост закончится?

Прогноз насыщения продовольственного рынка:

Резкое сокращение скорости рынка – очень болезненный момент в любом бизнесе. Сначала рынок растет на 30-50% в год, как это и происходит в России. Затем рост замедляется до 5–8% в год. При этом в бизнесе резко увеличиваются расходы и резко снижается прибыль; начинается насыщение рынка.

По прогнозам в Москве насыщение произойдет тогда, когда столичные жители будут тратить на продукты питания примерно $400 в месяц (Приложение 4). Этот момент может наступить уже в 2012–2014 годах.

Рассмотрим крепкий региональный центр. Насыщение рынка, скорей всего, наступит на уровне потребления продуктов питания в $280-330 на человека в месяц. При этом срок остановки бурного роста - примерно 2018-2020 годы.
Что касается остальной России, то здесь ожидается бурный рост еще в течение полутора десятков лет. И на фоне этого роста будет происходить и удвоение, и утроение, и еще большее увеличение рынка. По предварительным прогнозам, через 6-7 лет Россия сможет опередить по уровню потребления продуктов питания если не все, то большинство европейских стран. До 2022 года, когда потребление продуктов питания окажется на уровне $240-280 на человека в месяц, рост российского рынка продолжится.
Сейчас многие бизнесмены планируют либо входить в регионы, либо стараться удерживать в них свои позиции. Существуют ли технологии для входа на новые рынки? Какие решения можно использовать для удержания существующих позиций? К каким технологиям надо готовиться при переходе рынка к более медленным темпам развития?(приложение 6)

Итак, на "старте" личные доходы составляли десятки долларов в месяц. Это называется нищетой. Безусловно, на эти деньги можно было покупать только товары первой необходимости, лишь бы не умереть с голоду. Собственно говоря, ни о каком развитии - ни личном, ни семейном - не могло быть и речи. С точки зрения рыночных отношений, это означает полное отсутствие рынка. Компании не могут предложить потребителям широкий ассортимент качественных товаров.
Когда величина среднемесячного душевого дохода пересекает границу в $100-120, начинается бурное развитие рынка. Происходит увеличение продаж продуктов питания на 40-60%, а в некоторых случаях и на 80% по отношению к предыдущему периоду.
Следующий этап наступает тогда, когда регион, город или страна пересекает отметку в $200-240 ежемесячного среднедушевого дохода. Идет поступательное развитие рынка. У производителей и продавцов появляется много возможностей, например в резком расширении ассортимента, правда, пока в пределах дешевого и среднего ценовых сегментов. Время дорогого и премиальных ценовых сегментов впереди.
Следующий принципиальный момент наступает при преодолении планки личного ежемесячного дохода в $400-480. При этом возникает неожиданное явление: люди начинают потреблять продукты питания в большем количестве.
Рассмотрим ситуацию на примере покупки бутилированного растительного масла. При увеличении личного дохода до $400 возникает рост показателей: допустим, если раньше человек покупал 1,5 бутылки масла в месяц, то теперь - 2-2,5. Иначе говоря, скорость потребления увеличивается.
Следующие изменения наступают при уровне дохода $800 и более на человека в месяц. Это фактически последний шаг на пути к полновесному развитому рынку, где начинают работать в полном объеме рыночные механизмы, где целиком формируется ассортиментная линейка. Происходит быстрый рост продаж продуктов сегмента "премиум": дорогого печенья, элитных конфет и других товаров. Продажи растут на 40-50%, а зачастую даже на 60-70% в год. Возникают специальные ниши, например для мясных изделий по 800-900 рублей за килограмм. К слову, объем продаж элитных товаров в Москве уже превысил объем продаж таких же товаров в Нью-Йорке.

 

 

Заключение

В заключении курсовой работы я пришла к тому, что развитие рынка напрямую зависит от политической, экономической ситуации в стране.

В своей курсовой работе я выполнила следующие задачи:

1. дала понятия продовольственного рынка в частности;
2. описала проблему продовольственной безопасности населения как предпосылки изучения продовольственного рынка современной России;
3. привела структуру продовольственного рынка государства;
4. проанализировала продовольственный рынок России;
5. по результатам анализа сделала выводы о современном состоянии продовольственного рынка России

Продовольственный комплекс состоит из совокупности отраслей с целью удовлетворения потребности населения в питании. Эта совокупность образует единую цепь воспроизводственного процесса: сельское хозяйство - пищевая промышленность - торговля - домашнее продовольственное потребление. Для сбалансированного и интенсивного развития продовольственного рынка необходимо изучить всю совокупность влияющих на него факторов. Вследствии этого продовольственный рынок России необходимо постоянно контролировать. Продовольственный рынок никогда не должен стоять на месте, он постоянно должен развиваться, ведь наука не стоит на месте. В теоретической части я расмотрела факторы, которые влияют на продовольственный рынок и статью, в которой говорится о заседании президентов России и Татарстана. Я пришла к тому, что продовольственный рынок необходимо стабилизировать, создавать агропромышленные парки и остальные возможные удобства для граждан страны.

В аналитической части я рассматриваю сложность оценки рынка продовольствия, это обусловлено размытостью продовольственных рынков, большим разнообразием продуктов и нерегулярностью их потребления, зависящей от сезонности и других факторов, за исключением таких продуктов как хлеб, молоко и т.д.

В целях стабилизации продовольственного рынка выработан четкий правовой регламент по формированию государственных продовольственных ресурсов и созданию системы государственной поддержки агропромышленного производства. Министерством сельского хозяйства и продовольствия России разработан соответствующий законопроект, охватывающий весь комплекс взаимоотношений государства с субъектами рынка, включая государственное регулирование спроса и предложения, поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, содействие развитию рыночной инфраструктуры, меры налогового и финансового регулирования, защиту внутреннего рынка от неравной конкуренции извне и другие меры.

Выполненный в работе анализ позволил сделать вывод о том, что отсутствие эффективной рьночной инфраструктуры, которая позволяла бы преобразовывать сельскохозяйственную продукцию в конечный потребительский товар, является серьезным ограничением в конкурентной борьбе. Для развития российского продовольственного рынка и увеличения масштаба производства требуется создать мощную инфраструктуру продовольственного рьнка и развивать многообразные каналы движения продукции сельского хозяйства, в том числе бирж, оптовых рынков и др.

Росту отечественного рынка продовольственной розницы кто-то сулит скорый финал, кто-то утверждает, что подъем бесконечен. В нынешней ситуации существует несколько способов инвестировать в этот сектор средства, заняв свою нишу среди многообразия различных продовольственных магазинов. Розничный рынок практически безразмерен. Это означает, что на все 100% он не насытится никогда.

Делая выводы, необходимо подчеркнуть, что продовольственный рынок региона является сложной, многофункциональной системой общественных отношений, сущность которой проявляется многообразием связей экономического и социального характера в процессе производства и потребления агропродовольственных продуктов.


Список используемой литературы

Научная литература:

 

1)Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М, 2008. – 384с.

2)Балацкий Е.В. Качественные сдвиги на продовольственном рынке России// «Капитал страны», 2010

3)Барсукова С.Ю. Стратегии участников продовольственных рынков в России: патриотизм или прагматизм? // «Капитал страны», 2011.

4)Койл Д. Секс, наркотики и экономика. Нетрадиционное введение в экономику. - М.: Альпина, 2009.

5)Новицкий Н.И. Основы менеджмента: Организация и планирование производства. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208с.

6)Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2008.

7)Современная экономика: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011

8)Уилэн Ч. Голая экономика. Разоблачение унылой науки. - М.: Олимп Бизнес, 2009

9)Экономика и статистика предприятия. / Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, - 2010

10)Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. М.: ИКЦ "Маркетинг", - 2009.

11)Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М., 2009.

 

Интернет ресурсы:

1) [http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=781]

2) [http://www.marketologi.ru/lib/foodmarket.html]

3)http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-69/99295/]

4)http://www.kapital-rus.ru/articles/article/192615/

5)http://www.yarmarka.net/marketplace/articles/digest_prod.asp


Приложение


Приложение 1

 

Изменения потребительских цен на продовольственные товары по РФ за 2012 г.[1]


Приложение 2

 

 

Объем инновационных товаров, работ и услуг по РФ за 2012 г.[2]


Приложение 3

 

Регион Затраты на потребление, $/ мес. Объем рынка, млрд $
  2012 Прогноз   2012 Прогноз
Москва        
Россия        

Объемы рынка продовольствия в Москве и Росии [2]


Приложение 4

 

Регион Затраты на потребление, $/ мес. Год
Москва 400–450 2012–2014
Региональный центр 280–330 2018–2020
Россия 240–280 2022–2024

Прогноз насыщения продовольственного рынка [4]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.17.95 (0.02 с.)