Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Когда человек живёт неосознанно↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Оглавление
Вступление. 9 ГЛАВА 1. 10 Спасайся всю жизнь. 10 Спасайся всю жизнь. 10 Не спеши. 11 Начинай с малого. 11 Кто убивает время. 11 Когда человек боится. 12 Бог сделает как нужно. 12 Помощь от Бога. 13 Когда человек живёт неосознанно. 13 Истинный духовный путь. 14 Видим наоборот. 14 ГЛАВА 2. 15 Душевное здоровье. 15 Душевное здоровье. 15 Первое - покаяние. 15 Польза от скорбей. 16 Если ведёшь молитвенную жизнь. 16 Когда молишься. 17 Самые опасные помыслы.. 17 Как отделить ум от помыслов. 18 Молитва любит порядок. 18 Возвращай ум к молитве. 18 Суть молитвы.. 19 Не гордись молитвой. 19 ГЛАВА 3. 19 Слепота души. 19 Слепота души. 19 Обучение. 20 Размышление - это заблуждение. 20 Скопище мыслей - не жизнь. 21 Поведение монаха. 21 Безделье - не духовный покой. 21 Не выдумывай жизнь. 22 Три стадии духовной жизни. 22 Если нет Любви. 22 Достигай святости. 23 Если ты что-то понял. 23 Обуздай свои мысли. 23 ГЛАВА 4. 24 Лучше спросить старца. 24 Лучше спрсить старца. 24 Держись духовного отца. 24 Верность и преданность послушника. 24 Старец сообщает, послушник постигает. 25 Старец не нуждается в почитании. 25 Духовное видение послушника. 25 О добрых и недобрых людях. 26 О болезнях и внезапной смерти. 26 О молчании и беседах. 26 ГЛАВА 5. 26 От чего оживает душа. 27 От чего оживает душа. 27 От чего умирает душа. 27 Чем прогоняется радость. 27 Чем приобретается радость. 27 Что обещает мир. 27 Когда всё рушится. 28 Как ум возвращается в сердце. 28 Что бы не происходило в уме. 28 Тот, кто влавствует над людьми. 29 Не страшись браней. 29 О ненависти. 29 О неприязни. 29 О борьбе. 30 ГЛАВА 6. 30 Сердце мирское и духовное. 30 Сердце мирское и духовное. 30 Внимание и молитва. 31 Думать и молиться. 31 Блуждание и просвещение. 31 Мечтания и память Божия. 31 О рождении и боли. 32 О причинах трагических событий в мире. 32 О причинах трагических событий с нами. 32 О причинах умирания. 33 О причинах долгой жизни. 33 ГЛАВА 7. 33 О добре и зле. 33 О добре и зле. 33 О своих и чужих ошибках. 34 О болезнях и здоровье. 34 Моё и Божие. 34 Самое удивительное. 34 О телесном и душевном чутье. 35 Послушание и смирение. 35 ГЛАВА 8. 35 Как узнать истинного монаха. 35 Как узнать истинного монаха. 35 Не подобает. 36 Тяжело видеть. 36 Монах и братство. 36 ГЛАВА 9. 36 О познании правильном и ложном. 36 О познании правильном и ложном. 37 О помощи. 37 Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений. 37 О непрятностях и успехах. 38 О порче и избавлении от неё. 38 ГЛАВА 10. 38 О среднем пути и золотой середине. 38 О среднем пути и золотой середине. 38 О расслаблении и упорстве. 39 Сильная и слабая душа. 39 Познание истины и Жизнь вечная. 39 О молитве и послушании. 40 О скорбях и утешениях. 40 Об отречении и обретении. 40 О совершенстве и добродетелях. 40 ГЛАВА 11. 41 О послушниках и старцах. 41 О послушниках. 41 О старцах. 42 О внешнем и внутреннем уединении. 42 О внешних и внутренних препятствиях. 42 О врагах человека. 43 О правильной и ложной решимости. 43 О новостях и помощи Божией. 44 О борьбе со злом. 45 О жизни со Христом и без Христа. 45 ГЛАВА 12. 45 О грехах. 45 О грехах тела, речи и ума. 45 Об учениках и их отсутствии. 46 Накопленные грехи. 46 О духовных этапах. 46 Если помогать людям. 46 Об уединении. 47 О едином на потребу. 47 О последнем дне. 47 Ничто не сравнится. 48 Если хочешь покончить со старыми привычками. 48 Если хочешь восходить день ото дня. 48 ГЛАВА 13. 49 О заблуждении и просвещении. 49 О заблуждении и просвещении сердца. 49 Чтобы не происходило. 49 О причинах заблуждения. 49 О возвращении внимания. 50 О преданности старцу. 50 О переживаниях и теориях. 50 О готовности к искушениям. 50 Об уверенности в своём духовном отце. 51 О мнении и самомнении. 52 О моменте смерти. 52 ГЛАВА 14. 53 О самообмане. 53 О самообмане. 53 Об обольщении. 53 Чем больше держишься за мир. 53 О презрении и неприязни. 54 О подготовке к уединению.. 54 Об искренности. 55 О последствиях. 55 О привязанности и Любви. 56 О покое души. 56 О борющихся с помыслами. 56 ГЛАВА 15. 57 Об отсечении воли. 57 Об отсечении воли. 57 О непрестанной молитве и рассуждении. 57 О безстрастии. 58 О непрестанной молитве. 58 О добрых и недобрых. 58 ГЛАВА 16. 59 О Спасении. 59 Как достигается спасение. 59 О греховной тьме. 59 Совершенное Спасение. 59 О Святом Духе. 59 О безсмыслице. 60 О глупости. 60 О стяжании Спасения. 60 О Боге. 60 О благих делах. 61 О молитве. 61 О прелести. 61 ГЛАВА 17. 62 О благодати Духа Святаго. 62 О добрых делах и благодати. 62 О чистоте сердца и одержимости. 63 О духовном опыте. 63 Об искушениях в церковной жизни. 63 О святости. 64 О достижении Божественной Любви. 64 Приложение. 65 О праздниках. 65 О ложной решимости. 65 О верности. 65 Эпилог. 66
Вступление
Книга духовных поучений «Опыт, оплаченный жизнью, или ошибки в духовной практике» - это размышление о нелегком пути ко Спасению, выраженное иногда в форме обращения к своей душе, а иногда - в форме разговора духовного отца с сыном. Автор книги, Афонский старец Симеон, обращается к своим чадам с отеческим наставлением, увещанием, предупреждением. Эта книга повествует об ошибках в духовной практике, которые неизбежно делает каждый человек, неправильно реагируя на изменчивые устремления ума и желания сердца. Много написано различных духовных руководств, тем не менее нелегко найти такое, где были бы собраны воедино важнейшие ошибки души, следующей по узкому тернистому пути к Богу. Автор рассматривает все этапы духовного становления и выделяет наиболее характерные ошибки для каждого периода. Книга начинается с описания «слепого» и невнимательного состояния души, погруженной в суету, а заканчивается - раскрытием величественной красоты тех душ, которые достигли Божественной Любви (см. гл 17. О достигших Божественной Любви). Читающим эту книгу прежде всего открывается, что все ошибки непосредственно связаны с неправильно расставленными акцентами в духовном делании, уклонением от срединного пути. Поэтому одна из глав книги так и называется: «О среднем пути и золотой середине». Автор подчеркивает, что каждая душа так или иначе погружена в самообман. Душе свойственно подменять истинное духовное делание - размышлениями, а подлинный духовный опыт, за который требуется платить кровью, - теориями и отвлеченными понятиями. Таким образом, на духовную жизнь обычного человека можно взглянуть как на переход от одного заблуждения к другому. Эта книга раскрывает, насколько тонко и изощренно мир завораживает ум человека, ослепляет очи сердца, вводит в заблуждение душу. Практически следуя наставлениям автора, внимательно держась их, подобно путеводной нити, мы выходим из лабиринта заблуждений на свободу Духа. В самом освобождении души от страстей мы находим подтверждение тому, что все поучения, изложенные в книге, являются плодом духовного опыта. С каждой новой победой мы убеждаемся, что эти наставления - не просто благочестивые размышления, а передача истинного практического знания, которое достигается болью и кровью, приносит просвещение в ум и покой в сердце. Вероятно, все согласятся, что при чтении этой книги прежде всего создается неповторимое живое ощущение беседы со старцем. Затем незаметно старец как бы устраняется, и мы остаемся наедине со своей душой. Начинается нелегкий разговор с самим собой, в присутствии старца. Такое собеседование может причинить душе, с одной стороны, мучительные страдания, возникающие в процессе преодоления сомнений и недоверия, а с другой - радость постижения Истины, открытие новой духовной перспективы. Это произведение не является легким чтением. Но стоит вспомнить, что любое сильнодействующее лекарство обычно бывает горьким и неприятным на вкус. Несомненно, книга будет полезна всем, интересующимся христианством, православной традицией, духовным деланием, а также всем, стремящимся к совершенству во Христе, очищению сердца, стяжанию Божественной Любви.
ГЛАВА 1
Спасайся всю жизнь
«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Спасайся всю жизнь Спасайся не день или два, спасайся всю свою жизнь - именно это и есть Спасение.
Вне Христа нет никакой религии и быть не может, ибо Христос - это начало и конец единственной религии, религии сердца.
Спасение можно искать где угодно, но само оно находится только в Правде, Которая есть Христос.
Не лезь в чужие учения - пропадешь, выбери одного Христа и святых отцов Православия, и будешь жить с Богом.
Не выдумывай себе своего Спасения, обрети его из духовного наставления.
Для Спасения ничего не нужно делать больше, чем следует, и желательно не делать меньше, чем нужно.
Не спеши
Не спеши читать духовные наставления, спеши их исполнять.
Не спеши в уединение, спеши в послушание.
Не спеши накапливать помыслы, спеши от них избавляться.
Не спеши гневаться, спеши смиряться.
Не спеши накапливать вещи мира сего, спеши от них отрекаться.
Начинай с малого
Начинай духовную жизнь с малого - с послушания, чтобы овладеть большим - смирением и Спасением.
Не оставишь дурные привычки - не обретешь хорошие.
Учись в духовной жизни все делать внимательно, не пожалеешь об этом ни на земле, ни на Небе.
Умеющий сказать «прости» - победил самого себя.
Из всех слов самое трудное слово, которое нелегко произносить, слово «прости», но именно оно открывает райские врата.
Кто убивает время
Тот, кто убивает время, убивает сам себя.
Один раз живем, а остальное время мучаемся, если мы не умеем ценить время нашей жизни.
Каждую секунду у нас остается все меньше этих секунд, и обратить этот поток вспять невозможно, можно лишь выйти из него, достигнув Спасения, в котором времени нет.
Если ты запутался в мирских делах, значит ты забыл о смертном часе.
Лучшее средство против лени - помнить о смерти.
Если не увидишь мир с высоты вечности сейчас, пока ты жив, то сто поневоле придется так увидеть в момент расставания с ним.
Прошедший момент - не наш, следующий - тоже не принадлежит нам, успей постичь Истину прямо сейчас, ибо она находится в этом промежутке.
Когда человек боится
Когда человек боится устремиться в сокровенные глубины своего сердца, он устремляется в бездны суетного мира.
Тот, кто погружается в сокровенные глубины сердца, обретает вечную Жизнь; тот, кто теряется в безднах суеты, - в ней и гибнет.
Разумный когда-нибудь успокоится, а неразумный - никогда.
Если душа колеблется в нравственных принципах, то искуситель появится обязательно.
Мир не лезет к нам в душу, мы сами отдаем ее миру на поругание; оставь мир, и он оставит тебя.
Бог сделает как нужно
Бог всегда сделает так, как нужно, а мир никогда не сделает так, как хочет.
В совершенном Боге - все совершенно, а не совершенного нет и не может быть, но чтобы нам открылось это, необходимо помочь сердцу увидеть это.
Наша обыденность является необычным, фантастически сложным творением Бога для души, страдающей расстройством духовного зрения.
Если Бог создал мир из ничего, то обыденности нет и быть не может, ибо она представляет из себя невероятно удивительное явление, всецело предназначенное для воспитания души.
Душа, очистившая себя с помощью молитвы и благодати от помыслов, желаний и страстей, видит Бога и мир такими, как они есть, а не так, как ей представлялось вначале.
Помощь от Бога
Помощь от Бога приходит к нам лишь тогда, когда мы откроем, насколько мы грешны и далеки от Него.
Разве Бог когда-нибудь скрывался от тебя? Конечно, нет, это только ты уходишь в суету, забывая о Нем.
Чем дальше человек от Бога, тем большим становится эгоистом, пока не станет богопротивником.
Если извергнешь эгоизм, подобно плевку, непременно обретешь помощь Божию.
Если станешь безстрастным, словно покойник, которому можно сказать что угодно, услышишь от Бога слова Жизни.
Истинный духовный путь
Истинный духовный путь: уметь слушать и слышать, а это значит - уметь понимать и постигать.
Вдоль широкой дороги валяются только стоптанные зря башмаки; лишь на узком пути можно найти духовные цветы и обрести труднопостижимый плод Спасения.
Погонишься за вещами - потеряешь ум, устремишься в глубины своего сердца - стяжешь духовный разум, Христа.
Если осел пойдет в Москву, лошадью не вернется; если нерешительный ступит на духовный путь, святым не станет.
Как ни свято Евангелие, оно не откроется тебе, если не будешь ему следовать.
Тот, кто хочет достичь высокой духовной цели, должен иметь прочное основание в нравственности.
Самая высокая духовная цель - Спасение, самое прочное основание - Евангелие.
Никогда не опускай уровень своей цели, иди в духовной жизни до конца - так же, как ее начал.
Видим наоборот
И Бога и мир мы видим наоборот: мир - что он существует, а Бог - что Он не существует.
О том, чем мы живем, что видим и воспринимаем, можно сказать лишь одно: «Не верь глазам своим!».
Из того, что видишь, ничего не останется, кроме воспоминаний.
Сумма всех явлений в мире, сколько бы их ни было, остается всегда одной и той же.
Единственно, что полезно, - это прямой опыт ложности мира и истинности Бога.
Так как все видимое - временно, цель каждой души - успеть познать свой уникальный опыт, что за явления держаться нельзя.
Если ты опытно постигнешь, что явления не могут быть истинной опорой, то ты найдешь для себя единственную несокрушимую и неподвластную времени опору - Христа.
ГЛАВА 2 Душевное здоровье
«Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
Душевное здоровье
Если камень нагревать, он треснет; если в сердце допускать гнев и похоть, оно долго не проживет.
Как песок ни дави, масла не будет; как за похотью ни бегай, счастья не найдешь.
Сколько ни приспосабливай богатство к Спасению души, а вывод неизбежно один: душевно здоровый человек богатым не станет, для богатства нужно уже быть им одержимым.
Если сойдутся двое любителей власти и начнут бодаться, дай Бог остальным живыми остаться; тот, кто властвует над людьми, не может не иметь душевной порчи.
Душевная порча начинается с тщеславия, а душевное здоровье - со смирения.
Хорошая заповедь христианства - держись смирения и беги подальше от надутости и всякого чванства.
Первое - покаяние
Если мы еще в утробе матери унаследовали грех всех поколений, то покаяние - это первое, что нужно вначале сделать, и последнее, чем мы должны завершить свою жизнь.
Чтобы действительно глубоко покаяться, необходимо заново родиться душой и телом, и такое покаяние становится основой всей нашей жизни.
Так же, как мы оставляем все имущество в момент смерти, так нам надлежит оставить в покаянии все земное, к чему был привязан наш ум в течение всей жизни.
Оставь все ради покаяния, ибо только оно соединяет нас с Богом.
Польза от скорбей
Наибольшая польза в духовной жизни приходит от трудностей и скорбей, а не от утешений.
Мастер сам знает, где у кувшина будет ручка; так и Богу ведомо, какие скорби полезны душе.
Тому, кто не прилежит к молитве и запутывается в мирских привязанностях, Бог прилагает скорби, чтобы сердце человеческое обратилось к Спасению.
Чем более суровы условия жизни, тем более необыкновенным и стойким вырастает в них человек и тем более удивительны его сердце и душа, если эта душа имеет высокую цель - соединение с Богом.
Спасение приходит через страдания и самоотречение; если их нет, то нет и Спасения.
Когда молишься
Когда ты молишься, пусть твое сердечное внимание будет подобно клину, вбитому в землю.
Когда ты молишься, будь внимателен в молитве подобно портному, вдевающему нитку в иголку.
Одна молитва, совершенная с полным вниманием, скорее будет услышана Богом, чем сотня рассеянных молитв.
Благодать одной молитвы, произнесенной с полным отсутствием помыслов, больше всех рассеянных молитв, которые можно прочесть за сутки.
Очищение сердца молитвой, избавление от помыслов и совершенное освобождение от бесов - происходит одновременно. Чем чище сердце, тем больше в нем благодати и духовной Свободы во Христе.
Самые опасные помыслы
Наиболее опасны внезапные нападения помыслов блуда; из всех помыслов они самые наглые и убийственные, ибо полностью умерщвляют душу.
Наиболее жестокие и безпринципные - помыслы гнева, ибо до основания разрушают духовную жизнь.
Наиболее прилипчивые и угнетающие - помыслы чревоугодия и сребролюбия, ибо делают душу тупой и привязанной к земному.
Самые долговременные и изматывающие помыслы - уныния и печали, ибо в них душа становится вялой и безвольной.
Самые коварные и с трудом искореняемые помыслы - тщеславия и гордости, ибо исподволь оплетают душу и лишают ее силы и благодати.
При попытке освободиться молитвой от этих помыслов очень опасны натиски сумбурных мыслей; если не успеешь избавиться от них, это может стоить тебе жизни.
Научиться постоянной бдительности и неотрывному вниманию к помыслам и умению мгновенно отражать молитвой любой помысел - это начало твоего освобождения из мысленного рабства и стяжания благодати во Христе.
Как отделить ум от помыслов
Для того, чтобы отделить ум от помыслов, нужно уметь пребывать в непрестанной покаянной молитве.
Для того, чтобы пребывать в непрестанной покаянной молитве, необходимо стяжать безстрастие.
Когда непрестанная молитва и безстрастие соединятся, никакие помыслы не смогут отвлечь ум, и духовное сердце обретает благодать.
Молитва любит порядок
Молитва любит порядок, а духовная жизнь - распорядок.
Днем - с молитвой трудись, а ночью - бодрствуй и молись.
Искушения - с молитвой терпи, а врагов - благословляй и люби.
Когда ум не стоек, - молитва слаба; когда молитва крепка и ум стоек, - помыслы слабы.
Когда ум усмирен молитвой и лишен помыслов, он соединяется с сердцем, которое обретает благодать и становится духовным сердцем.
Не живи головой, живи сердцем; не живи мыслями, живи молитвой.
Не морочь себе голову мыслями, живи Христом, ибо Он живет в твоем сердце.
Возвращай ум к молитве
Постоянно возвращай ум к молитве так же, как ребенок ищет объятия любимой матери. Постоянно возвращай внимание в сердце, как черепаха втягивает голову и лапы в панцирь.
Постоянно возобновляй молитву в сердце, чтобы она стала непрестанной, подобно сердцебиению.
Постоянно следи за своим сердцем, чтобы оно ни на миг не отвлекалось от Христа и молитва не прерывалась, подобно дыханию.
Если ты так будешь делать постоянно, то и Христос будет постоянно пребывать в твоем сердце.
Суть молитвы
Неотвлечение ума от молитвы - это сама суть покаянной молитвы. Не гонись за количеством молитвы, стремись овладеть ее качеством.
Если во время молитвы научишься следить, как часто отвлекается ум и будешь возвращать его обратно, овладеешь вниманием.
Если в течение дня научишься замечать, что ты не молишься, овладеешь покаянной молитвой.
Если тебе трудно молиться постоянно, практикуй молитву с короткими перерывами, - и овладеешь непрестанной молитвой.
Чистая молитва, совершенная с полным осознанием ее смысла, быстро очищает сердце и привлекает в него благодать.
Не гордись молитвой
Никогда не гордись, если ты хорошо молишься и находишь в молитве некоторое утешение; потеряешь все, что имеешь.
Если ты восхищаешься своими молитвенными достижениями, тебя обманули бесы.
Истинная молитва имеет отличительный признак в смирении, ибо ей приходится преодолевать множество препятствий, которые побеждаются только смирением.
Даже безнадежный грешник обретет благодать и спасется, если отречется от помыслов.
ГЛАВА 3
Слепота души
«А Я говорю вам: не противься злому».
Слепота души
Самая страшная слепота души - это гордость человеческая; самое лучшее зрение - это смиренное сердце.
Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчемных знаний.
На обочине дороги можно найти только старую подкову; в ложных знаниях - лишь пустые сведения об этом бренном мире.
В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привязанностях уверенно можно назвать ложным путем.
Терпение - истинный путь, безмолвие сердца - истинное достижение, Христос - истинное Спасение.
Спасайся - как ребенок, живи - как воин, умудряйся - как старец, и Христос не оставит тебя.
Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помощью смирения и благодати.
Обучение
Плохо быть неучем, но с тем, кто набрался пустых знаний, говорить совершенно невозможно.
Недостаток образования часто восполняется здравомыслием, но здравомыслие трудно найти даже в большой эрудиции.
Если обучение не является местом воспитания души, а есть лишь место образования, то такое обучение само становится угрозой для людей.
Когда читаешь книги о Боге и о духовной жизни, объединяй слова с сердцем, а сердце с делом, и это будет самое лучшее обучение.
Скопище мыслей - не жизнь
Разве можно скопище мыслей считать своей жизнью?
Разве можно поклоняться идолам страстей, считая их проявлением своей личности?
Разве можно следовать всем желаниям, считая их своей истинной волей?
Если растрачивать сердце на суету, то пред Богом оно будет как помойное ведро, полное мерзости.
Если беречь сердце в молитве и в Евангельских заповедях, то пред Богом оно будет как чистый сосуд, полный благодати и благоухания молитвы.
Больное сердце - то, которое погружено в суету, здоровое сердце - то, которое живет Богом.
Поведение монаха
Если поведение монаха не является путем к Спасению, оно становится лицемерием.
Здоровье монаха не должно быть настолько плохим, чтобы начать лечиться, и не настолько хорошим, чтобы забыть о нем.
Молодой монах пренебрегает всем миром, а старый монах подбирает даже подметку на дороге.
Монах без молитвы - не монах, а пустой мешок; сердце без Бога - не сердце, а грязный колодец.
Монах должен быть или ребенком, чтобы жить на руках у Христа, или воином, который смело принимает на себя скорби всего мира, чтобы стоять рядом с Христом.
Не выдумывай жизнь
Не выдумывай себе духовную жизнь, живи по Евангельским заповедям, и она сама откроется тебе такой, как она есть.
Если уйдешь в горы, уединишься телом, если прекратишь пустые раз говоры, уединишься языком, если отречешься от помыслов, уединишься сердцем.
Духовная жизнь, лишенная самодисциплины, становится распущенностью; лишенная творческой свободы - перестает быть духовной жизнью.
Не бойся ошибок на духовном пути, бойся в них оставаться.
Три стадии духовной жизни
Духовная жизнь имеет три стадии: Жизнь со старцем в обучении послушанию и стяжанию мира души.
Жизнь по наставлениям старца и стяжание непрестанной молитвы.
Жизнь в полном уединении и стяжание созерцательной молитвы.
Если в сердце появляются отречение, смирение и Любовь, значит ты на верном пути.
Если нет Любви
Если в сердце нет Любви, никакое количество четок не принесет пользы.
Если в сердце нет преданности, никакое количество поклонов не приведет к Богу.
Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов.
Только в Любви исчезают эгоизм, все остальные духовные практики его лишь укрепляют.
Достигай святости
Достигай святости, отбросив все изощрения ума опутать тебя своими доводами и умозаключениями.
Раздражительность, неприязнь и недовольство - это пустая трата сил твоего сердца, обрати их в желание помочь ближним и они сами превратятся в Любовь.
Рай - это душа, наполненная Богом, ад - это жизнь впустую, которая уничтожает сама себя.
Сердце, которое достигло единства во Христе, становится святым.
Если ты что-то понял
Если ты что-то понял в религии, не думай, что это и есть Спасение; его не может быть в умозаключениях.
Даже глубокого понимания Спасения недостаточно для того, чтобы спастись; для этого необходимы долгие годы духовной жизни.
Знать, что ты слепой, и суметь избавиться от слепоты - не одно и то же.
Трудность и сложность избавления от помыслов, желаний и страстей развивают терпение, а терпение вызревает в удивительный плод - смирение, и это начало Спасения.
Обуздай свои мысли
Обуздай свои мысли о бренной жизни и Бог избавит тебя от смерти.
Есть «правда» человеческая и она полностью безблагодатна, и есть Правда Божия, Которая принимает людей такими, какие они есть, ибо эта Правда - Любовь.
Духовный плод обуздания мыслей созревает в сердце человеческом - это постоянное осознание присутствия Пресвятой Троицы.
ГЛАВА 4
Лучше спросить старца
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Лучше спрсить старца
Лучше один раз спросить своего старца, чем прочитать все книги святых отцов.
Если хочешь искать славу, будь впереди старца, если хочешь стяжать смирение, будь позади него.
Не бегай по старцам, но найди одного и на всю жизнь, ибо он передаст тебе свое духовное наследство.
Ищи своего старца не ногами и головой, но сердцем и душой.
Наследство старца только одно - Спасение.
Держись духовного отца
Оставь общение с людьми, как недостойный близости с ними, и держись за духовного отца больше, чем за отца и мать.
Отец и мать родили тебя в этот мир, а духовный отец рождает тебя в Жизнь вечную.
Духовный отец подобен огненной печи, ибо в нем сгорают твои заблуждения, и он подобен небесной росе, ибо поит тебя росой небесных наставлений.
Духовное видение послушника
Со временем послушник, верный своему духовному отцу, увидит весь мир чистым и исполненным святости, благодаря духовному постижению старца и его учеников; так открывается душе послушника духовное видение.
Чем больше духовного опыта приобретает душа послушника, благодаря связи с духовным отцом, тем больше в его душе благодарности к старцу, приносящей мудрость рассуждения и духовной Любви.
Если верность и преданность послушника к своему духовному отцу велики, то со временем послушник получает весь духовный опыт своего старца, как духовное наследие милости Божией.
О добрых и недобрых людях
Лучше помочь одному человеку, который хочет быть добрым, чем тысяче людей, которые хотят получше устроиться в этом мире.
Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта - только маска, скрывающая душевную одержимость злом.
Когда негодяи наказывают негодяев, именно тогда добро побеждает, потому что добрые никого не наказывают.
Добрые никогда не мстят, они только воздерживаются от греха, ибо грех всегда наказывает сам себя.
О молчании и беседах
Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце.
Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сбивается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра.
ГЛАВА 5
От чего оживает душа
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
От чего оживает душа
Душа оживает от чистоты: посмотри на лица детей, ты тоже был когда-то таким же.
От чего умирает душа
Душа умирает от денег; посмотри на лица богачей, этого достаточно.
Без мира душевного
Без мира душевного ничего не достигнешь, а то, что удастся вырвать у жизни силой, становится ядом, убивающим душу.
Пока не судишь о том и о сем, живешь в мире души; как только пустишься в суждения, приходится потом долго укорять себя.
Если не согласовывать жизнь с миром своей души, она начнет жить без тебя; ибо ты сам утратил и жизнь, и душу.
Храни мир души, и он сохранит тебя во всех опасностях.
Чем прогоняется радость
Радость прогоняется: желанием настоять на своем, суетой и ленью.
Чем приобретается радость
Радость приобретается: желанием послужить ближним, тихостью души и молитвой.
Что обещает мир
Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни.
Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели человека, оставь деньги.
Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать.
Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он продал за них душу.
Когда всё рушится
Только тогда, когда все рушится, выявляется истинная доброта и цена каждого человека.
Только в предельных испытаниях выявляются искусные души и закаляются стойкие сердца.
Всякое объединение должно потерпеть крах, чтобы обнаружилось неразрушимое Добро и неуничтожимая Любовь в тех сердцах, которые сохранят их в себе.
Что бы не происходило в уме
Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молитвой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой.
Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим.
Сколько ни говорить слово «халва», слаще не станет, и только молитве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать сердцу истинную духовную сладость, избавление от страхов и опасений и подлинное Спасение от греха.
Не страшись браней
Не страшись мысленных браней; в них закаляется твое сердце и обучается стоять в Евангельских заповедях; закаленное в бранях сердце становится отважным и обретает молитву, а сердце, обретшее молитву, быстро приходит к Спасению.
Тот, кто отважен и решителен от рождения, быстро обретает благо дать, если не забывает о смирении; тот, кто преодолел свою трусость и робость, обретает двойную благодать, если хранит решимость в своем сердце.
Решительному, чтобы спастись, нужно разрушить все бастионы мысленного врага, а нерешительному - всего лишь свою робость.
О ненависти
Ненавидеть хотя бы одного человека и думать, что живешь по Евангелию, - ошибка.
Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, - ошибка. Ненавидеть хотя бы одного человека - значит ненавидеть весь мир.
О неприязни
Иметь неприязнь хотя бы к одному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, - ошибка.
Неприязненно относиться к ученикам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, - ошибка.
Иметь неприязнь хотя бы к одному из последователей своего духовного отца - значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца.
О борьбе
Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага.
Бороться с врагами Православия - значит самому стать его врагом и врагом Евангелия.
Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным.
За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя.
Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, - диавол.
Самая лучшая борьба - стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений.
ГЛАВА 6
Сердце мирское и духовное
«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?».
Сердце мирское и духовное
Сердце, полностью порабощенное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, - это мирское сердце.
Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единственным прибежищем и опорой, есть духовное сердце.
Внимание и молитва
Внимание, обращенное в сердце, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.022 с.) |