Анализ управления качеством на оао «автоваз». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ управления качеством на оао «автоваз».



Непрерывный рост требований к техническому уровню, качеству изготовления продукции и темпам ее обновляемости, ориентация на максимальное удовлетворение требований потребителей в условиях перехода к экономическим методам управления на принципах хозяйственной самостоятельности и конкуренции, обуславливает необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения качества продукции. Совершенствование процесса управления качеством продукции на промышленном предприятии ОАО “АВТОВАЗ” следует рассматривать как важнейшее направление повышения эффективности системы управления производством в целом.

Как объект управления ОАО “АВТОВАЗ” представляет собой полный комплекс технических и производственных подразделений, осуществляющих проектирование, производство и техническое обслуживание легковых автомобилей. Главным элементом производственной деятельности завода является производство продукции (автомобилей, запасных частей), осуществляемой основными цехами. По характеру производства эти цехи четко разделяются на 2 группы: крупносерийные и массовые. К особенностям АО относится наличие в его составе достаточно мощного вспомогательного производства, которое носит единичный и мелкосерийный характер.

Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов формирования систем качества, был согласован и обобщен в комплексе международных стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных практически во всех развитых странах мира.

Концепция управления качеством продукции должна включать три неразрывных элемента:

1) двухобъектную систему управления, что обусловлено различием форм собственности и видов объектов управления, требующих различных методов управления. Различие в методах управления предприятием предопределяет и различия в методах управления качеством выпускаемой продукции;

2) управление качеством на двух уровнях. Решение проблемы качества на АО “Москвич” требует реализации комплекса радикальных мер на макро- и микроуровне, их тонкого сочетания. По мере развития рынка, стабилизации экономики, становления систем качества на российских предприятиях сфера государственного регулирования качества будет последовательно сужаться, в свою очередь, в комплексе мер государственного воздействия на качество будет сокращаться доля прямых административных рычагов и повышаться значение косвенных регуляторов;

3) увязку форм государственного воздействия на качество с этапами петли качества. Сегодня государственное участие в той или иной форме должно распространяться на все этапы формирования и поддержания качества продукции. При этом выбор формы государственного регулирования, на наш взгляд, должен по возможности определяться спецификой конкретного этапа петли качества, хотя и не всегда можно проследить четкую однозначную связь между ними. Такое сложное, противоречивое явление как качество трудно уложить в схему, тем не менее мы попытались схематично изобразить связь отдельных форм государственного воздействия с этапами петли качества.

 

Из различных методов и путей повышения качества на предприятии ОАО “АВТОВАЗ” используются стандарты в соответствие с МС ИСО серии 9000 с учетом разработанной на ОАО Политики качества, одним из пунктов которой является концепция самонаправляемых рабочих команд. Сопоставление положений МС ИСО серии 9000 с методическими материалами по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции на отечественных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что КС УКП и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качеством продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методических материалах по КС УКП. Организационная структура системы качества – это взаиморасположение основных частей системы, которое отражает картину формальных взаимодействий по вертикали и горизонтали подразделений и должностных лиц предприятия внутри системы качества.

Одним из назначений организационной структуры является обеспечение устойчивости, регулярности и предсказуемости деятельности в системе качества. Организационная структура не только воспроизводит характер формальных коммуникаций в системе, но и служит также средством их формирования и совершенствования.

Реализация требований экономических аспектов МС ИСО серии 9000 обеспечиваться системой таких управленческих воздействий, которые соответствующим образом урегулировали взаимосвязь между задаваемым уровнем качества, затратами изготовителя на его достижение и поддержание и совокупными затратами потребителя этой продукции.

В системе качества, созданной ОАО “АВТОВАЗ”, деятельность, связанная с определением затрат на качество, носит постоянный характер, что требует закрепления за функциональными подразделениями выполнения работ в соответствии со структурой и составом затрат. Сформированные структура и состав затрат в методическом плане определяют классификацию затрат, которая позволяет в максимальной степени учесть все их виды.

 

 

Примерный расчет затрат на управление качеством продукции

на ОАО “АВТОВАЗ” после внедрения особых методов политики качества.

Расчет осуществляется по автомобилю “LADA ” модели “KALINA”. В примере приведены данные уже имеющихся расчетов и данных с условием внедрения систем и методов управления качеством.

По данным расчетов суммарных затрат «АВТОВАЗ»на обеспечение качества при разработке данной модели автомобиля и технологии его производства их размер составляет 2 039 952 рубля. Предполагаемый выпуск машин по годам:

 

Года          
Выпуск          

 

По формуле определим затраты, приходящиеся на один автомобиль:

З11 = 2039952 = 2039952 = 1766,2 руб.

205+210+220+230+290 1155

 

Согласно формулы на годовой выпуск автомобилей данные затраты составят:

З11 = 1766,2х205 = 362 071 (руб.)

Затраты, связанные с обеспечение заданного уровня качества машин в процессе производства (З12) будут определяться как сумма трех составляющих:

З12 = З121122123

З121 – затраты на обеспечение качества изготовления продукции включают единовременные и текущие затраты.

Единовременные:

- З1211 – затраты на приобретение и установку оборудования, приборов –

50 008 руб.;

- З1212 – затраты на разработку, изготовление и установку нестандартизованного оборудования, оснастки – 68 193 руб.;

- З1213 – затраты на отработку технологии – 45 462 руб.;

- З1214 – затраты на переподготовку кадров – 22 730 руб.;

- З1215 – затраты на освоение новых форм и методов обеспечение качества –

40916 руб.

Текущие:

- З1216 – затраты на процесс управления, планирование и реализацию работ по совершенствованию качества – 73 438 руб.;

- З1217 – затраты на наладку оборудования и отработку технологии –

42 839 руб.;

- З1218 – затраты на повышение квалификации кадров – 6 120 руб.

Возможны два варианта расчета затрат:

1 вариант:

Невозможно дальнейшее использование приобретенного оборудования после выпуска продукции заданного уровня качества. Затраты на один автомобиль определим по формуле:

 

З121 = 50008+68193+45462+22730+40916 + 73438+42839+6120 =

205+210+220+230+290 205

= 196,8+597=793,8 (руб.)

Затраты на годовой выпуск определим по формуле:

З121 = 793,8х205=162729 (руб.)

2 вариант:

Возможно дальнейшее использование приобретенного оборудования после выпуска продукции заданного уровня качества. Затраты на один автомобиль определим по формуле:

З121 =50008+68193 + 45462+22730+40916 +597 =

205х6,7 1155

= 86+94+597=777 (руб.)

 

Затраты на годовой выпуск автомобилей определим по формуле:

З121 = 777х205 = 159285 (руб.)

Второй составляющей затрат на обеспечение заданного уровня качества автомобилей в процессе производства являются затраты на контроль качества в процессе производства (З122). В свою очередь, составными элементами данной группы затрат являются затраты:

- на входной контроль;

- на технический контроль;

- на контроль готовых изделий;

- на повышение квалификации.

Затраты на входной контроль сравнительно легко поддаются оперативному учету и их расчет не вызывает сложностей. В расчете на годовой выпуск автомобилей величина этих затрат составила 34 971 руб.

Затраты на технический контроль подсчитать гораздо сложнее, т.к. они включают в себя значительное число элементов, каждое из которых определить методом прямого счета невозможно, необходимо применение расчетного метода. Использование расчетных формул требует большой подготовительной работы, создания и систематического ведения баз данных по трудоемкости: процессов контроля, технических процессов; по основной заработной плате: операционных рабочих, цеховых контролеров, контролеров ОТК, вспомогательного персонала, обслуживающего контрольно-испытательное оборудование, работников специализированных служб и ИТР, принимающих участие в процессе контроля.

В расчете на годовой выпуск автомобилей затраты составили:

- связанные с оплатой труда работников, обеспечивающих технический контроль в ходе технологического процесса изготовления продукции –

35 408 руб.;

- на материалы и полуфабрикаты. Используемые для проведения процессов контроля – 8 655 руб.;

- на амортизацию оборудования, применяемого для непосредственного выполнения процессов контроля – 3 934 руб.;

- связанные с возмещением износа инструмента, применяемого для проведения процессов контроля – 3 147 руб.;

- связанные с цеховыми расходами, обусловленными проведением технического контроля – 18 097 руб.;

- на содержание оборудования, применяемого для непосредственного выполнения процессов контроля и его текущий ремонт – 9 443 руб.

Используя формулу, определим суммарные затраты на технический контроль годового выпуска “LADA”:

З1222 = 35408+8655+3934+18097+9443=78 684 (руб.)

Следующей составляющей затрат на контроль качества автомашин в процессе производства (З122) являются затраты на контроль готовых изделий (З1223). В расчете на годовой объем производства данной модели автомобиля основные элементы указанных затрат составили:

- оплата труда персонала, участвующего на всех этапах приемо-сдаточных испытаний – 18 884 руб.;

- расходы энергетических ресурсов для непосредственного обеспечения хода процесса приемо-сдаточных испытаний – 10 491 руб.;

- амортизация испытательного оборудования – 2 098 руб.;

- затраты на основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты –

1 574 руб.;

- расходы на возмещение износа инструмента – 2 623 руб.;

- затраты на содержание оборудование и его текущий ремонт – 6 295 руб.;

- затраты на цеховые расходы – 2 623 руб.;

- затраты на общезаводские расходы – 7 868 руб.

Используя формулу, определим суммарные затраты, связанные с контролем готовых автомашин:

З1223 = 18884 + 10491 + 2098 + 1574 + 2623 + 6295 + 2623 + 7868 =

= 52 456 руб.

Последней составляющей затрат (З122) являются затраты на повышение квалификации, которые составили 8742 руб.

Подсчитаем суммарные затраты на контроль качества в процессе производства:

З122 = 34971 + 78684 + 52456 + 8742 + 174 853 (руб.)

Потери от несоответствия автомобилей в расчете на годовой выпуск (З123) составили 58 284 руб.

Итак, суммарные затраты на обеспечение заданного уровня качества в процессе производства машин модели «KALINA» в расчете на годовой выпуск составили:

З12= 159285+174853+58284 = 392 422 (руб.)

Послепроизводственные затраты (З2) составили 291 421 руб. Общую величину затрат ОАО “АВТОВАЗ” на обеспечение качества данной модели автомашин в расчете на годовой объем определим по формуле:

Зизг.=362071+392422+291421 = 1 045 914 (руб.)

Коэффициент затрат на качества может быть рассчитан по формуле. Для его определения необходимы данные об отпускной цене. Согласно калькуляции она составляла 1 545 000 руб.

Зизг.= 1045914 = 0, 0564 (5,64%)

1545000х12

 

Таким образом, затраты на качество заданного уровня на ОАО “АВТОВАЗ”должны составлять 5,6% от общего числа затрат. Мы же имеем цифру гораздо ниже расчетной величины (0,6% - 0,67%) от общего числа затрат. Это говорит о том, что при существующем видении проблемы учета затрат на ОАО качество продукции еще долго будет оставлять желать лучшего. По разработанной мной методике, считаем эффективным внедрение системы учета затрат на качество продукции на ОАО “АВТОВАЗ”. Увеличение расходов считаем временным, так как оно частично покроется за счет средств, сэкономленных в результате сокращения убытков от брака и расходов, связанных с оценкой уровня качества, частично – за счет сокращения численности контрольного аппарата.

Процентное соотношение составляющих затрат таково:

 

- на предотвращение дефектов - 12, 7%

- на выполнение контроля – 45,5%

- на устранение дефектов – 41, 8%

Наибольший удельный вес составили расходы, связанные с контролем качества, при этом на входной контроль приходится 10% затрат; на контроль в процессе производства – 35% и на контроль готовой продукции – 55%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.026 с.)