Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Раздел 17. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
Учебно-тематический план.
№
| Содержание блока, раздела.
| | Количество часов
| | | | | | | Первый год
| Второй год
| | | | | | | всего
| теория
| практика
| всего
| теория
| практика
| 1.
| Пластилинография: «Бабочки», «Рыбки», «Первые цветы», «Фруктовый натюрморт», «Декоративная птица», «Желтые листья летят», «Сказочное дерево», «Жираф».
|
|
|
|
|
|
|
| Монотипия: «Бабочки», «Полевые цветы», «Волшебные птицы», «Чудесные вазы», «Алые тюльпаны».
|
|
|
|
|
|
| | Монотипия пейзажная: «Осень на опушке краски разводила», «На весенней полянке», «Вот оно какое наше лето», «Зимнее утро», «Вечерний закат», «На реке».
|
|
|
|
|
|
|
| Ниткография: «Салют», «Дорисуй предмет», «Тюльпаны».
|
|
|
|
|
|
|
| Кляксография обычная: «Такие разные фрукты», «Сказочные животные», «На что это похоже?».
|
|
|
|
|
|
| | Кляксография с трубочкой: «Осенний лес», «Горы», «Деревья зимой».
|
|
|
|
|
|
|
| Акварель и восковые мелки: «Подводное царство», «Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!», «Загадочные снежинки», «Одуванчики мои», «Цветы для мамы», «Величавые деревья», «Вот она какая, осень золотая», «Розовый фламинго», «Витражи», «Птицы–ладошки», «Дождь и радуга».
|
|
|
|
|
|
|
| Акварель и акварельные мелки: «Синие колокольчики», «Подснежники», «Анютины глазки», «Алые тюльпаны», «Забавные животные», «Яблони».
|
|
|
|
|
|
|
| Набрызг: «Звездное небо», «Этот день победы!», «Конфетти».
|
|
|
|
|
|
|
| Рисование по мокрому листу: «Веточка мимозы», «Цветы в вазе», «Натюрморт с фруктами», «Цветы и бабочки», «Украсим салфетку цветами», «»Зимушка, зима».
|
|
|
|
|
|
|
| Оттиск пробкой: «Расписные тарелки», «Наливные яблочки», «Цыплятки-желтые ребятки», «Цветы на поляне», «Веселый снеговик», «Фонарики на елке».
|
|
|
|
|
|
|
| Скатывание бумаги: «Ой, рябина кудрявая», «Волшебные цветочки», «Яблочки», «Ветка мимозы», «Клумба», «Снеговики», «Мишка косолапый».
|
|
|
|
|
|
|
| Оттиск печатками из ластика: «Зеленое деревце», «Осенние листья», «Барбарис», «Украсим посуду».
|
|
|
|
|
|
|
| Оттиск смятой бумагой: «Что снится ежику зимой?», «Здравствуй, киса! Как дела?», «Волчок-серый бочок»
|
|
|
|
|
|
|
| Рисование тычком: «Котенок», «Осенний урожай», «Цветы», «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!», «Белоствольная береза», «Весенний пейзаж», «Козленок», «Салют над городом», «В садах созрели яблони», «Черешня», «Шишки на ветках».
|
|
|
|
|
|
|
| Рисование ладошкой: «Солнышко-колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки», «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица».
|
|
|
|
|
|
|
| Рисование пальчиками: «Маленькая елочка», «Вкусные ягодки», «Озорные горошки на чайной чашке», «Украсим матрешек», «Цветущие сады», «Здравствуй, лето красное!».
|
|
|
|
|
|
| | Итого:
|
|
|
|
|
|
| Календарно-тематический план, дети 3-4 лет
№
| Тема занятия
| Кол-во занятий
| сентябрь
| - «Техника пластилинографии».
|
| | 2. «Бабочки».
|
| | 3. «Рыбки».
|
| | 4. «Желтые листья летят».
|
| | 5.«Техника монотипия».
|
| | 6.«Полевые цветы».
|
| | 7.«Бабочки».
|
| | 8.«Волшебные птицы».
|
| октябрь
| 1.«Чудесные вазы».
|
| | 2.Техника рисования ладошкой.
|
| | 3.«Солнышко-колоколнышко».
|
| | 4. «Разноцветные рыбки».
|
| | 5. «Осьминожки».
|
| | 6. «Сказочные птицы».
|
| | 7. Техника рисование пальчиками.
|
| | 8. «Маленькая елочка»
|
| Ноябрь
| 1.»Озорные горошки на чайной чашке».
|
| | 2.«Техника ниткографии».
|
| | - «Салют».
|
| | - Кляксография обычная. «Такие разные фрукты.
|
| | 5.«Сказочные животные».
|
| | 6.«На что это похоже?».
|
| | 7. «Техника «Акварель и восковые мелки».
|
| | 8. «Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!».
|
| декабрь
| 1. Цветы для мамы».
|
| | 2. «Загадочные снежинки».
|
| | 3. «Витражи».
|
| | 4. «Розовый фламинго».
|
| | 5. «Дождь и радуга».
|
| | 6. «Птицы-ладошки».
|
| | 7. Акварель и акварельные мелки. «Синие колокольчики».
|
| | 8. «Анютины глазки».
|
| | - «Забавные животные».
|
| | - «Техника набрызга».
|
| | - «Звездное небо».
|
| | - «Праздничный салют».
|
| | - «Техника рисования по мокрому листу».
|
| | - «Веточка мимозы».
|
| | - «Цветы в вазе».
|
| | - «Зимушка-зима».
|
| | 1. «Украсим салфетку цветами».
|
| | 2. «Натюрморт с фруктами».
|
| | 3. «Техника «Оттиск пробкой».
|
| | 4. «Расписные тарелки».
|
| | 5. «Наливные яблочки».
|
| | 6. «Цыплятки-желтые ребятки».
|
| | 7. «Техника скатывания бумаги».
|
| | 8. «Ой, рябина кудрявая».
|
| | 1. «»Волшебные цветочки»
|
| | 2. «Яблочки».
|
| | 3. «Снеговики».
|
| | 4. Мишка косолапый».
|
| | 5. «Техника «Оттиск печатками из ластика».
|
| | 6. «Зеленое деревце».
|
| | 7. «Барбарис».
|
| | 8. «Украсим посуду».
|
| | 1. «Техника «Оттиск мятой бумагой».
|
| | - «Что снится ежику».
|
| | - «Здравствуй, киса, как дела?»
|
| | - «Волчок-серый бочок».
|
| | - «Техника рисования тычком».
|
| | - «Котенок».
|
| | - «Фрукты».
|
| | - «Зайка».
|
| | 1.«Белоствольная береза»
|
| | 2. «Весенний пейзаж».
|
| | 3. «Козленок».
|
| | 4.«Салют над городом».
|
| | - «Яблоня в цвету».
|
| | - «Черешня».
|
| | - Рисование пальчиками. «Вкусные ягодки».
|
| | - «Украсим матрешек»
|
| | Итого:
|
| Календарно-тематический план, дети 5-6 лет.
№
| Тема занятия
| Кол-во занятий
| сентябрь
| - «Техника пластилинографии».
|
| | 2. «Бабочки».
|
| | 3. «Рыбки».
|
| | 4. «Желтые листья летят».
|
| | 5.«Фруктовый натюрморт».
|
| | 6.«Полевые цветы».
|
| | 7.«Декоративная птица».
|
| | 8.«Сказочное дерево».
|
| октябрь
| 1.Техника «Монотипия пейзажная».
|
| | 2. «Осень на опушке краски разводила».
|
| | 3. «На лесной полянке».
|
| | 4. «Вечерний закат».
|
| | 5. «На реке».
|
| | 6. «Утро».
|
| | 7. «Техника ниткографии».
|
| | 8. «Тюльпаны».
|
| ноябрь
| - «Дорисуй предмет».
|
| | - «Техника «Кляксография с трубочкой».
|
| | - «Осенний лес».
|
| | - «Горы».
|
| | - «Удивительные деревья».
|
| | - «Техника «Акварель и восковые мелки».
|
| | - «Подводное царство».
|
| | - «Величавые деревья».
|
| декабрь
| 1. «Розовый фламинго».
|
| | 2. «Витражи».
|
| | 3. «Птицы-ладошки».
|
| | 4. «Дождь и радуга».
|
| | 5. «Загадочные снежинки».
|
| | 6. «Цветы в вазе».
|
| | 7. «Техника «Акварель и акварельные мелки». «Фиалки».
|
| | 8. «Забавные животные».
|
| | 1. «»Зимние деревья»
|
| | 2. «Техника набрызга».
|
| | 3. «Конфетти».
|
| | 4. «Звездное небо».
|
| | 5. «Праздничный салют».
|
| | 6. Техника «Рисование по мокрому листу».
|
| | 7. «Веточка мимозы».
|
| | 8. «Цветы и бабочки».
|
| | 1. «Украсим салфетку цветами».
|
| | 2. «Зимушка-зима».
|
| | 3. «Натюрморт с фруктами».
|
| | 4. Техника «Оттиск пробкой». «Расписные тарелки».
|
| | 5. «Циплятки-желтые ребятки».
|
| | 6. «Веселый снеговик».
|
| | 7. Техника «Скатывание бумаги».
|
| | 8. «Волшебные цветочки».
|
| | 1. «Ветка мимозы».
|
| | 2. «Мишка косолапый».
|
| | 3. Техника «Оттиск печатками из ластика».
|
| | 4. «Барбарис».
|
| | 5. «Украсим посуду».
|
| | 6. «Весеннее деревце»
|
| | 7. Оттиск смятой бумагой. «Что снится ежику».
|
| | 8. «Здравствуй, киса, как дела?».
|
| | 1. Техника «Рисование тычком».
|
| | 2. «Котенок».
|
| | 3. «Фрукты».
|
| | 4. «Цветы».
|
| | 5. «Пушистый зайчонок».
|
| | 6. «Белоствольная береза».
|
| | 7. «Цветущая яблоня».
|
| | 8. «Шишки на ветках».
|
| | 1. «Салют над городом».
|
| | 2. «Черешня».
|
| | 3. Техника рисования ладошкой. «Разноцветные рыбки».
|
| | 4. «Осьминожки».
|
| | 5. «Сказочная птица».
|
| | 6. Техника рисования пальцами. «Озорные горошки на чашке».
|
| | 7. «Здравствуй, лето красное».
|
| | 8. «Украсим матрешек».
|
| | Итого:
|
| Дети 11-14 лет изостудия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения № занятия Тема занятия Элемент содержания Характеристика деятельности обучающихся Требования к уровню подготовки. 1 1 час Введение в программу Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Рассматривать живопись известных художников. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать: правила техники безопасности в студии. Уметь: организовать свое рабочее место. 2 1 час Особенности первого года обучения. Правила техники безопасности в изостудии Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Различать цвета красок Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, эмоциями других обучающихся. Знать: правила техники безопасности в студии. Уметь: организовать свое рабочее место. 3 1 час Живопись Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Знать основные жанры изобразительного искусства. Уметь: – сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество); 4-5 2 часа Свойства красок Свойства красок. Смешивание пигментов. Простейшие (в смысле пигментирования) краски это такие, в которых для придания желаемого цвета используется только один пигмент. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать абстрактную композицию на свободную тему. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства. Уметь: – использовать художественные материалы; – применять основные средства художественной выразительности. 6-7 2 часа Знакомство с бумагой. Работа с мятой бумагой Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветочный ковер». Рассматривать подборку фотографий скульптур из бумаги. Сделать цветок из бумаги. Соотносить восприятие формы со своими ощущениями. Знать: о видах бумаги (плотность, зернистость) Уметь: - использовать их на практических занятиях. – использовать художественные материалы; – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. 8 1 час Гуашь Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Рассматривать живопись известных художников Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать абстрактную композицию на свободную тему. Знать: о видах бумаги (плотность, зернистость) Уметь: – использовать художественные материалы (гуашь); – различать художественные инструменты (кисть, мастихин, шпатель). 9 1 час Акварель Особенности акварели: прозрачность, «нежность», текучесть. Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах Чарушин, Лой. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать птиц, зверей способами по сырой и сухой бумаге.
Знать: – основные и составные цвета. Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в работах. 10 1 час Масляные краски Особенности масляных красок: свойства и характерные особенности масляных красок. Материалы для масляной живописи. Мастихин, шпатель. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Знать: – основные и составные цвета. Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в работах. 11-12 2 часа Королевство кистей. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Рассматривать живопись известных художников Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Создать собственный орнамент опираясь на полученные понятия о видах мазков. Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с кистью
12-13 2 часа Красочное волшебство. Главные краски на службе у Королевы Кисти (красная, синяя, жёлтая), секреты их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий:«Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый умеет. Изображать радугу и цветок способом по сырому, салют сухая кисть. Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; 14-15 2 часа Палитра тёплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать изображение природных явлений Создавать несложные этюды Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с кистью
15-16 2 часа Серо-чёрный мир красок Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Изображать (декоративно) кошек и их расцветки, узорчатую красоту фактуры гор. Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с кистью
17-18 2 часа Красочное настроение Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать лес, замок и передавать настроение в рисунке Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с кистью
19 1час Рисунок Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать вид изобразительного искусства – графика. Уметь: – использовать художественные материалы; – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
20-21 2 часа Красавица линия Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с кистью 22-23 2 часа Умная точка Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать картины художников пуантилистов (Жорж-Пьер Сёра́). Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с маркерами, пастелью, цветными фломастерами и карандашами
24-25 2 часа Пятно Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Рассматривать графические иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать: – основные и составные цвета; Уметь: – использовать художественные материалы (бумага); – применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; – работать с кистью
|