Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфотеймент как новый жанр современной журналистики

Поиск

«ИНФОТЕЙНМЕНТ»[41] – разыгрывание новости. Вот как была разыграна новость по поводу недопущения американского авиалайнера в российское воздушное пространство. Новость разыграна следующим образом:

1) фотография лучшего в мире авиалайнера;

2) тактико-технические данные самолета МД-11 (производства американской фирмы «Макдоннел-Дуглас»);

3) информация о ситуации («Разворачивай оглобли! – примерно так сказал российский диспетчер американскому летчику, осуществившему перелет через океан». Автор 3. Лобанова);

4) график маршрута рейса Атланта – Токио, выполненный ИТАР – ТАСС;

5) что такое воздушный коридор и воздушная трасса? Разъясняющая заметка;

6) рубрика «Кстати». Журналист Роман Попов рассматривает ситуацию с идеей «открытого неба»;

7) почему не пропустили самолет? Автор Игорь Паров. Еще одна заметка, в которой разъясняются причины инцидента;

8) рубрика «Из досье «КП», в которой воспроизводится история, генезис проблемы с 1978 по 1983 годы.

Новость – одна, но насколько грамотно, многомерно, профессионально она разыграна. Три автора, ИТАР – ТАССовский график, история проблемы, технические данные лайнера, заметка-разъяснение «что такое воздушный коридор».

Теперь представьте этот же газетный объем, но выданный сплошняком. Даже если бы он был разбит на внутренние подзаголовки, но написан одним автором. Именно участие нескольких авторов, индивидуальный стиль каждого создают выпуклость и наполненность данного явления.

Еще пример разыгрывания новости. «Сергею Доренко грозит три года тюрьмы»[43]. С данной новостью ситуация такова: телеведущий Сергей Доренко катался на своем мотоцикле в пешеходной зоне «Крылатское». Прогуливающийся с семьей капитан I ранга Валерий Никитин сделал «лихачу» замечания, а в ответ – мотоциклист совершил наезд на офицера. Этим мотоциклистом был популярный телеведущий Сергей Доренко. В таком варианте новость обошла все печатные издания и электронные каналы. Но лучше и интереснее всех это сделала «Комсомолка». Опять же, новость панорамируется, делается выпуклой, идет многоходовое ее освещение:

1) из досье «КП» – биографические данные капитана I ранга Валерия Никитина;

2) фотография капитана Никитина;

3) интервью А. Евтушенко с капитаном Никитиным;

4) комментарий В. Баранца с вице-адмиралом Михаилом Барсковым;

5) заявление диванной партии «КП» «Почему молчит президент?» И. Коца;

6) карта-схема «Как это случилось в «Крылатском»;

7) комментарий адвоката (что грозит Сергею Доренко, если наезд был? Если же Доренко был пьян, усугубляет ли это его вину? Как должна была действовать милиция после происшествия?);

8) В.Варенов «На каком мотоцикле был Доренко?» – техническая характеристика мотоцикла Доренко;

9) фото А. Жданова с подклишовкой: «Теперь Сергею Доренко придется дать "интервью" следователю».

Итак, 9 новостных компонентов, 6 авторов и каждый со своим новостным отрезком. После такой точной, выверенной новостной раскрутки, тщательной, скрупулезной, читатель может вынести вердикт: виновен! И на фоне всего этого протест гражданина Доренко смешон и наивен: «Считаю все происходящее со мной политической провокацией, укладывающейся в цепочку политических провокаций против прессы в последнее время». Как говорится, без комментариев!

Финишинг как показатель эффективности газетных выступлений

Финишинг – абсолютно новое, перспективное направление, явление в новостной журналистике. Прародителями финишинга, но с большой натяжкой, можно назвать рубрику советской печати «Возвращаясь к напечатанному», но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или иному выступлению газеты вышестоящими организациями (наказаны, сняты, восстановлены и т.д.) Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии. Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д. Еще один пример приема финишинга, но не доведенного до конца. Журналист на страницах газеты поднимает проблему протекающих крыш. Проблема неразрешима, в особенности для города Владивостока. Люди же ждут конкретной помощи. Поэтому журналист дважды возвращается к этой проблеме, причем во второй раз – с частичным воспроизведением ситуации первой публикации[49]. Таким образом, финишинг не состоялся. Пока. По этому поводу планируется еще одно выступление. Что дает этот прием, ход, метод подачи? Давайте сравним это с инфотейнментом. Если инфотейнмент делает новость выпуклой, расширяет ее информационно-новостные границы, то финишинг дает возможность углубления ситуации. Журналист уподобляется добытчику нефти, он осваивает пласт за пластом. И вот он – нефтяной фонтан, завершение, решение проблемы.

 

26. Специфика работы журналиста печатного СМИ в условиях конвергенции.

Безусловно, такие масштабные изменения приводят к переосмыслению функций и качеств журналиста. Конечно, журналист должен так же ясно излагать свои мысли, четко структурировать текст, готовить информационный фон для истории. Он так же остается мастером слова, но теперь должен обладать новыми навыками.

Концепция «супер-журналист»

Традиционные журналисты все еще подразделяют себя на «газетчиков», «телевизионщиков», «радийщиков», «фотожурналистов». Но в условиях стремительно развивающейся тенденции конвергенции целесообразнее задуматься не о различиях, а о том, что объединяет все типы журналистов. У журналистов всех специализаций схожие принципы сбора, обработки и распространения информации, которая интересна и необходима аудитории. Работая в объединенной редакции, журналистам необходимо избавиться от принципа «мы против них», от парадигмы вражды между представителями разных видов СМИ. Ведь пишущие журналисты работают бок о бок с телевизионными, фото- и радиожурналистами. Объединяющей единицей является текст, над которым работают схожими методами. Текст – это объединяющее начало для всех видов СМИ.

Несмотря на то, что некоторые исследователи настаивают на том, что журналист должен оставаться специалистом в своей сфере, безусловно, имея представление о том, как работают его коллеги в других областях, большинство сегодня продвигают идею «универсального журналиста» или «супер-журналиста» как основную рабочую единицу современной медиасреды.

Что есть «универсальный журналист»? Универсальность заключается не только в умении обращаться с фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, писать тексты для разных видов СМИ. Главное качество «универсального» медиапрофессионала – это умение быстро определять, в каком формате лучше подать тот или иной информационный продукт. Чтобы иметь четкое представление о том, какой контент, когда и где лучше подать, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. То есть, он должен уметь снимать видео, монтировать сюжеты, писать текст, записывать аудио-подкасты, работать с блогами, чтобы собрать как можно больше информации и максимально раскрыть суть новостного повода. Конечно, необязательно владеть техникой фото- и видеосъемки в совершенстве, достаточно взаимодействовать с тем редактором, у которого это лучше всех получается. Журналисту важно именно мыслить мультимедийно.

Журналисту надлежит создавать контент в том формате, в котором ему удается лучше всего, и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода. Так, скажем, на сайте издания размещается новость, сопровождаемая аудио- и видео-файлами, а в печатной версии издания – газетная статья с глубоким анализом и комментариями экспертов. Использование различных типов информационных каналов для освещения одного события – основная черта работы объединенной редакции.

Возьмем для примера редакцию Daily Telegraph. Журналист посещает событие, пишет заметку для газеты, где размещает блок с призывом посетить интернет-сайт издания. На сайте читатель находит более развернутый, чем в газете, репортаж, снабженный фотографиями и видео с места события, а также аудио-комментарии журналиста и очевидцев. Таким образом, читатель получает информацию о событии в полном объеме – он читает, смотрит и слушает.

Консультант по он-лайн журналистике и медиа Пол Брэдшоу также предлагает идею мобильного журналиста (mobile journalist – MoJo), который выполняет свою работу за пределами офиса. По его словам, «мобильный журналист должен быть в дороге постоянно, постить (загружать) новости в Twitter, транслировать видео прямо с телефона, публиковать нередактированное аудио с места действия[1].

С ним соглашается и журналист Чак Майрон: «Это более умный способ ведения бизнеса. Вместо того чтобы сидеть в редакции и ждать звонка, я в поле, в центре событий. И при этом не пропускаю важных звонков, как если бы отошел до ксерокса в офисе, потому что мобильный телефон у меня в кармане. Технологии сделали людей более мобильными, журналистика должна реагировать»[2].

Таким образом, основное отличие «универсального журналиста» от традиционного в том, что первый должен быстро определить оптимальный формат для подачи информационного продукта. Нужно владеть хотя бы начальными навыками работы с техникой, обладать техникой интервью, уметь подбирать факты и данные, обрабатывать фото-, аудио- и видеоматериалы, писать тексты для газеты, телепрограммы, радиопередачи.

Итак, что должен уметь «универсальный журналист», работающий в объединенной редакции:

· Писать новости для он-лайн ресурсов;

· Делать видео-репортажи;

· Загружать аудио-подкасты в интернет;

· Снимать фотографии, обрабатывать их, загружать в интернет;

· Слать новостные сообщения по СМС;

· Быстро печатать на компьютере;

· Искать информацию в интернете;

· Пользоваться числом программ, в том числе уметь передавать информацию через Wi-Fi прямо в выпуск, в номер, на сайт;

· Вести блоги;

· Отбирать факты и данные;

· Работать практически круглосуточно.

В условиях перемен журналиста, безусловно, должны волновать вопросы этики. Он должен опираться на свои моральные принципы и быть способным быстро принимать верные с точки зрения этики решения. Поэтому на первый план выходят такие качества, как гибкость ума, разностороннее образование, глобальное видение проблемы. Необходимо расширять понятие журналистики, ее задач и методов их решения. У журналиста всегда была возможность рассказать свою историю наилучшим образом. А в условиях конвергенции эти возможности расширяются. Как выражается Дитмар Шантин, директор международного образовательного центра для редакций будущего IFRA Newsplex, конвергенция – «это не более чем ящик с инструментами. Вы все те же журналисты, исследующие, находящие хорошие истории, подготавливающие их к тому, чтобы люди могли их прочитать, но сейчас у вас в распоряжении гораздо больше инструментов, чтобы лучше рассказать историю»[3]. Талантливый журналист должен уметь играть сильными сторонами каждого вида СМИ, избегая риска столкнуться со слабыми.

Также журналисту нельзя упускать из виду то, что контент на различных технологических платформах подается по-разному. То, что может быть вынесено в еженедельник, совсем не подходит для он-лайн газеты или аудиосюжета. Ведь для аудио важно передать атмосферу так, чтобы у читателя сформировался визуальный образ происходящего. Для видео важно прокомментировать то, что не попало в кадр, текстовый материал необходимо писать по правилам «перевернутой пирамиды». Таким образом, журналист на месте события должен собрать максимум информации, чтобы можно было подготовить материал в любом формате.

 


[1] http://onlinejournalismblog.com/2008/12/04/model-for-the-21st-century-newsroom-pt6-new-journalists-for-new-information-flows/

[2] http://www.mediabistro.com/articles/cache/a9435.asp

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.012 с.)