Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проведения журналистского расследования в печатных СМИ

Поиск

Поводом начала расследования могут стать события, факты, явления как общеизвестные, так и конфиденциальные. Началом расследования может быть: события, происшествия, собственные предположения и наблюдения, материалы СМИ, документы, заявления официальных лиц и органов, слухи. Сообщения, полученные от источника, информатора или инициатора. За появлением повода ОБЯЗАТЕЛЬНО следует оценка перспективности выбранной темы.

Критерии перспективности: потенциальный общественный резонанс, отношение общественности к возможному объекту расследования, степень изученности темы.

Кроме этого также нужно оценивать: сроки реализации, возможности собственного выполнения, уровень трудозатрат, степень риска (вплоть до физ. воздействия), правовые вопросы, круг источников информации.

Этапы расследования: 1. Составление плана 2. Сбор и обработка первичной информации (открытые источники и базы данных) 3. Поиск и работа с источниками 4. Систематизация информации (зафиксировать и в архив) 5. Иногда информация подразделяется по разделам (собственная, установочная, документы, публикации СМИ)

6. формирование доказательной базы 7. Генеральное интервью главного фигуранта, объекта (для соблюдения этических норм – все точки зрения и доп. сведения) 8. Юридическая экспертиза текста 9. Публикация.

Работа с источниками информации при создании аналитических материалов

 

Классификация источников информации:
1. открытые/закрытые
а) открытые предоставляют инфу, предназначенную для общегопользования
б) закрытые (конфеденциальные): информация изначально непредназначена для широкого круга
в) Ситуация на границе между открытыми и закрытыми: фигура легализации («Как стало известно из достоверного источника»)
2.Одушевленные/неодуш. (личный разговор или бум. (электр.) носитель
3.Персонифицированные/ обезличенные
а) Персонифицированный – конкретная личность, от которойполучена инфа (анонимно или озвучиваем)
б) Обезличенный – сообщения, информация, не связанная сконкретным человеком, предоставляется от имени структуры или органов
4. Разовые ипостоянные
5. Бесплатные иплатные
Открытые источники информации:
1. СМИ (в т.ч. Интернет)
2. Официальные сообщения (пресс-релизы. материалы спресс-конференций, брифингов и т.п.)
3. коллеги из других СМИ
4. Частично открытые источники (документы, сообщения.разговоры – случайно услышанные, увиденные, попавшие в руки, не несущие грифа«секретно» или «ДСП», но, при этом, не предназначенные для широкого кругапользователей)
Мотивы сотрудничества источников информации:
1. Идейные –бескорыстные источники
а) соратники (разделяют ваши убеждения, расположены к вамлино и готовы к сотрудничеству во имя справедливости)
б) ябеды (получают удовлетворения от информированиякого-либо. При этом. качество предоставляемой информации – невысокое. Этопо-своему ущербные люди, мнительны, ранимы – осторожно к ним обращайтесь!)
2.Корыстные источники
а) платники
б) источники, извлекающие выгоду из материала, журналиста(сотрудникправоохранительных органов,депутаты, бизнесмены). Общение с ними требует предельной осторожности ипредусмотрительности. В то же время это наименее защищенные источники
в) бартерные отношения (материальная выгода отсутствует,главное- обмен информацией. наиболее надежный тип источника)
3. Источники, вынуждаемые к сотрудничеству (имеют дело с журналистом только потому, чтотот обладает реально опасной для них информацией). Осторожно с информацией.Помни статьи УК «Шантаж» и «Сокрытие преступления»
4. Смешанный типы сточников (источники информации, кочующие из одной категории в другую)
Активной работе с конфиденциальным источником должнопредшествовать его глубокое изучение. Желательно получить такую подробнуюинформацию о человеке, его характере, привычках и пристрастиях, круге знакомстви друзей.

Дежурная служба выпуска

Дежурная служба выпуска. Ее создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. Работа этой службы строится по сменам, состав которых меняется с каждым очередным номером. В небольшой местной редакции выпуском каждого номера руководит сам ответственный секретарь.

Техническая функциональная группа редакции печатных СМИ.

Техническая часть коллектива. Ее составляют технические сотрудники. Некоторые из них создают оптимальные условия для творческой деятельности журналистов. Это технический секретариат редакции, отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив редакции. Другие обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров издания. Это корректорская, компьютерный центр, группа или отдел проверки, дежурная служба выпуска. Обязанность третьих – сохранение основных фондов редакции (ее здания, складского помещения, где хранится запас бумаги), служба охраны, хозяйственный отдел, транспортный. Технический секретариат – иногда он представлен только секретарем главного редактора. Регулируют прием посетителей, отвечают на телефонные звонки, ведут документацию, обеспечивают связь их руководителей с подразделениями и службами редакции, а также с учреждениями и организациями того города и региона, где выходит газета. Редакционная библиотека – необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников. Особый характер имеет дежурная служба выпуска. Ее создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. Работа этой службы строится по сменам, состав которых меняется с каждым очередным номером. В небольшой местной редакции выпуском каждого номера руководит сам ответственный секретарь.

Методы управления редакцией

Правовые, экономические, психологические и организационные (их называют также административными). Правовые методы: Конституция РФ, ее Гражданский, Трудовой и Уголовный кодексы, а также все законы и подзаконные акты, относящиеся к СМИ, в первую очередь Закон о средствах массовой информации, принятый 27 октября 1991 г.
Экономические методы: перевод журналиста на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты, регулирование размеров гонорара, можно изменять частоту его публикаций, лишать его премии.
Психологические методы: предполагает необходимость учета руководителем особенностей характера и психологии его подчиненного.
Организационные методы: моделирование периодического издания и работы его редакции, планирование ее деятельности, координирование, нормирование труда работников и учет его результатов, стимулирование, контроль и проверка исполнения.
Моделирование. Моделирование работы коллектива: точно определять конкретные задачи любого отдела или службы редакции. Модель структуры редакции создают в виде оргасхемы – чертежа, воспроизводящего все элементы редакционного коллектива. Еще сетевой график.
Планирование: долгосрочные, среднесрочные и оперативные планы. Конкретность, оперативность.
Координация: объединение усилий нескольких работников в достижении единой цели.
Этапы: 1. – сверка плана коллективных действий с реальным положением дел. 2. – принятие управленческого решения, необходимого для устранения недостатков. 3. – корректировка плана коллективных действий, внесение в него изменений, необходимых для достижения цели. Обязательное условие осуществления координации – непрерывный контроль деятельности журналистов и отделов редакции и её результатов.
Нормирование и учёт: Нормы должны применяться для учета результатов, как индивидуального труда, так и коллективной работы. Нормирование должно носить конкретный, даже сугубо индивидуальный характер. Нормирование труда журналиста и работы отделов предполагает организацию учета их результатов. Нормирование, учет и сравнение результатов – предпосылки организации творческого соревнования в редакционном коллективе.
Стимулирование: сочетание материальных и моральных стимулов.
Материальное – финансовые, перевод сотрудника на вышеоплачиваемую должность, гонорар, премия путевкой в санаторий. Моральное – благодарность в приказе редактора или решение редколлегии вывесить публикацию журналиста на редакционную доску лучших материалов месяца, решение направить журналиста в «свободный поиск» – разрешить ему выехать в командировку, чтобы написать материал на давно «выношенную» им тему. Или предоставление ему возможности вести в периодическом издании персональную рубрику. Доброе слово главного редактора на летучке, публичное одобрение инициативы. Решение главного редактора продлить трудовой договор. + Система мер взыскания.
Контроль: Системность. Кто контролёр, что контролируется, каковы этапы, характер и цель этого процесса. Контроль снизу.

 

16. Модель периодического издания

Моделирование. Виды: Описательная модель –развернутое описание моделируемого объекта или процесса. Графическая модель –чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы отображаемого объекта и связи между ними. Иногда используется физическая модель –копия отображаемого объекта в измененном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты. Моделируют в журналистике – структуру редакции, работу ее коллектива, само издание – газету. Моделирование работы коллектива имеет важнейшее значение для его руководителей, прежде всего для ответственного секретаря, так как открывает возможности, с одной стороны, точно определять конкретные задачи любого отдела или службы редакции, его роль в подготовке как очередного, так и последующих номеров издания, и, с другой – осуществлять повседневный контроль выполнения этих задач. Модель структуры редакции создают в виде оргасхемы – чертежа, воспроизводящего все элементы редакционного коллектива, все его подразделения. Это позволяет указать связи между элементами редакционной системы, их субординацию – подчиненность и координацию, направление потоков информации, циркулирующей в коллективе. На оргасхеме можно показать изменения структуры редакции, ее развитие, обозначая новые подразделения и их место в коллективе. В некоторых редакциях моделируют подготовку периодического издания. Такая модель нередко имеет форму описания, в котором фиксируют этапы этого процесса, роль и обязанности каждого отдела и службы редакции. Еще чаще такая модель представляет собой так называемый сетевой график. В нем указывают основные параметры хода подготовки издания – его номеров и комплекта – недельного, месячного и т.д. А именно: дату – число и день публикации материалов номера, их характер – разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналистов, ответственных за их подготовку. Модель периодического издания. Речь идет о его долговременной модели. В ней даны все его важнейшие характеристики. Такая модель формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической. Важнейшая из них – содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений, их «удельный вес»: значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни и предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания – информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания. На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы. Чаще ее фиксируют в форме сетевого графика. Графическая модель газеты строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его внешнего «лица», главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др.

Планирование работы редакции в печатных СМИ

Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Вскоре, однако, оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению. Оказалось, что формирование номеров из материалов, доставляемых корреспондентами в редакцию «с колес» – в последний момент перед подписью полос в печать – препятствует выходу полноценных выпусков издания и снижает его конкурентоспособность. Критерии составлении плана: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования. Объект планирования – решают, каким будет содержание плана. Два направления содержание плана: тематическое и организационное. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Субъект планирования – решают, кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия, секретариат редакции, отделы, журналисты. Период планирования – долгосрочные, среднесрочные и оперативные планы.

_________________________________________________________________

Специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта.

Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.

Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено. Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов.

Бизнес-план – определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.237 (0.013 с.)