Национально-государственное строительство после ВОВ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-государственное строительство после ВОВ



С одной стороны, были оккупированы войсками некоторые территории, но с другой стороны, территории СССР расширились (Ялтинский договор). В состав СССР вошли Калининград, 4 острова Курильской гряды.

Право в период после ВОВ
Проведение денежной реформы. В 1947 году в один день указом 14 декабря была проведена реформа, связанная с обменом денег. Никакой деноминации не было. Наличные деньги обменивались (которые были в сберкассах) 1 к 10. Но речь не шла о том, что что-то в 10 раз сокращается: просто выпускались новые банкноты.

Денежная эмиссия во время войны, которую осуществляли обе стороны. Денег было много. Гос-во было социалистическим, и многие накопили состояния незаконным путем. Крестьяне наживались на бедах горожан, которые переезжали в деревню.

Были отменены карточки и коммерческие цены. С 1949 года правительство проводит реальные действия по повышению покупательной способности рубля.

Гражданское право. Вещное право. 35 млн. человек без жилья – надо строить. Построить дом можно по ГК 22 года только по застройке. Это отменяется, и теперь граждане могут строить себе дома на праве личной собственности: им предоставляется земля и право построения 2 этажного дома с 1-5 комнат. Если большая семья, то больше.

Вопросы, связанные с охраной права собственности колхозов. ВС СССР принял постановление, которое обнажило начало коррупционных связей. Колхозы заключали сделки, при которых имущество колхозов отчуждалось либо бесплатно, либо за меньшую стоимость. Эта сделка по ГК была незаконной, ничтожной, идти в доход государства. Колхоз заключал договоры, по которым отдавал бесплатно продовольствие.

В 1944 году был принят указ,в соответствии с которым брачные отношения не влекли никаких последствий.

Идея политического руководства

Возвращение к ленинским нормам жизни. Те вещи, которые были при Ленине вполне естественны, в 50-60 годы не представлялись актуальными.

Нерешенные Сталиным проблемы: управление экономикой и коррупция (они взаимосвязаны).

Развитие государственного единства

В этот период было сделано много хорошего, если исключить передачу Крыма Украине.

1) Децентрализация управления. Предоставление союзным республикам больших полномочий – возврат к Конституции 24 года. В массе это были удачные действия. В 55 году Совмин СССР предоставляет право Совминам союзных республик широкие полномочия. Союзным республикам передается планирование деятельности предприятий, которые находятся в республиках. Это закономерный шаг. Передается капитальное строительство. СССР вносит изменения и в порядок исполнения бюджета. Утверждается общий бюджет СССР и союзных республик (они утверждаются союзнымиресубликами) – то же, что и в 24 году. Союзные республики могут не только планировать, но и распределять продукцию (кроме продукции стратегического значения, ракеты и т.д.).происходит децентрализация управления транспортом. Автомобильный транспорт, речной и т.д. – в компетенцию союзных республик. Одновременно многие предприятия передаются дополнительно в ведение республик (около 50 %). Кроме того, если ранее при исполнения бюджета, в республиках оставались денежные средства, они должны были возвращаться в местный бюджет. Сейчас средства, сэкономленные (не не реализованные) оставались в республиках. Только за 1 полугодие 55 года дофигаресбулики сэкономили.

 

В 24 году управление судами было исключительно в республиканской сфере. Расширяются права республик в сфере административно-территориального деления. Если республика сама управляет своими предприятиями, логично, что она может создать свою отрасль, изменить адмистративно-территориальное деление. На это нужны деньги. Если не хватает, значит, надо подумать. Вопросы национально-территориального характера оставалось в ведении СССР, что было верным решением. Были расширены права республик в сфере культурного строительства. Многие вузы были переданы в ведение союзных республик, кроме ведомстенных вузов и ключевых. МГУ был в ведении СССР, потому что МГУ имел много площадок (особенно для географических и естественных факультетов) и это было удобно.

 

Восстановление автономий (упразднение автономий в годы ВОВ, возвращаемся)

Немцы. С началом ВОВ встал вопрос о их выселении (с августа 1941 г.). Этнические немцы – это граждане той же национальности, что и национальность агрессора. Это традиция – депортация народов, с которыми воюешь. Немцы были специально приглашены Екатериной 2, чтобы показать, как развивать хозяйство. Были созданы немецкие коммуны, которая стала автономной республикой немцев Поволжья. Были немцы, которые проживали в Прибалтике. Они туда пришли с крестовыми походами (13 век).Устроили там путч, проявили себя не очень. Немцы жили и в Бессарабии. Там были немецкие колонисты, были указания на то, что нашим войскам стреляли в спину немцы. На этом донесении была резолюция Сталина выселить с треском. Это оказало влияние на политику государства. В Поволжье поехала комиссия с Берией, а августе 1941 года постановление «О переселении немцев». Типа они шпионы, будут кровь проливать, их надо переселить. Для расселения – Новосибирск, Омск, Казахстан и др. ГКО предписано срочно переселить немцы в эти районы. Депортировано 949.829 чел. В 1957 году начинается процесс восстановления автономий – автономия немцев в поволжье восстановлена не была. При переселении немцы получали статус спец.поселенцев – не эвакуация, а депортация. В 1948 году указ ПВС, касающийся….В 1955 году указ о снятии ограничений с немцев, находящихся в спец.поселениях. установить, что снятие не влечет возвращения имущества, конфискованного при переселении.

Их переселяли также из-за незаселенности местностей и потому что они были хорошими работниками.

 

В 1943 г. были выселены калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы. Выселение осуществлялось ликвидацией автономий. Первыми были калмыки. Автономная республика была ликвидирована, на ее месте были образована Астраханская область.

В 1944 году в соответствии с указом ПВС ликвидирована чеченско-ингушская автономия республика. Население выселили в другие районы. Наделили чеченцев и ингушев землей, оказать им необходимую помощь.

В 50-е годы восстанавливаются автономии Северо-кавсказского региона, потому что возникали конфликты с местным населением. Принимается постановление о смягчении режима в отношении чеченцев, карачаевцев и ингушей. Приказ о восстановлении автономий.

 

Крымские татары были выселены в 44 году в Среднюю Азию. Здесь ситуация иная, чем в С.К., потому что они составляли маленький процент населения. В 57 году во время восстановления автономий, эта восстановлена не была. Люди, которые вернулись с войны, были достаточно молодыми и сильными, там была резня. Была большая возможность самосудов. Только в 1967 году были восстановлены права народа, но не автономия. В 57 году была ликвидирована Карело-…республика (20 титульной нации).

Изменения в государственном механизме

 

Повышение роли партии во всех ее ипостасях. Регулярно проводятся съезы. Возрастает роль Пленумов ЦК партии, увеличивается количество членов ЦК. Хрущев до конца свои планы осуществить не мог.Тем не менее, роль партии в опеке экономики, управлении увеличивалась, не смотря на то что принимаются постановления о том, чтобы прекратить мелочную опеку. Но они не писали о том, что такое мелочная опека. Меняются способы борьбы с политическими противниками: они становятся более мягкими. Физических расправ уже не происходит (только отставка). В 57 году была ликвидирована антипартийная группа Молотова и Кагановича. Был изгнан и Жуков за то, что нарушал принципы руководства ВС. Он говорил, что надо больше заниматься строевой и боевой подготовкой, а не идеологической.

Вопросы деятельности Советов. В 61 году взяли курс на строительство коммунизма, а это общество без государства, общества непосредственной демократии. Она должна сменить представительную демократию. К 2000 году надо было построить коммунизм. Советы – органы представительной демократии. Переход к непосредственной – расширить число депутатов Советов, так ближе к народу. Депутаты постепенно превращаются в ходатаев по делам граждан: они посылают запросы и т.д. Таким образом, Советы перестают быть действующим органом, слишком много депутатов и вообще неведомая хуйня получилась. Советы – не решающие органы, а голосующие. Таким образом, повышается роль исполкомов. Борьба с чиновничеством закончилась тем, что чиновничество получает больше полномочий. Но НПА по деятельности советов сильно расширяется.

Управление народным хозяйством

Сложности были связаны с тем, что очень существенным образом были ограничены права производителей, т.е. тех людей, которые руководили работой предприятия. Но поскольку упор делался на децентрализацию, но не говорилось о расширении прав этого звена, то децентрализация шла по пути передачи полномочий местным органам. Так была создана система территориального управления вместо отраслевого. Если мы будем увеличивать количество отраслевых министерств, то согласования будет трудно достигнуть. Если уменьшить – то одно будет поглощать другое.

В 1957 году страна была разделена на 105 экономических районов, управление которых было в руках СНХ. Это было неплохо. Были ликвидированы министерства, должна была возрасти роль планирования. Казалось, что бюрократия сокращена, но численно она увеличилась

 

Борьбы с последствиями репрессий. Действия направлены на ликвидацию возможности повторного привлечения лиц, не совершавших никаких престувлений к ответственности:

1) Реабилитация. Пересмотр дел, снятие ответственности, судимости. В 53 году военная коллегия при военных трибуналов начала работать спец.комиссия. без рассмотрения существа вопроса реабилитация не осуществлялось: рассматривались основания репрессии. Дела, которые рассматривались списками, никаких разговоров о пересмотре дел не было, потому что не было самих дел. Было реабилитировано 838.000 человек. Они были осуждены незаконно. Но сюда не относятся спец.поселенцы.

2) Реорганизация государственных органов: органы юстиции. Органы, которые осуществляли реабилитацию. Нужно более четко регламенитровать их деятельность, сделать прозрачными.В 1953 году реогранизация МВД, реформа, в результате которых появляется 2 органа: МВД и КГБ.

В КГБ прошли жуткие чистки: уволено 16 тыс. сотрудников, как не внушающих доверие. Потом 18 тыс., причем были за нарушение советской законности. КГБ как орган государства. В 54 и 58 году были приняты положения о КГБ. Они были настолько секретными, что не все работники учреждения были с ними знакомы. Начиная с 54 года на КГБ: разведывательная работа, борьба со шпионажем, с антисоветскими элементами, контрразведкой в армии, охрана гос.границ, охрана руководителей партии. Организация радио контрразведывательной работы, охрана дипломатического корпуса.

МВД – реорганизация была довольно сложная. МВД было разукрупнено, из него вышли целые подразделения, целые отделы и министерства (строительства, шоссейных дорог и т.д.).с упразднением МВД исчезло особое совещание. Милиция ставится под контроль партийных органов на местах.Устанавливается правило, что ответственность за состояние преступности несет партийная организация, а не милиция. П.О. назначает начальников милиции, соответственно, милиция не всегда может привлечь к отвественностиПО.

Прокурор мог взять расследование в свои руки. Были расширены права прокурора в области надзора. Расширяется положение о ВС, его полномочия.

3) Изменить законодательство, потому что оно провоцировало нарушение прав. Касается изменений в УП и УПП. Отменяется постановление Президиума ЦИК, вводящее сокращенное производство по делам о террактах. Также постановление 1937 года, которое вносит такой же упрощенный порядок по делам о вредительстве. Отменяется норма, содержащая аналогию. Повышен минимальный возраст до 16 лет, кроме тяжких преступлений, к которым привлекали с 14 лет. В законе уточняются такие понятия, как умысел, неосторожность, более четко раскрыты нормы о соучастии, необходимой обороны. Исключены некоторые наказание: лишение избирательных прав, объявление врагом народа. Макс. Срок лишения свободы – 10 лет, но для особо тяжких – 15 лет. Явное возвращение к идее о исправлении преступника. Было заявлено, что государственное преступление – это всегда умышленное преступление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.012 с.)