Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в общественном строе↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Органы управления народным хозяйством За годы гражданской войны была национализирована вся промышленность, даже мелкие и ремесленные предприятия. Если меняется система управления деятельностью предприятия, то все равно нужно каким-то образом регулировать отношения в области экономики. Если мы исключаем все рыночные элементы, то вопрос хозрасчета уходит, и государство берет на себя управление каждым предприятием. Высший Совет Народного Хозяйства разрастается. Численность руководства – 69 человек. Резко увеличивается количество отделов. Руководство его с самого начала думало, что так и будет. ВСНХ является экономическим отделом ВЦИКа, ответственным перед СНК. Постановление «О советском строительстве» устанавливает, что во всех губисполкомах создаются органы СНХ. На ВСНХ было возложена организация производством и распределением и управление всеми предприятиями. Численность чиновничества возрастает в разы (порядка 2 млн. человек). Чрезвычайные органы государственной власти Советы в общем-то более менее поставлены под контроль государства, один из способов подчинения и удержания власти, когда советы выходят из под контроля – являлись чрезвычайные органы государственной власти (в Конституции их нет). Могли действовать наряду с Советами и змаменять их. - Комитеты бедноты - Ревкомы (1919 г.) – местные органы - Совет труда и обороны (СТО) – высшие органы
Совет рабочекрестянской обороны. Летом 1918 г. создается чрезвычайная комиссия по снабжению армий продовольствием. Имел статус наркомата. Но в силу того что он должен был мобилизовать все ресурсы, чтобы обеспечить фронт и тыл всем необходимым, он должен был подчиняться (?). все наркомы были коммунистами. Парадокс – попав в систему управления, коммунисты, которые никогда не работали чиновниками, резко воспротивились тому, чтобы подчиняться равному себе. Был создан орган выше всех наркоматов – Совет рабочекрестьянской обороны. Первоначальный его состав состоял из предствителя ВЦИКа (Сталин), Красин, и наркомы, которые были наиболее интересны. Полномочия: · Подчиняет себе все существующие комиссариаты · Мобилизует всю страну и ставит ее на военные Потом был переименован в СТО - Комитеты бедноты В 1917 г. в декабре сложилась практика продовольственных отрядов: рабочие брали оружие, чтобы забирать у крестьян хлеб. Крестьяне берут свои ружья, и кто первый выстрелит. Появляется план, который резко встретили все – идея создания комитетов бедноты. 11 июня декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, сельскохозяйственной продукцией…». Комитеты бедноты назначались УИК и уездным комитетом партии. Комбеды, созданные в июне, были распущены постановлением 6 съезда советов, но они сделали свое дело – раскололи деревне. Не давали возможность создавать советы, невыгодные совнаркому. - Ревкомы. 1918 г. – положение Ревкомов, которое систематизировало их деятельность. Во-первых, были три типа Ревкомов, каждый из них создавался по-разному и имел разные полномочия. Задача – содействовать военным волостям в выполнении их задач. Ревкомы освобожденных территорий – дать возможность провести выборы (обезвредить регионы от контрреволюционеров, подготовить учредительные документы). Ревкомы тыла (в годы ГВ на территориях, которую контролировала Советская власть, не было ни одного уезда, где бы не происходило хотя бы одного антисоветского восстания). Восстания подавлялись: во-первых, существовали военные силы у ВЧК, были интернациональные бригады в армии – как правило использовались для подавления. Но после был создан Ревком, который осуществлял удержание власти в руках большевиков. Карательные органы - ВЧК (всероссийская чрезвычайная комиссия). Прошла серьезные испытания в годы ГВ. Создана была протокольным порядком в 1917 г. ВЧК создавалась как орган розыска и дознание. На практике все происходило совсем не так. В момент учреждения ВЧК были переданы вооруженные силы, чтобы выполнять функции пресечения. Но создание местных чрезвычайных комиссий – действовали на свой страх и риск и не подчинялись ВЧК. Потом они подчиняют ЧК. Штатное комплектование довольно сложное – сама ВЧК принимает постановление о деятельности местных комиссий, в октябре 1918 года ВЦИК принимает декрет о ВЧК и местных ЧК. Складывается система своеобразного подчинения. На местах действуют УЧК, ГЧК. Они назначаются местным советам и подчиняются им в административном плане. Решения местной ЧК может быть обжалованы только в вышестоящий ЧК. Чтобы местные советы не могли воздействовать на ЧК, они финансировались в особом порядке.
Право в период ГВ Право рассматривалось точно так же, как и государство, как явление временное. ГВ рассматривалась как шаг к мировой революции. При коммунизме ни государство, ни право уже не потребуется. Рассматривались такие гипотезы: в праве перед тем, как исчезнуть, его отрасли будут регулировать отношения внутри определенных социальных групп. Изменения коснулись источников права. Были исключены ссылки на законы свергнутых правительств. Два основных источника: революционное правосознание и нормативные правовые акты. Первое приобретает очень большое значение в деятельности ПО. Еще одна особенность – свертывание кодификационных работ. Последними кодификациями были кодекс законов о браке и семье и трудовой кодекс. Определение наказаний, включение их в закон было встречено в штыки. Считалось, что нельзя ограничивать правосознание судей.кодификация особенной части уголовного законодательства так и не была проведена. Произошла коллизия в законах (непонятно, каким актом руководствоваться). В этот период времени некоторые отрасли, например, ГП находятся на стадии клинической смерти. Но появляются новые отрасли права: семейное, трудовое, земельное, нарабатывается законодательный материал для оформившегося в конце 20 века колхозного права. Отрасли права: 1) Гражданское право. Регулирует имущественные отношения. Именно экономическая программа большевиков кардинально иначе представляла будущее имущественных отношений, меняется регулирование. Предполагалось ввести плановую экономику: поставить под контроль производство промышленной продукции (сельской – не ставилось, предполагался только контроль над распределением этой продукции и не на основе Т-Д отношений, а путем натурального продуктообмена – ГП здесь и не пахнет). Встает вопрос о промышленности. Это институт вещного права, где центральное место занимает право собственности. Советское правительство это воспринимает с одной стороны: переход собственности из частных рук в руки государства. В промышленном производстве: поставить его под рабочий контроль. На 2 съезде советов планировалось заслушать доклад Милютина о рабочем контроле над производством. Это положение уничтожает коммерческую тайну и одновременно стоит задача научить рабочих управлять производством. Но власть не успевала за тем, что происходит в обществе. Рабочие начали захватывать производство в марте 1918 года. После создания ВСНХ, который был настроен на ускоренные темпы национализации (?). До июня 1918 года было национализировано больше 1200 предприятий. После заключения Брестского мира в частной собственности оставалась только собственность иностранцев, а собственность от 500 тыс. полностью национализировалась. В конце ГВ принимается декрет о национализации мелкой промышленности (5 и больше человек без мех.и 10 с мех.). Что происходит с частной собственностью граждан? Курский говорит, что в 1918 году фактически отрицалась всякая частная собственность на движимое имущество, ибо мы присутствовали при стихийном праве реквизиции и конфискации. Даже потом права собственности нет, потому что государство при необходимости может конфисковать любое имущество. Нельзя представлять, что частная собственность вообще не была защищена, но она защищалась только уголовным законодательством. Гражданско-правовых методов защиты не было. Если мы говорим о том, кто может иметь имущество в собственности (обязательственное право), то торговля сводится до минимума путем введение государственной монополии. Только государство может распоряжаться имуществом, следовательно, оно распределяется по карточкам. Во время ГВ от голода умерло порядка 2 млн. человек (больше, чем от красного и белого террора вместе взятых). Декрет об организации снабжения населения: из оборота изъяты почти все товары народного потребления. Таким образом, мы можем сказать, что нормы обязательственного права не были запрещены, но они не действовали. Одновременно появляются новые отрасли права 2) Семейное право. С одной стороны регулировалось нормами гражданского права. Отношение к браку и семье принципиально новое. 3) Трудовое право (новая отрасль). Метод правового регулирования отношений, складывающихся в сфере наемного труда, был императивным. Все субъекты, включая государства, должны были исполнять то, что предписано законом. Самое важное – это общие интересы, и, если надо, можно послать работника куда угодно. 4) Уголовное право. В ГВ оно нестандартно. Оно базируется на идее свободы воли. Человек, если он не поставлен в экстремальные условия, сам решает, совершать ли ему какие-либо действия или нет. Вина – тот элемент состава преступления, без которого его нету, является основанием ответственности. Она связана со свободой воли: совершать ему преступление или нет. Совершение того или иного действия отражается на внешнем виде человека (оно передается по наследству). Есть еще социологическая теория (не может получить образование -> не может получить работу – идет воровать (виновато общество)). Преступник – продукт общественной среды. Но общество все равно не может терпеть такого типа и вырабатывает защиту. Происходит разрыв между виной и правом. Само УП в период ГВ. Санкций мы там не находим практически. В 1919 году кодификация только общей части. Мы там впервые встречаемся с материальным определением преступления. Законодатель исходит не из формального подхода к преступлению. К преступлению они подходили как к действию, опасному для существующего строя. Законодатель всегда поставит заслон перед действиями, которые опасны для существования данного общества и данного государства в данное время. Декрет о ГВ. В основном особенная часть: на первом месте контрреволюционная деятельность. Именно контрреволюции посвящена большая часть НПА. Она выражается в заговоре против захвата власти, массовых беспорядках, хулиганство (может спровоцировать более серьезные вещи). Однако нет такого состава как измена родины (задача ГВ – ее завоевание). Специально были созданы трибуналы для рассмотрения дел по антисоветским публикациям. Должностные преступления рассматривались как достаточно опасные. Самогоноварение рассматривалось как тяжелое преступление. Спекуляция – под ней понималась продажа предметов, на которые была введена государственная монополия (если крестьянин предавал хлеб, то это рассматривалось как спекуляция). К тяжким преступлениям добавляются диверсия, сокрытие оружия, разбой, грабеж, хищение социалистической собственности, продажа наркотиков. В 1918 году Наркомат Юстиции формулирует это как бандитизм. Наказания. Если брать статистику применения наказаний, то 56 процентов приходится на штрафы и конфискацию. Также лишение всех или некоторых гражданских и политических прав. Имеет распространение такая мера воздействия как расстрел. Но совершенно иной подход к лишению свободы. В первые годы неплохо поработали над так называемым исправительным трудовым правом – привлечение к труду, этой мере подвергалось свыше 25 процентов лиц, осужденных по приговору судов. В этот период времени отказ от тюремной системы. Появляется многоступенчатая система. Срок лишения свободы – 10 лет (за больший срок уже все равно не исправишь) Государство и право периода НЭПа (1921-1929 гг.) Развитие государства и права Здесь можно выделить 3 основных направления: переход к нэпу, борьба за власть (постепенный уход Ленина с политической арены – кто будет преемником) - переход к НЭПу. ГВ закончилась потому, что противникам большевиков верили меньше. ВСНХ выдвигается идея создания посевных комитетов – возвращение к комбедам: человек 5 в деревне, а также на губернском и уездном уровне определяют, сколько нужно распахивать земли (дается директива). Достаточно рискованно, даже большевики понимали, что этот фокус может не пройти. Они решили декрет о создании посевкомов проводить через 8 съезд советов, там есть представители от крестьян, если им это предложение не понравится, то посевкомы организовываться не будут. 8 съезд советов принял декрет. Здесь мы должны иметь в виду, что это были за депутаты на этом съезде. Это были не представители крестьянства, а представители их беднейших слоев, партийные люди. Их мнение не представляло мнения крестьянства в целом. Это привело к новому витку ГВ. Ленин принял решение о замене продразверстки продналогом. Это экономически стимулировало производство. Изменение в регулировании имущественных отношений: если у нас появляется торговля, то должно возродиться ГП на территории всего государства. Для того чтобы они единообразно регулировались, надо произвести реформу органов управления и органов юстиции (создавать ВС, который бы следил за единообразным применением законов). НЭП порождает изменения в праве. Появления всего лишь Т-Д отношений ведет к изменению принципов от революционной целесообразности к революционной законности. Происходит изменение источников права – уходит революционное правосознание, его место занимает НПА. Если регулирование имущественных отношений должно быть на основе закона, то нужно урегулировать отношения и в сфере трудовых отношений, и в сфере уголовного права. Те законы, которые принимались в годы ГВ, не подходили – нужна была кодификация законодательства. Необходимо было и проведения денежной реформы (в 20 году планировалось вообще уничтожить деньги, это невозможно, если мы переходим к Т-Д отношениям). С ней тесно связана налоговая реформа. Нэп вызвала колоссальные изменения в праве
1) Переход страны к национальному правительству (в смысле национальных интересов государства – они выходят на первое место). центр тяжести был перенесен на национальное строительство, без мечты о ГВ в мировом масштабе. Это устраивало наших европейских соседей. МИД Великобритании давал своему правительству аналитический обзор и отметил такую вещь, что на олимп выходит сильный и суровый Сталин. Эти обстоятельства накладывали серьезный отпечаток и на те изменения, которые происходят, прежде всего в организации государственного аппарата и государственного единства (государство будет отмирать через укрепление). В данный период идет борьба за укрепление государства. После ГВ с Советами что только не делали: их власть ограничивали, создавались вместо них ревкомы. Так что можно назвать такие направления, как укрепление Советов. В Советах сидят либо грамотные русские, либо представители национальной интеллигенции (это не рабочий класс). Нужно было выкорчевать национализм. Из революции страна вышла разбитой на части. Ильин говорил, что от лучшей формы унитаризма перешли в федерацию. Милюков наоборот говорил, что то, что мы разбили, вы собрали. Внутри объединения был проблемный кусочек – Закавказье. Во время ГВ население было разорено, экономика была разорена и в результате межнациональных усобиц резко сократилась численность населения. Надо было решить вопрос с Закавказьем. Средняя Азия опасалась англичан. Там не было национальных государств и определить приоритет развития, что должно встать в основу: ислам или национальность? Вопрос был решен в пользу национальности (строить национальное государство на социалистической основе) 2) Борьба за власть. Общество было не готово решать вопрос демократически. Власть находилась в руках у руководства партии (диктатура партии). Очень узкий круг людей входил в ЦК партии: бывших революционеров, которые умели действовать самыми разными способами, причем единства между ними не было и не могло быть. Те люди, которые оставались у власти, с марксизмом практически незнакомы. Ленин предлагает увеличить ЦК от 50 до 100 человек, включая туда рабочих, чтобы не допустить раскола. Им доставалась огромная страна с огромными человеческими и природными ресурсами. Начинается борьба за власть. Два направления: укрепление партийной номенклатуре и связанная с этим чистка как рядов партии, так и государственного аппарата, и особенно это коснулось армии (5 млн. до 500 – 600 тыс.чел.). укрепление роли партии. Совершенно открыто говорили о диктатуре партии, которая к этому времени сложилась. ГВ поставила перед партией колоссальные проблемы. Уже в этот период времени сложилась ситуация, что на руководящие посты назначались члены партии. 8 съезд партии проходил в 19 году: в партии набивается дрянь, партия опустилась, работники ведут себя так, что позорят имя партии и т.д. На 8 партийной конференции принимается устав РКП (б).п.60 говорил о том, что в любой организации, где насчитывается более 3 членов партии, надо образовывать фракцию. И на все руководящие должности люди назначаются фракциями. В 22 году Сталина назначают на пост генсека ЦК (начальник канцелярии, секретариата). Там был такой учетно-распределительный отдел. Сталин предлагает изменить его на другое: создать организационно-распределительный отдел (разница в том, что первый распределял кадры по партийным учреждениям, то второй предполагал направлять кадры в народное хозяйство). Сталин там создал управление, подотделы, это давало ему преимущество в том смысле, что он знал весь кадровый состав. В партии начинаются чистки: из 400 тыс. членов было выгнано 12 тыс. Таким образом, возрастает значение партийного чиновника, устанавливается порядок, что на важные должности государства назначается член партии. Это поддержал Ленин, он говорил, что партия правительственная. Чтобы укрепить государство, нужно было укрепить Советы. Они находились в состоянии клинической смерти. Способ оживления: через партийные организации привлекать трудящихся женщин. В августе 1924 года в Грузии произошло восстание. В октябре 1924 года на совещании секретарей деревенских парт.ячеек Сталин заявил, что то, что произошло в Грузии, может повториться во всей России. Надо создать атмосферу полного доверия между партией и беспартийными и учитывать мнение беспартийных. Надо сельсоветы формировать не только из партийных. Коренизация Советов. Проблема началась с того, что в 1923 году созвался пленум по национальному вопросу. В центре обсуждения было дело Султана Гореева. Он пытался создать подпольную организацию объединения по религиозному принципу. Он вел переписку и с деятелем басмаческого движения. Национально-территориальное размежевание Азии.
Организация государственного единства Образование СССР. После свержения самодержавия резко усилились сепаратистские настроения в обществе. Постепенно страна начала раскалываться на части. Например, возьмем Литву. В 1917 году там собралось такое собрание, которое приняло акт о независимости. там говорилось об объявлении независимости и о том, что военные, таможенные, денежные, транспортные вопросы она будет решать вместе с Германией. В Закавказье управление было взято структурой, которая управляла всеми территориями. В дальнейшем идет процесс распада не без помощи Турции. Особый кавказский комитет был обеспокоен тем, что распадается фронт и начинается стихийный отход от войск. Потом формируются полки по национальному принципу. В январе 1918 года Россия пыталась пресечь самоуправные действия, но ничего не получилось. Под нажимом Турции Закавказская федерация распалась на отдельные государства. Грузия принимает акт независимости.
27.03.12 В перерывах между съездами работает однопалатный ВЦИК, где доминирует РФ. Остальные республики по сути дела, хотя они называются независимыми государствами, входят в состав РФ. При разработке Конституции Сталин пришел к выводу, что нужно сделать 2 палаты: в одной интересы населения, а в другой интересы республик. Если брать чисто национальные интересы, то действительно противовес большинству имеется. В ведение СССР входило минимальное число вопросов. В Конституции 1924 ВЦИК был двухпалатный. Вторая палата формировалась на съезде (депутаты от союзных республик, автономных областей). Регулярность созыва определялась раз в год, но это было очень дорого, и съезды проходили через год. Повышается роль Президиума (21 человек). Конституция достаточно бережно отнеслась к интересам республик. Не было единого государственного языка. Все законы публикуются на 6 языках. В отличие от предшествующей Конституции, одна глава была посвящена суду и еще одна органам государственной безопасности. Развитие органов юстиции. Судебная реформа. Первоначальная идея, по которой строилась судебная система. Судебная реформа 1864 года Принимается новое положение о судоустройстве. Во-первых, исчезают революционные трибуналы (тяжкие, должностные преступления). Во-вторых, образуется трехзвенная система: 1) народные суды (90% дел), 2) губернские суды (кассационная инстанция для народных судов, суды 1 инстанции для рассмотрения наиболее важных дел, осуществляли руководство работой народных судов и коллегией адвокатов, 3) ВС СССР (действует в составе Пленума, судебных кассационных коллегий, судебной коллегии, а также военно-транспортные и военные коллеги) – руководил деятельностью судов на всей территории страны, надзирал за законностью и смотрел за единообразным применением законодательства. Существовали специальные сессии трудовых судов. Принимается положение о ВС СССР. По названию это суд, но по функциям – только одна судебная – рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц республик, рассматривает споры между республики, и к нему может обратиться Президиум с вопросом о соответствии законов республики и субъектов. В 1926 году в ведение ВС (стал кассационной инстанцией для военных трибуналов, ему было предоставлено право законодательной инициативы. К органам юстиции также относится прокуратура. Она появилась в 1722 году («око государево»), осуществляет общий надзор. В 1864 году реформа закрыла око государево (изъят надзор за соблюдением законности, лишь надзор за правосудием). В 1917 году прокуратура была упразднена (но не функция надзора за законностью). Надзирали за законностью МВД, суды, наркоматы юстиции, короче, все. Но каждое из этих учреждений имело и другие задачи, поэтому надзор за соблюдением законности потихонечку уходил куда-то назад. Если мы хотим, чтобы все соблюдали закон, надо восстанавливать прокуратуру (в 26 году возникла эта идея, но многие выступали против, потому что не надо следить за законностью, надо следить за революционной целесообразностью). Кроме того, надо восстанавливать экономику, привлекать частный капитал. Вопрос о подчинении прокуратуры. Система советских органов строилась по схеме двойного подчинения. Прокурор на уровне губернии подчиняется губисполкому и высшему прокурору. В 22 году Ленин говорит о том, что нужно, чтобы органы прокуратуры строились по вертикали. В положение о прокурорском надзоре на первое место был поставлен общий надзор, в отличие от прокуратуры, которая была упразднена в 1917 году. Но возглавлял прокуратуру нарком юстиции. Губернские прокуроры подчинялись исключительно республиканскому прокурору. Следствие После революции следственный аппарат оставался в ведении судов. Реформа 22 года говорила об участковых следователях, старших следователей при губернских судах и старших следователей при ВС и при отделе юстиции. Постепенно положение меняется – появляются следователи при РУВД (они часто завершали дознание передачей дела в суд) ВЧК (органы охраны политической безопасности). Создан 7 декабря 1917 года, по мере накала ГВ полномочия ВЧК расширяются. Последний шаг 1920 года – в ведение ВЧК охрана государственных границ (орган разведки, орган контрразведки), все эти пограничные проблемы ближе были ему. За годы ГВ ВЧК из органа борьбы с политическими преступления (и должностными) очень расширил свои полномочия. Кроме того, был не только органом дознания, розыска, следствия, обладал судебными функциями. Интенсивно боролось с контрой: создавались ЧК на уровне областей и уездов. В 1920 году было решено угомонить это учреждение, и уездные ЧК были упразднены и в 1921 году был поставлен вопрос о реорганизации ВЧК. Реорганизация ВЧК решалась на партийном уровне. Была создана комиссия в составе Каменева, Дзержинского, Курского. Дзержинский не хотел ограничивать полномочия ВЧК. Поэтому была создана новая комиссия, вместо Дзержинского был другой чувак. В 1922 году ВЧК была упразднена (ее статус был изменен). В составе наркомата внутренних дел была создана ГПУ. На него возлагалось подавление открытых контрреволюционных выступлений, борьба со шпионажем, охрана путей, выполнение специальных поручений. В 1923 году – положение об объединенном государственном политическом управлении. Непосредственно подчинялось совнаркому СССР. Окончание ГВ не означало исчезновения поводов борьбы с подрывной деятельностью. Армия Мы имеем 5,5 млн человек рабочекрестьянской армии, которых нужно было содержать. Это были очень большие деньги. Идея реформы армии возникла сразу после окончания ГВ. В феврале возникает необходимость реорганизации: обучение всего призывного контингента, почистить аппарат, введение единоначалие (ослабит позиции троцкистов и позволит укрепить силу партийного руководства), принятие новых уставов. 1925 году – закон о воинской обязанностей: кадровые войска, служба 2 года – сухопутная, 4 года – морской флот. С 19 до 21 – допризывная подготовка. Воинская обязанность не всеобщая, только трудящиеся. Женщины могли добровольно в армию. Осовобождались: по религиозным убеждениям (на экзамен) и по состоянию здоровья. Допускались отсрочки. Вводится единоначалие (сверху вниз): на уровне корпуса единоначальников было 84 процента, а в дивизии 74. Задача сделать армию многонациональной. В ГВ воевали в основном славяне. Право В 1922 году появляется СССР, возникает союзное законодательство, нужно было осуществлять кодификацию. Она начинается на республиканском уровне. Разговоры о кодификации начались в конце 1920 года на съезде работников юстиции. В 1921 году начинаются кодификационные работы, а весной 1922 года уже принимаются кодексы: уголовный и уголовно-процессуальный. На следующей сессии ВЦИК принимаются гражданский, земельный, трудовой кодексы. В 24 году исправительно-трудовой кодекс. В 26 году пошли по второму кругу: семейный кодекс и уголовный кодекс. Государство складывалось по принципу автономных включений и на съездах присутствовали представители республик. Соответственно, в этих кодексах были учтены их мнения. Общесоюзная кодификация Конституция 24 года предусматривало создание основ гражданского и уголовного законодательства. Уголовное законодательство было принято. Общим было понятие преступления, мера социальной защиты, какие виды есть ее, порядок ее назначения и порядок освобождения от наказания. Исходя из этого, в 24 году принимаются эти руководящие начала, а в 26 году принимается новый кодекс. С гражданским правом произошла заминка, сначала чисто теоретического плана. Первый кодекс принимали с тем, что в скором времени будет принят новый. В 24 году ставится вопрос о свертывания НЭПа. Ко второй половине 20-х годов чувствуется, что НЭП уходит. Многие специалисты в этой области считают, что методы, которыми регулировались гражданские отношения, уже не нужны. Предполагается от диспозитивного метода перейти к императивному. Но некоторые ученые настаивают на том, чтобы ГП сохранилось. Начало 30-х готов поставило другую задачу – правовое регулирования сельского хозяйства. Была идея создания свода законов. Ленин неоднократно об этом говорил. Эта работа началась в 1925 году. Был издан 5-томник систематического собрания. Потом при Президиуме ВЦИК была создана комиссия для кодификации свода законов, но она не закончила свою работу. Реформы Денежная реформа. Большевикам уже досталась разбалансированная денежная система. То, что Витте проделал, что рубль стал устойчивой валютой. Но это явление временное, начинается 1 мировая война, и сразу же начинается падение рубля. Но предполагались быстрые экономические отношения и переход от Т-Д отношений к продуктообмену, это заставляло большевиков спокойно относиться к деньгам. Поскольку правительство нуждалось в деньгах, начинает работать печатный станок. В 24 раза увеличилась зарплата рабочих, но покупательная способность рубля упала в 188 раз. Реальная стоимость самой дорогой денежной купюры равнялась по номиналу 59 копейкам. В России ходило более 2000 валют: керенки, николаевки, купоны, все валюты стран, которые у нас потоптались. Ленин говорил в 22 году, что Госбанк получил чистого дохода не менее сколько-то рублей золота. Чтобы поднять экономику, нужно сделать рубль устойчивым. Но как? Его нужно к чему-то привязать. Первая привязка – довоенный рубль империал. Потом опять виртуально появляется советский золотой рубль. Денежную реформу можно разделить на 2 части: - 22 год – первый этап. После того, как в ноябре были приняты кодексы с золотыми рублями, появляется действительно золотой рубль. Издается декрет о чеканке советских золотых рублей. Но в обращение они выпущены не были. До этого еще был декрет о выпуске банкнот достоинством 10 рублей. Это так называемые золотые червонцы, они обеспечиваются этим золотым червонцем, который в оборот не выходит. Хитрость: классический вариант, когда банкноты обеспечиваются золотым запасом, был неприменим для советской России, потому что у нас этого запаса было недостаточно. Был предложен ход, который был знаком по реформе Канкрина: предложили первичное покрытие на 25% золотом, а на 75% краткосрочными векселями и легкореализуемыми товарами. Вышел червонец, который в основном являлся фондовой бумагой. Им были обязаны расплачиваться только по узкому кругу платежей. До лета 24 года его курс обеспечивался государственным банком. Летом он вышел на валютную биржу и его курс определялся на торгах (не по курсу Госбанка, а по тому курсу, который получает на торгах). Червонец потихоньку начинает вытеснять совдензнаки (наоборот). Выпускают казначейские билеты. Денежная реформа прошла быстро. В 1924 году была принята серия НПА (началась с 5 февраля). Был издан декрет о выпуске казначейских кредитов. Далее издан декрет о чеканке серебряной и медной монеты (если будет инфляция, то это уйдет псу под хвост). Далее принятнорещшение о прекращении эмиссии совдензнаком, их прекратили печатать и до начала мая они ходили, а 10 мая изъяты из оборота. Обмен их на казначейские или червонный рубль продолжался до 31 мая. 50 тысяч совдензнаков = 1 рубль. Рубль стал устойчивым на момент этой реформы. А дальше все зависит от того, как его поддержит государство. Если определено золотое покрытие и товары, которые имеются в наличии, а я начну печатать деньги немерено, то денежное обеспечение рубля поплывет и начнется денежная инфляция денег, которые только что получили устойчивость. Как сделать, чтобы они не плыли никуда? Надо не печатать деньги и чтобы расход не превышал доход. Это можно позволить в буржуазном государстве, а в социалистическое теряет смысл, если не заботится о трудящихся. На шее государства сидит здравоохранение, культура и т.д. Нужно повышать налоги, поэтому следом идет налоговая реформа. Причем такая, чтобы пополнять казну. Появляется и идея реформирования налогов. Была принята концепция налоговой реформы: постановление о финансовой политике СССР. Налоги тоже туда включались
Налоговая реформа. Российский бюджет в 17 году трещал по швам: расходы превышали доходы на 30-40%. ВП вводит новые налоги, в частности, подоходно имущественный налог. Причем он был прогрессивный. Доходы до 1000 не облагались, а свыше 400 тыс рублей – 160 тыс. рублей. Когда большевики пришли к власти, им не приходила идея существования государства без налогов. Нужно создать соответствующий аппарат, чтобы он собирал налоги. В период после прихода к власти, большевики почти сразу принимают декрет о сохранении прежних налогов, и что нужно все старые налоги заплатить. Сохраняются акцизы. С началом интенсивного проведения военного коммунизма, многие налоги отошли, а некоторые брались в натуральном варианте. В 1924 году принимается концепция налогообложения. В порядке стимулирования производительного труда предполагается повышение налогов на непроизводительные продукты. Улучшение исчисления прямых налогов и реорганизация сельскохозяйственных налогов – сделать их максимально приближенными к подоходному, исчислять не в натуре, а в рублях, установить единые для СССР ставки сельскохозяйственн В сфере налогообложения возрождаются все налоги дореволюционной России. Поэтому был принят план об изменении принципов налогообложения. Первым денежным налогом, введенным в деньгах, был промысловый налог. Он не новый, с 22 года взимался в два сбора: со всех предприятий и с частных лиц.потом он будет дифференцироваться. Первый сбор – патентный (право на занятие этим промыслом, берется авансом) и уравнительный (3% с оборота предприятия, ежемесячно). В 22 году происходит дифференциация: 16 категорий различных видов производств, можно было варьировать как в государственных и муниципальных предприятиях, так и частных. Если предприятие выпускало нужное для государства продукцию, то налог смягчался. Последний промысловый налог – 1935 год, и вместе с этим была запрещена частная торговля. Это не значит, что он полностью исчез, а примкнул к налогу с оборота. Правительство творчески подходило к взиманию налогов. Взимался подворный налог, военный налог, квартирный, налог с наследства и с дарения, акцизы взимаются, развитие Т-Д отношений и изменения в жизни общества вводят пошлинные сборы. Кроме того, появляются новые налоги: с.х. налог, налог на сверхприбыль, налог на нужны жилищного строительства, классовые налоги. С.Х. налог был введен как налог натуральный, потом переходил в денежную форму. Потом была снята круговая порука с крестьян, налог давал возможность отдельной категории сельского населения самим определять, кто к какой категории относится. Вводится подоходно-имущественный налог. Рабочие первоначально эти налоги уплачивали раз в полгода по предъявлении декларации о доходах. Потом государство допустило, чтобы налог вычитался из жалования. Сюда включалось и имущество граждан (то имущество, о котором заявляли граждане, если не заявляли – не платили). Для периода НЭПа характерно, что одни и те же доходы облагаются большим количеством налогов. Поступление в государственный бюджет. 63% от всех поступлений в гос.бюджет (в начале НЭПа). Это вкладывалось в экономику, засчет получения прибыли налог уменьшался. Поступления от налогов сокращаются до 48%. Государство достаточно эффективно использовало эти налоги. По конституции 24 года СССР формировал бюджет сверху вниз: сначала формировался бюджет СССР и определялись бюджеты союзных республик. Далее они сами делили свои бюджеты на республиканский и местный. Гражданское право После ГВ ГП не было востребовано до того момента, как была введена НЭП. Правительство было вынуждено считаться с мнением граждан государства. Нужно было возрождать ГП. Но ГП – это частное право, которое характеризуется рядом особенностей: государство дает только рамочные отношения, за пределы которых выходить нельзя (нельзя в договоре ограничивать дееспособность). Что делать в социалистическом государстве, когда планируется перейти к рыночной экономике и не давать развиваться капитализму, как ему хочется. все это должно делаться под контролем государство. Ленин говорил, что ничего частного в ГП быть не должно. Разработчики справились с этой зад<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.161 (0.017 с.) |