Тема 2. Граждане как субъекты административного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Граждане как субъекты административного права.



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов дневного отделения обучающихся на базе полного среднего образования (всего 88 часов)

Тема 1. Административное право как отрасль права (4 часа)

1. Государственное управление: понятие и сущность.

2. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции.

3. Предмет, метод административного права.

4. Система административного права.

5. Источники административного права.

6. Администратино-правовые норма: понятие, особенности, виды.

7. Администратино-правовые отношения: понятия, особенности, виды.

Тема 2. Граждане как субъекты административного права.

(6 часа)

1. Административно-правовой статус граждан РФ.

2. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

3. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

4. Обращения граждан.

Решение задач.

Нормативно-правовые акты [1]

1. Декларация прав и свобод человека и граждан. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991,№52,ст.1865.

2. Конституция Российской Федерации 1993 г.

3. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. №4866-1 (в ред. 9.02.2009) // ВСНД РФ и ВС РФ-93. № 19. Ст. 685; СЗ-95. №51. Ст. 4970

4. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 26.02.1997г.

5. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993. (в ред. 23.07.2008)

6. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (в ред. 23.07.2008) // СЗ-95. № 52. Ст. 5110

7. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 19 апреля 2002 г. (в ред. 28.06.2009)

8. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 02.04.2006.

9. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. (в ред. 28.06.2009)

10. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (в ред. 18.07.2006)

11. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 25 июля 2002 г. (в ред. от 28.06.2009)

12. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54 //СЗ-04. № 25. Ст. 2485.

13. О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы: Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. (в ред. 2008)

14. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан: Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662 // СЗ-04. № 21. Ст. 2025.

15. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций: Указ Президента РФ от 24 ав­густа 2004 г. № 1102 // СЗ-04. № 35. Ст. 3609.

Дополнительная литература

Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. – 1994. - № 3.

Громыко С.С. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства: Сборник научных трудов. - Санкт-Петербург: Изд-во ГУАП, 2007. – С. 12-18

Кузнецов М.Н. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории России. / М.Н. Кузнецов. - М.: Право и закон, 2001.

Князев С.Д. Административно-правовой статус граждан РФ // Журнал российского права. - 2004. - №2. – С. 12.

Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права // Государство и право. - 2001.- №6. - С. 25-34.

Оршанский М.И. Некоторые аспекты административно-правового статуса граждан Российской Федерации // VIII Межрегиональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов: Материалы конференции: В 3-х томах. Т. 3. – Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2008. – С. 10.

Тема 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. (6 часа)

1. Понятие органов исполнительной власти их виды. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

3. Правительство РФ, полномочия.

4. Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.

5. Территориальные органы исполнительной власти.

6. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

7. Органы местного самоуправления.

Решение практических задач.

Нормативно-правовые акты [2]

Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (в ред. от 30.12.2008).

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184- (в ред.18.07.2009 г.).

О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119. (ред. от 20.05.2002)

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 (ред. 07.05.2009)

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 (в ред. 22.06.2009)

О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2000 года № 1149 (СЗ-00. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; СЗ-01. № 6. Ст. 551) (в ред. Указа Президента от 09 сентября 2000 года № 1624).

Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008. (в ред. 31.11.2009)

Положение об Администрации Президента РФ: Указ Прези­дента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 (СЗ-04. № 15. Ст. 1395).

Положение об Управлении делами Президента Российской Федера­ции: Указ Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444 (СЗ-00. № 33. Ст. 350).

О порядке взаимодействия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов6 Постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410. (СЗ-04. № 33. Ст. 97).

О типовой регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 28.06.2005.

О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об аппарате Правительства Российской федерации: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. (СЗ-04. № 23. Ст. 2313).

Дополнительная литература

Бобылев А. И. Горшин Н. Г., Ивакова В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления / Бобылев А. И. - М. 2003. - 304 с.

Нарышкин С. Е. Административная реформа в субъектах РФ / С. Е.Нарышкин, Т. Л. Хабриева // ЖРП. - 2008 - №10. - С. 314.

Поликарпова Н. М. Контрольные полномочия в Министерстве юстиции РФ в период административной реформы // Вестник РПА – 2006. №5. - С.6.

Собянин С. С. Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ в условиях административной реформы // ЖРП - 2006. - № 10. - С. 3.

Степанова А.А. Вопросы организации исполнительной власти в РФ / Степанова А.А. // Конституционное и муниципальное право – 2008. - №2. С. 8.

Тема 4. Административно-правовой статус государственных служащих (6 часа)

1. Государственная служба: понятие, система, принципы.

2. Понятие государственной должности. Классификация.

3. Статус государственного служащего, его права, обязанности и ответственность.

4. Порядок прохождения государственной службы.

Решение задач.

Нормативно-правовые акты [3]

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. 06.12.2007).

Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 № 79 «О государственной гражданской службе» (СЗ-04. № 31. Ст. 3215) (в ред. 18.07.2009)

Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г. № 53 (в ред. 04.12.2007)

Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 113. «Об альтернативной гражданской службе». (СЗ-02. № 30. Ст. 3030).(в ред. 06.07.2006)

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изменениями на 15.07.2009).

Указ Прези­дента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». (СЗ-03. № 23. Ст. 2197) (в ред. 06.02.2008)

Указ Президента РФ «О государственных должностях РФ» от 11.01.1995 г. (в ред. 12.05.2008)

Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. № 256. Положение о порядке прохождения альтернативной гражданский службы, (СЗ-04. № 23. Ст. 2309

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992. Утв. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: // ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.(в ред. 01.12.2007)

Дополнительна литература

Волкова В. В. Государственная служба. / В. В. Волкова, А. А. Сапфирова М.:

Юнити-Дана, Закон и право, 2010. - 208 с.

Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Часть III. Государственная должность и государственный служащий: проблемы правового статуса. / А.А. Гришковец. – М. 2002.

Зарянов С. М. Структура и содержание административно-правового статуса государственного инспектора / Зарянов С. М. // ЖРП – 2009. - №2 – С.17-26.

Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы / С. Ю. Кабашов Инфра-М, 2010.

Куракин А. В. Администратиные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы / Куракин А. В. // Рос. Юстиция. 2008. - № 4 – С. 33.

Ломакина В.Р. Юридическая ответственность государственных служащих: правовое регулирование дисциплинарной ответственности / Ломакина В.Р., Хаманева И. Ю.// ГиП – 2008. - №9 – С. 13-25.

Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления. / Мухаев Р. Т. - М. Изд-во: Юнити-Дана, 2010 г.

Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие / Д. М. Овсянко. – М.: Юристъ, 2003. - 287 с.

Публично-правовые и частно-правовые аспекты развития механизма разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Юстиция. – 2009. - №5. - С. 20-88.

 
 

 

Тема 5. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций (4 часа)

Административно-правовой статус общественных объединений.

Административно-правовой статус религиозных организаций.

Правовое регулирование содержание административно-правового положения предприятий и учреждений.

Особенности административно-правового положения государственных муниципальных предприятий, учреждений.

Нормативно-правовые акты [4]

Конституция Российской Федерации, 1993.

Гражданский кодекс РФ, часть I. От 31.11.1994 № 51 (в ред. 18.07.2009).

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82 (в ред. 23.07.2008)

Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95.(в ред. 19.07.2009)

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10 (в ред.. 09.05.2005)

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125 (ред.23.07.2008)

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организа­циях» от 11 августа 1995 г. № 135 (в ред. 30.12.2006) // СЗ-95. №33. Ст. 3340

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7(в ред. 17.07.2009) // СЗ-96. № 3. Ст. 145.

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208 (в ред. 13.10.2008)

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129 (в ред. 19.07.2009) // СЗ-01. № 33 (ч. 1). Ст. 3441.

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ-02. № 48. Ст. 4746).

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 ав­густа 2001 г. № 134 // СЗ-01. № 33 (ч. 1). Ст. 3436.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» // СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6230.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585. в ред.08.12.2008.

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти (МНС), уполномоченных осуществлять государственную регистрацию юридических лиц» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2589.

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц» // СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.

Дополнительная литература

Ахметьянова З.А. Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества // Юрист.-2003.- № 2.- С.35-37

Грось Л.А, Взаимоотношения собственника с унитарным предприятием // Журнал российского права. – 2001. - №12.

Закупень Т.В. Особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности / Т.В. Закупень. - М.,2001.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под ред., П.В. Крашенинникова. М., 2000.

Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. – 2008. - № 6. -С. 45-52.

Ястребов О.А. Государственное унитарное предприятие как субъект публичного права. / О.А Ястребов. – М., 2008. – 165с.

 

Тема. Формы и методы осуществления исполнительной власти (6 часа)

1. Понятие, значение административно-правовых форм и их классификация.

2. Понятие и юридическое значение административно-правового акта управления. Классификация актов управления.

3. Требования, предъявляемые к актам управления. Порядок вступления в силу и действие актов исполнительной власти.

4. Соотношение мер убеждения и принуждения в деятельности органов исполнительной власти.

5.Понятие и виды административ­ного принуждения.

Решение задач.

Нормативно-правовые акты [5]

Конституция Российской Федерации. М. 1993.

Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (в ред. 28.06.2005) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти»

Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «Создание федерального банка (регистра) и проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Феде­рации» // СЗ-00. № 33. Ст. 3356; № 49. Ст. 482.

Постановлением Правительства РФ «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. 07.07.2006) // СЗ-97. № 33. Ст. 3895; № 50. Ст. 5689; СЗ-99. № 8. Ст. 1026; СЗ-01. № 13. Ст. 1216).

Постановлением Прави­тельства РФ от 2 апреля 2002 г. № 207 «Об утверждении типового положения о юридической службе феде­рального органа исполнительной власти» // СЗ-02. № 14. Ст. 1307.

Дополнительная литература

Валяев Ю.К. Метод разрешения в административном праве России / Валяев Ю.К. М.: Издательство: Юнити, 2009. – 127с.

Демин А. А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования // ГиП. - 2005. - №6 – С.13.

Дихтиевский П. В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности /П. В. Дихтиевский. М.: Издательство: Юнити-Дана, Закон и право, 2009.

Маковский А.Л. Проблемы классификации актов в РФ// Российская юстиция. 1998. №3.

Машаров И. М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования/ И. М. Машаров. М: Издательство: Юнити, 2009. – 239с.

Якимов А. Ю. Меры администратвиного принуждения (комплексный подход к формированию механизма правоприменения / Якимов А. Ю. ГиП – 2008. - №7 – С. 82-87.

 

Тема. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении (4 часа)

1. Понятие и содержание законности в государственном управлении.

2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

3. Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти

4. Контроль органов законодательной (представительной) власти за органами исполнительной власти

5. Контроль органов исполнительной власти

6. Общий прокурорский надзор за деятельностью органов исполнительной власти.

7. Судебный контроль: понятие, виды.

8. Понятие, субъекты и содержание общего административного надзора

Нормативно-правовые акты

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. // СЗ РФ. 1994. №13. Ст.1447.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. // СЗ РФ. 1997. №1.Ст.1.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. // СЗ РФ. 1995. №18. Ст.1586

Федеральный конституционный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995г. // СЗ РФ. 1995. №47. Ст.4472.

Федеральный конституционный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. // СЗ РФ. 1994. №35. Ст.3649.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993 г., № 19; СЗ РФ, 1995 г., №51.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996.//СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140.

Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ // СЗ РФ. 1998. №27. Ст.3197.

Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения // СЗ РФ. 1998. №25. Ст.2897.

Положение о полномочном представителе Президента РФ в регионах РФ // СЗ РФ. 1997. №28. Ст.1612.

Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций //СЗ РФ. 1992. №14. Ст.1612.

Литература

Сидоров В.И. Совершенствование способов обеспечения законности в государственном управлении // Право и государство: теория и практика. – 2008. - № 4. - С. 96-97.

Черняк Б.А. Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении // Трибуна молодых ученых: Контроль, правовые процедуры и юридический процесс: теория соотношения и практика взаимообеспечения: Сборник научных трудов. Вып. 10. Воронеж. – 2007.

 

Тема. Административная ответственность. (10 часа)

1. Понятие и особенности административной ответственности.

2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Виды административных правонарушений.

3. Понятие и цели административных наказаний.

4. Виды административных наказаний.

5. Назначение административного наказания.

6. Основания освобождения от административной ответственности.

7. Дисциплинарная и материальная ответственность.

Решение задач.

 

Тема. Административно-процессуальная деятельность. (16 часов)

1. Административный процесс: сущность и виды.

2. Производство по делам об административных правонарушениях:

2.1 Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях;

2.2 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

2.3 Возбуждение и административное расследование дела об административном правонарушении.

2.4 Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления.

2.5 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

2.6 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Решение задач.

Задачи

1. Зотов после прохождения технического осмотра автомоби­ля за ненадобностью снял задние ремни безопасности и эксплуати­ровал транспортное средств без них. Остановивший его на посту ДПС инспектор ГИБДД оштрафовал Зотова.

Зотов посчитал, что инспектор ГИБДД незаконно оштрафо­вал его, т.к. техосмотр уже пройден, и эксплуатация автомобиля без задних ремней не образует состава административного правонару­шения.

Оцените законность действий инспектора ГИБДД и Зотова.

 

2. Иванов эксплуатировал автомобиль, на котором прогорел глушитель, поэтому его машина слегка тарахтела. Заметив это, ин­спектор ГИБДД остановил эксплуатируемое Ивановым транспорт­ное средство, снял номера у автомобиля и оштрафовал Иванова.

Оцените законность действий инспектора ГИБДД и Иванова. Если деяние Иванова образует состав административного правона­рушения, предложите его правильную квалификацию.

 

3. Гражданин К. управлял своей автомашиной с превышением установленной правилами дорожного движения скорости, проехал на запрещающий сигнал светофора и выехал на полосу встречного движения дороги с четырьмя полосами движения. Инспектор ГИБДД остановил его машину и после ознакомления с документа­ми заявил гражданину К., что он управлял машиной, находясь в нетрезвом состоянии. Несмотря на возражения гражданина К., инспектор отстранил его от управления машиной, изъял у него водительское удостоверение, составил протокол о задержании транспортного средства, а машину направил на специальную охра­няемую стоянку. После этого инспектор отвез гражданина К. в ближайшее медицинское учреждение для освидетельствования на состояние опьянения.

Правомерны ли действия инспектора ГИБДД? Как следует ква­лифицировать действия водителя, какие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и админис­тративного наказания необходимо к нему применить? Какие субъек­ты уполномочены применять указанные меры и каков порядок их применения?

 

4. 16 июля 2004 г. федеральный судья Мещанского межмуни­ципального районного суда ЦАО г. Москвы рассмотрел дело об ад­министративном правонарушении в отношении главного бухгалте­ра 000 «Спикере» И.А. Жуковой в ее отсутствие. По результатам рассмотрения дела было вынесено постановление по делу об адми­нистративном правонарушении от 16 июля 2004 г., которым глав­ный бухгалтер 000 «Спикере» И.А. Жукова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренно­го статьей 15.11 КоАП РФ, и ей назначено административное на­казание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. При этом судебная повестка о месте и време­ни рассмотрения дела об административном правонарушении была направлена экспедицией суда в адрес И.А. Жуковой только 27 июля 2004 г., то есть по истечении 11 дней после вынесения постановле­ния о привлечении се к административной ответственности. Эта повестка была получена И.А. Жуковой только 9 августа 2004 г. Ука­занное подтверждается штампами Почты России на конверте, на­правленном Мещанским межмуниципальным районным судом ЦАО г. Москвы в адрес И.А. Жуковой.

Были ли допущены федеральным судьей при рассмотрении дела какие-либо нарушения процессуальных норм КоАП РФ?

Какие процессуальные нарушения были допущены федераль­ным судьей при вынесении постановления по делу об администра­тивном правонарушении? Являются ли указанные нарушения дос­таточными для отмены этого постановления?

 

5. 20 августа 2004 г. на городской площади в 18.00 появился пьяный гражданин Р. Он приставал в оскорбительной форме к граж­данам, выражался нецензурной бранью.

Составьте протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении.

 

6. 3 августа 2009 г. судьей районного суда на гражданина Васильева, являющегося индивидуальным предпринимателем, был признан виновным в совершении правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 15 тыс. рублей. Правомерны ли действия судьи?

 

7. 16.03.2009 г. начальник ОВД вынес постановление о наложении штрафа на гражданина В. за распитие спиртных напитков в общественном месте. Последний штраф не уплатил. 28.03.2009 г. постановление направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания штрафа. Правильно ли поступил начальник ОВД? Каким образом будет взыскан штраф, если гражданин В. не имеет доходов и личного имущества?

 

8. Начальником ОВД на гражданина С. наложен административный штраф за нарушение правил охоты. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье оружие. С. обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота – единственный источник средств к существованию. Дайте юридический анализ этой ситуации.

 

9. Судья федерального районного суда 15 декабря вынес постановление о привлечении Ефимовой Е.Н. к административной ответственности в виде административного ареста на 10 суток. Согласно справке администрации района, Ефимова имеет двух несовершеннолетних детей: Сергея – 9лет и Павла - 10лет. Правомерно ли наложено наказание на Ефимову?

 

10. 20 марта было возбуждено уголовное дело по факту совершения хулиганских действий Яковлевым, нигде не работавшим, холостым и 17 летним Петровым, учащимся ПТУ. При расследовании было установлено, что 8 марта Яковлев встретил Петрова и предложил ему выпить. В комнате общежития, где жил Петров, они выпили 1 бутылку водки. Затем вышли в коридор, приставали к проходящим, ругались, кричали, угрожали, а затем скрылись в душевой и уснули. 12 мая уголовное дело о хулиганстве было прекращено, а затем направлено судье для привлечения виновных к ответственности. 15 мая судья за мелкое хулиганство подверг Яковлева и Петрова аресту на 15 суток. Законны ли действия милиции и судьи?

 

11. Г. задержали в состоянии сильного алкогольного опьянения и доставили в медвытрезвитель, где был составлен протокол об административном правонарушении. Утром выяснилось, что Г. Является сотрудником прокуратуры. Какое наказание возможно в отношении Г.?

 

12. Судья Ирышков, рассматривая дело о совершении мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) несовершеннолетним гражданином Левченко (16 лет), вынес постановление о наложении на виновного административного наказания в виде административного штрафа в размере трех кратной стоимости похищенного имущества. Правомерны ли указанные действия судьи?

 

13. 15 августа 2009 г. гражданин Петренко совершил административное правонарушение (мелкое хищение имущества). 10 августа 2009 г. им было совершено аналогичное правонарушение. 20 августа 2009 г. дело было передано на рассмотрение в суд. Судья, рассматривающий дело, признал в качестве отягчающего обстоятельства – повторное совершение административного правонарушения и в этот же день вынес постановление о наложении административного наказания. Однако Петренко, обжалуя постановление по данному делу, в жалобе пояснил, что с момента совершения первого правонарушения прошло более одного года. Кто прав?

 

14. Судья, рассматривая дело гражданки Сидоровой о вовлечении своего 13-летнего сына, в отношении которого она лишена родительских прав, в употребление спиртных напитков, признал в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность гражданки Сидоровой наличие малолетнего ребенка (п.5 ст. 4.2. КоАП РФ), а в качестве отягчающего – вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения (п.3 ст. 4.3. КоАП РФ). Имеются ли нарушения законодательства?

 

15. Работники милиции задержали Гулямова в состоянии опьянения и доставили в РОВД. Выслушав их рапорт, дежурный РОВД начал составлять протокол о правонарушении по ст. 20.21 КоАП РФ. По требованию дежурного, Гудямов предъявил паспорт и сказал, что плохо знает русский язык, не может понять, за что его задержали, и просит вызвать его друга. Надыкова, к которому он приехал в гости и который хорошо знает оба языка – русский и татарский. Дежурный записал в протокол данные паспорта, сделал отметку об отказе в даче показаний и подписи протокола, попросил двух работников милиции заверить этот акт и направил Гудямова в вытрезвитель. По дороге в медвытрезвитель Гудямов возмущался, требовал адвоката. Утром с него взыскали стоимость услуг вытрезвителя и оштрафовали. Какие принципы производства нарушены в данном случае?

 

16. Воронин, наказанный за мелкое хулиганство административным арестом на 10 суток, попросил судью, рассматривавшего дело, отпустить его домой на похороны брата, погибшего в автомобильной катастрофе. Как должен поступить судья?

 

17. Административная комиссия, рассматривая дело об административном правонарушении, допущенном гражданином Королевым, вынесла постановление о его предупреждении. Гражданин Королев, считая действия комиссии неправильными, поскольку, по его мнению, никакого правонарушения он не совершал, решил обжаловать постановление комиссии. Куда он может обратиться с соответствующей жалобой?

 

18. На директора завода гражданина Мельникова административная комиссия наложила штраф в размере 20 000 рублей за нарушение ст. 9.2 КоАП РФ. Гражданин Мельников, ссылаясь на невозможность уплаты такой суммы сразу, попросил комиссию отсрочить исполнение штрафа. Возможна ли отсрочка исполнения административных наказаний?

 

19. Студент 2-го курса университета Елкин А.П. пришел на занятия в нетрезвом состоянии. На замечания однокурсниц по поводу своего состояния он ответил громкой нецензурной бранью. Во время лекции Елкин закурил и, прервав лектора, громко, через всю аудиторию обратился к приятелю с предложением выпить еще. На замечание лектора Елкин А.П. ответил грубостью. И далее, в течение лекции, несколько раз прерывал занятие, отвлекая лектора вопросами, не относящимися к теме лекции. Через некоторое время Елкин А.П. стал вырезать на столе ножом свое имя. Квалифицируйте действия студента?

 

20. Сотрудниками патрульно-постовой службы в дежурную часть Советского РОВД с остановки трамвая «Попова» был доставлен гр. Кислов С.М., который находился в возбужденном состоянии. Выражался нецензурной бранью в адрес окружающих. Дежурный направил его на медицинское освидетельствование врачом-наркологом. Наркологом было дано заключение, что гражданин Кислов находился в состоянии наркотического опьянения.

 

21. Возвращаясь на автомашине «Жигули» с дачи, Волков не справился с управлением. От резкого торможения машину занесло на левую обочину, а Волкова выбросило из машины. При падении он ударился головой о камень и потерял сознание. Авария произошла на глазах у рыбаков, которые подбежали к Волкову, наспех перевязали многочисленные порезы от разбившегося стекла и положили пострадавшего на заднее сиденье. Один из рыбаков (Крошов), находясь в средней степени опьянения, сел за руль и поехал в город. При въезде во двор больницы он зацепился за ограничительный столб, разбил фару и повредил крыло автомобиля. Начальник одела ГИБДД рассмотрел дело и оштрафовал Крошова по ст. 12.8 КоАП РФ. Имеются ли здесь нарушения норм о производстве по делу об административном правонарушении?

 

Нормативно-правовые акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше­ниях, от 30 декабря 2001 г. (по состоянию на 1 сентября 2009)

Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г., по состоянию на 13.02.2009.

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120 // ПС «Консультант Плюс».

Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 (ред. 30.12.2008)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судей при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 № 5 //ПС «Консультант плюс»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судей при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 октября 2006 г. N 18 (в ред. 11.11.2008)

Дополнительная литература

Бурцев А.С. Административная ответственность за мелкое хулиганство: автореф. дис…. канд. наук./ А.С. Бурцев – Москва., 2003.

Васильев Э.А Общественная опасность – основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений / Э.А. Васильев // ГиП – 2007.- № 4. - С. 84-90.

Виговский Е.В. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Комментарий законодательства / Е.В. Виговский – М. 2003.

Дугинец А.С. Наложение административных наказаний ОВД. Учебное пособие. / А.С. Дугинец – М. 2003.

Казанцев П. Место административного процессуального права в системе российского права / П. Казанцев //Арбитражный и гражд. процесс. – 2008. № 11. – С. 39-43.

Козлов С. С. Административное судопроизводство как направление судебной реформы России / С. С. Козлов, А. А. Кураков // Рос. Юстиция. – 2009. -№6. – С. 33-35.

Козлов К. П. КоАП РФ: «строгая» ответственность юридических лиц (сравнительно-правовое исследование) / К. П. Козлов // Рос. Юстиция. – 2009.- № 2. – С.37-40.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Н.Г. Салищевой – М.: Проспект, 2009.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Ред коллегия Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. М.: ООО «ТК Велби», 2010.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. Заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., проф. А.П. Шергина. М.:ЗАО «Библиотечка РГ», 2002.

Кузьмичева Г.А. Административная ответственность. /Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. - М.: Юриспруденция, 2000.

Лукаш Ю. А. Все об административных правонарушениях. Порядок и практика применения КоАП РФ / Серия «Профессиональный справочник юриста» - М.: Книжный мир, 2003 – 720 с.

Максимов И. В. Система административных наказаний: понятие и признаки // ГиП – 2005, №4, с. 18.

Степанова О. А. Административный арест в свете решений КС РФ / Степанова О. А./ //ЖПР – 2008, №12 – С. 116-120.

Слепченко Е. В. Административное судопроизводство: понятие, единство и дифференциация / Е. В. Слепченко // Рос. Юстиция. - 2008. -№3. – С.51.

Шерстобоев О. Н. К вопросу о малозначительности административного правонарушения. Некоторые проблемы теории и практики / Шерстобоев О. Н. // Рос. Юстиция. - 2008. - №10. - С. 57-60.

 

Тема. Администратино-правовые основы организации государственного управления. ( 2 часа)

Тема. Территориальные, отраслевые и межотраслевые начала управления (2 часа)

Тема. Организация управления в особых условиях (4 часа)

Тема. Управление в сфере экономики. (6 часа)

1. Понятие и особенности государственного регулирования от­раслей промышленности и торговли.

2. Управление сельским хозяйством и рыболовством.

3. Управление региональным развитием. Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.

4. Управление транспортным комплексом.

5. Управление связью.

6. Управление использованием и охраной природных ресурсов.

7. Управление финансами и кредитом.

8. Управление в сфере внешнеэкономических связей.

Нормативно-правовые акты [6]

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов дневного отделения обучающихся на базе полного среднего образования (всего 88 часов)

Тема 1. Административное право как отрасль права (4 часа)

1. Государственное управление: понятие и сущность.

2. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции.

3. Предмет, метод административного права.

4. Система административного права.

5. Источники административного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.182 с.)