Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. С. Баклин, В. В големгрейн. , в. М. Игнатович, В. И. Попов↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.С. Баклин, В.В Големгрейн., В.М. Игнатович, В.И. Попов
РАСЧЕТ АСИНХРОННОГО КОРОТКОЗАМКНУТОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВСЫПНОЙ ОБМОТКОЙ СТАТОРА
Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия
Издательство Томского политехнического университета УДК 621.313.333.04(075.8) ББК 31.261.63я73 Р248 Расчет асинхронного с короткозамкнутого двигателя с всыпной обмоткой статора: учебно-методическое пособие / В.С. Баклин, В.В Големгрейн., В.М. Игнатович, В.И. Попов; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. –59 с. В учебно-методическомпособии использованы результаты многолетнего опыта авторов по руководству курсовым и дипломным проектированием асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. По всем разделам расчетов даются очень подробные пояснения, помогающие принимать квалифицированные решения, расходовать минимум времени на поиск необходимых таблиц, рисунков, рекомендаций. Наиболее трудные разделы дополнительно содержат блок-схемы алгоритмов принятия решений. Для самостоятельной подготовки к защите курсового проекта сформированы контрольные вопросы по разделам курсового проекта. Изложены требования к оформлению пояснительной записки и сборочного чертежа – технической документации курсового проекта. Учебно-методическое п особие подготовлено для студентов ЭНИН ТПУ направления «Электроэнергетика и электротехника», выполняющих курсовой проект по дисциплине «Электромеханика» УДК 621.313.333.04(075.8) ББК 31.261.63я73 Рецензенты Кандидат технических наук, заместитель директора ОАО «Сибэлектромотор» по технологии качеству А.Э. Гусельников Кандидат технических наук, заместитель директора ЗАО «НПФ Микран» Т.Н. Попова © ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский полтехнический университет», 2011 © Баклин В.С., Големгрейн В.В., Игнатович В.М., Попов В.И.,2011 © Обложка. Издательство Томского ВВЕДЕНИЕ
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором является наиболее широко применяемой, простой по конструкции и надёжной в эксплуатации электрической машиной. Выполнение курсового проекта на тему «Двигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором» формирует у студента навыки инженерного проектирования, помогает понять и осознать материал лекционных и лабораторных занятий. Расчеты, проводимые при курсовом проектировании, дают достоверные ответы на многочисленные вопросы пытливому студенту, приучают анализировать и обосновывать принимаемые решения. В пособии даны рекомендации по выбору основных размеров электрической машины, числа пазов и витков обмотки статора, допустимой величины коэффициента заполнения паза статора, намагничивающего тока, теплового состояния двигателя, результирующего прогиба вала и т.д. Приведенные блок-схемы позволяют студенту обосновать выбор главных размеров машины, основных электромагнитных нагрузок, размеров зубцовой зоны. Также блок-схемы ориентируют на действия, необходимые для корректировки коэффициента заполнения обмотки статора и пусковых характеристик машины. Для активизации познавательной деятельности студентов каждый раздел расчётов снабжён вопросами, концентрирующими внимание на основных положениях данного раздела. Пособие излагается в последовательности, соответствующей методике расчётов, представленной в [1, с. 306-474]. Кроме соблюдения правильной последовательности расчётов, пособие ориентирует на предварительное изучение конкретных глав и параграфов методики. При этом предлагается проводить проектирование, расчет и оценку эксплуатационных свойств асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором в связи с преобретением профессиональных компетенций, присущих модулям «Электромеханика», «Электропривод и автоматика» и «Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника» направления «Электроэнергетика и электротехника». Студенты, обучающиеся по профилю «Электромеханика», выполняют курсовой проект по всем разделам методики, изложенной в [1, с. 306-474]. Студенты профиля «Электропривод и автоматика» при определении пусковых свойств двигателя, помимо прямого пуска, исследуют вопросы частотного пуска при тех параметрах, которые будут получены в результате электромагнитного расчета на основании задания. Что касается студентов профиля «Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника», то наибольшее внимание они должны уделить выбору изоляционных материалов в двигателе, тепловому и вентиляционному расчетам. При выполнении проекта важным является осмысление решений, принятых в примерах расчёта. Пользуясь таблицами и рисунками, следует обращать внимание на примечания, где указаны степень защиты двигателя, тип обмотки статора и число её полюсов, высота оси вращения. Пример расчета двигателя приведен в [1, с. 456-474].
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Курсовой проект – учебная работа, содержащая результаты выполнения задачи, сформулированной по учебной дисциплине, состоит из текстовой документации (пояснительной записки) и графического материала (сборочного чертежа асинхронного двигателя). Пояснительная записка–технический документ, содержащий систематизированные данные о выполненной студентом проектной работе и полученные результаты в виде текста и необходимых иллюстраций. Пояснительная записка должна включать в указанной ниже последовательности: - титульный лист (приложение 1); - бланк задания (приложение 2); - содержание; - введение; - основную часть; - заключение; - перечень использованных источников; - приложения. Пояснительная записка выполняется на листах формата А4, желательно с одной стороны листа. Содержание должно отражать все материалы работы, представляемые к защите. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, прописными буквами. В содержании перечисляют заголовки разделов, подразделов, указывают список литературы, каждое приложение и номера листов (страниц), на которых они начинаются. В конце содержания перечисляют графический материал, представляемый к защите, с указанием «На отдельных листах». Введение содержит краткое изложение назначения и роли асинхронных двигателей в современных электроприводах, общие и технические требования государственных стандартов. Основная часть содержит электромагнитный, тепловой, вентиля- ционный и механический расчёты. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную и социальную значимость. Заголовок «Заключение» пишут с абзаца прописными буквами. Перечень использованных источников содержит только те источники, на которые имеются ссылки в пояснительной записке. Источники в списке нумеруют в порядке их упоминания в тексте пояснительной записки арабскими цифрами без точки. Заголовок «Перечень использованных источников» записывают симметрично тексту прописными буквами. Приложения рекомендуется формировать из материалов иллюстрационного и вспомогательного характера, в частности: таблицы и рисунки большого формата; дополнительные расчеты; самостоятельные материалы и документы конструкторского, технологического и прикладного характера. Материалы, содержащие дополнительные текстовые конструкторские документы (спецификацию), следует помещать в приложение в последнюю очередь. Cборочный чертеж асинхронного двигателя – его общий вид в двух проекциях с вырезами и сечениями, позволяющими наиболее полно представить конструкцию двигателя. Проставляются габаритные и установочно-присоединительные размеры, позиции сборочных единиц, деталей, стандартных изделий. Записываются основные технические требования.
ВЫБОР ГЛАВНЫХ РАЗМЕРОВ Внешний диаметр сердечника статора принимается по таблице 9.8 [1, с. 344], по заданной высоте оси вращения h. Обратите внимание: рекомендуется в виде диапазона. Укажите рекомендуемый диапазон для и примите конкретное предварительное значение. Коррекция предварительного значения (при необходимости) возможна только в рамках рекомендуемого диапазона. Внутренний диаметр сердечника статора рассчитывается, используя соотношение его с внешним диаметром , по формуле . Коэффициент принимается по таблице 9.9 [1, с. 344] по заданному числу полюсов обмотки статора. Причем рекомендуется в виде диапазона. Укажите рекомендуемый диапазон для и примите конкретное предварительное значение. Коррекция предварительного значения (при необходимости) возможна только в рамках рекомендуемог о диапазона. Полюсное деление рассчитывается по формуле 9.3 [1] и является на данном этапе расчета предварительным. Расчетная мощность двигателя рассчитывается по формуле 9.4 [1]. Коэффициент - отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, приближенно определяется по рисунку 9.20 [1, с. 345]. Предварительные значения энергетических показателей: коэффициента полезного действия , коэффициента мощности принимаются по рисунку 9.21 [1, с. 345]. На этом рисунке , . Предварительные значения электромагнитных нагрузок: линейной нагрузки А, индукции в воздушном зазоре выбираются по рисунку 9.22 [1, с. 346] (для IP 44). Рекомендуемые значения электромагнитных нагрузок А, получаются в виде диапазонов. Укажите рекомендуемый диапазон по каждой из электромагнитных нагрузок и примите конкретное предварительное значение. Коррекция предварительных значений А, (при необходимости) возможна не только в рамках рекомендуемого диапазона. Уточненные значения А, могут выходить за пределы рекомендуемых диапазонов, но не более чем на . Выбор электромагнитных нагрузок очень важен в расчетах двигателя. Расчетная длина сердечника статора обратно пропорциональна произведению А · , рабочие и пусковые характеристики двигателя существенно зависят от соотношения между А и . При варьировании величинами электромагнитных нагрузок можно увеличивать или уменьшать массу стали и проводниковых материалов. Так, при увеличении и уменьшении А, при неизменных габаритах машины, увеличивается требуемый объем и масса магнитных материалов и уменьшается проводниковых. Предварительное значение обмоточного коэффициента обмотки статора зависит, во-первых, от типа этой обмотки по числу ее слоев [1, с. 77]. Во-вторых, от числа полюсов (только у двухслойных и одно-двухслойных). Рекомендуемые предварительные значения даны в виде диапазонов [1, с. 348]. Укажите рекомендуемый диапазон для и примите конкретное предварительное значение. В дальнейшем будет уточняться. Предварительная расчетная длина сердечника статора определяется по формуле 9.6 [1]. Коэффициент полюсного перекрытия и коэффициент формы поля зависят от насыщения зубцов сердечников статора и ротора. Предварительные значения этих коэффициентов принимаются равными: ; . Критерием правильности выбора главных размеров двигателя и служит отношение . Рекомендуемые значения определяются по рисунку 9.25 [1, с. 348], в виде диапазона. Расчетное значение обычно находится в рекомендуемом диапазоне. Если расчетное значение превышает наибольшее значение рекомендуемого диапазона, то уменьшение возможно: увеличением электромагнитных нагрузок А и (в рамках рекомендуемых диапазонов, в крайнем случае – в рамках допустимых); увеличением внутреннего диаметра сердечника статора (в рамках рекомендуемых диапазонов внешнего диаметра сердечника статора и коэффициента ). Если расчетное значение менее наименьшего значения рекомендуемого диапазона, то увеличение возможно противоположными воздействиями на выше перечисленные А, , , . Если значение все-таки не попадает в рекомендуемый диапазон, то это должно быть аргументированно подтверждено. В этом случае должно быть максимально приближено к границам рекомендуемого диапазона. На этом предварительный выбор главных размеров двигателя заканчивается, и их величины округляют до миллиметра.
Рис.1. Блок-схема алгоритма выбора главных размеров двигателя СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА Всыпную обмотку статора укладывают в полузакрытые пазы одной из трех конфигураций, представленных на рисунке 9.29 [1, с. 361], обеспечивая параллельность боковых граней зубцов. Магнитное напряжение таких зубцов будет наименьшим по сравнению с трапецеидальными зубцами при одном и том же среднем значении индукции в них. В большинстве отечественных асинхронных двигателей выполняют трапецеидальные пазы, т. е. первой и второй конфигураций, изображенных на рисунке 9.29 [1, с. 361]. Угол наклона клиновой части пазов первой конфигурации при 250 мм обычно равен , при большей высоте оси вращения . Рекомендуемые значения индукций в зубцах и ярме сердечника статора определяются по таблице 9.12 [1, с. 356]. , представлены в виде диапазонов. Укажите эти диапазоны и примите конкретные предварительные значения , . Марка электротехнической стали выбирается в зависимости от , [1, с. 386]. Способ изолирования листов и коэффициент заполнения сталью сердечников статора и ротора с номинальным напряжением до 660 В указаны в таблице 9.13 [1, с. 358]. Предварительные значения ширины зубца сердечника статора рассчитываются по формуле 9.37 [1, с. 362], высоты ярма – по формуле 9.28 [1, с. 356]. Предварительные размеры паза сердечника статора в штампе учитывают следующие рекомендации. Ширина шлица паза сердечника статора зависит от способа укладки обмотки в пазы сердечника. При укладке вручную она минимальная и составляет: мм, где – диаметр изолированного обмоточного провода, мм. При механизированной укладке ширина шлица выполняется несколько большей: мм – при совмещенном методе укладки, а при раздельном методе еще более увеличивают. Кроме вышеназванных рекомендаций по выбору размеров можно использовать таблицу 9.16 [1, с. 363], где представлены средние значения при различных и . Высота шлица паза сердечника статора обычно в двигателях с мм принимается мм, в двигателях с мм мм. Высота шлица должна быть достаточной для обеспечения механической прочности кромок зубцов, удерживающих в уплотненном состоянии проводники паза после заклиновки пазов. Увеличение приводит к возрастанию потока рассеяния паза, что в большинстве случаев нежелательно. При определении размеров паза в штампе первой конфигурации используются расчетные формулы 9.38–9.41 [1]. В числителе формулы 9.39 [1], к сожалению, упущено значение . Для других конфигураций паза статора формулы легко получаются при условии сохранения постоянства ширины зубцов. Высота клиновой части паза рассчитывается по формуле 9.45 [1, с. 365], учитывая угол наклона клиновой части. Высота паза ниже клиновой части рассчитывается по формуле 9.44 [1], но без учета припусков на шихтовку сердечника. Предварительные размеры паза сердечника статора в свету учитывают припуски на шихтовку, они меньше предварительных размеров паза в штампе. Величины припусков по ширине и высоте паза зависят от высоты оси вращения двигателя и приведены в таблице 9.14 [1, с. 360]. Площадь поперечного сечения паза, остающаяся свободной для размещения проводников обмотки , рассчитывается по формуле 9.48 [1, с. 365]. Площадь поперечного сечения корпусной изоляции - по формуле 9.46 [1], где односторонняя толщина и наименование изоляции в пазу определяются по таблице 3.1 [1, с. 77], при мм и напряжении обмотки до 660 В. При больших высотах оси вращения – по таблице 3.2 [1, с. 78]. Площадь, занимаемая прокладками в пазу (между слоями обмотки – в двухслойной обмотке, под клином и на дне паза – при мм), рассчитывается по формуле 9.47 [1, с. 365], принимая во внимание высоту оси вращения и размеры паза в штампе , . В однослойных обмотках =0. Коэффициент заполнения паза оценивает плотность укладки проводников обмотки в площадь поперечного сечения паза , свободную от изоляции. Он рассчитывается по формуле 3.2 [1, с. 101] и должен находиться в пределах =0,69÷0,71 для двухполюсных двигателей, =0,72÷0,74 для двигателей с , [1, с. 366]. Если полученное значение ниже названных пределов, то причинами этого могут быть: слишком большая площадь или малая площадь . Уменьшить площадь можно за счет увеличения или (или обоих размеров одновременно), уменьшая ранее принятые предварительные значения индукций , . Если при этом индукция в зубцах и ярме уменьшится ниже рекомендуемых для них пределов, то главные размеры двигателя завышены и электротехническая сталь недоиспользована. В этом случае следует уменьшить длину сердечника статора , принимая решение, что и как будет корректироваться из А, , , . Увеличить площадь возможно увеличением числа элементарных проводников при одновременном пропорциональном уменьшении площади поперечного сечения или увеличении числа параллельных ветвей обмотки так, чтобы плотность тока осталась практически неизменной. Кроме того, увеличить площадь возможно вышеназванными воздействиями при уменьшении плотности тока за счет выбора меньшей величины (АJ1) из рекомендуемого интервала. Если полученное значение выше названных пределов, то причинами этого могут являться: слишком малая площадь или большая площадь . Увеличить площадь возможно за счет уменьшения или (или обоих размеров одновременно). При этом необходимо увеличить ранее принятые предварительные значения индукций , . Если понадобится увеличить индукции в зубцах и ярме выше рекомендуемых для них пределов, то главные размеры двигателя занижены и электротехническая сталь недопустимо загружена. В этом случае следует увеличить длину сердечника , принимая решение, как будут корректироваться А, , , . Уменьшить площадь возможно уменьшением числа элементарных проводников при одновременном пропорциональном увеличении площади поперечного сечения или уменьшении числа параллельных ветвей обмотки так, чтобы плотность тока осталась неизменной. Кроме того, уменьшить площадь возможно вышеназванными воздействиями при некотором увеличении плотности тока за счет выбора большей величины (АJ 1) из рекомендуемого интервала. После обеспечения коэффициента заполнения паза необходимо уточнить ширину зубца и высоту паза по формулам таблицы 9.17 [1, с. 366]. Проверяется параллельность граней зубца. При небольшом расхождении и , не более 0,5 мм, необходимо для дальнейших расчетов взять их среднюю расчетную ширину. При больших расхождениях, более 0,5 мм, следует изменить соотношения размеров паза. Размеры зубцовой зоны сердечника статора округляют до десятых долей миллиметра.
Рис. 3. Блок-схема алгоритма расчета размеров зубцовой зоны сердечника статора РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ Магнитная цепь асинхронного двигателя состоит из пяти участков (воздушный зазор, зубцовые зоны и ярма сердечников статора и ротора) и рассчитывается для режима холостого хода на два полюса. Магнитное напряжение воздушного зазора рассчитывается по формуле 9.103 [1, с. 386], используя уточненное значение индукции в воздушном зазоре . Коэффициент воздушного зазора рассчитывается по формуле 4.15 [1, с. 174], если одна поверхность зазора гладкая, а другая зубчатая, т. е. при закрытых пазах сердечника ротора. Для двигателя с полузакрытыми пазами сердечника ротора обе поверхности зазора зубчатые, не гладкие, и рассчитывают результирующий коэффициент воздушного зазора, как произведение двух частичных коэффициентов, определенных по формулам 4.17 и 4.18 [1]. Магнитное напряжение зубцовой зоны сердечника статора рассчитывается по формуле 9.104 [1, с. 387], принимая расчетную высоту зубца равной высоте паза . Расчетная индукция в зубце определяется по формуле 9.105 [1, с. 387], где расчетная ширина зубца при параллельных гранях зубцов , а при различии не более 0,5 мм . В зубцах с параллельными гранями при индукции выше 1,8 Тл необходимо учесть ответвление части потока зубцового деления в паз. Это приводит к уменьшению действительной индукции в зубце по сравнению с расчетной. Коэффициент равен отношению площадей поперечных сечений паза и электротехнической стали зубца на середине высоты зубца. По значению и расчетной индукции определяют действительную индукцию по формуле 4.32 [1, с. 179], используемую для нахождения напряженности поля в зубце по приложению 1 [1, с. 698, 701]. Если индукция в зубцах не превышает 1,8 Тл, то напряженность поля в зубце находится по приложению 1 [1, с. 698, 701] в зависимости от расчетной индукции . Магнитное напряжение зубцовой зоны сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.108 [1, с. 388], принимая расчетную высоту зубца несколько меньше полной высоты паза ротора . Расчетная индукция в зубце определяется по формуле 9.109 [1, с. 390]. Все дальнейшее, имеющее отношение к расчетной ширине зубца и определению напряженности поля в зубце, ранее сказано применительно к зубцовой зоне сердечника статора. Магнитное напряжение ярма сердечника статора рассчитывается по формуле 9.116 [1, с. 394]. Длина средней магнитной силовой линии в ярме и его высота определяются по формулам 9.119, 9.120 [1]. Напряженность поля ярма определяется по индукции по кривым намагничивания ярм приложения 1, [1, с. 697, 700]. Магнитное напряжение ярма сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.121 [1, с. 395]. Длина средней магнитной силовой линии в ярме двигателей с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал при 2р = 2 определяется по формуле 9.125, при 2р > 2 по формуле 9.127 [1]. Индукция в ярме сердечника ротора рассчитывается по формуле 9.122 [1], принимая во внимание расчетную высоту ярма. В двигателях с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал при или 4 учитывают, что часть магнитных силовых линий замыкается через вал. Поэтому в двухполюсных двигателях расчетную высоту ярма определяют по формуле 9.124 [1]. В четырехполюсных двигателях при размерных соотношениях < расчетную высоту ярма определяют по формуле 9.124, при других размерных соотношениях – по формуле 9.126 [1]. Напряженность поля ярма сердечника ротора определяется по индукции по вышеназванным кривым намагничивания ярм. На этом расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи двигателя заканчивается. Предварительно оценить правильность выбранных размерных соотношений и обмоточных данных двигателя нужно следующим образом. Во-первых, рассчитывается коэффициент насыщения зубцовой зоны по формуле 9.115 [1, с. 391]. Если >1,5÷1,6, то насыщение зубцовой зоны чрезмерное; если , то зубцовая зона недоиспользована или воздушный зазор выбран слишком большим. Оба случая требуют внесения в расчет коррективов. Во-вторых, рассчитывается намагничивающий ток в долях номинального тока двигателя по формуле 9.131 [1, с. 396]. Если у четырехполюсного двигателя средней мощности , то в большинстве случаев это означает, что размеры двигателя выбраны завышенными и активные материалы недоиспользованы. Такой двигатель может иметь высокие энергетические показатели, но плохие показатели расхода материалов на единицу мощности вследствие больших значений массы и габаритов. Если же в аналогичном двигателе , то это в большинстве случаев означает, что либо его габариты взяты заниженными, либо неправильно выбраны размерные соотношения участков магнитопровода. Такой двигатель будет иметь низкие энергетические показатели. Необходимо учесть, что в двигателях номинальной мощностью менее 2÷3 кВт значение может достигать 0,5÷0,6, несмотря на правильно выбранные размеры и малое насыщение магнитопровода. Подобное увеличение возможно и в двигателях с 2р >4.
ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО РЕЖИМА Параметрами асинхронного двигателя чаще всего называют параметры схемы замещения, рисунок 9.47 [1, с. 397]: активное и индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора, , сопротивления фазы обмотки ротора , , приведенные к числу витков и фаз обмотки статора, сопротивления ветви намагничивания , . Параметры схемы замещения не остаются неизменными как при пуске двигателя, так и при изменении нагрузки на валу. При расчете рабочих характеристик в пределах от холостого хода до номинальной нагрузки эти изменения незначительны и ими обычно пренебрегают. Активное сопротивление фазы обмотки статора рассчитывается по формуле 9.132 [1, с. 397], где - удельное электрическое сопротивление материала обмотки, соответствует расчетной температуре принятого класса нагревостойкости изоляционных материалов, представлено в таблице 5.1 [1, с. 187]. Согласно ГОСТ 183-74 (2001) для обмоток, предельно допустимые превышения температур которых соответствуют классу нагревостойкости В, расчетная температура принимается равной С, а для класса нагревостойкости F - С. Эффект вытеснения тока во всыпных обмотках проявляется незначительно, поэтому принимают . Общую длину эффективных проводников фазы обмотки статора рассчитывают по формуле 9.134 [1, с. 398], где среднюю длину витка определяют как сумму пазовых и лобовых частей катушки по формуле 9.135 [1]. Длина пазовой части равна конструктивной длине сердечника статора = . Длина лобовой части катушки всыпной обмотки рассчитывается по формуле 9.136, где средняя ширина катушки определяется по формуле 9.138 [1, с. 399], принимая во внимание укорочение шага обмотки статора в двухслойных обмотках. В однослойных обмотках . Коэффициент , выбираемый по таблице 9.23 [1, с. 399], возрастает с увеличением числа полюсов. Для неизолированных лобовых частей 1,2÷1,5, для изолированных лентой - 1,45÷1,90. Вылет прямолинейной части катушки из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части В для обмоток, укладываемых в пазы до запрессовки сердечника статора в станину, берут равным 0,010 м. Для обмоток, которые укладываются после запрессовки сердечника в станину, В = 0,015 м. Длина вылета лобовой части катушки рассчитывается для всыпных обмоток по формуле 9.137 [1, с. 398]. Коэффициент , выбираемый по таблице 9.23 [1, с. 399], возрастает с увеличением числа полюсов и равен для неизолированных лобовых частей 0,26÷0,50, для изолированных лентой - 0,44÷0,72. Активное сопротивление фазы короткозамкнутой обмотки ротора рассчитывается по формуле 9.168 [1, с. 406]. За фазу короткозамкнутой обмотки принимают один стержень и два участка замыкающих колец, рисунок 9.35 [1, с. 372]. Токи в стержнях и замыкающих кольцах различны, поэтому их сопротивления при расчете активного сопротивления фазы должны быть приведены к одному току, что и сделано при получении расчетной формулы. Активные сопротивления стержня и участка замыкающего кольца рассчитываются по формулам 9.169 и 9.170 [1]. В этих формулах - полная длина стержня, равная конструктивной длине сердечника ротора ; - средний диаметр замыкающих колец. Удельное электрическое сопротивление материала стержня и замыкающих колец соответствует расчетной температуре принятого класса нагревостойкости изоляционных материалов и представлено в приложении к таблице 5.1 [1, с. 187]. Индуктивное сопротивление рассеян
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.01 с.) |