Схема 74. Контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, в сфере государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 74. Контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, в сфере государственного управления



Конституционный Суд Российской Федерации, является судебным органом конституционного контроля и разрешает вопросы исключительно права.

Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, обеих палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению и разрешению указанных дел в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение (ходатайство или запрос) в этот суд Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

Основанием же к рассмотрению дела является выявленная неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, другой нормативный акт или не соответствует.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает также дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или ненадлежащего применения закона в конкретном деле.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает следующие виды решений:

1) постановление при рассмотрении вопросов о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, а также конституций, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

2) заключение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

3) определение, если в процессе конституционного производства не требуется вынесение постановления.

 

Схема 75. Контроль судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти

Контроль судов общей юрисдикции по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, заключается в рассмотрении судьями большого количества дел об административных правонарушениях: о неповиновении законному распоряжению сотрудника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ); мелком хулиганстве (ст.20.1 КоАП РФ); о нарушении правил безопасности дорожного движения и другие дела.

К полномочиям федеральных районных судов общей юрисдикции относится также рассмотрение жалоб граждан на незаконные действия должностных лиц органов исполнительной власти.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также дел, находящих в производстве по поводу жалоб граждан или протеста прокурора суд вправе:

 

возвратить дело об административном правонарушении для надлежащего оформления;

 

отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;

 

отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело;

 

вынести частное определение органу или должностному лицу органа исполнительной власти.

 

Схема 76. Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину во всех отраслях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Различают три вида контроля органов исполнительной власти: общий, ведомственный и надведомственный (административный надзор).

Общий контроль осуществляют Правительство Российской Федерации, правительства и главы администраций субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит работой подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере. Оно вправе приостанавливать или отменять акты этих органов, если они противоречат Конституции Российской Федерации, законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

Осуществляя контроль за деятельностью исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации правомочно вносить предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов этих органов в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека..

Администрация Санкт-Петербурга осуществляет контрольные полномочия через свои отраслевые органы. Так, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры осуществляет контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.

Комитет по здравоохранению осуществляет контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, качеством фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения.

Комитет по науке и высшей школе контролирует соблюдение законов и других правовых актов, определяющих деятельность научно-образовательной сферы, разработку предложений и реализации мероприятий по социально-правовой защите студентов и работников научно-образовательной сферы, а также защиту собственности, закрепленной за учреждениями и организациями.

Аналогичный контроль по своим направлениям деятельности осуществляют другие комитеты Администрации Санкт-Петербурга.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов и внутриведомственных нормативных актов. Например, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации контроль организуется по двум направлениям: а) со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими и б) контроль за работой личного состава со стороны начальника и его заместителей на уровне горрайлинорганов внутренних дел.

При осуществлении контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими используются следующие виды контроля:

а) инспектирование или комплексные проверки, когда контролю подвергаются все направления деятельности криминальной милиции и милиции общественной безопасности;

б) целевые выезды сотрудников штабов или подразделений собственной безопасности для оказания практической помощи, а также для проверки поступивших жалоб граждан или юридических лиц;

3) линейный контроль, когда, к примеру, сотрудники Департамента охраны общественного порядка МВД России проверяют только патрульно-постовую службу или службу участковых уполномоченных милиции, то есть одну линию работы горрайорганов внутренних дел;

4) вызов руководителей подчиненных органов внутренних дел с отчетами (докладами) для их заслушивания в вышестоящем органе внутренних дел, и другие виды контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)