Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Люди сильно отличаются друг от друга
Притчи и истории Рамакришны
Сборник [пер. с англ. А. П. Язев. 2006 г.]
ПРЕДИСЛОВИЕ
Шри Парамахамса Рамакришна (настоящее имя Гададхар Чаттерджи) — индийский религиозный проповедник и общественный деятель, живший в XIX веке, стал широко известен в нашей стране после опубликования на русском языке в 30-х годах его биографии, написанной Р. Рол-ланом. С учением Рамакришны о единстве всех религий были хорошо знакомы JI.H. Толстой, Н.К. Рерих и другие представители русской культуры. Шри Рамакришна уже в детстве мог входить в сверхсознательное состояние (самадхи). Позднее, служа в храме, находящемся в Дакшинешваре, недалеко от Калькутты, он достиг полного Просветления. Следуя духовным мистическим традициям различных религий, Рамакришна всегда получал один и тот же результат — слияние с единым Богом. Поэтому он начал проповедовать единство всех религий. Рамакришна в своих проповедях и беседах часто использовал притчи, многие из которых сочинил он сам. Эти мудрые, полные юмора и тонкой иронии истории оказывают такое благотворное влияние, что люди после их прочтения нередко меняются, внося коррективы в свое поведение. Шри Парамахамса Рамакришна считается в Индии Аватаром, или воплощением Бога на земле, а его почитатели ведут большую духовно-просветительскую работу в западных и восточных странах. Многие из них со временем стали последователями Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Аватара нашего времени, живущего в южной Индии и осуществляющего на глобальном уровне уникальную миссию по восстановлению утраченной дхармы, или праведности, и также как Рамакришна, проповедующего единство всех религий. В число последователей Рамакришны входил и ныне покойный биограф и переводчик Шри Сатья Саи Бабы — Н. Кастури, в свое время занимавший должность секретаря ашрама Рамакришны в Майсуре. Рамакришна был духовным наставником Свами Вивекананды. Данные притчи являются всего лишь небольшой частью бесед Парамахамсы, которые были записаны его учеником и напечатаны в 1902—1903 годах в Калькутте на бенгальском языке в пяти томах под названием «Рамакришна катхамрита», или «Нектар бесед Рамакришны». А. П. Язев Е. Е. Жуковская
МИР
В мирском лесу
Как-то раз три разбойника напали в лесу на путника и ограбили его. Затем один из них предложил: — Давайте убьем этого человека, — и занес саблю над головой жертвы. Но другой разбойник остановил его и предложил просто связать путника и оставить в лесу. Так они и поступили. Через некоторое время третий разбойник, пожалев беднягу, вернулся назад и, развязав его, вывел на дорогу, ведущую к городу. Путник в знак благодарности пригласил разбойника к себе домой, но тот ответил: — О, нет, меня сразу же узнают, схватят и посадят в тюрьму! Мир - это лес, а три разбойника, живущие в нем — саттва (гармония), раджас (активность) и тамас (инертность), мешающие человеку познать Истину. Тамас стремится уничтожить его, раджас привязывает к миру, а саттва избавляет от тамаса и раджаса. Благодаря саттве человек освобождается от гнева, похоти и других тамасических и раджасических качеств. Хотя саттва и ослабляет путы, привязывающие человека к миру, и выводит на дорогу, ведущую к Богу, она из той же «банды», что тамас и раджас. Даже человек, наделенный саттвическими качествами, отстоит от Истины очень далеко.
Люди сильно отличаются друг от друга
Люди бывают четырех типов: изначально свободные, стремящиеся к Освобождению, достигшие Освобождения в этой жизни и привязанные к миру. В этом отношении они похожи на рыб. Некоторые из них, подобно изначально свободным душам, никогда не попадают в рыбацкие сети. Другие же, оказавшись в сетях, стараются вырваться на свободу, как это делают люди, стремящиеся к Освобождению. Но это удается сделать далеко не всем. Когда же какая-нибудь рыба с громким всплеском ухитряется выпрыгнуть из сетей, рыбаки начинают громко кричать: — Смотрите, крупная ушла! Однако большинство рыб, попавших в сети, даже и не пытаются вырваться на свободу. Они зарываются в донный ил, думая, что там им ничто не грозит. Но, в конце концов, рыбаки вытаскивают их вместе с сетями на берег. Такие рыбы подобны людям, привязанным к миру.
ПРОКЛЯТИЕ МИРСКОЙ ЖИЗНИ
Причина всех несчастий
Однажды летавшему вдоль морского берега коршуну удалось поймать большую рыбу. Увидев это, его с оглушительным карканьем начали преследовать сотни ворон. И куда бы коршун ни направлялся — на юг, на север, на запад или восток, вороны летели за ним. Наконец, измученная погоней птица разжала когти и бросила свою добычу на землю. Вороны сразу же прекратили преследование и устремились к упавшей рыбе. Избавившийся от погони коршун опустился на дерево отдохнуть. Наслаждаясь наступившей тишиной, он подумал: «Сколько беспокойства причинила мне эта рыба. Но как только я бросил ее, меня сразу же оставили в покое!» Пока человек держится за «рыбу», то есть пока его обуревают желания, он вынужден жить в миру, часто испытывая при этом тревогу, беспокойство и раздражение. Но после отречения от желаний вся его мирская деятельность сразу сходит на нет и в душе воцаряются мир и покой.
Набедренная повязка
Некий садху (подвижник), следуя указаниям своего гуру (духовного учителя), построил в пустынном месте небольшую хижину, покрыл ее пальмовыми листьями и начал практиковать в ней йогу. После занятий он совершал в реке омовение, стирал свою набедренную повязку и затем сушил ее на ветвях дерева. Но однажды его набедренную повязку стащили крысы и прогрызли в ней большую дыру. Садху был вынужден отправиться в деревню, куда он иногда ходил за подаянием, чтобы попросить у селян кусок ткани. Когда через несколько дней садху вновь отправился в деревню, он из предосторожности положил свою набедренную повязку сушиться на крыше. Возвратившись, подвижник увидел, что на этот раз крысы разорвали ее на мелкие кусочки. Садху был очень раздосадован и не знал к кому теперь обратиться. На следующий день, тем не менее, он снова пошел в деревню. Но селяне заявили, что не могут давать ему новую ткань каждый день и посоветовали завести кота, который будет отпугивать крыс, Садху раздобыл в деревне кота и принес его в свою хижину. После этого крысы перестали беспокоить подвижника и его радости не было предела. Он с большой любовью заботился о коте, и каждый день приносил ему из деревни молоко. Но через несколько дней селяне заявили ему: — Садхуджи, никто не собирается снабжать тебя молоком каждый день. Заведи себе корову, и тогда ты сможешь ублажать молоком себя и своего кота круглый год. Через несколько дней подвижник достал себе дойную корову и больше не обращался к жителям деревни за молоком. Однако вскоре корове понадобилось зерно, и, чтобы добыть его, садху пришлось обойти несколько соседних деревень. Но вскоре селяне сказали ему: — Рядом с твоей хижиной много невозделанной земли, распаши ее, и тогда тебе не придется просить зерно для коровы. Садху последовал их совету и начал возделывать землю. Но так как он не справлялся с этой работой, ему пришлось нанять работников и позднее построить для зерна несколько хранилищ. Таким образом, подвижник постепенно превратился в землевладельца. В довершение всего, садху пришлось вступить в брак, чтобы жена помогала ему присматривать за большим хозяйством. Через несколько лет гуру этого человека решил навестить его. Увидев скотный двор и различные хозяйственные постройки, гуру был сильно озадачен и спросил у одного из работников, куда девался аскет, который раньше жил на этом месте в маленькой хижине, крытой пальмовыми листьями. Слуга не знал, что ответить, и потому гуру постучал в дверь большого нового каменного дома, стоящего рядом со скотным двором. Дверь открыл хозяин. Гуру спросил его: — Сын мой, что все это значит? Мучимый угрызениями совести, «ученик» упал ему в ноги и воскликнул: — О, учитель, прости, но я не виноват. Это все произошло из-за набедренной повязки!
Тигр мирских желаний
Бог подобен Кальпатару, или чудесному древу, исполняющему все желания. Поэтому будьте очень осторожны и, прежде чем просить что-либо у Господа, избавьтесь сначала от мирских желаний и очистите ум с помощью садханы (духовной практики). Однажды путешествующий по Индии странник оказался на бескрайней, выжженной солнцем равнине. Обливаясь потом, он шел под палящими лучами солнца много часов подряд и сильно устал. Поэтому, когда путник увидел на горизонте высокое раскидистое дерево, он с радостью устремился к нему, чтобы отдохнуть в его тени. Сидя под деревом, он подумал, что как бы было хорошо, если бы здесь оказалась кровать. Странник и не подозревал, что сидит под древом Кальпатару, и потому, как только он подумал о кровати, пред ним сразу появилось прекрасное ложе. Путник был очень удивлен и с радостью улегся на кровать. Спустя некоторое время он подумал, что было бы просто замечательно, если бы рядом оказалась красивая девушка, которая могла бы помассировать его уставшие ноги. К великому изумлению странника, у кровати мгновенно появилась молодая красавица, сразу начавшая массировать его ноги. Путешественник был на седьмом небе от счастья. Вскоре он почувствовал голод и подумал: «До сих пор я получал всё, что бы ни пожелал, теперь было бы не плохо, если бы меня покормили». Перед ним сразу появилось большое количество изысканной пищи. Странник с жадностью накинулся на нее. Насытившись, он снова развалился на кровати. Затем он начал перебирать в уме все события этого дня и вдруг подумал: «А вдруг здесь появится тигр и нападет на меня!» В то же самое мгновение перед путником появился тигр и схватил его за горло. Такова участь большинства людей. Если вы будете просить у Бога денег, славы, мужа или жену, Он, несомненно, выполнит все ваши желания, но учтите, что за этими дарами скрываются ужасные «тигры» болезней, горя, бесчестия, потери богатства и т. д., и они в тысячу раз страшнее живых хищников.
Вонь мирской жизни
Как-то раз одна торговка рыбой зашла в дом к своей подруге, которая была женой садовника, выращивающего цветы. Она пришла в их дом вечером, после того как продала на рынке свою рыбу. Ночью она легла спать в комнате, где было множество цветов. Из-за сильного запаха женщина долго не могла заснуть и беспрестанно ворочалась с боку на бок. Хозяйка дома, лежавшая рядом, спросила: — В чем дело, подруга, почему ты не спишь? Торговка ответила: — Не знаю, милая, может быть из-за сильного аромата цветов. Принеси, пожалуйста, мою корзину из-под рыбы. Запах рыбы отобьет аромат цветов, и это поможет мне заснуть. Получив корзину, торговка побрызгала на нее водой и поставила себе под нос. После этого она крепко заснула и храпела всю ночь.
Главнее гуру
У одного бедного брамина был богатый, но очень жадный ученик, имевший магазин тканей. Однажды этому брамину понадобилось немного ткани для того, чтобы обклеить ею обложки священной книги. Он отправился к ученику и попросил дать ему небольшой кусочек ткани. Но торговец ответил: —Почтенный, вам следовало сказать об этом заранее. Сейчас у меня, к сожалению, нет такого маленького кусочка, однако со временем я постараюсь удовлетворить вашу просьбу, вы только напомните мне об этом. Разочарованный брамин был вынужден уйти ни с чем. Разговор между гуру и его достойным учеником случайно услышала жена последнего, находившаяся в это время в магазине за ширмой. Она сразу послала своего слугу вдогонку брамину, и, когда священнослужитель вернулся, женщина, пригласив его в дом, спросила: — Святой отец, скажите мне, пожалуйста, в чем вы нуждаетесь и что вы просили у хозяина дома? Брамин все объяснил ей и передал свой разговор с учеником. Выслушав его, жена торговца сказала: — Идите домой, святой отец, и ни о чем не беспокойтесь, завтра утром вам доставят необходимую ткань. Когда муж этой женщины вечером вернулся домой, она спросила его: — Ты уже закрыл магазин? — Да, а в чем дело? — поинтересовался торговец. — Возвратись, снова открой магазин и принеси в дом два рулона сукна самого лучшего качества, — велела хозяйка. — К чему такая спешка? Я принесу тебе ткань завтра утром, пообещал ее муж. Но хозяйка была непреклонна: — Нет, сейчас или никогда! Что оставалось делать бедному торговцу. На этот раз он имел дело не со своим духовным гуру, от которого можно было отделаться туманными обещаниями, а с «теневым» гуру, чьи приказания нужно исполнять мгновенно, иначе в доме мира не будет. Несмотря на поздний час, торговец вынужден был опять пойти в магазин, открыть его и принести хозяйке два рулона ткани. На следующее утро эта добрая женщина послала их брамину вместе с запиской следующего содержания: «Почтенный, если в дальнейшем вам понадобится что-нибудь еще, не стесняйтесь и обращайтесь прямо ко мне». Молящиеся Богу в Его милостивом материнском аспекте имеют больше шансов, что их молитвы будут услышаны, по сравнению с теми, кто поклоняются Богу в Его более строгой отцовской ипостаси.
Деньги взращивают гордыню
У одной лягушки завелась рупия, которую она бережно хранила в своем жилище. Однажды, когда мимо ее норки проходил слон, она высунулась из нее, замахнулась на великана лапкой и гневно закричала: — Эй, босяк, как ты смеешь проходить над моей головой! Поистине, богатство взращивает гордыню.
Театральное представление
Как-то раз один человек с циновкой подмышкой отправился на деревенскую площадь посмотреть театральное представление. Узнав, что оно начнется еще не скоро, этот человек постелил на землю циновку, лег на нее и заснул. Когда же он проснулся, представление уже закончилось. Он встал, скатал свою циновку и отправился домой! Поистине, в основном люди не стремятся к духовному пробуждению и потому они не бодрствуют, а спят.
ЭГОИЗМ и ТЩЕСЛАВИЕ
От «хамбы» к «туху»
При мычании волы издают звук «хамба», то есть «я». Вот почему на их долю выпадает так много страданий. Их заставляют пахать и в зной, и в дождь. Когда же они отработают свой срок, их забивает мясник. Из воловьих шкур делают обувь и барабаны, по которым люди бьют изо всех сил. Но это еще не всё. Из их кишок изготавливаются специальные тетивы для приспособлений, используемых при чесании хлопка. После этого они более не издают звуки «хамба», «хамба» — «я», «я», а только «туху», «туху» — ты, ты, то есть Бог! И их мученья, наконец, кончаются. О Господь, я — слуга, Ты — хозяин, я — ребенок, Ты — мать! Поистине, именно эгоизм является причиной всех страданий человека.
Эгоизм губителен
Ученик, имевший непоколебимую веру в святость и всемогущество своего гуру, перешел реку прямо по воде, повторяя при этом имя своего учителя. Увидев это, гуру подумал: — Раз в моем имени содержится такая сила, значит я действительно свят и всемогущ! На следующий день гуру тоже попытался перейти реку, повторяя при этом: «Я, я, я!» Но как только этот тщеславный человек вступил на воду, он сразу же пошел ко дну и утонул, потому что не умел плавать. Глубокая вера творит чудеса, тогда как тщеславие и эгоизм губительны для человека.
ВЕРА
Вера ребенка
Мальчику по имени Джатила каждый день приходилось ходить в школу через лес, и он всегда испытывал при этом страх. Как-то раз Джатила признался в этом своей матери. Она сказала ему: — Почему ты боишься, ведь рядом с тобой всегда находится Мадхусудана (эпитет Кришны). Просто окликни Его, и Он придет к тебе. — Мама, - спросил ребенок, — а кто такой Мадхусудана? — Этой твой старший брат, — ответила мать. Когда Джатила на следующий день оказался в лесу, на него снова напал страх, и он позвал: — Братик Мадхусудана! Но ответа не последовало. Тогда он начал громко плакать и кричать: — Где же ты, мой братик Мадхусудана? Приди ко мне, я боюсь. Услышав искренние мольбы ребенка, идущие из глубины его чистого сердца, Господь не мог более оставаться безучастным. Он появился перед мальчиком и сказал: — Почему ты боишься, ведь Я здесь! И с этими словами Он взял Джатилу за руку и провел через темный лес. Когда лес кончился, Он попрощался с мальчиком и произнес: — Всякий раз, когда тебе будет плохо, позови меня и Я приду. Ничего не бойся! Такой верой и томлением по Господу должны обладать также и взрослые люди, и тогда Всевышний всегда будет откликаться на их молитвы.
Мальчик накормил Господа
Один брамин регулярно проводил у себя дома пуджу, или обряд поклонения Божеству. Каждый раз в качестве приношения он ставил перед алтарем блюдо с приготовленной пищей. Однажды ему нужно было уйти из дома раньше обычного и он не успел завершить обряд. Брамин сказал своему маленькому сыну: — Сегодня ты сам предложишь пищу Господу. Смотри, чтобы Он не остался голодным! После ухода отца мальчик начал старательно предлагать пищу изображению Божества. Но оно молчало и не поддавалось на его уговоры. Мальчик долго ждал, но изображение не проявляло никаких признаков жизни. Однако малыш твердо верил в то, что Бог все равно сойдет с алтаря, сядет на пол и поест. Снова и снова он взывал к Божеству: — О, Господь, сойди с алтаря и поешь. Уже поздно, и я не могу сидеть здесь так долго. Но изображение не произносило ни слова. Тогда мальчик начал плакать, говоря сквозь слезы следующие слова: — О, Господь, мой папа велел мне накормить Тебя. Почему же Ты не сходишь вниз, почему не хочешь, чтобы я накормил Тебя? Мальчик плакал и плакал, и его душа томилась по Господу, как томится в знойный день по воде птица. Наконец Божество, улыбаясь, сошло вниз, село на пол и съело всё, что стояло перед алтарем. Накормив Господа, мальчик, довольный и счастливый, вышел из алтарной комнаты. Вскоре пришли его родственники и сказали: — Принеси предложенную Господу пищу, мы хотим взять ее с собой. — Но Бог всё съел. — ответил мальчик. — Как это? — недоуменно спросили родственники. — Сел перед алтарем на пол и съел, — бесхитростно ответил малыш. Родственники зашли в алтарную и остолбенели от удивления, увидев, что от большого количества пищи не осталось ни крошки!
Сила божественного имени
Один раджа, который убил брамина, отправился в лес к риши, или мудрецу, чтобы узнать, что ему нужно сделать.для искупления этого ужасного греха. Риши куда-то ушел, но его взрослый сын был на месте. Выслушав раджу, он сказал: — Повтори имя Господа Рамы три раза и очистишься. Когда риши вернулся и услышал, какую епитимью наложил на раджу его сын, он с негодованием воскликнул: — Однократное произнесение имени Всемогущего немедленно очищает от грехов, совершенных в течение десятков тысяч рождений. О, глупец, как же слаба твоя вера в Господа, если ты велел повторить Его святое имя трижды. В следующей жизни за свое маловерие ты родишься в семье неприкасаемых!
Нет выше бескорыстной любви
Однажды лучшим другом Шри Кришны Арджуной овладела непомерная гордыня. Он считал, что никто не сравнится с ним в преданности и любви к его Господу и Другу. Как-то раз всеведущий Кришна, пребывавший в сердце Своего друга, пригласил его на прогулку. По дороге они встретили странного брамина, сидевшего под деревом. Он, чтобы не причинять дереву вред, ел только такие листья, которые сами упали на землю. Однако на поясе у него висела острая сабля. Арджуна сразу понял, что перед ними святой почитатель Вишну, соблюдающий обет ахимсы, или невреждения. Арджуна, подивившись тому, что такой святой человек носит с собой саблю, спросил у Господа: — Почему у этого человека, отрекшегося от причинения вреда даже растительной жизни, на поясе висит то, что является орудием убийства? Господь ответил: — Лучше спроси его об этом сам. Арджуна подошел к брамину и задал ему такой вопрос: — Почтенный, я вижу, вы соблюдаете обет ахимсы, почему же в таком случае вы носите на поясе острую саблю? — Я хочу сразить ей четырех человек, если, конечно, мне удастся встретить их, — ответил подвижник. — И кто же эти люди? — Первый из них — это негодяй Нарада! — О, и что же такого он сделал? — Как что? Его наглость, поистине, безгранична! Он своим бесконечным пением и музыкой не дает Господу покоя ни днем, ни ночью, совершенно не думая, нравится это Всевышнему или нет. И в дождь, и в зной он беспрестанно досаждает Господу своими молитвами и гимнами. — А кто же второй? — Бесстыжая Драупади! — А в чем провинилась она? — Ее бесцеремонность, поистине, чудовищна! Она стала звать моего возлюбленного Господа на помощь как раз тогда, когда Он, наконец, собрался пообедать. Он вынужден был всё бросить и отправиться спасать Пандавов. Кроме того, у нее достало нахальства заставить есть моего несравненного Господа нечистые остатки своей пищи. — И кто третий? — Бессердечный Прахлада. Он был настолько жесток, что для своего спасения, не колеблясь, послал моего Господа в котел с кипящим маслом, затем под чудовищные ноги слонов, а также заставил Его разламывать каменную колонну. — И, наконец, четвертый? — Это негодяй Арджуна. — Ну а он-то, что сделал такого? — Он совершил тяжкое преступление, заставив моего дорогого Господа занять неподобающее Ему место возничего во время битвы на поле Куру. Арджуна был поражен глубиной веры и любви простого брамина. После этой встречи гордость Арджуны исчезла без следа и он перестал думать, что является самым великим почитателем Господа.
Кто завоевывает награду
Картика и Ганеша сидели возле Бхага-вати, на шее которой красовалось ожерелье из драгоценных камней. Божественная Мать сказала: — Я подарю это ожерелье тому, кто первый облетит вокруг вселенной. — Картика, не теряя ни мгновенья, тут же уселся на своего павлина и отправился в путь. Ганеша же, не спеша, обошел вокруг Божественной матери и затем простерся перед Ней. Он знал, что его мать содержит в Себе всю вселенную. Божественная Мать осталась довольна Ганешей и повесила Свое ожерелье ему на шею. Когда Картикея через длительное время вернулся назад, он увидел, что его брат сидит возле Божественной Матери с ожерельем на шее. С помощью любви, мудрости и веры можно достичь всего.
Три друга и тигр
Однажды три друга шли через лес. Вдруг перед ними появился тигр. — Мы пропали! — воскликнул первый из них. — Ничего не бойтесь, — заявил второй. — Давайте обратимся с молитвой к Господу! Третий же друг сказал: — Зачем нам беспокоить Господа, если мы сами можем справиться с этой проблемой. Давайте заберемся на дерево. Первый из них, который сказал «мы пропали», не верил в то, что существует Бог, защищающий людей. Второй, призывавший обратиться с молитвой к Господу, был джнани. Он знал, что Бог — создатель, хранитель и разрушитель материального мира. Третий, который не хотел беспокоить Бога молитвами и предложил забраться на дерево, искренно и самозабвенно любил Господа. Такая экстатическая любовь заставляет человека думать, что он сильнее своего Возлюбленного. Подобный бхакта боится лишний раз побеспокоить Господа и причинить Ему неудобство. Он думает только о том, чтобы уберечь своего Возлюбленного от невзгод.
ТОМЛЕНИЕ ПО ГОСПОДУ
Проливайте слезы по Богу
Бога невозможно увидеть, пока сердце не начнет тосковать по Нему. Но это духовное чувство возникает лишь после отвращения от мира. Люди, испытывающие похоть и жаждущие денег, еще не исчерпали своей привязанности к миру и потому не знают, что такое томление по Господу. Когда я жил в Камарпукуре, четырехлетний сын Хридая проводил со мной весь день. Мальчик играл во дворе и забывал обо всем остальном, но, как только наступал вечер, он обычно заявлял, что хочет к маме. Я всячески пытался отвлечь ребенка от этой мысли, говоря ему что-нибудь вроде: — А хочешь, я дам тебе живого голубя? Но он не желал ничего слушать, плакал и продолжал твердить: «Я хочу к маме». Игры больше не доставляли ему никакого удовольствия. Видя такое состояние ребенка, я сам часто начинал плакать. Именно так нужно тосковать и проливать слезы по Господу. Это и есть томление по Господу. В таком состоянии любые мирские занятия теряют всякую привлекательность. Но такое томление по Господу появляется лишь после отвращения от мира.
Как нужно жаждать Господа
Однажды ученик спросил у своего гуру. — Почтенный, когда я познаю Бога? — Пойдем со мной, — сказал гуру, — и я всё тебе объясню. Он привел ученика к озеру и зашел вместе с ним в воду по шею. Внезапно гуру схватил ученика за голову и погрузил ее в воду. Когда через минуту гуру отпустил ученика, тот мгновенно поднял голову над водой и начал жадно ловить ртом воздух. Гуру спросил его: — Что ты чувствовал, когда находился под водой? — Я думал, что умру без воздуха, и мне очень хотелось вдохнуть полной грудью. Учитель кивнул головой и сказал: — Когда ты начнешь жаждать Господа так же, как хотел вдохнуть под водой, знай, что вскоре ты увидишь Его.
СМИРЕНИЕ
ОТРЕЧЕНИЕ И БЕССТРАСТИЕ
Птица Хома
В Ведах рассказывается о птице Хома, постоянно живущей высоко в небе и даже откладывающей там свои яйца. Хома живет так высоко, что яйца падают на землю в течение очень длительного времени, за которое птенцы успевают вылупиться. Появившись на свет, они продолжают падать, и постепенно у них открываются глаза. Совсем близко от земли у птенцов пробуждается сознание окружающего мира и понимание того, что, ударившись о землю, они погибнут. Тогда птенцы издают пронзительный крик и взмывают вверх, к своей матери. Земля для них означает смерть, это страшит птенцов, и они сразу начинают искать свою мать. Она живет высоко в небе, и птенцы устремляется к ней. При этом они даже не смотрят по сторонам. Люди, с рождения обладающие просветленным сознанием, понимают всю опасность контакта с миром. Они с раннего детства опасаются его и хотят только одного - быть рядом с Матерью, то есть вернуться к Богу.
БРАХМАН или АБСОЛЮТ
Он ел и все же ничего не ел
Однажды мудрецу Вьясе нужно было пересечь Ямуну. Гопи (пастушки), стоявшие на берегу реки, также хотели переправиться на другую сторону, чтобы продать там творог, молоко и сметану. Но лодочника почему-то долго не было, и гопи начали волноваться. Тут к ним подошел Вьяса и сказал: — Я помогу вам переправиться через реку, если вы покормите меня. Я очень голоден. Поев, Вьяса повернулся лицом к реке и произнес: — О Ямуна, нам нужно перейти на другой берег! Ради того, что я долго ничего не ел, расступись перед нами. Воды реки сразу разошлись в стороны, дно обнажилось, и Вьяса с пастушками перешли на другой берег. Когда Вьяса говорил, что «ради того, что я долго ничего не ел», он, конечно же, имел в виду Атмана, или свое истинное «Я». Атман ни с чем и ни с кем не связан и находится за пределами пракрити, или материи. Он не болеет, не стареет, не рождается и не умирает. Он непоколебим как гора Меру.
АСПЕКТЫ БОГА
Хамелеон
Один человек отправился в лес и там на дереве увидел маленького зверька. Он вернулся и рассказал своему другу, что видел в лесу чудесного маленького зверька красного цвета. Друг сказал ему: — Я тоже видел его, но почему ты говоришь, что он красный, ведь он — зеленый. Но их знакомый, присутствовавший при разговоре, стал утверждать, что зверек - желтый. Вскоре пришли другие люди и начали говорить, что это животное серое, фиолетовое, голубое и т. д. Они начали спорить между собой и ссориться. Чтобы выяснить истину, люди отправились к дереву, на котором жил этот зверек. Под деревом они увидели человека, сидевшего на земле со скрещенными ногами. Когда спорщики спросили его, какого цвета зверек, тот ответил: — я живу в лесу и знаю это животное очень хорошо. Вы все правы, потому что иногда зверек становится красным, иногда — желтым, а порой — синим, фиолетовым, серым и т. д. Время от времени он вообще теряет всякий цвет. Это — хамелеон. Лишь постоянно размышляющий о Боге знает Его истинную природу. Только такому человеку известно, что Бог предстает перед ищущими Его в разном виде и являет Свои различные аспекты. Бог может иметь определенные качества, а может и не иметь их. Только человек, живущий в лесу, знает, что хамелеон может менять свой цвет, а также становиться совершенно бесцветным. Другие же лишь предаются бесплодным спорам по этому поводу.
Человек с бочкой красителя
Люди, ищущие Бога, часто спрашивают: — Если Бог безличен и бесформен, то разве Он может иметь ту или иную форму? Если же у Бога есть какая-то определенная форма, то почему утверждают, что у Него их много? Все это начинаешь понимать лишь после познания Господа. Он принимает различные формы и по-разному проявляет Себя ради Своих почитателей. Один человек держал в большой бочке краситель, и к нему приходило много людей, желавших выкрасить свою одежду. Он обычно спрашивал заказчика: — В какой цвет вы хотите выкрасить свою одежду? Если заказчик говорил: «В красный», — то он окунал одежду заказчика в раствор красителя и произносил: — Вот ваша одежда и окрасилась в красный цвет. Если же заказчик называл желтый цвет, то этот человек окунал одежду в тот же самый краситель и говорил: — Вот ваша одежда и окрасилась в желтый цвет. Если заказчику нужен был синий цвет, то человек, проделав ту же самую операцию, снова произносил: — Вот ваша одежда и окрасилась в синий цвет. Таким образом, он окрашивал одежду людей в разные цвета, окуная ее в один и тот же раствор красителя. Один из заказчиков, долго стоявший рядом с этим человеком, с удивлением наблюдал за всем происходящим. Наконец мастер спросил его: — Ну, а в какой цвет хотите окрасить свою одежду вы? Заказчик ответил ему: — Брат, выкраси мою одежду в цвет красителя, налитого в твою бочку.
Такова природа Бога
Бог подобен ребенку. Ребенок сидит у дороги и играет с драгоценными камнями, которые лежат в подоле его длинной рубашки. Мимо ребенка проходит много людей, и все они просят отдать им драгоценные камни. Но он прикрывает их ладошками и, отворачиваясь, говорит: — Нет, я не отдам мои камушки. Но вот мимо идет очередной прохожий, который не просит ребенка ни о чем. Но малыш вскакивает на ноги и бежит за ним, прося его взять драгоценности.
Всё остальное нереально
Истина заключается в том, что лишь Бог является реальным, а остальное нереально. Люди, вселенная, дом, дети - все это подобно майе, которую наводят на людей факиры. Факир взмахивает своей волшебной палочкой над большим пустым сосудом и восклицает: — Приди, наваждение, приди, заблуждение! Затем он объявляет собравшимся зрителям: — Откройте крышку этого сосуда, и вы увидите, как оттуда вылетят птицы и поднимутся высоко в небо. Но реален лишь сам факир, а его наваждение нереально. Эта иллюзия существует в течение нескольких секунд и затем исчезает. Как-то раз Шива сидел на вершине горы Кайласа. Рядом с Ним лежал Его бык Нанди. Вдруг раздался ужасный шум. Нанди спросил: — Почтенный, что бы это могло значить? — Демон Равана родился, вот что это значит! — ответил Шива. Через несколько секунд опять раздался страшный шум. — А что это теперь? — спросил Нанди. — А теперь Равану убили, и он умер, — с улыбкой ответил Шива. Рождение и смерть подобны наваждению факира. Вы наблюдаете эту иллюзию в течение нескольких секунд, а затем она исчезает. Реален лишь Бог, всё остальное нереально. Лишь вода является реальной, пузыри же, постоянно появляющиеся и исчезающие на ее поверхности, — нереальны. Они растворяются в той воде, из которой возникли.
Павлин, попробовавший опиум
Как-то раз один человек в четыре часа дня дал павлину попробовать опиум. На следующий день ровно в четыре часа дня павлин снова пришел на это место. Он испытал наркотическое опьянение и вернулся за очередной дозой. Бхакта, благодаря невероятной удаче встретивший истинного гуру, испытывает непреодолимое желание видеть его снова и снова.
Пути Господни неисповедимы
Невозможно постичь пути Господа с помощью нашего несовершенного ума. Когда Бхишма умирал от ран, полученных на поле боя, вокруг него собрались все братья Пандавы. Пришел также и Кришна. Они увидели, что по шекам великого героя струятся слезы. Арджуна сказал Кришне: — Поразительно! Даже такой человек, как наш дед Бхишма, правдивый, сдержанный, в высшей степени мудрый человек, являющийся одним из восьми Васу (ведийских божеств), подвержен влиянию майи и проливает слезы в час своей кончины. Шри Кришна спросил Бхишму о причине его слез, и герой ответил: — О Кришна, Ты прекрасно знаешь, почему я плачу. Я размышлял о том, что нет конца страданиям Пандавов, хотя Ты Сам являешься их возничим. И это навело меня на мысль, что я за свою долгую жизнь так и не понял, как действует Господь. Поэтому я и проливаю слезы.
Вишну везде
Один святой человек, постоянно пребывавший в экзальтированном состоянии духа, никогда ни с кем не говорил в деревне, и люди считали его сумасшедшим. Однажды, получив подаяние, он сел рядом с собакой и начал есть. Странное зрелище привлекло толпу зрителей, наблюдавших за этой сценой. Святой съедал один кусочек сам, а другой клал в рот собаке и, таким образом, они ели как пара друзей. Некоторые из селян начали смеяться над святым, называя его сумасшедшим. Тогда он сказал им: Почему вы смеетесь, о люди? Вишну с Вишну сидит, и кормит он Вишну! Почему вы, о Вишну, смеетесь? Все, что вас окружает, есть Вишну.
Природа Парамахамсы
Однажды я гостил в своей родной деревне Камарпукур. Моему племяннику Шивараму было тогда четыре года. Как-то раз, когда я сидел с ним возле пруда, мальчик захотел поймать кузнечика. Но подул ветер, и листья камыша зашелестели. Тогда мальчик, обращаясь к ним, сказал: — Тише, не шелестите! Я хочу поймать кузнечика. В другой раз, когда шел сильный дождь, и в небе сверкала молния, ребенок захотел выйти на улицу. Я остановил его и начал бранить, но он все равно время от времени подбегал к двери и выглядывал наружу. Увидев молнию в очередной раз, он воскликнул: — Дядя, дядя, посмотри, они снова чиркают там спичками. Парамахамса подобен этому четырехлетнему ребенку. Для него всё окружающее исполнено сознания.
ГУРУ
Врач и его банки с патокой
Один врач, выписывая лекарство пациенту, сказал ему: — Через несколько дней придите ко мне на прием снова и я дам вам указания относительно диеты. Когда спустя несколько дней пациент снова пришел на прием, доктор сказал ему: — Вам нужно быть более разборчивым в питании. В частности, я не советую вам употреблять мелассу. Когда пациент ушел, товарищ врача, присутствовавший как на первом, так и втором приеме, спросил его: — Зачем ты заставил его приходить второй раз. Ты бы вполне мог дать эти рекомендации во время первого приема. Врач улыбнулся и сказал: — Тогда у меня в кабинете стояло несколько банок с мелассой. Если бы я в тот день запретил ему употреблять мелассу, он бы не последовал моему предписанию, думая, что раз у меня в кабинете находится столько банок с мелассой, то я, должно быть, ем ее сам. А раз так, она, вероятно, не так уж и вредна для здоровья. Сегодня я убрал все банки, и поэтому он поверил мне и непременно последует моему предписанию. Тем, кому Бог поручил учить людей, необходимо полностью отречься от мира. Ачаръя (духовный учитель) должен быть совершенно свободен от кама-канчаны (похоти и сребролюбия), в противном случае люди не будут следовать его советам. Мысленного отречения недостаточно, необходимо отречься и на материальном уровне. Только такой учитель сможет принести другим реальную пользу. В противном случае люди будут думать о нем так: «Он говорит, что нужно избавиться от камы и катаны, а сам является их рабом».
На основании полномочий
В деревне Камарпукур есть маленькое озеро, носящее название Халдарпукур. Некоторые люди повадились отправлять свои естественные надобности на его берега<
|