Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренировка с оружием - одно и то же↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В дзюдзюцу есть очень древняя техника, очень напоминающая сихо-нагэ айкидо. Первым движением является удар кулаком, рассчитанный на то, чтобы проломить ребра противника. Потом дзюдзюцука включала поворот под рукой противника так, что его плечо скрывало от него же самого действия укэ. При этом происходит скручивание, приводящее к вывиху плеча и переломам в локте и запястье. Сам бросок, по-видимому, должен бы просто расколоть череп противника, когда его голова вбивается в землю. Слишком трудная для контроля и, следовательно, слишком трудная для обучения и применения, эта кровожадная техника была разработана для уничтожения врагов. Когда О Сэнсэй организовал свой процесс обучения, он подошел к этой технике с учетом всего, что он знал. Он увидел возможность, используя гармоничное движение, развить еще большую силу, и нашел способ безопасного использования этой техники без ограничения ее ритма. Когда суставы сгибаются в естественном потоке движения тела, не нужно ни калечить, ни убивать, достаточно эффективно контролировать агрессивность. О Сэнсэй видел в этой практике возможность понять принципы равновесия и естественного закона. А в ее движениях он видел элегантные ритмы меча. Хотя у людей часто создается впечатление, что многие техники айкидо являются усовершенствованными техниками дзюдзюцу, на самом деле ритм и сознание айкидо основаны на движениях меча, копья и шеста. В айкидо не существует строгой границы, разделения между тайдзюцу (техникой без оружия) и практикой с использованием оружия, потому что философия и ее физическое проявление в движениях одни и те же. Айкидо -это синтез присущих им истин. Когда вы пользуетесь мечом, катана является продолжением вашего тела и вашего духа. Вы не должны зависеть от меча. Когда у вас нет меча, вы должны двигаться так, как будто он у вас есть, превратив свои тело и дух в катану и расширяя их соответствующим образом. В феодальные времена воин обучался множеству разных стилей боя. Пока он не приобретал определенные знания и опыт в борьбе с применением копья, он не мог сразить врага копьем. Если бы он никогда не прикасался к мечу, он не мог бы понять, каким образом движется человек, владеющий мечом. Он не мог бы знать, в чем сила и в чем слабость врага. Если бы он никогда не обучался технике дзюдзюцу, его легко бы могла захватить стража и он не смог бы оказать сопротивления. Различные виды оружия и множество стилей никогда не отделялись друг от друга, и поиски знания и опыта не имели конца. Это бесконечное обучение значило всего лишь разницу между жизнью и смертью. Сегодня с боевыми искусствами происходит то же самое, что и с наукой, медициной и почти всеми другими сферами современной жизни. Тот, кто изучает меч, знает только меч; технику дзюдзюцука знают только те, кто занимается дзюдзюцу. Специализация позволяет многого достигнуть, но слишком сильная специализация в значительной степени сужает перспективу и понимание. Маленькую часть невозможно понять вне контекста в целом. Наша Вселенная - Вселенная взаимосвязей: ни одну часть вы не можете отделить от другой. Ваша жизнь - сумма взаимосвязей. Не существует конкретного вида искусства или стиля, который был бы особенно важным, существует дух, который развивается в результате их использования. Если вы привязаны к одному узкому виду искусства, это искусство порабощает ваш дух. Для полного понимания вы должны обладать видением, достаточно широким для того, чтобы охватить и другие виды. Всякий раз, когда воин тренировался с новым видом оружия или обучался новому стилю боя, это расширяло его понимание и давало возможность по-новому посмотреть на принципы, общие для всех стилей. Таким образом воин добивался свободы. Он учился не зависеть от конкретного вида оружия или способа борьбы, а полагаться только на собственное восприятие, осознание и стойкость духа. Это духовное и умственное осознание является основой занятий айкидо, но бывает, когда занятие только техникой без оружия приводит к более агрессивному отношению, отношению "настоящего мужчины". У физически сильного ученика легко может войти в привычку поджидать момент дэ-au, борьбы в момент контакта, и в выполнении техники полагаться только на силу своих мышц. В результате такого агрессивного отношения борьба ограничивается соперничеством. Оба ее участника опускаются до уровня двух диких медведей, сражающихся за физическое превосходство. Использовать оружие свойственно только человеку, и осуществляться это должно на человеческом уровне. При тренировке с оружием в руках вы не можете схватить физическое тело своего партнера. Размеры не имеют значения. Вы не можете сравнивать силу своих мышц с силой его мышц. Жесткость физической агрессивности и узкое видение соперничества здесь не работают. Вы не можете физически ощущать реакции своего партнера, так что учитесь входить в соприкосновение с его духом. Благодаря большей дистанции между партнерами на тренировках с оружием принцип айкидо усиливается. Эта практика позволяет обнаружить слабые места в технике, движении и согласовании, что гораздо легче не заметить на тренировке с пустыми руками. Это помогает вам осознать и увеличить силу и равновесие соответствующей формы. Когда вы обеими руками сжимаете дзё, боккэн или копье, ваши руки естественным образом соединяются и движутся от центра вашего тела. Когда вы держите оружие, легче почувствовать потерю силы, когда ваши локти оказываются под случайным углом к вашему телу. Легче почувствовать напряжение в плечах, когда они подняты и напряжены. Благодаря большему расстоянию между вами и партнером становится очевидным, что двигаться должно все ваше тело и насколько ограничивает ваши возможности использование только вытянутых рук и оружия. Каждый небольшой процесс безоружной техники расширяется благодаря оружию; каждое движение видно, как будто через телескоп. В технике айкидо самое слабое движение руки может полностью изменить ситуацию. Когда вы ощущаете это движение, держа в руках оружие, процесс становится более ясным, если вы наблюдаете за изменением угла клинка или за увеличением спирали, описываемой концом дзё. Удар сёмэн, выполняемый пустыми руками, становится во много раз быстрее при использовании оружия в три-четыре фута длиной. Благодаря увеличению момента возрастает и сила. Тренировка с оружием требует значительно большей точности, большей четкости реакций и более высокой концентрации. Вы должны научиться точно контролировать расстояние, согласованность и позицию. Если во время тренировки с пустыми руками вы совершите ошибку и вам будет нанесен удар, это вызовет относительно небольшую боль. Но если ваш партнер прикоснется к вам во время атаки деревянной палкой, вы можете получить серьезные повреждения. Когда вы стоите с оружием в руках, вы находитесь в точке марубаси. Ваше сознание должно все время удерживать напряженность ситуации жизни и смерти. Ваше осознание должно быть полным. На вас лежит большая ответственность за свою безопасность, так же как и за безопасность партнера. Никакие паузы в концентрации недопустимы. В связи с возросшей возможностью получения травмы строгое соблюдение этикета и точное следование процессу тренировки становятся жизненно важными. Прежде чем начать с партнером настоящую тренировку с оружием, вы должны посвятить много часов тому, чтобы в одиночестве отработать удары и научиться двигаться, сохраняя равновесие. Вы должны держать оружие до тех пор, пока не будете как следует знать, сколько оно весит и как поддерживать его в равновесии. Вы должны отрабатывать контроль до тех пор, пока не сможете точно останавливать свой удар на расстоянии доли дюйма от мишени. К ответственности, которую налагает использование оружия, нельзя относиться легкомысленно. Начальная практика с партнером -это простое, заранее подготовленное упражнение - ката. Оно выполняется очень медленно, так, чтобы ученик мог научиться соблюдать правильное расстояние, согласование и форму выполнения и, что важнее всего, развить способность контроля. Когда вы приобретаете опыт, этот процесс занимает мгновение, но решающей при этом остается зависимость между скоростью выполнения ката и вашей способностью контролировать оружие. Если ваш партнер упустил свое время, вы должны быть способны ощутить нарушение гармонии и остановить удар прежде, чем он произойдет. Одно маленькое мгновение проявления агрессивности может привести к хорошо запоминающейся боли. Когда ваш партнер атакует с боккэном или с дзё в руках, он предлагает вам свое руководство. Соблюдая ту же согласованность, вы должны защищаться и атаковать, следуя ему и направляя его следующее движение в нужном вам направлении. Благодаря тренировке с оружием вы получаете возможность полностью изучить связи и гармонии в состоянии крайнего стресса. Ваше маневрирование должно быть в полном контакте с движениями вашего партнера. Отзвук существующей между вами связи не должен умолкать никогда. Ваши тела движутся вместе; дыхание ваших душ сливается воедино. Каждое движение отличается точностью. Вы безошибочно улавливаете чувства партнера и мгновенно принимаете интуитивные решения. У вас нет времени для расчетов. Ваш ум абсолютно пуст. Ощущайте вибрации партнера и присоединяйтесь к этим вибрациям. Ощущайте биение его сердца, пульс в его венах и действуйте согласованно с ним. Ощущайте его дыхание и, понимая его ритм, дышите так, как будто вы с ним - одно целое. Я вижу, как вы идете, и я понимаю, что происходит в вашем уме. Мне известны ритмы вашего сердца, мне ясны ваши духовные вибрации. Почему? Потому что я пуст. Я - это барабан. Если ваш удар силен, я издаю сильный звук. Прикоснитесь ко мне мягко - и я отвечу вам шепотом.
Атэми-вадза Мне приходилось слышать, будто бы Айкидо - это разновидность бо. В айкидо нет ударов. Самая большая ценность тренировки - в понимании и преодолении своих агрессивных реакций перед лицом стресса, который вызывается его боевым применением. Если нет боевого применения, нет конфликта. Если нет конфликта, нет реальности, вы не можете понять гармонии. Слишком часто люди неправильно понимают айкидо и считают его легким путем. Айкидо - это не "легкий путь". Атэми-вадза (техника нападения) айкидо не похожа на каратэ-до, где основное внимание уделяется удару. Задача этой техники состоит не в том, чтобы убить или нанести повреждение, а в том, чтобы запутать и сбить с толку противника, чтобы завладеть моментом, а вместе с ним и преимуществом. Это вспомогательная тренировка, которая, не являясь самоцелью, может быть использована как средство для лучшего понимания движений айкидо, она помогает научиться распознавать слабые места в защите противника и лучше развить спонтанные реакции. Атэми-вадза может использоваться для создания необходимых незащищенных мест у партнера или для прикрытия своих собственных. Она учит вас на протяжении всего процесса выполнения техники постоянно видеть и осознавать реакцию партнера. Атэми-вадза - это не только вспомогательная тренировка для нагэ; она учит укэ реагировать на неожиданное. Мне часто приходилось наблюдать, как ученики, атакуя, упорно не замечают атэми партнера. Хотя за то, чтобы избежать ненужного контакта с его атэми, отвечает нагэ, укэ несет ответственность за то, чтобы осознать удар и отнестись с должным уважением к его силе. Если укэ этого не делает и не реагирует на ситуацию, только любезность партнера может спасти его от боли, которую вызывают поломанные ребра или перебитый нос. Если укэ достаточно восприимчив и у него есть время блокировать удар, он должен попытаться это сделать. Это даст возможность его партнеру отработать свою реакцию в изменившейся ситуации. Многие из техник айкидо более высокого уровня зависят от использования движения и силы этого блока для выполнения техники. В случае удачно выбранного времени для атэми в лицо единственным шансом укэ часто является только его способность осуществить внезапное, незапланированное падение. Это искусство страховки укэ-ми. Техника атэми-вадза не рекомендуется начинающим. Очень легко подвергнуться гипнозу ее силы и начать пренебрегать изучением ее формы и движений. Как и в случае тренировок с оружием, чтобы избежать травм, здесь также необходим точный контроль и немедленная реакция. Как и в случае тренировки за счет оказания все возрастающего сопротивления, требуется много лет, чтобы установить, что подходит, а что нет. Обычно атэми-вадза учат только тех, кто достиг определенного уровня юданся и правильно понимает цели занятий айкидо. Чтобы изготовить хороший меч, железо все время подвергается напряжениям. Выкованный в пламени, он размягчается в пылу агрессии, чтобы его форме можно было придать совершенство. Его бьют, колотят, складывают пополам, греют и опять колотят до тех пор, пока из него не изгонят все посторонние включения. Тогда уже меч погружается в воду, температура заметно снижается, огонь, агрессивность попадают под контроль, и приходит время придать остроту лезвию - при помощи внутренней гармонии и мудрости. Это очень сложный процесс, и ничто в нем не может быть пропущено. Нет числа его скрытым пластам, но законченное изделие отличается простотой и чистотой линий. Обладая хорошей гибкостью, оно отличается прочностью, его поверхности отражают все вокруг. Изучение айкидо также осуществляется слой за слоем. Каждый слой опыта и понимания зажигает огонь новых поисков ответа на постоянно возникающие вопросы. Нет ни одного вида тренировки, который был бы лучше других. Все они необходимы для полноты понимания. Жесткая и мягкая практики никогда не должны противопоставляться одна другой. Необходимо испытать и ту и другую, всю степень их жесткости и мягкости, увидеть мягкое в жестком. Ваша практика подчиняется своим собственным биоритмам, которые для каждого года и для каждой тренировки будут другими. Если вы всегда придерживаетесь жесткой практики, если вас пожирает огонь, вы утрачиваете чувствительность к реакциям партнера, начинаете пренебрегать крайне важной нитью, которая вас связывает, и вы никогда не придете к мудрости. Если ваши тренировки всегда мягкие, вы постоянно погружены в воду, и значит, не испытаете достаточного напряжения, чтобы обнаружить свою силу. Вы утратите реальность, утратите огонь, утратите Путь. Кто станет слушать вас, если вы станете говорить о гармонии с позиции слабости? Если вы слабы, у вас нет выбора. Только с позиции силы, только когда у вас есть выбор, ваши слова и действия приобретают смысл. Цель, стоящая перед занятиями айкидо, - это не достижение физической силы, это достижение силы мудрости. Но твердое владение техникой является первым шагом, фундаментом, на котором строится все здание. Движения и облик тела открывают и одновременно воздействуют на движения и облик духа. Я не могу проникнуть к вам внутрь и ухватить ваш дух. Я не могу выдавить из вас агрессивность и изменить ее облик. Но я могу помочь вам изменить форму ваших ссутулившихся и агрессивно напряженных плеч. Я не могу заставить вас открыть свое сердце и установить связь с другими людьми. Но я могу показать вам, как стоять с распрямленными плечами, прямым позвоночником и быть открытым движениям других людей. Я могу показать вам начало пути общения. Я могу помочь вам открыть более мощный и сострадательный способ реагировать на чужую агрессивность. Инстинкт, может быть, и нельзя изменить, но реакции на этот инстинкт, выражающиеся в страхе и напряжении, изменить можно и нужно. Занимаясь айкидо, ваша рука учится мудрости Бога. Если у вас есть ментальный блок страха и агрессивности, ваша рука и ваше тело не смогут выполнять техники айкидо. Поэтому вы должны достичь другого измерения понимания, измерения универсального закона, чтобы открыть движения истинной силы. Изменения начинаются с вашей руки, с вашего физического тела. Они обучают ваше сознание и подсознание инстинктивным реакциям, основанным на терпении, умеренности и мудрости.Таким образом очищается дух. Это и есть Себу Айки - мудрость айки. В полностью гармоничном движении вы не увидите силы, потому что в нем нет борьбы. Равновесие, согласование и использование пространства и духовной связи превращаются в динамическое искусство. Мир вокруг вас предстает в новом свете, это мир чистых и простых форм, в то же время сильный и гибкий. Вы должны превратиться в галактику и выражать ее посредством своего тела. Вы не можете имитировать мощь океанской волны: вы сами должны превратиться в океан. Вы можете видеть не просто одну голую технику, но всю картину движения. Вы можете расширить свои творческие способности и создать образ силы и действительности. Ваши движения - это поэма. Вы - ветер, солнце, гора, вы - это мастерство.
Воспитание учи дэси Цель занятий айкидо на мате состоит в том, чтобы перенести эти занятия во все элементы вашей повседневной жизни. Если они будут ограничиваться техникой, грош им цена. Это воспитание, полученное мною от О Сэнсэя, воспитание осознания, чувствительности, интуиции и действий воина, которому вы должны отдавать двадцать четыре часа в сутки. И, что важнее всего, это воспитание высоких моральных качеств и представлений о ценности человеческой жизни. Со временем человеческая память претерпевает странные изменения. Волнующие и острые воспоминания скапливаются вместе, вытесняя воспоминания о днях, которые временами текли так медленно, и о работе, которая всегда была изнурительной. Но единственное, чего не могут изменить трюки памяти, - это воспоминание о любви и заботе, которые О Сэнсэй проявлял к каждому своему учи дэси. Его строгость и требовательность неизменно сочетались с чувством юмора и удивительной теплотой. Часто раздавался его смех, всегда спонтанный и искренний. Хотя его гнев бывал внезапным и страшным, он быстро проходил, никак не влияя на его отношение к человеку или ситуации. Он считал, что никогда не делать ошибок - это самая большая ошибка. Ошибок не совершает только тот, кто никогда не ведет борьбы за совершенствование, кто никогда не стремится превзойти себя. Он учил, что ошибка - это возможность для творчества: не бывает никаких ошибок, только изменение. О Сэнсэй не передавал своих распоряжений или требований с помощью слов. Достаточно было просто беглого взгляда или незначительного жеста, чтобы они были правильно поняты и мгновенно исполнены. Еслиукэ, находясь на мате, не реагировал на едва заметный сигнал, он терял эту возможность изучить и испытать движение О Сэнсэя. Распоряжение сделать это быстро получал кто-то другой. Существовал точный, упорядоченный способ выполнения на первый взгляд даже самых незначительных задач. Если ученик, который шел вместе с О Сэнсэем, был один, он всегда шел сзади и слева от него. Первой обязательно прикрывалась левая сторона. Меч, который носили слева, человек вытаскивал правой рукой, поэтому левая часть спины оказывалась наиболее уязвимой в случае внезапной атаки. О Сэнсэй не носил меча в повседневной жизни, и возможность нападения была очень небольшой, но такое поведение заставляло ученика отодвигать себя на второй план и вырабатывало соответствующее отношение к защите других людей. Куда бы О Сэнсэй ни шел, его всегда сопровождал по меньшей мере один ученик, который должен был заботиться о таких мелочах, как нести багаж или сверток О Сэнсэя, нести его кошелек, покупать проездной билет, платить за его покупки и т. п. Это было утомительное занятие. Он шел быстрым шагом, никогда, казалось, не сворачивая с выбранного направления и в то же время ни на кого не натыкаясь. Я часто пытался применить ту же тактику, но оказывался далеко позади, вынужденный постоянно приносить извинения прохожим, с которыми я сталкивался. О Сэнсэй всегда вставал в три часа утра, принимал ванну и, совершив очистительные ритуалы, приступал к утренней молитве. Каждый вечер, ложась спать, он следовал той же программе. Он наслаждался горячей ванной, над которой стоял пар, и нашей обязанностью было следить за ее приготовлением и за поддержанием требуемой температуры. Однажды, когда я выполнял эту задачу, я увидел, что мои руки запачканы, так как я нес дрова, на которых должен был греть воду. Выте-рев их весьма небрежно, я опустил руку в воду, чтобы определить температуру. Увидев, что я делаю, О Сэнсэй прорычал: - Как ты смеешь опускать свою грязную руку в мою ванну? "О, нет-", -подумал я, произнося: - Хай, Сэнсэй. Я проверял температуру. - Эта ванна имеет очень большое значение, -- ответил он, не скрывая своего гнева. - Это подготовка к молитве. Как могу я молиться, искупавшись в этой грязной воде? Ты лишен здравого смысла. Зачерпни немного воды этим черпаком и попробуй ее. Никогда не погружай свои грязные руки в воду. А теперь поспеши. Вылей эту воду и нагрей чистой! - Но когда он отворачивался, я заметил, что на лице его уже появилась улыбка. Все учи дэси спали в додзё. Нам очень редко удавалось уединиться, и мы всегда зависели от прихотей О Сэнсэя. Чтобы выспаться, О Сэнсэю было достаточно нескольких часов. Часто рано утром, когда все мы, измотанные тренировками и работой по дому, еще крепко спали, О Сэнсэй входил в додзё просто потому, что он испытывал одиночество и желал с кем-то поговорить. Часто он приносил свой боккэн и с громким киай начинал тренировку су-бури. Мы прямо с наших футонов занимали правильные позы сэйдза. Оглядываясь вокруг с самой прекрасной, чарующей улыбкой на лице, он говорил: "О, простите. Все спали. Кажется, я вас разбудил?" Особенно мне запомнились зимы в неотапливаемом додзё, потому что, стоило ему войти, он тут же открывал все окна и с удовольствием дышал бодрящим утренним воздухом. И мы вынуждены были там находиться, сидя в сэйдза и дрожа всем телом, прикрытые только тонким нижним бельем и овеваемые ледяным воздухом додзё. - Что ж, раз вы уже проснулись... - говорил он, и начиналась лекция. Он мог читать ее достаточно долго, потом так же внезапно останавливался и уходил к себе. В додзё раздавался громкий вздох облегчения, когда мы закрывали окна и зарывались в свои футоны в надежде поспать еще часок перед утренней практикой. Я всегда с удовольствием предвкушал поездку с О Сэнсэем в Ивама. Кроме всего прочего, мне могла случайно выпасть возможность остаться одному и предаться своим собственным занятиям. Совершив свои вечерние молитвы, О Сэнсэй ложился спать. Обрадованный перспективой побыть некоторое время предоставленным самому себе, я достал "Книгу пяти колец" Мусаси Миямото, которую захватил с собой из Токио. Не успел я приступить к чтению, как оно было прервано донесшимся из-за двери голосом О Сэнсэя: - Саотомэ, ты здесь? - спросил он, входя. - А, я вижу, ты читаешь "Книгу пяти колец". Эта книга, так же как и книги Конфуция по военной стратегии, возможно, одна из наиболее читаемых книг среди военных, политиков и деловых людей. Я думаю, ты тоже должен ее прочесть. Будь осторожен, Саотомэ. То, что ты прочтешь эти книги, еще не означает, что ты их поймешь. Бросив беглый взгляд на свою книгу и не проявляя признаков смирения, я ответил: - Да, О Сэнсэй. Я учту ваш совет. Как я и думал, О Сэнсэй продолжал: -Это было бы похвально для изучающих литературу, но не забывай, что ты не должен терять представления об истинной цели своих занятий. Задай себе вопрос: что такое до айки? Это будо,которое не приемлет понятия "враг".Это до достижения победы без кровопролития, прекращения разрушительного конфликта прежде, чем он начнется. Айкидо - это не путь слабости или отступления, ведь, безусловно, будо принадлежит тем, кто обладает силой и умением. Но Путь должен вести в мир взаимного уважения и заботы друг о друге. После короткой паузы О Сэнсэй попросил меня помассировать его усталое плечо. Теперь я уже испытывал радость от его присутствия и непринужденной манеры общения и с удовольствием приступил к шиацу. - Саотомэ, твоя техника массажа основана только на твоей физической силе. Она жесткая и слабая. Я не ощущаю ки, проходящей через кончики твоих пальцев. Расслабься и смешай свою ки с ки Вселенной. Наполни всего себя этой ки и сконцентрируй ее в своих руках. Не имея ни малейшего понятия о том, что мне говорил О Сэнсэй, я изо все сил пытался следовать его совету, прилагая к этому всю свою физическую силу. Но он только смеялся, опираясь на мои руки до тех пор, пока у меня не осталось сил удерживать его вес. - Слушай меня внимательно, Саотомэ, - сказал он, быстро поднимаясь. - Чтение книг никогда не отшлифует твой характер и не даст тебе мудрости. Мудрость может прийти только через опыт. Твое тело и твой ум должны хорошо узнать на опыте Вселенную, природу, которая тебя окружает. Твой дух должен точно отражать этот опыт. Только благодаря непосредственному опыту ты сможешь избежать искаженных представлений. В его голосе и в словах, которые он произносил, звучало дразнящее обещание разоблачения тайн, и я стал внимательно его слушать. Пытаясь найти в каждом слове скрытый смысл, мой ум был прикован к голосу О Сэнсэя. - Ага! - сказал он. - Не теряй концентрации. Твой ум уплыл от твоих рук. Мои слова увели в сторону твою концентрацию, и в кончиках твоих пальцев не осталось никакой ки. Даже говоря о мудрости опыта, О Сэнсэй учил меня понимать, как легко слова могут отвлечь и сбить с толку. Он давал мне шанс открывать силу концентрации, когда я ее терял. Я начал понимать, что моя тренировочная площадка, на которой я занимаюсь айкидо, не ограничевается додзе.- Чтобы узнать движения айкидо, - сказал О Сэнсэй, - тренировочный процесс - это только первый шаг. Без конструктивных действий эти знания лишены смысла. Если книгу Мусаси прочтет преступник, его мозг по-своему интерпретирует "Книгу пяти колец" и его знания станут разрушительными. Подобным образом, читатель с извращенным умом превратит в опасные и разрушительные те знания, которые несут работы Конфуция. Не обладая чистотой разума и духа, ты не можешь постичь истинного Пути Меча. Ты улавливаешь связь? Все наконец встало на свои места, и я кивнул в знак согласия. - Агацу означает победу над собой благодаря чистоте души. Маяагацу - это верная победа, правильный Путь. Кацу хаёби - духовное пробуждение, когда нет ни времени, ни пространства. Общая мудрость этих слов является основой сюгё. Без этой мудрости никакое совершенствование невозможно. Слушая О Сэнсэя, я начал понимать всю важность и ответственность занятий будо. - Я должен предостеречь тебя, Саотомэ. Несчастлив тот, кто никогда не испытал поражения. Если человек не встречался с обратной стороной побе ды, его наверняка ждет поражение со стороны того, кто превосходит его силой. Искаженное представление о собственном могуществе, рожденное в результате одних только побед, может оказаться крайне опасным, потому что человек перестает замечать собственную ограниченность. Чем больше откладывается поражение, тем более опустошительным оно окажется, когда придет его черед. - Кстати, Саотомэ, как книга? Она тебе кажется очень интересной? - Да, Сэнсэй. Я могу следить за содержанием, но, что касается понимания, я не могу считать его исчерпывающим. - Это можно понять. Сама по себе теория не может помочь тебе осознать будзюцу. Своего собственного сюгё ты сможешь достичь, только сочетая со своим опытом. Кстати, тебе приходилось слышать историю Мусаси? Это случилось, когда Мусаси жил в месте под названием Когура, в Кюсю. Когда он ожидал свой ужин, его пригласил неизвестный ему странствующий воин, который хотел получить технический совет. После очень короткого разговора Мусаси решил, что перед ним человек, обладающий высоким мастерством и честью, и он позволил себе небольшой комплимент в его адрес. Приняв комплимент как нечто само собой разумеющееся, человек тут же стал похваляться своим боккэном, утверждая, что он принес ему много наград. "Что за глупый человек, - подумал Мусаси. - Как он вообще может рассчитывать выжить, обладая такой ограниченностью?" Потом Мусаси попросил чашку риса. Когда ему принесли рис, Мусаси взял одно зерно и воткнул его в волосы слуги, как раз над его лбом. "Смотри внимательно", - скомандовал Мусаси и одним молниеносным движением он выхватил из ножен меч и разрезал рисовое зернышко на две равные части, даже не задев волос слуги. "Можешь ли ты сделать то же самое?" - спросил он. Незнакомец быстро постарался увеличить расстояние между собой и рассекающим рисовое зернышко мечом, не переставая повторять, что его искусству далеко до такого уровня. Возвращая свой меч назад в ножны, Мусаси сказал: "Даже человек, достигший такого уровня искусства, не может быть уверен в том, что он завершит сиаи (борьбу) одним ударом. Настоящий мастер боевых искусств понимает это и никогда активно не ищет вызова. Получив вызов, нужно попытаться любым способом покинуть место сиаи без борьбы". Незнакомец извинился за свое невежество и поблагодарил Мусаси за то, что тот преподнес ему ценный урок. Прежде чем продолжить, О Сэнсэй задумался. - Я думаю, причина того, что Мусаси столько раз сумел избежать смерти, в том, что он не только знал, как побеждать, но он также знал, когда не следует вступать в борьбу. Не вступая в борьбу, он легко признавал поражение. Он часто утверждал, что многие из его побед в значительной степени определялись везением. Он знал пределы своих возможностей. Он находился по обе стороны ограды. Единственный способ прикрыть свои незащищенные места - встать и признать страх смерти. Победи себя - гласит даосское изречение. Победи себя - и ты победишь своего противника. Настоящий победитель - тот, кто покидает поле боя, не допустив кровопролития ни одной из сторон. Ты знаешь, я однажды получил нагоняй от Ками, - продолжал О Сэнсэй полушутя. - Это действительно был самый страшный момент в моей жизни! Скажи, Саотомэ, чего ты больше всего боишься? У меня много страхов, Сэнсэй. - Хорошо. Тот день, когда ты обнаружишь, что у тебя нет ни слабости, ни страха, будет днем твоего крушения. Твое обучение резко оборвется. Ты понимаешь? Как можно в мире соперничества, когда существует победитель и побежденный, найти истину и реальность самой жизни? Только представив себя на поле боя, окруженным врагами, и ты сейчас поймешь, что я имею в виду. Если ты прячешься за старой военной концепцией непременной по беды, ты не достигнешь мира. Соперничество неизбежно рождает жертву. Это мир, лишенный милосердия, который пышно расцветает на несчастьях и страданиях других. Это непрочный мир, в котором отсутствует свобода и счастье. Наше общество ставит богатство и физическую власть выше всех человеческих качеств. И приводит к этому скорее не недостаток формального воспитания, а страх и алчность. Там, где есть страх, замешательство и недостаток общения, происходит обесценивание человека. Помни, Саотомэ, ты должен знать себя. Если ты не будешь осознавать себя и станешь искать знания лишь в мудрых книгах, ты только усилишь путаницу. Следуй мудрости Ками, и ты придешь к истине. Шлифуй зеркало своего духа с помощью мисоги. Ты увидишь истину внутри себя, когда ты будешь готов к этому. Истина присутствует всегда. Но не привязывайся к сатори. Остерегайся мгновений, когда тебе кажется, что тебе удалось ухватить это состояние. Это просто мираж, иллюзия, рожденная твоими слабостями и ограничениями. Если ты всегда будешь искать сатори, ты потратишь свою жизнь, пытаясь поймать свою собственную тень. Ты должен отказаться от этой привязанности. Когда уходит привязанность, уходит алчность. Тогда появляется пустота и освобождается место для духа истины. Расслабься и дай возможность своей жизни слиться с пространством и стать частью реальности Бога. Учись и совершенствуй себя. Истинное будо ты должен открыть в себе самом. Помни об этом во время тренировок. Сказав все, что он пришел сказать, О Сэнсэй отправился спать, оставив меня наедине с моими мыслями.
Додзё: духовный оазис Впервые входя в традиционное додзё боевых искусств, житель Запада обычно чувствует себя неуютно из-за непривычных поклонов и различных проявлений этикета. Ему все это может показаться слишком преувеличенным, несерьезным и ненужным. И тем не менее каждый пункт этикета по своему происхождению связан с личной безопасностью и общим благополучием. Повседневная жизнь полна принятых в обществе нравов и обычаев, которые позволяют людям вступать в общение друг с другом и сводят к минимуму возможность неправильного понимания. Это тем более важно в военном обществе, где насилие сдерживается лишь строгим кодексом чести и жесткой социальной структурой. Этикет является регулирующим фактором, и в феодальных обществах он часто служил узкой линией, которая проходила между жизнью и смертью. Когда вы входите в додзё, вы входите в другой мир, мир воина. Он может быть местом, где царит уважение и дух товарищества, но он может быть также местом, где царит паранойя и недоверие. На мате айкидо атакуют нас и атакуем мы, повышая свою способность реагировать инстинктивно. Именно скрытый этикет и общественные нравы позволяют нам соблюдать при этом безопасность и дисциплину, перенаправлять свои агрессивные реакции и развивать сострадание и уважение. Ниже приводятся страницы из руководства по тренировкам, которое выдается каждому новичку, входящему в додзё. Они собраны моими старшими учениками. Мне кажется, что соблюдать эти правила при занятиях айкидо необходимо. Айкидо - это не спорт. Это дисциплина, воспитательный процесс для тренировки ума, тела и духа. Настоящей целью является не физическая техника, а приобретение инструмента для собственного совершенствования и духовного роста. Додзё, где занимаются айкидо, не является спортивным залом. Это место, где изучается учение Учителя Морихэя Уэсибы. Это не место для проявления своего эго, это место, где поднимается и очищается тело, разум и дух человека. Крайне важным для всего процесса обучения является соблюдение уважения, искренности, скромности и создание соответствующей атмосферы, и, поскольку айкидо - это военное искусство, все это крайне важно и для безопасности каждого участника. Для поддержания этой атмосферы необходимо соблюдать следующие правила, которые являются жизненно важными для вашего изучения айкидо
Правила додзё 1. В этом додзё должны строго соблюдаться традиционные правила поведения. Его дух установлен самим Основателем айкидо, и оно является местом, наследующим его учение. Каждый ученик обязан честно и искренне следовать этому учению. 2. Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения. 3. Очищение является активной благодарственной молитвой. Каждый ученик обязан поддерживать чистоту в додзё и очищать свой разум и свое сердце. 4. Додзё, если нет на это непосредственного разрешения сэнсэя, не должно использоваться ни для каких других целей, кроме регулярных запланированных занятий. 5. Только сэнсэй решает, будет он вас обучать или нет. Вы не можете купить технику. Ежемесячные членские взносы обеспечивают вам место для практики и предоставляют вам скромную возможность выразить свою благодарность за получаемую науку. Каждый ученик обязан вовремя вносить взносы. 6. Относитесь с уважением к Основателю и его учению, которое наследует и передает сэнсэй. Относитесь с уважением к додзё, к тренировочному оборудованию и друг к другу.
Правила тренировки 1. Необходимо уважать учение и философию Основателя, а также способ, с помощью которого сэнсэй передает это учение. 2. Моральной обязанностью каждого ученика является никогда не использовать техники айкидо во вред другому человеку или для пр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.024 с.) |